Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ




НазваниеПеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ
страница1/8
Дата публикации26.07.2013
Размер1.07 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология/ Пер. с англ. — М.: Соц.-полит. журн., 1994.-272 с.

В книге классика французской социологии М. Догана и докто­ра философии Д, Пеласси всесторонне раскрываются сущность сравнительного метода, его принципы и механизмы применения. Авторы приводят в стройную систему достижения европейской политической социологии и американской политологии, используя огромную научную информацию.

Ясность и сжатость изложения материала, широта охвата тео­рий и концепций убеждают в том, что книга может быть рекомен­дована преподавателям политологии и социологии, студентам, всем, интересующимся социальными науками.

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора ..........................................................................................................6

Предисловие к русскому изданию..............................,..............,.....,................!....... 10

Часть I. Что служит ориентиром для компаративиста

Глава 1. Сравнение как средство освобождения от этноцентризма............. 14

Глава 2. Сравнение как средство выработки социологических правил...... 28

Глава 3. Операционные понятия............................................................................... 40

Глава 4. Теоретические структуры .......................................................................50

Глава 5. Функциональная эквивалентность ...................................................56

Часть II. Интернационализация аналитических категорий

Глава 6. Социальные классы: различные на каждом континенте................. 69

^ Глава 7. Культурный плюрализм — критерий вертикального

разделения общества.................................................................................... 86

Глава 8. Политическая культура: различная для разных государств............ 98

Глава 9. Политическая социализация: от поколения к поколению............ 111

Глава 10. Политический клиентелизм — всеобщее явление„.....„............,...123

^ Глава 11. Демократия социального согласия: наилучшая модель

для общества фрагментированной структурой....„..............,....„.„.134

Глава 12. Политические кризисы: исторические феномены

или стадии развития ................„„...„.„............„...........„.....„..,„..„.„„^.„.148

Часть Ш. Выбор стран

Глава 13. Сегментация как начало сравнительного анализа.........„......„„..„159

^ Глава 14. Метод изучения отдельного случая в практике

сравнительного анализа...............„......„„...................„...„„....1....1...„.„„1б8

Глава 15. Бинарный анализ.......„........,...........„„......„...„....,.,.......„.„,..........„„.„„.176

Глава 16. Сравнение похожих стран .„,.........„...„„.,......„..............„„..:..,.....„„.„„184

Глава 17. Сравнение контрастных стран,...„„..,..........,..„...........,„„..........„„...„,200

Глава 18, Придание концептуальной однородности неоднородной

области исследования......„.....„,„„...„,.........,................„.......„.....,..„,....,208

Часть IV. Как структурировать результаты сравнения

Глава 19. Дихотомия как способ классификации „.....„...„.„..„,.,..„......„.„...,..221

Глава 2р. Типологии социальных актеров в международных

сравнительных исследованиях,.,..,.....„„...„.„..........,.„....„.„...„..,.........229

Глава 21. Типологии политических режимов ..„„.„.„„....,..........„..,.„...„„,..„....241

Глава 22. Динамика моделей „„...„.„......,„„...„.„......„.„..„„..„„„..„....,„.,...„.„„.„„249

Глава 23. От сравнения к синтезу.„„...,.„.........,„.„.....„.„„„...„.„„...„..„...„.„„„.„.260

Глава 24. От синтеза к прогнозу „„„„„..„.„„..„„„...„.„,„„...„..„.....„...„„.„...„„.„„265

^ ОТ РЕДАКТОРА

Российский читатель получает возможность познако­миться с одной из работ классика французской социоло­гии, признанного лидера сравнительной социологии — Матея Догана и его соавтора Доминик Пеласси.

Книга «Сравнительная политическая социология» (Sociologie Politique Comparative) вышла в свет сначала на французском языке, затем была переведена на японский и дважды переиздавалась на английском языке под названи­ем «Как сравнивать государства: Стратегии в сравнитель­ных политических исследованиях» (How to Compare Nations: Strategies in Comparative Politics). Перевод на рус­ский язык осуществлен с английского варианта второго из­дании книги (New Jersey, 1ФЮ); и по согласованию с М. До­ганом для русской книги мы сохранили ее первоначальное название «Сравнительная политическая социология».

Содержание этoгo труда гораздо шире его названия. Хо­тя книга и рекомендована в качестве учебного пособия по социологии и политологии и ряде университетов Франции и США, но это не просто учебник. Это творчески, переос­мысленная, обобщенная и стройно изложенная система представлений европейской политической социологии и американской политологии. Работая с гигантским матери­алом, авторы свободно оперируют парадигмами, понятия­ми и терминами (часто трудно переводимыми, так как они не имеют прямых аналогов в русском языке). Они привле­кают в качестве аргументов, примеров, фактов огромное ко­личество источников, с которыми российский читатель практически не знаком. Ссылки на них помещены в конце каждой главы.

По мнению М. Догана, политическая социология долж­на быть сравнительной, ибо нет смысла анализировать от­дельно взятые явления политической жизни без конкретно­го социально-политического контекста, всестороннего ана­лиза его предпосылок и последствий, без проведения исторических аналогий и учета опыта других государств.

Сравнительный метод позволяет придать исследованию объяснительный характер и включить его в более широкий контекст. Поэтому теоретико-методологическим вопросам сравнительных исследований, выбору стратегий, методов, подходов в книге отводится основное место. Читатель не только найдет подробные и интересные рекомендации по проведению таких видов компаративных исследований, как имплицитный и эксплицитный бинарный анализ, сравне­ние подобных и контрастных стран, лонгитюдное исследо­вание, асинхронное сравнение, планетарное или глобальное сравнение, но и познакомится с логическим построением социального исследования.

Сравнительный подход в социологических и политоло­гических исследованиях развивает социальную мудрость ученого и способствует освобождению его от всякого рода «шор», прежде всего идеологических, от этноцентризма. Сравнение ведет к пересмотру сложившихся стереотипов и подтверждает идею относительности знания.

М. Доган доказывает мысль о том, что даже наиболее распространенные ценности, структуры, политические институты не обязательно являются всеобщими. На примере западноевропейских стран авторы показывают, что стремление использовать у себя удачный опыт друг друга совер­шенно не гарантирует того, что решения, подходящие для одной страны, обязательно будут пригодны для другой.

Авторы на протяжении всей книги подчеркивают важ­ность исконного контекста, предостерегают от слепого, без­думного копирования «чужих рецептов». «Надеяться на эко­номическое чудо в результате экспортирования капитализ­ма в страны третьего мира, забывая при этом об этапах экономического развития в Европе, — это означало бы со­здавать для них модель развития, построенную на песке. Как можем мы оставить без внимания те огромные воз­можности, которые были предоставлены западным стра­нам, начиная с XIX столетия, колонизацией и присвоением ресурсов этих колонизованных регионов?» (гл.2). Эта мысль, на наш взгляд, может быть адресована многим се­годняшним российским реформаторам, ищущим панацею от всех бед в экспорте капитализма.

Будучи сторонниками нелинейности, многовариантности, М. Доган и Пеласси пишут о широко признанной в мире идее существования «альтернативных пу­тей, ведущих к альтернативным моделям модернизации». Предостерегая от догматизма в социальном анализе, ав­торы подчеркивают, что «не нужно больше пытаться установить всеобщую последовательность универсальных ста­дий экономического и политического развития... Не нужно больше проводить полевых исследований, чтобы опреде­лить, как далеко местное население, например в Турции или где-либо в другом месте, продвинулось по прямому пу­ти, ведущему развивающуюся нацию к успеху» (гл. 1).

По мнению авторов, «социологи из западных стран слишком медленно осознали, что они применяли собствен­ные мерки в качестве универсальных». Здесь мне бы хоте­лось не согласиться с М. Доганом и Д. Пеласси в том, что процесс такого «осознания» уже завершился, так как и се­годня в практику внедряются разработанные социологами и политологами концепции, основанные как раз на идее универсальности западных мерок.

Большое внимание в книге уделяется типологии поли­тических режимов, исследованию политических элит, ана­лизу причин и закономерностей возникновения политиче­ских кризисов. Используя термин Дж. Джеймса «револю­ция возрастающих экспектаций», авторы показывают, что причиной напряженности и социальных взрывов часто является разрыв между тем, чего ждут от системы, и тем, что система способна предложить. Наиболее нестабильный пе­риод и развитии общества, по мнению авторов, тот, когда возникает нестерпимый разрыв между экспектациями и тем, что народ па самом деле получает от своего правительства. Такой подход мог бы помочь объяснить периодич­ность и силу кризисов в развивающихся странах, в совре­менных экс-социалистических странах, «часто страдающих от непосильного груза преждевременно импортированных запросов» (гл. 12).

Масштабность книги, широта охвата рассматриваемых в ней проблем не дают возможности сколько-нибудь под­робно остановиться на всех наиболее интересных и значи­мых моментах. Единственное, что мне бы хотелось еще подчеркнуть, это то, что читатель, на мой взгляд, не может не проникнуться убежденной верой авторов в силу научного знания и в то же время в социальную ответственность уче­ного. Авторы настойчиво напоминают ученым о социаль­ных последствиях неправильно избранных моделей разви­тия, неверных социальных концепциях, внедряемых в практику, о последствиях неграмотного или халатного ло­кального социологического исследования и его интерпрета­ции. К ответственности и тщательности они призывают и в выборе понятий, категорий, терминов, ибо «безобидных» слов не бывает. «Если каждый будет пытаться включить различное содержание в такие понятия как «прогресс», «диктатура», никакие теоретические споры не смогут разви­раться...» «Коль скоро мы находимся во власти слов, которые мы выбираем, нам следует делать это тщательно».

Говоря о книге, предлагаемой читателю, нельзя не сказать и о ее авторах.

Матею Догану сейчас 64 года. Он живет в Париже. Уди­вительно энергичен, бодр, жизнелюбив. Очень много рабо­тает. Ровно сорок лет — с 1954 г. — отдано им Националь­ному Центру научных исследований Франции (это пример­ный аналог Российской Академии наук). М. Доган опубли­ковал 15 книг, его статьи печатаются в научных журналах Франции, Италии, Англии, Германии, Испании, США. По­явились они и в России.

Несколько месяцев в году М. Доган проводит в СIIIA, где читает лекции студентам Калифорнийского универси­тета. В 1994 г. он посетил Россию по приглашению Инсти­тута социально-политических исследований РАН и прочел цикл лекций.

Международный авторитет М. Догана подтверждается и его формальным статусом Президента Комитета по сравнительной социологии Международной социологической ассоциации и Комитета по изучению политических элит Международной ассоциации политических исследований.

Доминик Пеласси — доктор философии в области поли­тических наук Парижского университета, является помощ­ником М. Догана по научной работе в Национальном Цент­ре научных исследований. Она автор ряда научных трудов.

От имени всех тех, кто принимал участие в подготовке к изданию на русском языке этой книги, желаю авторам много новых прекрасных работ, а читателям — удовольст­вия от их прочтения.

И. Б. Орлова

^ ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

В течение нескольких десятилетий Россия занимала настолько специфическое место в системе политических режимов, что ее трудно было включить в сферу действия аналитических категорий международного сравнительного анализа.

Сегодня Россия вновь обретает право на преимущественное место в сравнительной политологии в силу своей исторической зна­чимости, демографического разнообразия и вследствие тех эконо­мических социальных и политических потрясений, которые она пе­реживает. За короткое время Россия стала территорией нового социального эксперимектирования, которое привлекает особое внимание политологов и социологов Западной Европы. Анализ со­циальных изменений в России с помощью сравнительных методов дает наилучшую возможность познать их во всей сложности и мно­гообразии.

В настоящей книге обсуждаются основные стратегические на­правления сравнительной политической социологии и некоторые новые перспективы сравнительных исследований. Важность про­блем, которые мы здесь ставим, привела нас к необходимости доб­ровольно отказаться от методических и технических вопросов, по­скольку их исследование потребовало бы написания другой книги. Здесь мы сосредоточили внимание на общей стратегии сравни­тельных исследований. У нас нет намерения суммировать все накопленные знания, касающиеся политических партий, групп вли­яния, парламентов, управленческого аппарата, поведения избира­телей и т. д. Скорее наша цель состоит в том, чтобы дать им крити­ческую оценку, рассмотреть их современное состояние.

В книгу мы включили некоторые новые критические размышле­ния, подходы в научной литературе, не отвергая старых классиче­ских работ, которые продолжают вдохновлять сравнительные поли­тические науки и сравнительную политическую социологию. Сегод­ня, как и вчера, мы предпочли ставить вопросы, нежели давать на них исчерпывающие ответы.

М.Доган
^ ЧАСТЬ I: ЧТО СЛУЖИТ ОРИЕНТИРОМ ДЛЯ КОМПАРАТИВИСТА

Сравнение — это обычный способ мышления. Нет ничего более естественного, чем рассматривать народ, идеи, соци­альные институты, соотнося их с другими народами, идея­ми и институтами. Мы приобретаем знание через сравне­ние. Научное сравнение не является чем-то особым по своей природе, даже если оно и требует более сложных ин­теллектуальных средств. Мы сравниваем для того, чтобы более объективно оценить существующую ситуацию с по­зиций отдельных личностей, социальной общности или же государства в целом. Производящий сравнение социолог вскрывает все слабые стороны этноцентризма и тем самым может найти путь их преодоления.

Но компаративист (Компаративист - ученый, занимающийся сравнительными иссле­дованиями. (Прим. ред.) не стремится лишь к тому, что­бы лучше познать свое собственное окружение. Расши­ряя сферу наблюдения, он стремится определить соци­альные закономерности и выявить главные причины наблюдаемых социальных явлений. В настоящее время в мире существует более 160 независимых государств, и каждое из них обладает своими характерными особен­ностями, которые можно рассматривать в различных аспектах и в самых различных сочетаниях. И в этом ка­лейдоскопе рождаются сотни вопросов, которые пред­ставляют интерес для всех видов исследований — описательных (дескриптивных) или теоретических, специаль­ных, универсальных. Обращение к человеческому интел­лекту создает возможность знаниям подняться до уровня подлинной науки. «Мыслю, следовательно, существую» (cogito, ergo sum) — провозгласил Р. Декарт, перефразируя это изречение, мы можем сказать: «Я мыслю, следовательно, я сравниваю».

Проведение сравнения между государствами требует выработки четкой концептуальной структуры. Социальные ученые*, исследующие только одну страну, могут прово­дить исследование, продвигаясь постепенно шаг за шагом, не опираясь на структурированные гипотезы, создавая свои аналитические категории спонтанно. Компаративисты не имеют подобной свободы. Они не могут двигаться вперед, не обладая необходимыми инструментами исследования. Сталкиваясь с огромным разнообразием различных ситуа­ций, они вынуждены опираться на абстракции, уметь вла­деть достаточно общими понятиями, позволяющими спра­виться со всем разнообразием изучаемых ими явлений. Сосредотачиваясь на изучении какой-либо одной страны, одной культуры или одной системы, исследователь может по всей вероятности, двигаться ощупью.* Компаративистам же, напротив, необходим компас, ориентир, который бы по­зволил им переходить от одного социального контекста к другому, выбирать в каждой из стран отличия и сходные черты, которые затем могут быть объединены в одну общую схему.

Каждый исследователь фильтрует действительность. Но такое отфилътровывание является первейшей задачей ком­паративиста, который уже «со старта» должен иметь теоре­тическую схему с четким пониманием того, что цель иссле­дования состоит именно в том, чтобы усовершенствовать, перестроить первоначальную схему. Даже в том случае, ес­ли такая хорошо структурированная теоретическая основа отсутствует, специалисту, занимающемуся изучением од­ной страны, не грозит опасность потерпеть неудачу. Но компаративист в данном случае может сбиться с пути, и все его попытки объединить в общую систему собранную ин­формацию могут оказаться тщетными.

Быть может, не существует радикального различия в подходах специалиста по одной стране и компаративиста, Но существует принципиально разный уровень анализа. То, что в первом случае еще скрыто, во втором — ярко про­является; настолько, что методологические и концептуальные проблемы, возникшие в результате такого широкого сравнения, оказываются совершенно особыми. Мы согласны с Ч. Рейджином в том, что « существуют большие различия в ориентации большинства компаративистов и неком­паративистов, и эти различия имеют важные методологи­ческие последствия»1.

* Мы вводим термин «социальные ученые» как аналог английского «social scientists» — ученые, работающие в области социальных наук. (Прим, ред.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Charles С. Ragin, The Comparative Method (Berkeley: University of California Press, 1987).



  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconПримерная программа Наименование дисциплины «Основы социологии» Рекомендуется...
«Социальная антропология», «Социальная психология», «Социология семьи», «Социология культуры», «Социология религии», «Этносоциология»,...

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconПолитология
Структура и состав современного политологического знания. Политология и политическая социология, политическая экономия, история....

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconСмелзер Н. Социология С50 Социология: пер с англ
Стенфордском университете, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии...

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconМосква
В15 Конец знакомого мира: Социология XXI века/Пер, с англ под ред. В. И. Иноземцева. М.: Логос, 2004. 368 с. Isbn 5-94010-255-7

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconПирс М. П 33 Горький ветер: Роман/Пер с англ. О. Назаровой; Возвращение:...
Пирс М. П 33 Горький ветер: Роман/Пер с англ. О. Назаровой; Возвращение: Роман/Пер с англ. В. Юмашева, О. Юмашевой. — М.: Олма-пресс,...

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconБиблиографический указатель новых поступлений книг ппл (94 названия) январь 2013 год
Сахалин. Времена года [Текст] : фотоальбом / пер с рус на англ. А. Страхова; пер на англ. А. Страхова. Южно-Сахалинск : Художественный...

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconБир С. Мозг фирмы: Пер с англ
Бир С. Мозг фирмы: Пер с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 416 с.: ил. Isbn 5-256-00426-3

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconЯлом И. Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной
Я 51 Лжец на кушетке / Пер с англ. М. Будыниной. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 480 с. — (Практическая психотерапия)

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconБлаватская Е. П. Напутствие бессмертным. Пер с англ
Напутствие бессмертным. – Пер с англ. – М.: Сфера, 2004. – 480 с. – (Серия "Елена Блаватская – потомкам")

Пеласси Д. Сравнительная политическая социология / Пер с англ iconЕнеджмента
Д76 Энциклопедия менеджмента.: Пер с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. 432 с.: ил. Парал тит англ



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница