Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия»




НазваниеПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия»
страница1/9
Дата публикации20.06.2014
Размер1.2 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ПРИНЯТОописание: c:\users\андрей\downloads\реквизиты рабочая программа.jpg

Педагогическим советом

МБОУ «Никольская ООШ

им. Н.М.Рубцова»

Протокол от 29.08.2013 года

№ 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ «Никольская ООШ им. Н.М.Рубцова»

_________ (Н.А.Воронина)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Никольская ООШ

им. Н.М.Рубцова»

___________ (Ю.А.Шадрина)

Приказ от 29.08.2013года № 150


^ Рабочая программа
профориентационного

элективного курса
9 а класс
Болдырева Ольга Владимировна,

учитель труда, 2 квалификационная категория.

2013 – 2014 учебный год

^ Пояснительная записка
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся 9 а класса.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

 

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

·         помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

·         подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;

·         расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

·         обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

·         сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

·         обучить планированию профессиональной карьеры.
^ Общая характеристика элективного курса

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2). На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
^ Место курса в учебном плане.

На элективный курс в 9а классе по учебному плану ОУ из часов школьного компонента отводится 34 часов ( 1 час внеделю)
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:

·         программа;

·         методическое пособие для учителя;

·         «Дневник профессионального самоопределения»;

·         дидактический материал на электронных носителях.

 

Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
^ Результаты освоения элективного курса

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

·         психологические особенности личности;

·         самоопределение;

·         профессиональные интересы и склонности, способности;

·         классификация, типы и подтипы профессий;

·         профессиограмма;

·         профессиональная пригодность;

·         проектирование профессионального жизненного пути;

·         карьера, виды карьеры;

·         личный профессиональный план;

·         общение;

·         самооценка;

·         профпригодность;

·         компенсация способностей;

·         рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

·         раскрывать психологические особенности своей личности;

·         выявлять свои способности и профессиональные интересы;

·         определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;

·         работать с профессиограммами;

·         ориентироваться в типах и подтипах профессий;

·         составлять личный профессиональный план;

·         проектировать свою профессиональную карьеру.

 

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

·         междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

·         интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

·         обучение через опыт и сотрудничество.

 

 

^ Содержание элективного курса

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

 

^ II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

^ III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

 

^ IV. Мир профессий

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

 

^ V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

 

^ VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
^ VII. Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

·         определение понятия «личный профессиональный план».

^ Учащиеся должны уметь:

·         провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

 

Календарно – тематическое планирование.

 

n/n

Наименование тем

I

^ Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

2

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

IV

Мир профессий

10

4.1

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий

1

4.4

Характеристика профессий типа «человек – человек»

1

4.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 34 час

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл составлена на основе программы учителя русского языка и литературы гбоу сош1380...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПояснительная записка к рабочей программе учебного курса «Литература»
Рабочая программа учебного курса «Литература» для 11 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе следующих нормативных...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПояснительная записка «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,...
Рабочая программа курса «Разговор о правильном питании» составлена на основе авторской программы Безруких М. М., Филипповой Т. А.,...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии...
Рабочая программа учебного курса «музыка» предусмотрена для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. Утверждена и рекомендована...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Пояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница