Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород




НазваниеМетодические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород
страница1/8
Дата публикации17.06.2013
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

по аттестации педагогических работников государственных

и муниципальных образовательных учреждений

Нижний Новгород

2011

ББК 74.204

Е 38

Рекомендовано к изданию НМЭС ГОУ ДПО НИРО

Под редакцией В.Ю Ереминой, канд.пед.наук, проректора по организационно-методической работе ГОУ ДПО НИРО;

Г.А.Игнатьевой, доктора пед.наук, зав.кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Авторы - составители:

Г.Г.Григорьева, С.А.Фадеева, Е.Г.Еделева, О.Н.Лебедева, О.А.Тарская.
Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений / Под ред. В.Ю. Ереминой, Г.А. Игнатьевой.- Н.Новгород: Изд-во ГОУ ДПО НИРО, 2011 – 57 с.
В сборнике представлены методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области.

Представленные материалы образуют целостную систему методического сопровождения аттестационных процедур, структурированную в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждению соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Сборник методических рекомендаций адресован педагогическим и руководящим работникам системы образования Нижегородской области, практическим работникам системы постдипломного и высшего профессионального образования, а также специалистам, участвующим в процессе аттестации.


Содержание

I.

Раздел 1. Нормативное обеспечение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

4

II.

Раздел 2. Организационно-методические условия прохождения аттестации

5




2.1. Экзамен в форме компьютерного тестирования

6




2.2. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы

15




    1. Портфолио педагогического работника

18

III.

Раздел 3. Методические рекомендации по содержанию квалификационных испытаний по направлениям аттестации педагогических работников ДОУ

20

IV.

Приложения

28




  1. Представление на участие в квалификационных испытаниях

28




  1. Ответы на вопросы педагогических работников по компьютерному тестированию

29




  1. Экспертное заключение на компьютерную презентацию методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы

31




  1. Экспертный лист оценки компьютерной презентации методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы

32




  1. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы (для педагога дополнительного образования детей)

34




  1. Компьютерная презентация методической разработки раздела (направления) программы воспитания (для социального педагога, старшего вожатого, воспитателя ГПД)

38




  1. Компьютерная презентация психолого-педагогической технологии как форма прохождения аттестации педагога-психолога

40




  1. Электронный шаблон портфолио педагогического работника

44




  1. Рекомендации к формированию информации и заполнению электронного шаблона портфолио учителя

52



Раздел 1. Нормативное обеспечение аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
1.1. Нормативная база аттестационных процедур

Процессы модернизации российского образования требуют от педагогических работников непрерывного профессионального роста, который достигается в результате самообразования и повышения квалификации. Поэтому главная цель аттестации педагогических работников – стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий.

Согласно Перечню поручений Президента РФ от 01.08.2008 Пр-1572ГС Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо:

«Обеспечить создание системы аттестации, подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, работников сферы образования, культуры и здравоохранения, использующих в своей деятельности информационные и телекоммуникационные технологии и внести в нормативные правовые акты изменения, определяющие периодичность проведения аттестации указанных служащих и работников в целях проверки навыков владения информационными и телекоммуникационными технологиями».

Нормативно-правовой базой аттестационных процедур являются:

1. Конституция Российской Федерации

2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» - ст. 25 п.п.1,2.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ– ст.ст.196, 197.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543 «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008

г. № 521 «Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования».

6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о ДОУ».

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г.  № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

9. Постановление главного государственного Санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. №91 «Об утверждении СанПин 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в дошкольных организациях».

10. Письмо Министерства образования Российской Федерации и Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 18.08.2010 г. № 03-52/46  «Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования России от 24 марта 2010 г. № 209».

11. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

12. Письмо Минобрнауки России от 21.10.2010 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

13. Приказ министерства образования Нижегородской области №202 от 07.02.2011 «Об организации аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в 2011 году».

14. Постановление Правительства Нижегородской области «Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области» № 468 от 15.10.2008.
Раздел 2. Организационно-методические условия прохождения аттестации

Основными задачами аттестации педагогических работников являются:

- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

- повышение эффективности и качества педагогического труда;

- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации основных образовательных программ;

- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Для решения данных задач определяются этапы аттестации:

1.Экзамен в форме компьютерного тестирования.

2. Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной (учебной, воспитательной) программы или программы методической работы.

3. Портфолио педагогического работника.

Педагогические работники в ходе аттестации с целью соответствия занимаемой должности проходят квалификационные испытания в письменной форме путем компьютерного тестирования по представлению руководителя ОУ. См. Приложение №1.

^ 2.1. Экзамен в форме компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование – это форма педагогического контроля, представляющая собой стандартизированную процедуру применения тестов на компьютере под управлением специальной программы, обеспечивающей заданную презентацию тестовых заданий и обработку результатов тестирования для решения комплекса задач.

Содержание готовности аттестующихся педагогических работников к компьютерному тестированию представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного и процессуального.

^ Мотивационный компонент готовности к компьютерному тестированию включает:

  • положительное отношение к компьютерному тестированию;

  • четкое и полное осознание значения компьютерного тестирования для системы образования и себя лично;

  • понимание роли компьютерного тестирования на современном этапе развития системы образования;

  • осознание необходимости и важности овладения основами теории и практики компьютерного тестирования;

  • интерес к компьютерному тестированию, его освоению.

Когнитивный компонент представляет собой знание:

  • значения понятий: «компьютерное тестирование», «компьютерный тест», «тестовое задание»;

  • возможностей и ограничений компьютерного тестирования;

  • форм тестовых заданий;

  • этапов и форм компьютерного тестирования.

Процессуальный компонент включает следующие умения:

  • адекватно воспринимать интерфейс компьютерного теста;

  • адекватно относиться к ситуации компьютерного тестирования;

  • отвечать на тестовые задания различных форм.

Экзамен в форме тестирования1 обеспечивает возможности оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков аттестуемых по различным образовательным областям. Адаптивная среда тестирования позволяет сформировать неограниченное число банков тестовых заданий различной структуры и содержания. В связи с этим тестовые задания без указания ответов и список литературы для подготовки к экзамену являются открытыми для аттестуемого. Таким образом, тестирование позволит обеспечить объективную оценку квалификации каждого аттестуемого.

Компетентностные аспекты разработки КИМов для экзамена в форме компьютерного тестирования. Требования к профессиональной компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности. Основой внедрения системы автоматизированного тестирования является профессиональный стандарт педагогической деятельности, представляющий собой систему требований к знаниям, умениям, способностям педагога (к компетентности), позволяющих в своей целостности осуществлять педагогическую деятельность и определяющим ее успех. Профессиональный стандарт может включать следующие аспекты:


Инструментальные

  • способность к анализу и синтезу;

  • способность к организации и планированию;

  • навыки письменной речи;

  • элементарные компьютерные навыки;

  • навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников);

  • способность к адаптации к новым ситуациям;

Системные (общепрофессиональные)

  • базовые общие педагогические знания;

  • базовые гуманитарные знания;

  • осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

  • знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

  • владение набором решающих правил, используемых для разрешения конкретных педагогических ситуаций;

  • знание современных средств и методов построения образовательного процесса;

  • умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам;

  • знание основных положений возрастной психологии;

  • способность проектировать образовательные процессы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся;

  • умение учитывать индивидуальные личностные особенности обучающихся при проектировании образовательных процессов;

  • владение системой интеллектуальных операций; умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче;

  • умение обеспечить безопасность жизнедеятельности учащихся и сохранение их здоровья в образовательном процессе;

  • знание нормативно-правовых оснований образовательного процесса;

Специальные

а) связанные с содержанием предмета

  • знание образовательных стандартов и реализующих их программ;

  • знание основ преподаваемого предмета;

  • умение продемонстрировать понимание общей структуры предмета и межпредметные связи;

  • сочетание глубокого знания предмета преподавания с общей культурой педагога;

  • сочетание теоретического знания с видением его практического применения;

  • умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты;

б) связанные с методикой преподавания предмета

  • знание нормативных методов и методик;

  • знание современных достижений в области методики обучения;

  • компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности;

  • знание функций, видов и объектов педагогической оценки;

  • владение различными методами образовательной диагностики;

  • способность организовать информационную основу деятельности обучающихся (знание типичных трудностей при изучении конкретных тем; способность дать дополнительную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи).

Профессиональный стандарт педагогической деятельности определяет спецификацию теста и структуру накопителя тестовых заданий.

По содержанию квалификационный тест для педагогического работника включает вопросы по следующим разделам:

- педагогика и философия образования;

- психология;

- нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

- обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся;

- содержание и методика преподавания предметной области.

Особенности экзамена в форме компьютерного тестирования. Экзамен – это форма контроля, проверяющая знание теоретических основ организации и нормативного обеспечения образовательных процессов, сущности современных образовательных технологий и практики их применения, основ педагогической инноватики и теории образования, содержания и методики преподаваемого предмета.


Экзамен в форме тестирования обладает целым рядом преимуществ перед традиционной формой экзамена.

Таблица 1

^ Преимущества экзамена в форме компьютерного тестирования

Объективность

Обработка результатов теста проводится компьютером, исключается фактор субъективного подхода со стороны экзаменующих.

Валидность

Большое количество заданий теста охватывает весь объем материала того или иного предмета, что исключает фактор "лотереи" обычного экзамена, на котором может достаться "несчастливый билет", что позволяет тестируемому проявить свою компетентность и не "провалиться" из-за случайного пробела в знаниях.

Демократичность

Все тестируемые находятся в равных условиях.

^ Массовость
и кратковременность


Возможность за определенный установленный промежуток времени охватить итоговым контролем большое количество тестируемых.

Технологичность

Проведение экзамена в форме тестирования позволяет использовать заданные алгоритмы и соответственно машинную обработку ответов.

Тест - это система заданий специфической формы и различной трудности, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень компетентности тестируемого.
^

А. Формы тестовых заданий


Содержание теста существует, сохраняется и передается в одной из четырех основных форм заданий. Вне тестовых форм ни тест, ни его содержание не существуют. По форме все известные в теории и практике тестовые задания можно разделить на четыре основные группы.

I. Первую группу образуют задания с выбором одного или нескольких правильных ответов.

1.1. Если к заданиям даются готовые ответы на выбор (обычно один правильный и остальные неправильные), то такие задания лучше называть заданиями с выбором одного правильного ответа.

Этим заданиям предшествует инструкция:

Выбрать правильный ответ

^ Единица считается числом:

простым
составным
простым и составным
ни простым, ни составным


1.2. В настоящее время всё большее распространение начинают приобретать задания с выбором нескольких правильных ответов. По содержанию они труднее, чем задания с выбором одного ответа. При ответах испытуемому приходится определять, какие ответы правильные, а какие - неправильные, а также решать вопрос полноты ответа.

Этим заданиям предшествует инструкция:

Выбрать правильные ответы:

^ К акцизным понятиям относятся:

табак

драгоценности

автомобили

бензин

колбасные изделия

хлеб

спиртные напитки

II. Вторую группу образуют задания, в которых правильный ответ надо дописать (обычно это одно слово, или один знак (цифра)).

Заданиям этой формы предшествует стандартная инструкция:

Дополнить (Вставить пропущенное слово)

Первым греческим философом считается ….

III. Третью группу образуют задания, состоящие из элементов двух столбцов. Таким заданиям предшествует инструкция:

^ Установить соответствие между видом дохода и формой капитала:

торговая прибыль
предпринимательская прибыль  
учредительская прибыль
дивиденд


акция
торговый капитал
ссудный капитал
промышленный капитал
контрольный пакет акций
переменный капитал
постоянный капитал


IV. Четвертая группа - это задания процессуального или алгоритмического характера. Таким заданиям предшествует инструкция:

Установить правильную последовательность событий 1917 года:

отречение царя Николая II

приезд Ленина

создание Петроградского совета

взятие Зимнего дворца

Корниловский мятеж

ликвидация двоевластия

II съезд Советов
^

Б. Процедура компьютерного тестирования


Экзамен в форме тестирования проводится в течение 1 астрономического часа (60 минут) и включает в себя 30 вопросов, которые последовательно предъявляются аттестуемому в автоматизированном режиме. Во время тестирования на экране монитора располагается только одно тестовое задание.

Каждый аттестуемый имеет право пройти тест только один раз. По истечении 60 минут (90 минут – математика) компьютерная программа автоматически завершает процедуру тестирования и выдает на экран монитора итоговый результат.

Аттестуемый может претендовать на высшую категорию в случае, если он выполнил 80% и более предъявленных заданий, на первую квалификационную категорию – 70% и более заданий. На соответствие занимаемой должности должен выполнить 51 % и более предъявленных заданий .

Тестируемому предоставляется возможность до начала процедуры тестирования выполнить демонстрационный тест с целью ознакомления с интерфейсом тестирующей программы и способами ввода ответов. Демонстрационный тест содержит по два задания различных форм и способов ввода ответов, встречающихся в аттестационном тесте. Содержание демонстрационного теста является отвлеченным, простым и понятным тестируемому.

Во время тестирования переговоры между аттестуемыми не разрешаются. С вопросами, не касающимися содержания учебного материала, следует обращаться к членам комиссии, предварительно подняв руку, чтобы не отвлекать других испытуемых во время тестирования.

Наличие учебных и справочных материалов во время сеанса тестирования не допускается. Выходить из компьютерного класса во время сеанса тестирования не разрешается.
^

В. Алгоритм компьютерного тестирования в адаптивной среде тестирования АСТ-тест


Шаг 1. Запустите программу AST-Test_Player

Шаг 2. Раскройте папку "ГОУ ДПО НИРО", кликнув по ней два раза левой кнопкой мыши и выберите в перечне доступных субъектов тестирования необходимый объект.

Шаг 3. Введите свой пароль (пароль Вам сообщит соадминистратор системы компьютерного тестирования)

Шаг 4. Раскройте папку "Список тестов", кликнув по ней два раза левой кнопкой мыши и выберите в перечне доступных Вам тестов необходимый объект

Например, аттестующиеся учителя истории выбирают "История""Атт_история_09"

Шаг 5. Нажмите кнопку "Начать тестирование"

Шаг 6. Познакомьтесь с интерфейсом программы


Сигнальные кружочки (квадратики)

Содержание тестового задания

^ Формулировка тестового задания



Кнопка "Пропустить"

Кнопка "Готово"



Оставшееся количество вопросов



Время, оставшееся до окончания теста


Шаг 7. Начните выполнение тестовых заданий
^

Г. Правила ввода ответов на тестовые задания различных форм

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconУрок литературы в 7 классе «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром...
«Методические рекомендации для аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» огбоу...

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации по расчету заработной платы работников...
О введении новой системы оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования...

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации для руководителей образовательных учреждений,...
Сергей Николаевич Кучер, проректор краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования...

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации Нижний Новгород 2006 Печатается по решению...
История философии: Методические рекомендации. 2-е изд. Н. Новгород: нгпу. 2003. 34 с

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к лекционным и практическим занятиям Нижний Новгород
Основы тифлопедагогики: Методические рекомендации к лекционным и практическим занятиям. Н. Новгород: нгпу, 2007. 40 с

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconПояснительная записка Аттестация играет главную роль в оценке деятельности...
Критерии и показатели для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников по должности "учитель" государственных...

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconРекомендации для работы комиссий по проверке организации школьных...
Составить график проверки на учебный год с охватом всех образовательных учреждений, осуществляющих школьные перевозки

Методические рекомендации по аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Нижний Новгород iconМетодические рекомендации к ведению и заполнению журнала дошкольной...
Управлением по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми плановых проверок государственных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница