Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»




НазваниеПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
страница1/5
Дата публикации29.06.2013
Размер0.58 Mb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Математика > Программа
  1   2   3   4   5
Программа элективного курса

на тему: «Математика – метод познания окружающего мира».

(9 класс)

Пояснительная записка.

В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира» позволит учащимся IX классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения.

Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры.

Задачи:

  • расширить рамки школьной программы: познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;

  • сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;

  • обучить методам исследовательской деятельности;

  • развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;

  • способствовать профориентации.

Данный курс имеет обзорный, общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Курс состоит из восьми тем. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Ее темы не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений.

Данный элективный курс рассчитан на 8 часов. При желании или необходимости количество часов можно увеличить, дополнив изучаемый материал дополнительными задачами, подобранными к каждой теме (приложение 1). Занятия лучше проводить последовательно 1 раз в неделю, в любой четверти учебного года. Продолжительность одного занятия – не менее 40 минут. Желательно использовать красочные таблицы, забавные схемы, раздаточный материал.

В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность. Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая), викторины, головоломки. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

Результат работы учащихся по данной программе должен быть таким: развитие интереса к математике; углубление материала основного курса, расширение кругозора и формирование мировоззрения, раскрытие прикладных аспектов математики, профориентация. Инструментарием для оценивания результатов могут быть: тестирование; анкетирование; творческие работы.

Сведения о прохождении программы элективного курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.

^ Тематический план изучения элективного курса «Математика – метод познания окружающего мира»

№№ разделов

Наименование разделов, тем

^ Количество часов

Итоговая форма контроля


Всего

Классная работа

Внекл. работа

Лекции


Сем.


Практ.


Лаб.


Виды внекл. работы

1

Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки.

1

1










1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, психоло

гический тест

2

Начальный период развития геометрии и некоторые задачи древних.

Золотое сечение – формула мироздания.

1







1




1 (работа с дополнительной литературой)

Устный опрос, реферат

3

Математическая модель мира.

Понятие математического моделирования.

Построение моделей задач.

Демократия с точки зрения математики.

1










1




Анализ микроис

следова

ния

4

Разделы математики.

Диалоги о статистике.

Комбинаторика.

1







1







Анкетирование

5

Прикладная математика.

Топология, криптография, математическая лингвистика и т.п.

1




1







1 (подготовка сообщений о различных аспектах прикладной математики)

Обмен мнениями

6

Финансовая математика. Несколько задач «про цены».

1







1







Результат

и анализ работы по группам

7

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуально

сти».

1




1/2

1/2




1 (подготовка сообщений об известных математиках)

Числовой субтест Айзенка


8

Заключение. Число .. Инструментарий математика. Работа со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

1







1







Анкета

Сочине

ние

Программа самостоятельной работы учащихся.

п/п

Вид (наименование) работы

Форма отчетности

Срок отчетности

1

Конспектирование, слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта материалами из рекомендованной литературы.

Дополнительные сообщения.


Следующее за лекцией занятие.


2

Реферирование литературы.

Рефераты.

Занятие 2.

3


Выполнение заданий поискового исследовательского характера.

Математическая модель «МИРА».

Занятие 3.


4


Работа по составлению графиков и диаграмм.

Графики и диаграммы.

Занятие 4.


5



Проведение эксперимента.



Отчет о результатах эксперимента.

Занятие 5.



6


Решение задач.


Письменный отчет.

Занятия 2, 4, 6.


7


Участие в работе семинара: подготовка конспектов, сообщений.



Устные сообщения и демонстрации учащихся.

Занятие 5.


8

Анализ научно – методической литературы. Аннотирование книг, статей.



Отчет о выполнении задания по работе с научной литературой.

Занятие 7.

9

Выполнение заданий творческого характера.

Сочинение.

Занятие 8.


Рекомендуемые технические и электронные средства обучения.

п/п

Название рекомендуемых технических и электронных средств.

Наименование раздела и темы.

1
2


3

Электронное учебное пособие «Интерактивная математика», 2003

Программа «тест IQ»


Программа «субтест Айзенка»

Понятие математического моделирования.

Вычисление «коэффициента интеллектуальности».

Математические способности.


Протокол согласования программы элективного курса с дисциплинами учебного плана


^ Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Методическое объединение

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения

Принятое решение (протокол, дата) методическим объединением, разработавшим программу

Математика

МО учителей математики

Принять курс в разработанной пропорции




^ Содержание курса

(8 часов)

Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п. Числа – совокупности. Абстрактные числа. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел. О числовой мистике.

Появление некоторых геометрических знаний как результата практической и духовной деятельности (земледелия, навигации, культурных обрядов). Древний Китай, Древний Египет, Вавилон – центры математической, и в частности геометрической, культуры. Отражение быта древних в геометрической терминологии. Задача индийского ученого Бхаскара Акариа (род. В 1114 г.). Задача из старинного китайского трактата «Начала искусства вычисления». Из алгебры узбекского ученого Мухаммеда ал-Хорезми. Золотое сечение – формула мироздания. Леонардо до Винчи.

Что такое математическая модель. Основные этапы математического моделирования. Примеры математических моделей.

Что такое статистика. Мода.

Прикладная математика. Роль и возможности математики в разных областях интеллектуальной и практической деятельности человека. Топология. Криптография. Сложные проценты.

Профессия – математик. Математические способности. Вычисление «коэффициента интеллектуальности. Число p. Инструментарий математика. Правила работы со справочниками, таблицами, дополнительной литературой.

^ Поурочное планирование.
«Наука всегда усваивается полнее,

когда она рассматривается в

состоянии рождения».

К. Максвелл.
Занятие № 1.

Тема: Введение: изучение тайн природы и чисел – историческая взаимосвязь математики и повседневной жизни, путь становления науки.

Цель: выработать умение устанавливать связь между процессами, происходящими в природе, обществе и развитием математики как науки.

Задачи: образовательная:

  • формирование знаний истории развития понятия о числе;

развивающая:

  • формирование умения выполнять элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и т. п.);

воспитательная:

  • воспитание чувства патриотизма, культуры диалога.

Тип занятия (по форме проведения): урок – исторический обзор.

Оборудование: таблицы «Числовые знаки разных народов», портреты ученых, рисунки, плакаты, листы с заданиями.

^ Структура занятия.


Этапы

занятия

Содержание изучаемого материала

Методические рекомендации

I этап

Организационный момент.

Цель: выработать умение устанавливать связь между процессами, происходящими в природе и обществе и развитием математики как науки.

Ознакомление с темой занятия, постановка цели.

II этап

Психологическая минутка.


Вступление: «Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего поучать других, а труднее – познать самого себя. Мы познаем окружающую нас природу, но сегодня давайте заглянем в себя. Как мы воспринимаем окружающий мир? Как художники или как мыслители?»

^ Психологический тест.

  1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой или левой руки оказался у Вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П».

  2. Скрестите руки на груди (поза «Наполеона»). Кисть, какой руки оказалась сверху? Запишите результат.

  3. Изобразите бурные аплодисменты. Ладонь, какой руки у Вас сверху? Запишите.



Эти различия связаны с функциональной асимметрией мозга человека: у «художников» более развитое правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» - соответственно – левое полушарие и логическое мышление.


Вот и познакомились: вы – с собой; я – с вами. Можно переходить к познанию темы занятия.

Провести психологический тест.

Цель: выявить у каждого учащегося, какой тип мышления у него преобладает.

Подвести итоги теста;

Результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя. Какой же тип преобладает у Вас?


Несколько художников, несколько мыслителей, большинство – гармонично развитые личности, которым свойственно и логическое и образное мышление.



III этап

Актуализация ранее полученных знаний.

Решение «исторических» задач.


Вспомнить исторические сведения о развитии понятия о числе, полученные при обучении в 5 – 8 классах (приложение 1).

  1. Возникновение понятия о натуральном числе, как о результате счета отдельных предметов, является вопросом истории общечеловеческой культуры …

  2. Начальная стадия развития счета. Пальцевой счет и т. п.

  3. Числа – совокупности. Абстрактные числа.

  4. Системы счисления (непозиционные, позиционные).

  5. Ведущая роль русской математики в развитии теории чисел.



Материал излагается в форме беседы.

Учащимся задаются вопросы. Если они затрудняются дать ответ, то учитель сам подробно отвечает.

Вопросы:

Какой из древнейших письменных математических памятников дошел до нас? (Папирус Ринда).

Почему появилось выражение «заруби себе на носу»? и т.д. (приложение 1)

IV этап

Устное решение задач

«Математическая мозаика».

Занимательные задания.

  1. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее двух, но меньше трех?

[Запятую]

  1. Найдите лишнее число:

15; 36; 48; 90; 102.

[15 -нечетное]

  1. Что общего между парой слов:

дождь – град;

нос – глаз;

история – математика?

  1. Какое слово лишнее:

круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник?

[Круг]

  1. Выберите два слова из пяти, которые наиболее точно определяют математическое понятие:

  1. Треугольник (вершина, катет, сторона, центр, перпендикуляр).

[Вершина, сторона ]

  1. Дробь (делимое, числитель, делитель, знаменатель, произведение).

[Числитель, знаменатель]

  1. Степень (корень, показатель, решение, основание, переменная).

[Показатель, основание]

Практикум.

Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и в широком смысле), ученик должен уметь выполнять мыслительные операции. Важными мыслительными операциями являются анализ,

синтез,

аналогия,

классификация,

сравнение.

Развитию мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта. Задачи рубрики «Математическая мозаика» призваны, также поддерживать интерес к математике.

V этап

Введение нового материала.

Сообщение дополнительных сведений.

Сделать небольшие сообщения о числах, которые не входят в школьную программу (приложение 2).

  1. Комплексные числа (изучают в физико-математическом классе).




  1. Фигурные числа (могут изучаться на факультативах, кружках).




  1. Астрономические числа.

Расстояние до туманности Андромеды:

95 000 000 000 000 000 000 = 9,5 · 1018

масса Солнца в граммах: 1,983 ·1033

  1. Немного о числовой мистике.





Материал можно изложить в виде небольшой лекции.
Надо провести частично-поисковую работу: попытаться выяснить, сколько точек можно взять, чтобы из них можно было составить «треугольную конфигурацию».

Диалог о числах, используемых в народных поверьях, пословицах, поговорках.

VI этап

Подведение итога.


Вопросы:

  1. Назовите причины возникновения чисел.

[В результате практической деятельности человека и т. п.]

  1. Как можно число «5» связать с жизнью?

[Школьная отметка «5», 5 пальцев на руке, 5 книг на полке, 5 парт в каждом ряду в кабинете и т. п.]

  1. Какие позиционные системы счисления мы используем (письменно и устно)? Приведите примеры. [Письменно–десятичную, устно–десятичную, шестидесятеричную]

  2. Назовите ученых, о которых говорилось на занятии.




Подвести итог занятию можно, проанализировав ответы учащихся на ключевые вопросы по основной теме. Работу можно организовать с помощью приема «вопрос – ответ – дополнения».


VII этап

Домашнее задание.


Заключение: «На этом занятии мы проследили историческую связь между развитием человеческого общества и развитием арифметики, в частности понятия о числе.

На следующем занятии мы рассмотрим историю развития еще одной части математики – геометрии.

«История науки не может ограничиваться развитием идей – в равной мере она должна касаться живых людей…» (Сергей Иванович Вавилов).

Задание:

  1. подготовить реферат или выступление о жизни и деятельности Леонардо да Винчи;

  2. решить задачу о «фазанах и кроликах» несколькими способами.

Задание учащиеся могут выполнять по желанию. Учителю необходимо указать литературу:

  1. Васютинский Н. А. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990.

  2. Голованов Я. К. Этюды об ученых. – М.: Молодая гвардия, 1976.

  3. Дитякин В. Т. Леонардо да Винчи. – М.: Детгиз, 1959.

  4. Математический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1988.

И др.


«Жизнь и деятельность передовых людей –

очень важный фактор в развитии науки».

С. И. Вавилов

Занятие № 2.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПрограмма “наглядная геометрия” Разработана учителем математики Мосенковой
Разумно ли изучать геометрию на абстрактном формализованном уровне в отрыве от процессов познания окружающего мира?

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconТехнологическая карта непосредственно образовательной деятельности...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconМетодические рекомендации (ученику) Программа элективного курса «Откровение о человеке»
Программа элективного курса «Откровение о человеке» для учащихся 10-х классов, выбравших гуманитарный профиль обучения в старшей...

Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница