Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев




Скачать 193.4 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев
Дата публикации08.07.2013
Размер193.4 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Право > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Психолого-педагогический факультет

Кафедра «Коррекционной педагогики»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б.3.ДВ 1 введение в профессию



Направление подготовки: ^ 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года

Н. Новгород

2012
Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного «18» января 2010г., номер государственной регистрации 16499.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профилю подготовки «Олигофренопедагогика», утвержденного «__» _____________г.

  3. Примерных программ психолого-педагогических дисциплин в образовательной области «Специальное образование/дефектология» (УГС 050000).


Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол № 3 от «19»_ноября 2012 г.

Разработчик: к.психол.н. В.А. Кудрявцев

СОГЛАСОВАНО

Зав.выпускающей кафедрой

«Коррекционная педагогика»

_________________/С.Н. Каштановой/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/_______________/

«____»_______________201__г.


  1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель ООП бакалавриата по направлению 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика»: формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обеспечивающих высокое качество профессиональной готовности к решению профессиональных задач; воспитание гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

1.2. Задачи дисциплины

1. Формирование первоначальных представлений о дефектологии как о науке и практике;

2. Повышение степени осознанности роли профессиональной деятельности в жизни взрослого человека, индивидуально-личностных причин выбора - специальности, специфики профессиональной позиции педагога-психолога и учителя-дефектолога;

3. Рассмотрение особенностей вузовского профессионального образования по сравнению со школьным, «идеологии» и «технологии» самообразования;

4. Изучение основ психолого-педагогических исследований.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина Б.3.ДВ.1 «Введение в профессию» включена в профессиональный цикл дисциплин Б.3. – элективный курс. Изучается в первом семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единицы, 180 часов.

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: педагогика и психология, дисциплины медико-биологического цикла. Для успешного освоения курса должны быть сформированы представления о теоретической и практической направленности олигофренопедагогики. Будущий олигофренопедагог должен владеть знаниями об особенностях развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторными возможностями, коррекционно - развивающими направлениями обучения и воспитания ребенка с  диагнозом умственная отсталость.

^ Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта дошкольного и школьного возраста» в цикле профессиональной подготовки ООП

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-1 - способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности ;

- ОП-1 - способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ;

- ОП-2 - способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

Знать:

  • специальные задачи олигофренопедагогики, пути и средства их осу­ществления;

  • виды и причины нарушений развития;

  • классификация нарушений развития;

  • психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;

  • особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности;

  • коррекционно - развивающие направления обучения и воспитания ребенка с диагнозом олигофрения;

  • цели деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);

  • система помощи детям с нарушениями развития

^ Уметь: Студенты должны приобрести умения работать со специаль­ной медицинской и психолого-педагогической литературой.

Владеть: специальной терминологией, основами психолого-педагогической исследовательской культуры, основами неконфликтного реагирования и педагогической этики.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

5

180

180

Аудиторные занятия

90

90

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

22

22

Лекции

44

44

Практические занятия

46

46

Самостоятельная работа

90

90

Вид итогового контроля

ФПА без оценки


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

    1. ^ Раздел 1. Организационно-методические аспекты специально-педагогической деятельности

12

8

22

42

1.1. Дефектология: призвание, профессия, наука.

4

4

10

18

1.2. Методологические основы специального образования

8

4

12

24

Раздел 2. система психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.

20

20

38

78

2.1. Отклонения от нормы психического и физического развития

8

6

12

26

2.2. Специфика организации психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ 7


8

8

16

32

2.3. Эмоционально-личностные аспекты деятельности специалистов системы специального образования 5

4

6

10

20

Раздел 3. Прикладные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ

12

18

30

60

3.1. Субъектно-средовые отношения в контексте организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ 2

2

8

12

14

3.2. Исследовательская деятельность в практике педагога-дефектолога 8

10

10

12

18

    1. Итого:

44

46

90

180


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Организационно-методические аспекты специально-педагогической деятельности

    1. Дефектология: призвание, профессия, наука:

  • Понятие профессии и профессионализма, критерии профессионализма. Категория помогающих профессий.

  • Педагогика и психология – научный и любительский подход

  • Дефектология как наука – краткая история формирования, место в гносеологическом пространстве и жизни общества.

    1. Методологические основы специального образования:

  • Методологический аппарат, цели и задачи современной специальной психологии и коррекционной педагогики

  • Специальное образование как интегральное мультипрофессиональное сопровождение лиц с ОВЗ

  • Профессионально-личностная ментальность учителя-дефектолога

  • Принципы специального (дефектологического) образования

  • Методы, методология, технология в образовании.

  • Методы специальной психологии и коррекционной педагогики

  • Анализ основных направлений специальной (дефектологической) психолого-педагогической помощи и их содержания


Раздел 2. Система психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.



    1. Отклонения от нормы психического и физического развития

  • Норма и патология - как объекты научного исследования. Категории здоровья.

  • Дизонтогенез: причины, типы, формы.

  • Общее и различное в отклоняющемся и нормативном развитии.

  • Компенсаторные механизмы – как инструмент психокоррекционного и педагогического воздействия.

  • Дискуссионный клуб – проблемы лиц с ОВЗ в кинематографе.




    1. Специфика организации психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ

  • Система специального (дефектологического) образования в России и за рубежом

  • Специфика и содержание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ на разных этапах развития.

  • Специалисты системы специального образования: права, обязанности, этические нормы.

  • Дефектолог – профессионал и личность.

  • Анализ студенческих презентаций: «Такие разные дети!»

  • Межсекторное и межведомственное взаимодействие в процессе обучения, воспитания и социальной интеграции лиц с ОВЗ

  • Виртуальная экскурсия: ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, С(К)Ш IIвида, С(К)Ш III-IVвида, С(К)Ш VIIIвида, социально-реабилитационные центры

    1. Эмоционально-личностные аспекты деятельности специалистов системы специального образования

  • Пофессиограммы специалистов системы специального образования.

  • Компетенции, амбиции, цели, ценности.

  • Факторы риска, профессиональные деструкции.

  • «Неэмоциональное реагирование и психологическое равновесие»

Раздел 3. Прикладные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ОВЗ



    1. Субъектно-средовые отношения в контексте организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ

  • Образовательная и коррекционно-развивающая среда, образовательное пространство. Субъекты образовательного пространства

  • Возрастно-личностные особенности детей и родителей, имеющих детей с ОВЗ.

    1. Исследовательская деятельность в практике педагога-дефектолога

  • Психолого-педагогическое исследование: структура, специфика, закономерности.

  • Конструирование исследования, этапы, уровни, реализация.

  • Методы исследования в образовательных системах.

  • Диагностика в практике специалиста-дефектолога

  • Виды диагностического инструментария.

  • Обработка и представление результатов обследования.

  • Профилактика профессиональных деструкций и психогигиена педагога

  • Анализ и оценка исследовательских проектов .

^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-1




+

+

ОП-1

+

+

+

ОП-2

+

+

+


^ 6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Введение в профессию» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Педагогика и психология – научный и любительский подход

  2. Профессионально-личностная ментальность учителя-дефектолога

  3. Норма и патология - как объекты научного исследования. Категории здоровья.

  4. Дискуссионный клуб – проблемы лиц с ОВЗ в кинематографе.

  5. Дефектолог – профессионал и личность.

  6. Анализ студенческих презентаций: «Такие разные дети!»

  7. Пофессиограммы специалистов системы специального образования.

  8. Неэмоциональное реагирование и психологическое равновесие»

  9. Конструирование исследования, этапы, уровни, реализация.

  10. Обработка и представление результатов обследования.

  11. Проект-презентации «профилактика профессиональных деструкций и психогигиена педагога»

Всего: 22 часа.

^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:

74 / К 689 Коррекционная педагогика: Учеб. пособие/ И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др.; Под ред. В. С. Кукушина. -3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. −352 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 343–347. — ISBN 5–241-00979–1.

74 / К 899 Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов/ В. С. Кукушин. — Ростов н/Д: МарТ; Феникс, 2010. −256 с. — (Педагогическое образование). — Библиогр.: с. 251–253. — Словарь терминов: с. 246–250. — ISBN 978–5-241-00-980-7.

74 / М 711 Мишина Г. А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособия для студентов: допущено М-вом образования и науки РФ/ Г. А. Мишина, Е. Н. Моргачева. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007. −144 с. — (Профессиональное образование). — Библиогр. в конце гл. — ISBN 5-91-134-048–3.

88 / Б 399 Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/ С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. −271 с. — Библиогр.: с. 265–271. — ISBN 5-92-68-0258-X.

88 / Д 363 Деркунская В. А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза. Психолого-педагогический практикум: Учеб.-метод. пособие для студентов вузов/ В. А. Деркунская. — М.: Центр пед. образования, 2007. −127 с. — Библиогр.: с. 113–115. — ISBN 5-91-382-015–0.

88 / К 212 Карандашев В. Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. психологии: Допущено М-вом образования РФ/ В. Н. Карандашев. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия; Смысл, 2008. −511 с. – ISBN 5-89-357–227-8; 5-76-95–4895-6.

88 / К 603 Колесникова Г. И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Междунар. Акад. науки и практики организации производства/ Г. И. Колесникова. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. −350 с. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 285–290. — ISBN 5–222-09989-X.

88 / О-753 Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования: Допущено Мин. образования РФ/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, В. Г. Петрова и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. -5-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2008. −480 с. — (Среднее профессиональное образование). — Библиогр. в конце глав. — ISBN 5-76-95–4819-2.

^ 7.2. Дополнительная литература:

88 / Е 41 Ежова Н. Н. Рабочая книга практического психолога/ Н. Н. Ежова. -изд. шестое. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. −315 с. — (Психологический практикум). — Библиогр.: с. 310–312. — ISBN 5–222-12906–7.

88 / К 787 Краузе М. П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Учеб.-метод. объединением по спец. пед. образования: Пер. с нем./ М. П. Краузе; Предисл. Й. Фенглера. — М.: Академия, 2006. −200 с. — Библиогр.: с. 193–198. — ISBN 5-76-95–2655-6.

88 / П 692 Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов: допущено М-вом образования РФ/ Под ред. И. В. Дубровиной. -4-е изд., перераб. и доп. — М.: Питер, 2007. — (Учеб. пособие). — Библиогр. в конце разд. — ISBN 5-94-723-870–9.

88 / П 863 Психологическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов: допущено УМО по напр. пед. образования/ Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, Т. В. Маликова, О. В. Шатрова. — М.: Дрофа, 2008. −284 с. — (Высшее педагогическое образование). — Библиогр.: с. 279–281. — ISBN 5–358-00865–6.

7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-1 - способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности

Знает:

-основные понятия: коммуникация, общение, культура общения, стиль

общения, конфликт, внушение, убеждение, взаимодействие, воздействие;

- характеристики культуры педагогического общения;

- стили педагогического общения;

- слагаемые успешного (конструктивного) общения с родителями,

учащимися, коллегами;

Умеет: - определять стили педагогического общения в предлагаемых педагогических ситуациях;

- видеть и вычленять слагаемые успешного (конструктивного) и

неуспешного (конфликтного) педагогического общения в заданных

ситуациях;

- аргументировано представлять, обосновывать свои педагогические

позиции;

- обосновывать свою модель бесконфликтного поведения в предложенных

учебных ситуациях;

Владеет:

- основами организации учебно-группового сотрудничества субъектов образовательного пространства.





Творческая работа

Контрольные задания

ОП-1 - способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному

восприятию лиц с ОВЗ

Знает:

- педагогов, образ которых является для студента примером в

профессиональной деятельности;

- требования, предъявляемые к профессиональной педагогической

деятельности;

- свои качества и свойства, способствующие или затрудняющие решение

профессиональных задач;

- пути и способы профессионального развития и саморазвития

- виды и причины нарушений развития;

- классификации нарушений развития;

- психолого-педагогические основы специального обучения и воспитания;

- особенности развития всех групп умственно отсталых школьников и их компенсаторные возможности;

Умеет: - различать цели и задачи, выбирать пути и способы достижений целей и

задач профессиональной деятельности; обосновывать целесообразность

методов, форм и средств;

Владеет: - основами культуры психолого-педагогического мышления;

Контрольная работа

Творческое задание

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием

ОП-2 - способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности

Знает:

- теоретические основы педагогики (парадигмы, подходы, принципы);

- определение понятий: подход, принципы, ценности;

- классификацию педагогических ценностей и их сущностные

характеристики.

Умеет:

- анализировать педагогические ситуации на основе теоретических

положений педагогики; - анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые

проблемы педагогики;

- определять подход, принципы, реализуемые в предложенных

педагогических ситуациях;

- анализировать и выбирать учебно-воспитательные ресурсы;

- участвовать в профессиональных дискуссиях;

Владеет:

- способами анализа и прогнозирования конкретных педагогических ситуаций связанных с профессией учителя-дефектолога

Творческое задание

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием

Контрольные задания с психолого-педагогическим содержанием


Контрольные вопросы по курсу «Введение в профессию»

  1. Эволюция отношения общества к лицам с психофизическими недостатками.

  2. Дефектология как наука: предмет, задачи, принципы, методы.

  3. Дефектология как отрасль педагогической науки.

  4. Специальные понятия дефектологии: коррекция, компенсация, школьная адаптация, социальная реабилитация.

  5. Понятия «нормального» и «аномального» развития.

  6. Общая характеристика нарушений развития.

  7. Дизонтогенез.

  8. Дети с трудностями в обучении.

  9. Специальное образование детей с аномалиями развития

  10. Принципы специального образования.

  11. Технология и методы специального образования.

  12. Система специальных учреждений для детей с особенностями психофизического развития.

  13. Особенности педагогической этики и морали в дефектологии.

  14. Компетенции учителя-дефектолога.

  15. Требования к оформлению психолого-педагогических исследований.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconПрограмма по дисциплине «Рынок ценных бумаг» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики», протокол №3 от «19» ноября 2012 г. Разработчик: к психол н. В. А. Кудрявцев iconРабочая программа учебной практики принята на заседании кафедры «Коррекционной педагогики»
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница