Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010




НазваниеКафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010
страница1/14
Дата публикации05.07.2013
Размер0.79 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
www.lit-yaz.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Автомобильный институт

Кафедра естественнонаучных дисциплин
Н.К.Киреева
КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Дидактический материал к самоподготовке студентов
Практикум

Нижний Новгород

2010

УДК 001

ББК 20

К 43
Киреева Н.К. Концепции современного естествознания. Дидактический материал к самоподготовке студентов: Практикум / Н.К.Киреева. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2010. – 73 с.

Практикум предназначен для самостоятельной работы студентов очной формы обучения при изучении учебного курса «Концепции современного естествознания». В нем представлен унифицированный вариант дидактического материала к содержательной части самоподготовки студентов специальностей: 080507.65, 080801.65, 030301.65, 080105.65, 050501.65 (по отраслям).

Учебное издание включает тематическую программу курса, ведомость числа часов и вид контроля согласно рабочим планам в зависимости от специальности, вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для экспресс-аттестации студента по разделам курса, демонстрационный вариант тестов при завершению изучения дисциплины, а также вопросы для подготовки к итоговому зачету или экзамену.


©Киреева Н.К., 2010

©ВГИПУ, 2010

ВВЕДЕНИЕ



Не в том дело, что люди не

могут увидеть решение,

- дело в том, что они обычно не могут увидеть проблему.
Г.К. Честертон

Целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование целостного научного мировоззрения студента, позволяющего выразить интеллектуальное и эмоциональное отношение к миру и обеспечивающего ориентацию в нем.

Задачей дисциплины является ознакомление студентов с основными концепциями естествознания, составляющими основу современной научной картины мира.

Программа дисциплины составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям. Она предусматривает систематизацию информации по основным разделам естественных наук, рассмотрение их взаимосвязи, а также последних достижений в области познания мира.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Знать:

  • основные этапы развития естествознания;

  • корпускулярное и континуальное описание природы;

  • концепции пространства и времени;

  • динамические и статистические закономерности в природе;

  • иерархию структурных элементов материи от микро- до мегамира;

  • специфику живого;

  • принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

- самоорганизацию в живой и неживой природе;

  • биологическую и социальную сущность человека;

- биологические основы психики, социального поведения и здоровья человека;

- этапы эволюции биосферы;

- предназначение и функции человека в рамках взаимодействия в системе

человек – биосфера – Вселенная.

^ Иметь представление:

- о специфике гуманитарных и естественнонаучных типах познавательной деятельности, их интеграции на основе целостного взгляда на окружающий мир;

- о методологии естественнонаучного познания и применении её в профессиональных сферах деятельности.

Овладеть навыками:

  • работы с учебной и научной литературой;

  • проведения анализа, структурирования информации;

  • подготовки материала к публичному выступлению;

- обоснования собственного мнения;

  • использования естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и в повседневной жизни.


^ 1.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов, обучающихся на очном отделении, осуществляется во внеаудиторное время, когда студент предстает в качестве самоорганизатора своей деятельности. Более подробно рекомендации по организации такой самостоятельной работы даются в учебно-методическом пособии [28].

На изучение курса «Концепции современного естествознания», согласно учебным планам в зависимости от специальности, отводится разное количество часов и используются разные формы итоговой отчетности. Ведомость числа часов и формы отчетности для разных специальностей приведены в представленной ниже таблице.


Специальность

(специализация)


Семестр

Всего часов

Вид

итогового

контроля

Общая трудоёмкость

Самостоя-тельная работа

080507.65 Менеджмент организации (Управление страхованием, Менеджмент в спорте)

3

112

40

экзамен

080801.65 Прикладная информатика ( Информатика в менеджменте)

2

100

40

зачет

030301.65 Психология

(Психология управления)

3

60

24

зачет

080105.65 Финансы и кредит

(Страхование)

2

100

28

зачет

050501.65Профессиональное обучение (дизайн)

(Дизайн интерьера,

Графический дизайн)

4

190

126

экзамен

050501.65Профессиональное обучение (экономика и управления) (Экономика и управление на предприятиях

машиностроения, Хозяйственно-правовая деятельность)

1,2

200

100

зачет,

экзамен


Самостоятельная работа студентов очной формы обучения в часы внеаудиторных занятий включает в себя:

  • работу с информацией, полученной на лекционных занятиях;

  • изучение материала с использованием рекомендованной учебной литературы;

  • знакомство с научной литературой по темам курса (источники – монографии, научно-популярные издания, Интернет-ресурсы);

  • подготовка к выступлению на семинарских занятиях;

  • проведение научных исследований по выбранной тематике.

Главной задачей самостоятельной работы студентов является осмысление учебного материала по темам содержания курса. Это, прежде всего, выработка навыков постановки вопросов по обсуждаемым проблемам естествознания, анализ и систематизация предложенной информации, формулирование адекватных выводов.

В процессе изучения учебной дисциплины предусматриваются следующие формы контроля знаний:

  • тестовый контроль по завершению каждого раздела курса;

  • блиц-опрос по материалу каждого раздела;

  • итоговая аттестация по завершению изучения дисциплины.


Ниже представлена унифицированная рабочая программа учебной дисциплины «Концепции современного естествознания», составленная в соответствие с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 080507.65 Менеджмент организации (Управление страхованием, Менеджмент в спорте), 080801.65 Прикладная информатика (Информатика в менеджменте), 030301.65 Психология (Психология управления), 080105.65 Финансы и кредит (Страхова-

ние), 050501.65 Профессиональное обучение (по отраслям).

^ 2.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1 Наука как часть культуры
1.1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры

Понятие культуры. Классификация культуры в зависимости от целей деятельности. Специфика и взаимосвязь культур. Путь к единой культуре.

^ 1.2 Наука как способ познания мира

Наука как отрасль духовной культуры. Определение науки. Основные черты и отличия науки от других отраслей культуры.

Наука как процесс познания. Естествознание - единая наука о природе. Предмет и задачи естествознания. Стадии познания природы. Дифференционно-интеграционные явления в современном естествознании. Этика науки и личность ученого. Антинаучные тенденции в формировании современного мировоззрения человека.

Принципы научного познания. Модель строения научного знания. Методы эмпирического и теоретического познания. Критерии научности. Модели развития науки. Парадигмы и научные революции и научная картина мира.

^ 1.3 Панорама и тенденции развития естествознания

Естествознание - от прошлого к будущему: натурфилософия, естествознание Средневековья, эпохи Возрождения, наука Нового времени. Фундаментальные парадигмы и научные картины мира.
Раздел 2 Основные физические концепции материального мира

    1. ^ Корпускулярное и континуальное описания природы

Материя и ее виды: вещество, поле, физический вакуум. Дискретность и непрерывность материи. Единство природы.

Полевая концепция материи. Колебания и волны. Звук. Электромагнитные колебания. Шкала электромагнитных волн. Развитие представлений о свете. Теории цветности. Воздействие электромагнитных излучений на живые организмы.

^ 2.2 Пространство и время

Развитие представлений о пространстве и времени. Классическая (ньютоновская) концепция пространства и времени. Свойства пространства и времени. Принципы относительности. Специальная и общая теории относительности как современные концепции пространства и времени. Относительность пространства и времени. Пространственно-временной континуум.

^ 2.3 Фундаментальные теории и принципы современной физики
Движение – неотъемлемое свойство материи. Фундаментальные взаимодействия в природе: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. Количественные характеристики: константа взаимодействия, радиус действия. Концепции дальнодействия и близкодействия. Единая теория поля.

Динамические закономерности в природе. Механический детерминизм.

Статические закономерности в природе. Вероятностный детерминизм. Принцип соответствия.

Основы классической термодинамики. Порядок и беспорядок в природе. Энтропия. Хаос. Принцип возрастания энтропии. Проблема тепловой смерти Вселенной. Стрела времени.

Открытые системы и неклассическая термодинамика. Синергетический подход к описанию развития природы. Самоорганизация в неравновесных системах. Этапы в развитии самоорганизующихся систем.

Принципы симметрии и законы сохранения.

Раздел 3 Структурная организация неживой природы

^ 3.1 Квантово-механическая концепция материи

Кризис в естествознании на рубеже XIX-XX веков. Концепция атомизма. Понятие об элементарных частицах, их классификация. Корпускулярно-волновой дуализм микрочастиц. Протонно-нейтронная модель атомных ядер. Понятие об изотопах. Естественная и искусственная радиоактивность. Ядерные превращения и ядерная энергетика.

Квантово-механическая модель атома. Принципы неопределенности и дополнительности. Понятие о волновой функции. Стационарное состояние атомов на примере атома водорода. Химический элемент. Электронная структура атомов химических элементов.

^ 3.2 Химические и физико-химические систем

Химическая организация вещества. Реакционная способность атомов. Химическая связь и ее природа. Понятие о химическом соединении.

Вещество как система частиц. Молекула и монокристалл как структурные

единицы вещества, определяющие его свойства. Уровни химической

организации вещества неживой природы.

Дискретность и непрерывность строения вещества. Межчастичное взаимодействие. Агрегатные состояния веществ.

Физико-химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы.

Понятие об истинных растворах и дисперсных системах. Классификация

дисперсных систем: их распространенность и роль в природе.

Химические превращения. Реакционная способность веществ. Катализ и его значение в природе. Природные химические процессы. Энергетика химических превращений.

^ 3.3 Системная организация и эволюция Вселенной

Развитие представлений о структуре мира. Современная космология о происхождении и эволюции Вселенной: модели горячей и расширяющейся Вселенной, инфляционная модель Вселенной.

Структура мегамира. Звездная форма бытия материи. Самоорганизация материи в процессе звездообразования. Эволюция звезд. Происхождение и распространенность химических элементов во Вселенной. Образование галактик и их классификация. Метагалактика.

Солнечная система: закономерности структуры. Элементы сравнительной планетологии. Современное представление о происхождении планет.

Земля: формирование планеты, ее геологическое развитие и оболочки.

Раздел 4 Жизнь

^ 4.1 Происхождение и сущность жизни

Жизнь как особая форма движения материи. Особенности биологического

уровня организации материи: отличие живого от неживого. Онтогенетические

и надорганизменные структуры жизни.

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Концепция биохимической эволюции А.И.Опарина. Современные концепции происхождения жизни.

Жизнь во Вселенной: проблемы внеземных цивилизаций.

^ 4.2 Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем
Концепции эволюции жизни. Эволюционная теория Ч.Дарвина, генетика и эволюция. Синтетическая теория эволюции: теории микроэволюции и макроэволюции.
Воспроизводство и развитие живых систем. Клетка как структурный элемент живой материи. Химические соединения жизни. Генная инженерия.

Развитие жизни на Земле. Проблемы прогресса в живой природе. Единство растительного и животного мира.

Раздел 5 Человек как объект естественнонаучного познания

    1. ^ Антропогенез и антропосоциогенез

Естествознание о происхождении человека. Этапы эволюции человека. Сходство и отличие человека от животного.

Биологическая и социальная сущность человека. Человек как самоорганизующал система. Социобиология. Биоэтика.

^ 5.2 Физиология и здоровье человека

Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность.

Раздел 6 Мир как целостная система

6.1 Человек и Вселенная

Учения о биосфере. Структура, закономерности эволюционного процесса

биосферы. Биосфера и космические циклы. Взаимосвязь человека и космоса. Учение о ноосфере.

Человек и экология. Концепции устойчивого развития системы человек -природа. Коэволюция.

^ 6.2 Единая картина мира путь к единой культуре

Особенности современной естественнонаучной картины мира: системность, самоорганизация, глобальный эволюционизм, историчность (необратимость времени).

Эволюционно-синергетическая парадигма как основа целостной культуры. Постнеклассическое естествознание как тенденция развития науки.

^ 3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Раздел 1 Наука как часть культуры
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconПрограмма дисциплины «Концепции современного естествознания»
Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» разработана доцентом кафедры прикладной и медицинской физики, к ф м...

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconДидактический комплекс для учителя естественнонаучных дисциплин как...
В статье рассматривается опыт разработки дидактического комплекса для учителя естественнонаучных дисциплин

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconКарпенков С. Х. Концепции современного естествознания: Учеб для вузов. 6-е изд., перераб и доп
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005 г. – 9-е изд., испр и доп....

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconУчебное пособие предназначено для студентов очной, заочной форм,...
Заочной и вечерней форм обучения и студентам, получающих второе высшее образование, по направлению подготовки «Психология управления»,...

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconРабочая программа по дисциплине " концепции современного естествознания"
Тема Естествознание, как совокупность наук о природе. Исторические этапы развития и становления естествознания

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconПрактикум Нижний Новгород 2011 Министерство образования и науки РФ...
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, аспирантов, студентов, занимающихся изучением истории экономики

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconРеферат по курсу Концепции современного естествознания на тему: “Роль...
В данном реферате рассматривается предмет и специфика математики, математика, как источник представлений и концепций в естествознании...

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconКонтрольная работа по дисциплине «концепции современного естествознания»
Без этих знаний человек не сможет чувствовать себя полезным членом современного общества, оценивать состояние окружающей природы,...

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconКонцепции современного естествознания
Научным методом называется способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни

Кафедра естественнонаучных дисциплин Н. К. Киреева концепции современного естествознания дидактический материал к самоподготовке студентов Практикум Нижний Новгород 2 010 iconДаричева М. В. Практикум по английскому языку для студентов-дизайнеров:...
Даричева М. В. Практикум по английскому языку для студентов-дизайнеров: Практикум / М. В. Даричева. – Н. Новгород: нгпу, 2012. –...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница