Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13




Скачать 300.72 Kb.
НазваниеКурс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13
страница1/2
Дата публикации14.07.2013
Размер300.72 Kb.
ТипЛекция
www.lit-yaz.ru > Право > Лекция
  1   2

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ




Кафедра государственно-правовых дисциплин


Курс:

История политических и правовых учений

Тема 4. Политико-правовые учения в Европе и США

в Новое время.

Лекция 13. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая

идеология ХIХ вв.


План лекции:


  1. Политико-правовые идеи и теории социалистов и коммунистов

первой половины ХIХ века и возникновение марксизма.


  1. Политико-правовая идеология анархизма.


Москва 2003

1. Политико-правовые идеи и теории социалистов и коммунистов

первой половины XIX в. и возникновение марксизма
Промышленный переворот в Англии и низвержение феодализма во Франции положили начало бурному развитию капитализма в ве­дущих странах Европы. В многочисленных социалистических и коммунистических теориях, появившихся в первые десятилетия XIX в., со­держалась критика капитализма Стимулом к её воз­никновению было резкое имущественное расслоение общества и ухудшение положения трудящихся, особенно наемных рабочих, в результате промышленного переворота, экономических кризисов и безработицы.

В этот период возникли социалистические учения, отличавшие­ся от существовавших до того коммунистических теорий. Они поначалу получили распространение в Англии и особенно во Франции. В 20—40-е гг. XIX в. было опубликовано много различ­ных по жанру (научный трактат, роман, статья) произведений, со­держащих социалистические и коммунистические идеи, больше, чем за всю предшествующую историю человечества. Эти теории были многочисленны и разнообразны.

Начало развитию социалистической мысли положили ^ Шарль Фурье (1772—1837) и Клод Анри Сен-Симон де Рувруа (1760—1825). Основные книги Фурье были изданы в начале XIX в. ("Теория че­тырех движений и всеобщих судеб" — 1808 г., "Новый промышлен­ный и социетарный мир" — 1829 г. и др.). Тогда же были опублико­ваны главные произведения Сен-Симона ("Письма женевского обита­теля к современникам" — 1802 г., "Катехизис промышленников" — 1823 г., "Новое христианство" — 1825 г. и др.). Под влиянием этих трудов возник ряд теоретических школ и направлений, развивав­ших идеи основателей социализма либо обосновывавших самостоя­тельные социалистические (коллективистские) учения. Наиболее фундаментальным теоретическим произведением было "Изложение учения Сен-Симона", которое издали сен-симонисты Базар, Родриг и Анфантен.

В тот же период продолжались разработка и обоснование ком­мунистических идей. Видным теоретиком коммунизма являлся ан­гличанин Роберт Оуэн (1771—1858), основные труды которого из­даны в 20—30-е гг. XIX в. Тогда же (1828 г.) Буонаротти опублико­вал книгу "Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа". В 1841 г. переиздан "Кодекс природы" Морелли.

Исторически сложившимся центром разработки и обсуждения коллективистских (социалистических) и коммунистических теорий в 20—40-е гг. стал Париж. Здесь создавались полулегальные или тай­ные общества, издавались газеты, журналы и книги коммунисти­ческого направления, проводились собрания сторонников социализма и коммунизма.

Республиканское движение, сильное во Франции со времен революции, все более приобретало социальную окраску, усваивая ряд коллективистских идей. Идея политической революции все чаще соединялась с идеей революции социальной, политико-правовые проблемы все теснее увязывались с проблемами собственности, имущественных гарантий прав и свобод, с обостряющимся вопро­сом о противоречиях труда и капитала. В начале 40-х гг. в журнале республиканского направления "Братство" утверждалось, что на­родный суверенитет должен найти свое выражение не только в конституции, но и в экономических отношениях.

Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся ка­питализм и резко критиковали свойственные ему пороки. Капита­лизму противопоставлялись проекты идеального строя. Разное пред­ставление об идеалах и способах их достижения породило ряд школ и кружков. Кроме фурьеристов, сен-симонистов, оуэнистов, бабувистов существовало множество других направлений, сочетавших идеи разных школ либо разрабатывавших оригинальные доктрины. Социалистические и коммунистические теории XIX в. содер­жали новые идеи, отличавшие их от предшествующих доктрин.

Большинство социалистов и коммунистов придавало большое значение промышленному перевороту.

Оуэн подчеркивал, что внедрение машин в производство созда­ло в Англии (и во всем мире) совершенно новое общество и подго­товило условия перехода к строю коммун (ассоциаций). С помощью крупного производства, писал Фурье, человечество могло бы мино­вать самые злосчастные периоды своей истории, скоро перейдя к высшим этапам развития. Вся теория Сен-Симона и сен-симонис­тов основана на идее развития экономики, становления нового "промышленного общества".

В литературе с 20-х гг. XIX в. твердо обозначилась тенденция поиска содержания истории, закономерностей общественного раз­вития, обусловливающих неизбежность социализма и коммунизма. Стремление создать социальную науку, подобную физике, было свойственно Сен-Симону и его ученикам. Изучению закономернос­ти истории большое значение придавал Фурье, разработавший оригинальную концепцию общественного развития. Свою систему Оуэн оценивал как важное научное открытие, основанное на изучении со­временного общества и его предыстории.

Поиск научной теории социализма и коммунизма резко повы­сил интерес к истории, к определению этапов развития общества и закономерностей перехода от одного этапа к другому, к политичес­кой экономии (изменение форм собственности, технико-экономичес­ких условий производства и т.п.). Прудон утверждал, что социализм становится научным только тогда, когда опирается на выводы по­литэкономии (все остальные виды социализма он считал утопичес­кими). Стремление научно осмыслить промышленный переворот, раз­работать "новую теорию социальной и политической экономии", ос­нованную на понятии причинно обусловленной закономерности (Пеккёр), в каждой из влиятельных школ вело к неодинаковым те­оретическим результатам (по-разному определялись факторы про­гресса или регресса, а также содержание самой истории и ее эта­пов и др.), но общим выводом оставалось признание неизбежности общества, свободного от эксплуатации человека человеком, основан­ного на всеобщем труде, гарантированных правах и свободах, мате­риальном достатке и высокой духовной культуре.

В то же время было немало сторонников социализма, видев­ших в нем осуществление не "науки", а заповедей Христа или пред­писаний общечеловеческой морали либо здравого смысла. Высказы­вались также опасения в отношении доктринерского подхода к соци­ализму.

Все социалисты и коммунисты XIX в. подчеркивали деление общества на классы, их противоречия и борьбу.

Предыдущая история человечества обычно определялась ими как история эксплуатации человека человеком, угнетения и сопро­тивления, борьбы между антагонизмом и ассоциацией. Уже для рес­публиканской прессы 30—40-х гг. были характерны противопостав­ления: "аристократия богатства — народ", "буржуазия — трудя­щиеся". Социалисты и коммунисты отчетливо видели экономические основы классового деления общества и эксплуатации пролетариата буржуазией.

Поскольку общество без классов, эксплуатации и угнетения отмечали социалисты и коммунисты, отвечает прежде всего инте­ресам пролетариата, некоторые из них призывали обращаться с про­пагандой коммунизма только к рабочему классу. Не редки были призывы к соединению пролетариев для борьбы за свое осво­бождение.

Представления социалистов и коммунистов первой половины XIX в. о современном и будущем государстве, а также о его роли в переходе к идеальному обществу были очень разнообразны. Уделяя главное внимание социальным проблемам, значитель­ная часть теоретиков социализма и коммунизма относилась отри­цательно или безразлично к политике, государству и праву.

Некоторые социалисты рассчитывали на помощь современного им государства в проведении социальных реформ. Сен-Симон писал, что «промышленный класс» должен соединить свои усилия с ко­ролевской властью для установления промышленного режима, т.е. режима, при котором наиболее видные промышленники составят первый класс в государстве и получат в свои руки управление го­сударственным достоянием. При этом предполагалось, что в сис­теме представительных учреждений, окружающих монарха, будут созданы полновластные палаты промышленников и ученых. Такая "промышленная монархия", считал Сен-Симон, способна обеспечить переход к промышленной системе, в которой место управления людь­ми займет система управления вещами.

Более распространены были среди социалистов и коммунистов надежды на помощь демократически преобразованного государства. Социалистическая мысль 30—40-х гг. испытала сильное влия­ние чартизма — широкого движения рабочего класса Англии за всеобщее избирательное право (для мужчин). Чартисты (до 1851 г., когда движение пошло на убыль) не были сторонниками социализ­ма, но были убеждены, что рабочий класс Англии, завоевав всеоб­щее избирательное право, станет хозяином в стране.

Идею всеобщего избирательного права поддерживал очень по­пулярный до 1848 г. французский социалист Луи Блан (1811—1882), книга которого "Организация труда" (1840 г.) неоднократно переизда­валась.

Блан полагал, что демократическое (основанное на всеобщем избирательном праве) государство станет "банкиром бедных". При помощи правительственного кредита рабочие организуют производ­ственные ассоциации в промышленности и в сельском хозяйстве, осуществив тем самым право на труд и ликвидировав эксплуата­цию пролетариата ("последнюю форму рабства"). На первое время правительство поможет рабочим мастерским и ассоциациям нала­дить организацию труда; затем они будут действовать на началах самоуправления. Но сотрудничество с буржуазным правительством в 1848 г. глубоко и окончательно скомпрометировали Блана.

Почти одновременно с книгой Блана ^ Этъен Кабе (1788—1856) издал знаменитый в свое время социально-философский роман "Пу­тешествие в Икарию" (1840 г.).

Необходимым предварительным условием осуществления ком­мунизма Кабе считал развитие демократии, расчищающей дорогу для равенства. Важное значение он придавал установлению всеоб­щего избирательного права как предпосылке всех других реформ, особенно социальной. Кабе считал возможной и необходимой дик­татуру временного правительства, если оно одобрено народом и дей­ствительно опирается на народ. Среди мер, призванных подготовить переход к коммунизму, Кабе называл отмену наследования по бо­ковой линии, отмену права завещания, выкуп государством част­ных имуществ, прогрессивный налог, организацию при поддержке правительства рабочих ассоциаций, коммун, больших национальных мастерских.

Первое открытое собрание коммунистов ("банкет коммунистов в Бельвиле 1 июля 1840 г." — около 1200 участников) поддержало идею насильственной социальной революции, ведущей к установ­лению народной диктатуры, цель которой — "реальное и совершен­ное равенство". Для достижения этой цели временное революцион­ное правительство должно сосредоточить руководство всем произ­водством в руках государства, организовать национальные мастер­ские, законодательно ввести 8-часовой рабочий день и провести другие меры, облегчающие положение трудящихся, направленные на строительство коммунизма.

Один из организаторов "банкета коммунистов" ^ Теодор Дезами (1803—1850) в книге "Кодекс общности" (1842—1843 гг.) и в ряде статей в журналах выступал против всеобщего избирательного права и парламентской борьбы, называя их буржуазным обманом. Он обо­сновывал необходимость пролетарской революции и диктаторского правительства на период перехода к коммунизму. На время этого перехода должны быть созданы военные лагеря из вооруженных молодых людей, подавляющих сопротивление свергнутых классов; из таких лагерей впоследствии организуются промышленные армии.

Аналогичные идеи высказывал ^ Луи Огюст Бланки (1805—1881). Под влиянием бабувистских идей Блан­ки писал о революционной власти народа, называя народом "сово­купность граждан, которые трудятся". Революционное правитель­ство должно создать условия для перехода общества через ассоци­ации и просвещение к коммунизму.

Среди сторонников революционного перехода к коммунизму был ^ Вильгельм Вейтлинг (1808—1871). Революция мыслилась им как стихийный бунт, партизанская война, разгром буржуазного обще­ства армией из 20—40 тыс. люмпен-пролетариев.

Многие сторонники социализма и коммунизма тех лет были противниками новой революции, отвергали диктаторские и насиль­ственные способы создания нового общества, утверждая, что такие способы не достигнут цели и только скомпрометируют идеи социализма и коммунизма. Еще сохранялась память о терроре времен Французской революции, а ее социально-политические последствия были наглядны и ощутимы: развитие капитализма, установление империи, а затем восстановление монархии. Многие социалисты и коммунисты полагали, что революции порождают лишь произвол и разрушение; за революциями неизбежно следуют реставрации и усиление реакции.

Сен-симонисты относились к революции как к страшной ката­строфе, бессмысленно разрушающей промышленность, учреждения науки и искусства, раскалывающей общество.

Проблемы государства и права занимали немалое место в пред­ставлениях теоретиков социализма и коммунизма о будущем иде­альном строе.

Одни теоретики полагали, что при коммунизме будет существо­вать демократическое государство. Наиболее детально такое госу­дарство описано Кабе. Описанное Кабе государство представляло собой попытку соединить научное руководство обществом с народовлас­тием, ведущую роль ученых — с институтами традиционной демок­ратии.

Идеалом других теоретиков была не традиционная демократия, а научная организация управления обществом. В наибольшей мере это стремление присуще Сен-Симону и сен-симонистам (Базар, Родриг, Анфантен). В промышленном обществе не будет управления людьми, господства и подчинения. Их место займет централизованная система управления производством, подчиненным единому пла­ну. Банки будут становым хребтом общественной организации про­изводства. Носителями управленческой власти, которая сменит пра­вительственную, станут ученые, промышленники, художники, со­ставляющие иерархию, возглавляемую Академией наук, "Советом Ньютона" (в нем представлены математики, физики, экономисты).

Различные варианты соединения науки, индустрии, искусства в управлении коммунистическим обществом разрабатывали неко­торые другие теоретики. Вейтлинг, например, писал о верховном органе управления — "Трио" (знатоки философской медицины, фи­зики и механики), о центральных и местных коллегиях мастеров, при которых состоят академии из ученых. Общий и местные советы здравоохранения ведают не только здоровьем населения, но и ис­правлением преступников (преступление должно влечь не наказа­ние, а лечение). Все должности в организации управления будут замещаться на основе конкурса.

Много споров среди теоретиков социализма и коммунизма было о принципах распределения (в переходный период и в идеальном обществе). Стремясь привлечь имущих к организации фаланг (про­изводственно-потребительских объединений), Фурье предлагал на первое время распределение доходов по формуле: 1/12 — труду, 4/12 — капиталу, 1/12 — таланту. Сен-симонисты отстаивали распределение по труду; многие же социалисты и коммунисты (Блан, Кабе) — по потребностям. Вейтлинг предлагал сочетать эти показатели (необ­ходимое и полезное — по потребностям, приятное — по "коммер­ческим часам", отработанным сверх общеобязательных шести ча­сов в сутки). Взвесив достоинства и недостатки всех возможных принципов распределения, Константен Пеккёр в книге "Новая те­ория социальной и политической экономии" (1842 г.) обосновал це­лесообразность принципа равного вознаграждения за социально-экономические и одинаково хорошо выполняемые функции, пред­ложив до полной реализации этого принципа разработку и утверж­дение народным представительством различных тарифов, в соот­ветствии с которыми будет осуществляться вознаграждение за труд.

Продолжительность переходного периода определялась комму­нистами и социалистами по-разному.

Бабувисты считали, что он продлится в течение жизни одного-двух поколений (поскольку отменяется право наследования). Кабе писал, что переход к коммунизму займет от 20 до 50, даже до 100 лет, но он может быть сокращен с помощью просвещения.

Все коммунисты связывали становление и успехи нового строя с просвещением. Даже Бланки, наиболее решительный сторонник революционных методов низвержения имущих классов, утверждал, что коммунистический строй установится нескоро, ибо "коммунизм несовместим с невежеством"; "нет прочной революции без просве­щения".

Многие теоретики социализма и коммунизма полагали, что в будущем обществе вообще не будет надобности в управлении и при­нуждении.

^ Фурье, Оуэн и их последователи, а также Бланки и некоторые другие коммунисты считали, что в идеальном обществе не будет ни государства, ни права. Дезами писал, что при коммунизме отпадет надобность в принуждении, поскольку все отношения и действия людей будут основаны на внутреннем влечении (как у пчел, мура­вьев, бобров и др.). "Парламент" коммунистического общества, со­стоящий из представителей всех наук, искусств, отраслей промыш­ленности, будет принимать законы, регулирующие экономическую жизнь, но приказы уступят место приглашениям. На тех же нача­лах будет образован общечеловеческий конгресс после всемирной победы коммунизма.

^ Сен-Симон и сен-симонисты, Фурье и его последователи, Леру и другие социалисты и коммунисты, осуждая разобщение народов по государствам и войны между ними, выдвигали идеи интернаци­онализма, обосновывали идеал слияния всех общин и коммун во все­общий союз всего человеческого рода, всех народов — в один на­род, разобщенных государств — в единую всемирную республику.

В 40-е гг. XIX в. нередко высказывались идеи, ставящие госу­дарство в один ряд с эксплуатацией, отношения господства и под­чинения — в один ряд с отношениями собственности. Такие идеи высказывал Прудон в своей нашумевшей книге "Что такое собствен­ность?" (1840 г.). В следующем году в одном из журналов социалистической ори­ентации была опубликована сочувственная статья о Сильвене Марешале, направленная против законов и правительства, за анархию как за господство морали и порядка. Вскоре анархизм развернулся в одно из влиятельных идейных течений рабочего класса.

Серьезной альтернативой политическим реформам и полити­ческой борьбе становилось массовое движение профессиональных союзов. Ряд влиятельных вождей рабочего класса Англии (Моррисон, Смит, Бенбоу) доказывал, что растущее профсоюзное движение, борющееся за действительно общие и насущные интересы на­емных рабочих, важнее всех политических реформ и свобод. Дей­ственным средством борьбы с произволом капиталистов становилась забастовка. Будущее общество мыслилось ими как ас­социация трудящихся, объединенных по профессиям и руководи­мых Советом тред-юнионов.

Как противодействие развитию социалистических и коммунистических идей одновременно активно развивалась оппортунистическая идеология. Фурьерист Консидеран в книге "Манифест демократии в XIX веке" (1847 г.) призывал прекратить политическую борьбу и вообще борьбу классов, сосредоточив общественные силы на организации ассоциаций, фаланг для строительства социализма.

Наконец, некоторые критики капитализма и сторонники соци­ализма стремились облечь свои планы в форму христианства (Даменне, Бюше) либо создать новые религию и церковь, призванные объединить людей во имя социализма (сен-симонисты).

К середине XIX в. сложились, а во второй половине века окон­чательно оформились главные направления социалистической и ком­мунистической идеологии, имеющие программную определенность, своеобразное теоретическое обоснование, многочисленных (сотни и тысячи) сторонников. В ряде стран создаются социалистические партии ("Всеобщий германский рабочий союз", Социал-демократи­ческая рабочая партия Германии, "Земля и Воля", "Народная Воля" и др.). В 1864 г. возникло "Международное Товарищество Рабочих" (I Интернационал). В 70—80-е гг. XIX в. социалистические, социал-демократические, рабочие партии были созданы в Австрии, Венг­рии, Дании, Франции, Швейцарии, Швеции, ряде других стран. В 1889 г. социалистические партии образовали II Интернационал.

Политико-правовая идеология различных направлений социа­листической и коммунистической мысли противостояла буржуазной политико-правовой идеологии.

Марксизм сложился как самостоятельная доктрина во второй половине 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты ново­го мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нище­та философии" (опубликована Марксом в 1847 г.) и в "Манифесте коммунистической партии" (написан и опубликован Марксом и Эн­гельсом в 1847—1848 гг.).

Политико-правовая теория ^ Карла Маркса (1818—1883) и Фрид­риха Энгельса (1820 - 1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов. Сам Маркс социалистом (коммунистом) стал в Париже, где он жил в 1843—1845 гг. Знакомство с многочисленными и разнообразными полити­ческими учениями французских социалистов и коммунистов нало­жило отпечаток на политико-правовое учение Маркса, тем более, что его основные интересы и научные изыскания относились к сфе­ре политэкономии.

К основным положениям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базисэкономическая структура общества, совокупность не зависящих от воли людей производственных отношений, в основе которых лежит та или иная форма собственности; эти отно­шения соответствуют определенной ступени развития производи­тельных сил. На базисе возвышается и им определяется юридичес­кая и политическая надстройка, которой соответствуют формы об­щественного сознания. Государство и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который экономически господствует при данной системе производства, Маркс писал, что прогрессивными эпохами развития общества являются азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства, при­чем буржуазные производственные отношения — последняя анта­гонистическая форма общественного производства. Одна обществен­но-экономическая формация сменяется другой в результате борь­бы классов, социальной революции, которая происходит, когда по­стоянно развивающиеся производительные силы приходят в про­тиворечие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений (базисом общества). После социальной революции про­исходит переворот во всей громадной надстройке.

Обосновывая необходимость и близость комму­нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общественного развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими про­изводительными силами и тормозящими их рост капиталистичес­кими производственными отношениями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное общество без классов и политической власти.

Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры­тию классовой сущности государства и права. "Современная госу­дарственная власть, — писали они, — это только комитет, управ­ляющий общими делами всего класса буржуазии", В книге "Проис­хождение семьи, частной собственности и государства" (1884 г.) Эн­гельс доказывал, что государство возникло в результате раскола об­щества на классы с противоположными экономическими интересами и само оно является "государством исключительно господствующе­го класса и во всех случаях остается по существу машиной для по­давления угнетенного, эксплуатируемого класса". В той же работе Энгельс изложил типизацию государств по их классовой сущности (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое государства). По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.

В "Манифесте коммунистичес­кой партии" изложена программа пролетарской революции; "Пер­вым шагом в рабочей революции является превращение пролета­риата в господствующий класс, завоевание демократии.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централи­зовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролета­риата, организованного как господствующий класс, и возможно бо­лее быстро увеличить сумму производительных сил. Но это может произойти сначала лишь при помощи дес­потического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения.

В начале 50-х гг. Маркс назвал политическую власть рабочего класса диктатурой пролетариата. Об идее диктатуры пролетариата Маркс и Энгельс потом пи­сали неоднократно. Существенные новшества, внесенные ими в эту идею, состояли в следующем. В работе "Критика Готской програм­мы" (1875 г.) Маркс рассматривал две фазы коммунистического общества, на первой из которых "в обществе, основанном на нача­лах коллективизма", сохранится "узкий горизонт буржуазного пра­ва" в связи с распределением по труду. На второй, высшей, фазе коммунизма, когда осуществится принцип распределения "по потреб­ностям", отпадет надобность в праве и государстве.

Другие дополнения и уточнения идей коммунистической рево­люции и диктатуры пролетариата состояли в суждениях о темпах и формах развития революции. В 70-е гг. Маркс говорил о возмож­ности мирного, ненасильственного развития пролетарской револю­ции в Англии и США (предположительно сказано о Голландии), где не было развитого военно-бюрократического аппарата исполнитель­ной власти. Энгельс в 90-е гг. писал, что можно "представить себе" (чисто теоретически) мирное осуществление требований социалис­тической партии в демократических республиках (Франция, Аме­рика) или в таких монархиях, как Англия.

Мысли о возможности "легальной" пролетарской революции подробно изложены в последней работе Ф. Энгельса — во "Введе­нии" к "Классовой борьбе во Франции с 1848 по 1850 г." К. Маркса, переизданной по инициативе Энгельса в 1895 г. Отнюдь не отвергая возможности в будущем уличных боев пролетариата и протестуя против сокращения рассуждений об "уличных боях" в своем "Вве­дении", опубликованном в газете "Форвертс", Энгельс пишет об успехах германской социал-демократии на выборах и замечает, что буржуазия и правительство стали бояться легальной деятельности рабочей партии больше, чем нелегальной, успехов на выборах го­раздо больше, чем успехов восстания.

Ссылаясь на результаты вы­боров в ландтаги, в муниципальные советы, в промысловые суды, Энгельс отмечал, что в государственных учреждениях, в которых буржуазия организует свое господство, есть вообще много такого, чем может воспользоваться рабочий класс для борьбы против этих самых учреждений. Использование рабочим классом представитель­ных учреждений и всеобщего избирательного права для борьбы против буржуазии тем более необходимо, считал Энгельс, что темп развития социальной революции оказался не таким, каким виделся в 1848 г., — история свидетельствовала, что тогдашний уровень экономического развития был недостаточен для устранения капи­талистического способа производства. Мощная армия пролетариа­та еще и теперь (в 1895 г.), писал Энгельс, далека от того, чтобы добиться победы одним великим ударом — она принуждена мед­ленно пробиваться вперед, упорной борьбой отстаивая позицию за позицией. Использование всеобщего избирательного права и эконо­мический переворот откроют широким массам рабочих путь к по­литическому господству.

В ряде работ Маркс и Энгельс одобряли Парижскую коммуну 1871 г. В работе "Гражданская война во Франции" Маркс высоко оценивал мероприятия Парижской коммуны. Отмечая ряд особен­ностей Коммуны Парижа, свойственных ей как традиционному орга­ну городского самоуправления (право отзыва депутатов, их обязан­ность отчитываться перед избирателями, выборность и сменяемость всех должностных лиц, соединение в Совете коммуны законодатель-ных и исполнительных функций и др.), Маркс писал, что "Коммуна должна была быть не парламентарной, а работающей корпораци­ей... Она была, по сути дела, правительством рабочего класса... Она была открытой, наконец, политической формой, при которой могло совершиться экономическое освобождение труда".

Политико-правовое учение марксизма содержит идею отмира­ния политической власти (государства) в коммунистическом обще­стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим государ­ство злом, которое по наследству передается пролетариату, ставив­шим задачу отправить в будущем обществе государство "в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором".

Маркс и Энгельс разрабатывали и распространяли свою тео­рию в бескомпромиссной и жестокой борьбе с другими оппортунистическими учениями. Большая часть их произ­ведений носит острополемический характер, посвящена разоблаче­нию буржуазной или мелкобуржуазной сущности теорий того времени. Уже в книге "Нищета философии" крайне резко критикуется доктрина Прудона, в "Манифесте коммунистической партии" вообще все теории той эпохи отвергаются как реакционные, буржуазные, мелкобуржуазные, феодальные, утопи­ческие и т.п.

И действительно, марксизм, несмотря на все разногласия и расколы его сторонников, избежал судьбы доктринерских и догматических тео­рий первой половины XIX в., ставших достоянием узких кружков единомышленников. Распространению марксизма и становлению его как влиятельного направления политико-правовой идеологии спо­собствовало участие Маркса и Энгельса в деятельности Междуна­родного Товарищества Рабочих (Интернационала). Через эту орга­низацию они получили возможность широкого для того времени идейного влияния на растущее рабочее движение, тем более, что еще с "Манифеста коммунистической партии" марксизм был твердо ори­ентирован не на какую-либо страну или группу стран, а на всемир­ную пролетарскую революцию. Распространению и росту автори­тета марксизма содействовали находившиеся под его прямым или опосредованным влиянием рабочие партии Германии, после внуши­тельных успехов на выборах в рейхстаг получившие официальное признание. Марксистские идеи были популярны среди социалистов ряда стран Европы, причем Рабочая партия Франции с самого на­чала была создана на основе программы, составленной Марксом совместно с социалистами Ж. Гедом и П. Лафаргом.

Важную роль играло и то обстоятельство, что в политической жизни Западной Европы марксизм выступал в окаймлении оппортунистических социал-демократических идей. Суть дела в том, что партии, на словах поддерживав­шие марксистскую критику капитализма, пытались соединить ее с идеями со­циальной демократии и боролись за практическое улучшение жиз­ни наемных рабочих уже в современном им обществе, при ка­питализме. Именно поэтому в отличие от их идей марксистскую теорию стали называть "научным социализмом", особенно после опубликования работ Энгельса "Анти-Дю­ринг" (1878 г.) и "Развитие социализма от утопии к науке" (1880 г.).

В борьбе за влияние на рабочее движение немалое значение имела также теоретическая и публицистическая деятельность Мар­кса и Энгельса, особенно опубликование первого тома "Капитала".

Основным предметом ожесточенных дискуссий в Международ­ном Товариществе Рабочих с анархистами и в немецком рабочем движении с лассальянцами была идея политической революции и диктатуры пролетариата. Марксизм сближала с анархистами идея отмирания государства, но анархисты отрицали политическую борь­бу и пролетарское государство. С лассальянцами общим было при­знание необходимости политической деятельности, особенно борь­бы за избирательное право, но лассальянцы были противниками насильственных политических революций и диктатуры.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconКурс: История политических и правовых учений Тема Политические и...
Современные политико-правовые учения Западной Европы а Неолиберализм и консерватизм

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconИстория политических учений как наука и учебная дисциплина. Ее предмет,...
Проблемы методологии изучения политических и правовых учений. Диалектика предмета и метода политико-правовых теорий

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconКурс: История политических и правовых учений Тема Политические и...
Тре­тий период (вторая половина iv—ii в до н э.) — период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой го­сударственности,...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconПланы семинарских занятий семинар Древнерусская политико-правовая...
Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconПланы семинарских занятий тема Древнерусская политико-правовая мысль...
Общая характеристика истории политико-правовых учений как науки и учебной дисциплины

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 icon«Мобилизация политических pr-коммуникаций на примере избирательных кампаний.»
В то время как в Европе и США переход к постиндустриальному обществу стал следствием преобразований в экономике, в России локомотивом...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 icon2. Политико-правовые учения средневековья и ранних антифеодальных революций Лекция 5
Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, периода становления единых централизованных и абсолютистских государств,...

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №704 пед/сп от «31»января 2005 г

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconПрограмма дисциплины История правосознания, политической и правовой...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030900....

Курс: История политических и правовых учений Тема Политико-правовые учения в Европе и США в Новое время. Лекция 13 iconИстория экономических учений
Тема: №4 Английская классическая политическая экономия. Учения А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля – первая обобщающая концепция экономики...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница