Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография




НазваниеТеория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография
страница1/16
Дата публикации04.08.2013
Размер2.77 Mb.
ТипМонография
www.lit-yaz.ru > Право > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16



ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

ПЕТРОВСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИСКУССТВ




Р.И. Юнацкевич

Теория

образования взрослых:

становление, проблемы, задачи
Монография

Санкт-Петербург

2009

УДК 378:001

ББК 74.04

Ю-46


Юнацкевич Р.И. Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи. Монография. - СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 – 90 с.
Серия книг: теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых
Рецензенты:

Тихонов Л.Н., академик РАО, доктор педагогических наук, профессор

Тонконогая Е.П., доктор педагогических наук, профессор
Редактор:

Юнацкевич П.И., доктор педагогических наук


Теория образования взрослых раскрывает принципы, закономерности, условия и механизмы, а также формы и методы формирования и развития у граждан качеств субъекта социально-экономической, правовой, гражданской, политической, культурной, оборонной сфер деятельности.

В теории образования взрослых определены цели воспитания и обучения граждан в интересах человека, общества и государства, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования взрослых.

В теории образования взрослых отражены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования взрослых, воспитания и просвещения граждан.

ISSN 5-7199-0258-9


© ИОВ ПАНИ, 2009

© Р.И. Юнацкевич, 2009


Подписано в печать 30.12.2009.

Тираж 1000 экз. Заказ № 14. 9,38 п.л.

Отпечатано в Гуманитарном фонде «Фонд нравственных инвестиций»

Санкт-Петербург, ул. Сестрорецкая, д.6, помещение 5-Н
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……..………………………………………………………………………..4
1. Анализ западных концепций образования взрослых……………..…………...10
2. Экономико-организационные аспекты непрерывного образования

в промышленно-развитых странах…….…………………………………..…….21
3. Непрерывное образование и его планирование, возможности

осуществления

концепции непрерывного образования в рыночном обществе………..……..28


  1. Обобщение опыта непрерывного образования в экономически развитых

странах………………………………………………………………..………….32


  1. Работа международных организаций в области непрерывного

образования………………………………………………………………….…..37


  1. Основные тенденции международного опыта непрерывного

образования…………………………………………………………………..….42


  1. Проблемы финансирования образования взрослых…………………………………………………………………………51


8. Образование взрослых в России……………………………………………...61
Выводы…..…………………………………………………………………………...72
Заключение.…………………………………………………………………………..74

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Основные понятия теории образования взрослых………………………………..76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Литература..……………………………..……………………..................................87


Введение

По оценкам ЮНЕСКО (2009) при сохранении нынешних тенденций к 2015 году базовыми навыками грамотности не будут обладать более 700 миллионов взрослых. Согласно оценкам международных организаций, 776 миллионов взрослых – 16% взрослого населения мира – не могут осмысленно прочитать и (или) написать простой текст на национальном или официальном языке. Как отмечают эксперты ЮНЕСКО (Минск, 2009), каждые пять лет уменьшается на 100 миллионов количество взрослых, не обладающих навыками грамотности.

В странах, к числу которых относится и Россия, школьное образование является повсеместным и неграмотность рассматривается как проблема, ушедшая в прошлое. Однако международные и национальные обследования в области грамотности часто выявляют наличие существенных очагов неграмотности и низких уровней грамотности. Это означает, что проблемы грамотности являются уделом не только бедных стран. Незавершенное формальное образование, высокие уровни безработицы или частичной занятости, отсутствие доступа к образованию взрослых – все это усугубляет утерю навыков грамотности.

Низкие уровни грамотности, как правило, не бросаются в глаза, однако они сказываются на крупных контингентах населения в богатых странах и выступают в качестве препятствия на пути укрепления справедливости и развития социальной мобильности.

В рекомендациях ЮНЕСКО по развитию образования взрослых, принятых в ноябре 1976 года, «непрерывное образование понимается как глобальный проект, направленный на реконструкцию существующей системы образования и на развитие всего образовательного потенциала вне самой системы образования». ЮНЕСКО рассматривает образовательный потенциал общества как единство всех образовательных воздействий – через формальные, неформальные и информальные каналы.

По мнению ЮНЕСКО, непрерывное образование в практическом воплощении предусматривает развитие процесса образования, создание системы образовательных институтов для взрослых по двум направлениям:

1. «Вертикальному», «хронологическому», понимаемому как совокупность последовательных образовательных воздействий на индивида в ходе всего его жизненного развития, на любом отрезке его жизни.

2. «Горизонтальному», «синхронному», понимаемому как воздействие на индивида разных образовательных каналов (формальное образование – школа, институт и т. д.; неформальное образование – производственное обучение, переобучение, разного рода курсы повышения квалификации и т. д.; информальное образование – социализирующее влияние среды: семьи, места работы, средств массовой информации, общественного мнения и т. д.).

В целом в настоящее время ни в России, ни за рубежом целостной системы непрерывного образования не существует. Практическая реализация идей непрерывного образования, как и их теоретические разработки, отличаются прагматико-утилитарным характером и поэтому не нашли своего отражения в нормативно-законодательной базе.

Практическая реализация концепции непрерывного образования определяется мотивацией получения дешевым путем легко приспосабливающейся к новым условиям мобильной рабочей силы, стремлением получить максимальную прибыль.

Кризис валютно-финансовой системы и положение на рынке труда привели к тому, что в области теоретических разработок концепции непрерывного образования стали видеть одно из радикальных средств борьбы и инфляцией и безработицей. Дополнительные ассигнования на производственно-техническое обучение и постоянное повышение квалификации, по мнению ряда исследователей, должны обеспечить качественное улучшение квалификационной структуры рабочей силы, повысить занятость граждан, не приводя при этом к ускорению темпов инфляционного роста цен. При этом предполагается действие следующих зависимостей: улучшение квалификационной структуры – повышение производительности труда – большая масса товаров на рынке – более низкие цены – рост стоимости денег и связанное с ними падение «инфляционной» безработицы.

Вместе с тем, как показывает практика, непрерывное образование в его нынешнем виде принципиально не может избавить экономику от безработицы, инфляции цен и зарплат. Мы не можем изменить некоторые черты современного общества или повысить уровень его жизни, ограничив себя лишь задачей наведения на систему образования косметического глянца.

Сейчас провозглашается законодательное закрепление концепции непрерывного образования. Но каков источник средств перестройки системы образования на принципе непрерывности?

Можно ввести норму для предпринимателей по отчислению части прибыли на непрерывное образование. Однако здесь государственные и общественные нужды вступают в противоречие с частным интересом по увеличению объемов прибыли.

Растущий спрос на образование в России представляет собой сложный социально-экономический феномен, определяемый действием ряда факторов. Повышенный интерес науки и государства к проблемам образования рабочей силы объясняется тем, что качественные характеристики рабочей силы влияют на результат конкурентной борьбы на рынках сбыта.

Подготовка высококвалифицированной рабочей силы востребует крупных инвестиций, которые не укладываются в рамки частной рентабельности для предпринимателей. Частный капитал не способен взять на себя эти расходы, поэтому государство в условиях рыночной экономики вынуждено брать эту работу на себя.

Большая часть капиталовложений на образование осуществляется из средств государственного бюджета и не рассчитана на получение прибыли. Именно это условие обеспечивает высокую прибыльность частного сектора экономики.

Кризис в экономике и обусловленное им урезание государственных затрат на образование, происходящие на фоне долгосрочной тенденции увеличения части уделяемых образованию национальных ресурсов, побуждают ученых Института образования взрослых Российской академии образования обобщать опыт разработок в области непрерывного образования.

При этом приходится учитывать, что такие педагогические критерии, как развитие творческого начала у учащихся, способность к самовоспитанию, развитие умственных способностей и т.д. – не являются достаточными аргументами для принятия финансовых решений; их воздействие должно включаться в общий критерий «затраты – результат».

Если вложения в программу непрерывного образования будут больше, чем результат, то такая программа не будет приветствоваться в условиях рыночной экономики.

Теория непрерывного образования, разработанная научной школой Ииститута образования взрослых Российской академии образования, предусматривает создание открытой системы непрерывного образования, системы, в которой ликвидирован возрастной ценз, системы, удовлетворяющей потребности индивида на всех этапах профессионального, социального и онтогенетического развития человека, системы, способствующей гармоничному нравственному развитию личности.

В условиях рыночной экономики такая теория остается лишь перспективой. Рыночный подход к концепции непрерывного образования суживает понятие непрерывного образования до уровня постоянного повышения квалификации (что нашло свое отражение в статье 26 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании»), до организационных форм обучения, обеспечивающих подготовку мобильной и легко адаптирующейся к новым условиям рабочей силы, функционально приспособленной к потребностям существующей социально-экономической системы.

Термин «непрерывное образование» на сегодняшний день не нашел своего отражения в законодательных актах, регулирующих общественные отношения в сфере образования. В статье 26 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится лишь о том, что в пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Таким образом, непрерывное повышение квалификации рабочих, служащих, специалистов является, в соответствии с федеральным законом, всего лишь задачей дополнительного образования.

На основании статьи 50 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании» граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Возможность неоднократного получения бесплатного профессионального образования по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионально заболевания и (или) инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является исчерпывающим условием реализации задачи непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих и специалистов.

Данные нормы, установленные статьями 26 и 50 Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании», являются исчерпывающими и не требуют дополнительных бюджетных затрат на их совершенствование.

Законодательные инициативы, направленные на придание понятию «непрерывное образование» юридического статуса, до настоящего момента результата не достигли. Это связано с тем, что инициаторы законодательных инициатив преследовали цель получить от государства под организации дополнительного образования финансовые средства. Однако затратность предлагаемого механизма обеспечения дополнительного образования и дополнительные нагрузки на бюджет вынудили Президента России отклонить данные инициативы.

Вопрос непрерывного образования по своей сути выступает задачей дополнительного образования. Вместе с тем вопросы, которые ставит научно-педагогическое общественность в отношении непрерывного повышения квалификации рабочих, служащих, специалистов, находят свое отражение в научных исследованиях Института образования взрослых Российской академии образования как в России, так и в других Государствах СНГ. Председатель Совета Федерации Миронов С.М. в 2009 году подчеркнул важность и перспективность государственной поддержки образования взрослых. Многое для развития образования взрослых сделано Президентом Российской академии образования Никандровым Н.Д.

Под образованием взрослых понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование у граждан качеств субъекта деятельности. Образование взрослых осуществляется в виде формального, неформального и информального образования и носит непрерывный характер. Это образование, приобретаемое на протяжении всей жизни человека, стимулирующее его к активному и осознанному преобразованию действительности, позволяющее ему противостоять различного рода манипуляциям. Объектом образования взрослых является дееспособный гражданин, занятый в сфере оплачиваемого труда. Субъектом образования взрослых выступают физические и юридические лица¸ способные обучать и воспитывать субъекта деятельности – взрослого человека.

Институт образования взрослых Российской академии образования (ИОВ РАО) принял активное участие в разработке нормативной базы образования взрослых в России и других государствах-участниках СНГ.

Так, разработанные ИОВ РАО проекты документов были утверждены на разных уровнях образования и составили нормативную базу образования взрослых:

- модельные законы для государств-участников СНГ «Об образовании взрослых», «О постдипломном образовании», «О просветительской деятельности», принятые Межпарламентской ассамблеей СНГ, 2000 г.;

- концепция развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, утвержденная решением Совета глав правительств государств-участников СНГ 25 мая 2006 года;

- рекомендации Межпарламентской ассамблеи СНГ «О правовом обеспечении образования взрослых в государствах-участниках СНГ», 2007 г.;

- решение Совета глав правительств СНГ «О придании государственному научному учреждению «Институт образования взрослых Российской академии образования» статуса базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности» от 22 ноября 2007 года;

- план работы Базовой организации государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельности на период 2009-2012 гг., утвержденный Конференцией министров образования СНГ от 14 мая 2009 года;

- решение Совета глав правительств СНГ «О Плане мероприятий по реализации Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ» от 22 мая 2009 года.

Всё это вместе взятое означает, что практическая реализация данных нормативных актов требует нового теоретического осмысления образования взрослых.

Концепции образования взрослых, использованные при разработке новой теории образования взрослых:

В разработке новой теории были использованы следующие концепции образования взрослых:

- методология образования (Новиков А.М., Новиков Д.А.);

- теория образования взрослых (Даринский А.В., Подобед В.И., Тонконогая Е.П., Тихонов Л.Н., Марон А.А., Юнацкевич П.И. и д.р.);

- инновационное развитие образования взрослых в современных условиях (Подобед В.И., Тонконогая Е.П. и д.р.);

- образование взрослых как социо-культурный институт развития человека и общества (Горшкова В.В., Загривная Т.А. и д.р.);

- социально-образовательные инновации в управлении системами образования взрослых (Панасюк В.П., Ким С.В. и д.р.);

- андрагогическое обеспечение открытых систем профессионального и общего образования взрослых (Громкова М.Т., Змеев С.И., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и д.р.);

- проектирование систем управления качеством образования взрослых (Панасюк В.П. и д.р.);

- развитие мотивационной сферы и самореализация взрослых в системе профессионального образования (Тонконогая Е.П., Горшкова В.В., Загривная Т.А. и д.р.);

- научно-методическое обеспечение формирования единого образовательного пространства государств-участников СНГ в условиях становления национально-региональных систем образования взрослых (Юнацкевич П.И., Пшенко К.А. и д.р.);

- экономическое образование взрослых в процессе модернизации профессионального образования (Ипатов Ю.М., Юнацкевич Р.И. и д.р.);

- нравственное развитие взрослого человека в процессе непрерывного образования (Никандров Н.Д., Юнацкевич П.И., Чигирев В.А. и д.р.);

- образование взрослых в сфере семейного воспитания (Коваленко Н.П. и д.р.);

- медицинское просвещение в системе образования взрослых (Юнацкевич П.И., Хавинсон В.Х., Гальцев Ю.В.);

- непрерывное профессиональное образование взрослых в форме безотрывной подготовки кадров предприятий и учреждений народного хозяйства (Ткаченко Е.В., Подобед В.И., Юнацкевич П.И., Юнацкевич Р.И., Кондратьев А.А.).

Основные понятия разрабатываемой теории образования взрослых:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconВопросы к экзамену по курсу
Теория и методика экологического образования как наука. Ее предмет и задачи, актуальные проблемы

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconМонография
Медиаобразование: История, теория и методика. – Ростов-на-Дону: Изд-во цввр, 2001. – 708 с

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconПроблемы комизма и смеха
Однако это еще не значит, что теория нам не нужна. Теория нужна в любой области человеческих знаний. Ни одна наука без теории в наши...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconВалентина Михайловна Целуйко Взрослые проблемы взрослых людей Валентина...
С годами, когда подобные радостные ощущения посещают его все реже и реже, воспоминания «о бывшем счастье» являются тем спасительным...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconСовременный менеджер
Современный менеджер: Формирование. Становление. Развитие. Монография/ под ред проф. Крупицы В. В. – Н. Новгород: вгипу. – 2011....

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconНачала с формирования интереса к труду взрослых
Решение этой задачи в дошкольный период предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconМонографии на русском языке
Потемкина О. Ю. Иммиграционная политика Европейского Союза: проблемы и перспективы: монография / О. Ю. Потемкина. – М.: Ин-т Европы...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconЮ. Ю. Горюнов, Т. Ю. Горюнова, Д. В. Дружинин Теория и методы принятия...
Тимпр) – это наука, которая математическими методами обосновывает выбор одного из нескольких решений задачи (проблемы). Следует подчеркнуть,...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconІ. Книги: Книга (монография)
Книга (монография) Николай Гоголь: творчество и судьба. (Литературные искания и художественные открытия.) София, Изд-во "Херон Прес",...

Теория образования взрослых: становление, проблемы, задачи Монография iconЦель настоящей дипломной работы заключается в исследовании проблемы...
Аполлоний Дискол). Теория артикля получила свое развитие в средневековой грамматике (арабская лингвистическая традиция) и в период...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница