Урока «математика и муза»




Скачать 124.57 Kb.
НазваниеУрока «математика и муза»
Дата публикации05.05.2014
Размер124.57 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Математика > Урок
ГОУ НПО ПУ № 30 М.О.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА

«МАТЕМАТИКА И МУЗА»

Преподаватель: Кислянская Т.А

Нестандартный урок. Неделя математики.

«Математика и муза»

Цель урока: познакомиться с биографией, трудами, произведениями, поэзией замечательной женщины С.В. Ковалевской, уметь пользоваться ее открытиями, ее литературным наследием, развивать кругозор, интерес, развивать познавательную активность и смекалку.

План урока.

  1. Выступление преподавателей литературы, математики, учащихся.

  2. Чтение стихотворений С.Ковалевской.

  3. Доклад учащихся «Жизнь С.В. Ковалевской»



  1. Литературно-математический кросс.



  1. Инсценировка «Недоросль»



  1. Викторина, решение задач на развитие логики, смекалки, сообразительности.

  2. Сочинение миниатюра «Встреча с ученым».

  3. Подведение итогов.

Учебно-наглядные пособия:

  1. Литературная газета

«Служение муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво»

Пушкин.

  1. Математическая газета

«Великие ученые – Софья Ковалевская, В. Чебышев».

Оборудование:

Фотографии писателей Ф.М. Достоевского, Д. Фонвизина, А.С. Грибоедова, С.В. Ковалевской. Иллюстрации к произведению « Недоросль».

^ Ход урока:

Примечание: Готовясь к уроку, первокурсники прочитали пьесу «Недоросль»; роман С. Ковалевской; учили ее стихи, написали рефераты по биографии С Ковалевской и ее математических открытий, оформляли литературно-математические газеты.

^ Преподаватель литературы:

Когда – то люди не имели письменности общались друг с другом при помощи устной речи. Но потребность общаться на расстоянии и закреплять достижения своего ума для следующих поколений было жизненной необходимостью, и люди изобрели специальную систему знаков(алфавит), с помощью которых свои мысли, свою роль закрепляли на определенном материале. Люди, живущие далеко друг от друга (на разных континентах, в разных странах) получили возможность обмениваться своими мыслями, делиться своими открытиями. Возникла связь поколений. Благодаря письменности мы можем познакомиться с произведениями поэтов, писателей, с трудами философов, ученых. Многие из вас слышали о расшифровке математики исчезнувшего народа – майя, о достижениях новой науки - математического языкознания.

Я хочу сказать о другом – о фактах счастливого соединения художественного и математического талантов. Сегодня – заочная встреча с С. Ковалевской – математиком, поэтом, писателем. Вслушиваясь, как звучат ее стихи, где, что не фраза, то формула – лаконичная, вечная, вчитываясь в математические книги, от которых веет высокой2 литературной культурой, строгой и изысканной красотой, то видишь кружево формул.

^ Педагог математики:

«Многим, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, смешивающее с арифметикой и считает ее сухой наукой. В сущности же эта наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорит, совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе». С. Ковалевская.

Я, надеюсь, что наша встреча с математикой – царицей всех наук, будет приятной, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для присутствующих. Очень хочу, чтобы те, кто нравнодушен к математике, с нашего урока уйдет с глубоким убеждением: математика интересная и очень нужная наука.

«С того человека и взыщется много.

Кому было много талантов дано»

^ С.В. Ковалевская

Выступление учащегося:

(стихотворение «Слово о математике»)

Почему торжественность вокруг?

Слышали, как быстро смолкла речь?

Это о царице всех наук

Начинаем мы свой урок.

Не случайно ей такой почет.

Это ей дано давать ответы

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Поэтому хорошие слова,

Говорят о ней в народе.

Ты нам математика даешь

Для победы трудностей закалку,

Учиться с тобой молодым,

Развивать и волю и смекалку.

И за то, что в творческом труде,

Выручаешь в трудные моменты,

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем гром аплодисментов.

^ Педагог литературы: Тема нашего урока математика и муза. А что такое муза или музы?

Музы в древнегреческой мифологии – дочери Зевса и Мнемосины богини покровительницы поэзии, искусств, науки. Муза – волшебная покровительница творчества, которая тайно является и приносит с собой вдохновение. (Используется литературная газета).

Уч-ся: Бессмертен тот, чья муза до конца,

Добру и красоте не изменяла

Кто волновать умел людей сердца,

И в них будить стремленье к идеалу.

Чтение стихов С. Ковалевской:(учащиеся)

1)Гармония чисел

Гармония линий

Мира гармонию вы повторили.

Строгая логика –

Щит от разлада

Кружево формул –

Сердце награда.

2) Но путь к ней не ровен –

От впадин до всплесков,

Мрачен иль светиться

Солнечным блеском

К тайным изъянам разум

Бесконечный осилит идущий тот путь.

Доклад учащихся о биографии С.В. Ковалевской

  1. Ранее детство Сони Корвин – Круковской.

Имя первой русской женщины математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Рассказ о ее жизни – это увлекательная история о том, как жизнерадостная девочка стала выдающимся математиком, это поучительная история о девушке полюбившей свободу и математику.

Софья Ковалевская родилась в семье начальника московского арсенала генерала В.В. Корвин – Круковского. Ее мать Елизавета Федоровна, была дочерью почетного члена Петербургской Академии наук – геодезиста Ф.Ф. Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф.И. Шуберта.

Воспитанием девочки, как и остальных двоих детей, занималась няня, а затем гувернантки. В 12 лет Соня была глубоко убеждена в том, что станет поэтессой. Но это время скоро прошло. С математикой, еще не зная ее, Соня соприкоснулась рано.

Корвин- Круковские после выхода отца на пенсию поселились в своем имении Палибино Невельского уезда Витебской области. Одна из детских комнат из-за отсутствия обоев, была обклеена листами лекций М.В. Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислении, приобретенными отцом еще в молодости.

Эти листы, испещренные странными, непонятными формулами, привлекли внимание девочки. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул, хотя они не были ей понятны запечатлелся в памяти.

Училась Соня с большим желанием. В те времена наряду со школьными учителями на ниве просвещения трудились и домашние учителя. В семье Корвин – Круковских домашним учителем был И.И. Малевич, питавший, по- видимому, большее расположение не к точным, а к гуманитарным предметам. Он гордился литературными способностями своей ученицы именно в этом направлении, одобрял ее стихи и возлагал большие надежды на ее будущее.

  1. Любовь к математике.

Значительное влияние на Соню оказал ее дядя- Петр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать Соне о них. Его увлеченность передалась и племяннице.

Математика казалась Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвященным людям. Софья решила всерьез заняться математикой. В 1866 году во время зимней поездки в Петербург она начала заниматься высшей математикой у известного преподавателя А.Н. Страннолюбского. В течении двух с половиной лет она усвоила всю арифметику и отлично решала самые трудные задачи. Затем был изучен обширный курс алгебры в 2-ух томах и на 6-м году обучения были закончены планиметрия и стереометрия. Она делала быстрые успехи и за зиму изучила аналитическую геометрию, дифференциальное и интегральное исчисление. Перед ней открылся чудесный мир бесконечно малых.

Но стало ясно, что даже самые лучшие частные уроки не заменяют систематический университетский курс. Соня хотела поступить в университет, но доступ женщинам во все русские университеты в то время был закрыт. Высшее образование она могла получить только за границей.

С . Ковалевская писала:

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своем ощутил,

Если луч правды сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решенье своем неизменном

Рок не назначил тебе впереди –

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной

Небо покроется черною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной

Бурю, ты встреть и померься с грозой.

Отец Софьи не мог позволить ей поехать учиться за границу. Софья Васильевна вступает в фиктивный брак с известным палеонтологом В.О. Ковалевским, чтобы уехать за границу. Вскоре они полюбили друг друга и их брак стал действительным.

В1869 году супруги Ковалевские уехали за границу, в Германию.В Берлине математическими занятиями Софьи Васильевны руководил из крупнейших немецких математиков – Карл Вейерштрасс (1815-1897).

3.Учеба у К.Вейерштрасса.

К.Вейерштрасс, пораженный знаниями Ковалевской, стал хлопотать перед Ученым советом университета о допуске ее к слушанию лекций. Но совет был не умолим. Тогда Вейерштрасс решил сам заниматься с талантливой женщиной, передавать ей содержание лекций, прочитанных им студентами университета. За неполных четыре года, с осени 1870 и весну 1874 года, Ковалевская не только усвоила университетский курс математики, но и написала три работы: «К теории уравнений в частных производных», «О приведении одного класса абелевых интегралов третьего ранга к эллиптическим интегралам», «Дополнения и замечания к исследованиям Лапласа о форме кольца Сатурна». Ковалевской была присуждена ученая степень доктора философии ( в 1874 г. Геттингенским университетом). Ее работы относились к весьма тонким разделам высшей математики. В 1874 году Софья Васильевна вернулась в Россию, где продолжала активную научную деятельность, опубликовала научные статьи в журналах, одновременно вела активную литературную работу.

Весной 1883 скончался ее муж, и она вынуждена была уехать с дочерью в Швецию. Там Ковалевская получила должность Стокгольмского университета и вновь занялась научной работой.

В 1884 году она стала первой женщиной в мире – профессором. Лекции профессора Ковалевской в Стокгольмском университете были блестящими. Она читала курсы по наиболее сложным разделам высшей математики и теоретической механики. В 1888 году написала свою основную работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки», за которую получила премию Парижской Академии наук.

В 1889 г. С.В. Ковалевская получила вторую премию – Шведской Академии наук за работу, посвященную вращению твердого тела.

4. Занятие литературным трудом.

С. Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом и никогда не могла решиться посвятить себя чему-либо одному: математике или литературе. Кроме драмы : «Борьба за счастье», ею написаны «Воспоминания детства», «Сестры Раевские», роман «Нигилистка», «Воспоминания о Джорж Элиот», «Три дня в шведском университете», стихотворения «Пришлось ли вам?..», «Если ты в жизни…» и др.

Скончалась Софья Васильевна в 1891 г. в Стокгольме от воспаления легких.

Прощаясь с Ковалевской, Фриц Леффлер написал стихотворение «На смерть Ковалевской»:

Душа из пламени и дум!

Пристал ли твой корабль воздушный

К стране, куда парил твой ум,

Призыву истины послушный?

Прощай! Тебя мы свято чтим,

Твой прах в могиле оставляя.

Пусть шведская земля над ним

Лежит легко, не подавляя…

Прощай! Со славою твоей

Ты, навсегда расставшись с нами,

Жить будешь в памяти людей

С другими славными умами.

Покуда чудный звездный свет

С небес на землю будет литься,

Кольцо Сатурна не затмиться.

^ Литературно- математический кросс.

Преподаватель математики: (в тетрадях учащиеся должны записать ответы).

  1. Кто автор этого, поэтического отрывка и какое слово соединяет этот отрывок с математикой.

«Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить?» (Ф.М. Тютчев, аршин)

  1. Назовите математическое значение аршина?(0,71м)

  2. Математический диктант (правописание математических терминов)

Математический, параллелограмм, параллель, биссектриса, гипотенуза, сумма, диагональ.

  1. Вспомните, узнайте, отгадайте и запишите какие цифры, числа, числительные, а также математические термины встречаются в данных пословицах:

Тот и господин, кто все может сделать ….(один).

Ум хорошо, а …. лучше. (два)

Обещанного … года ждут. (три)

У … нянек дитя без глазу (семи).

Знание - … ума (половина)

От горшка- … вершка.(три). Запишите чему равен 1 вершок.(4,4 см)

Без букв и грамматики не учатся и … (математике).

А сейчас посмотрим, как изучали математику в 18 в. Дети состоятельных родителей.

Инсценирование сценки «Недоросль».

Митрофанушка: единожды три- три,единожды 0 – 0,единожды 0-0.

Простакова: Что за дилемма?

Митрофанушка: Вишь 300 рублей нашли надобно разделить.

Простакова: Врет он, друг сердечный, нашедшие деньги ни с кем не делят. Все себе возьми Митрофанушка, не учень этой дурацкой науки.

Митрофанушка: Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Циферкин: Тише ваше благородие. За учение мне жалуется в год 10 рублей.

Митрофанушка: 10.

Циферкин: Теперь правда не за что, а кабы ты, барин, у меня что-нибудь перенял, не грех тогда было и еще прибавить 10.

Митрофанушка: ну,ну 10.

Простакова: Не трудись по пустому друг мой! Гроша не прибавлю,да и не за что наука не такая. Лишь тебе мучение, а все я вижу пустота. Денег нет, что считать?. А если деньги есть , сочтем и без Пафнутьича хорошенька.

^ Математическая мозаика.

Преподаватель математики: данный раздел нашего урока представляет собой смесь вопросов викторины, а также задач на логику, сообразительность и смекалку.

1)Какое число делиться на все числа без остатка? (ноль)

2)Чему равна сумма всех целых чисел первого десятка?

3) Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2 и меньшее 3? (запятую)

4) Ученик записал подряд все числа от 1 до 100?.Сколько раз пришлось ему писать цифру «5»?(20).

5)Выразите 100:

А) пятью единицами (111-11)

Б) пятью тройками (33*3 + 3\3)

6) Соедините знаками «+» и «-« числа натурального ряда от 1 до 9 так, чтобы в результате получилось 100.

(123-45-67+89 =100)

7)Сколько здесь треугольников?(18)









Преподаватель литературы: сочинение миниатюра «встреча с ученым».

В конце подводятся итоги.

Приложение :

Софья Ковалевская

Пришлось ли?

Пришлось ли раз вам безучастно,

Бесцельно средь толпы гулять

И вдруг какой-то песни страстной

Случайно звуки услыхать?

На вас нежданною волною

Пахнула память прежних лет,

И что-то милое, родное

В душе откликнулось в ответ.

Казалось вам, что эти звуки

Вы в детстве слышали не раз,

Так много счастья, неги, муки

В них вспомнилось для вас.

Спешили вы привычным слухом

Напев знакомый уловить,

Хотелось вам за каждым звуком,

За каждым словом уследить.

Внезапно песня замолчала

И голос замер без следа.

И без конца и без начала

Осталась песня навсегда.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока «математика и муза» iconУрок по рассказу Т. Толстой "Поэт и муза" Тема урока: Быт и мечта...
Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения

Урока «математика и муза» iconУрока "Математика и оборона страны"
По ходу урока идет устная газета "Математика и оборона страны", страницы которой готовили все ученики класса, как конкурс на лучшего...

Урока «математика и муза» iconУрок математика + литература Авторы урока
Цель урока: рассмотреть рассказы, сказки, стихотворения Льюиса Кэрролла не только как литературное произведение, но и как учебник...

Урока «математика и муза» iconТема урока Примерное содержание урока
Знакомство с Музой – феей звуков. Сравнение значений слов «муза» и «музыка». Значение понятий «композитор-исполнитель-слушатель»....

Урока «математика и муза» iconПоложение о III кутиловском фестивале «Поэт и муза»
Кутиловский фестиваль «Поэт и муза» проводится с целью раскрытия творческих способностей и воспитания юных и молодых поэтов и художников,...

Урока «математика и муза» iconЛитература Н. А. Некрасов прочитать, составить сложный план статьи. Читать стихи «Муза»
Читать стихи «Муза» 1852 г., «Элегия» 1874г., «Забытая деревня», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре», «Памяти Добролюбова»,...

Урока «математика и муза» iconПлан-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью)
Учебник для 11 класса «В мире литературы»/ А. Г. Кутузов, А. К. Киселев, Е. С. Романичева и др

Урока «математика и муза» iconНазвание программы
Войдя в ваш класс, древняя муза Театра способна принести радость, воодушевить, а может быть, и что-то изменить в вашей жизни. Она...

Урока «математика и муза» iconУрока математика 1 класс «Понятия «много», «один». Число и цифра 1»
Технологическая карта урока математика 1 класс «Понятия «много», «один». Число и цифра 1»

Урока «математика и муза» iconВнеклассное мероприятие «Математика в стихах»
Почему математику считают скучной и «сухой»? Она так же прекрасна, как литература. Математика нужна всем. Поэты знакомы с теоремами...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница