Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя




Скачать 109.14 Kb.
НазваниеСтатья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя
Дата публикации15.06.2013
Размер109.14 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Математика > Статья
Как писать сочинение в формате ЕГЭ по

русскому языку

  1. Прочтите текст не менее 4 раз.

  2. Проанализируйте текст.

Вспомните, как мы анализировали текст о Будапеште или о танце. Действовать надо примерно так же.

Сделать анализ текста помогут следующие вопросы:

• Кто автор текста? Внимательно прочтите фамилию и инициалы, чтобы не перепутать их в дальнейшем.

• К какому жанру литературы относится предложенный текст или отрывок (статья, отрывок из очерка, отрывок из книги). Это нужно определить для себя. Если вы не можете точно указать жанр, не пользуйтесь в сочинении жанровыми определениями (в очерке, в своей статье автор...)

  • О чем текст? Определите тему (для себя, это поможет вам точнее определить проблему).

  • С чего текст начинается и чем заканчивается? Каковы особенности композиции текста? Как он построен? Где авторские тезисы, где аргументы и примеры?

  • В чем главная проблема, главный вопрос? Обратите внимание, что главная . проблема всегда уже, чем тема.

Пр^ выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

  1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

  2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.
Например, автор текста убеждает нас в том, что\знание истории

помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?
3. Напишите сочинение на черновик.

Сочинение должно состоять из следующих абзацев:

  1. Вступление

  2. Комментарий к предложенному тексту

  3. Формулировка точки зрения автора

  4. Ваш тезис

  5. Ваш первый аргумент или пример. Аргумент или пример может быть взят из вашей жизни, из жизни вашей семьи, друзей. Примеры и аргументы можно приводить из СМИ (газет, журналов) и т.п.

^ 6. Ваш второй аргумент или пример (желательно). Очень хорошо
найти подходящий пример или аргумент из литературных
произведений (но не детективов, дамских романов, фантастики и

т.п.).

  1. Вывод ваш.

  2. Заключение (последние два абзаца могут быть объединены).


Таким образом, в сочинении должно быть не менее 6 абзацев (1 аргумент, абзацы 7 и 8 объединены).
Обратите внимание:

  • абзацы 5 и 6 (аргументы) должны начинаться с параллельных конструкций

  • абзацы 1 и 8 (вступление и заключение) и абзацы 4 и 7 (ваш тезис и ваш вывод) должны быть логически связаны.


^ Как писать сочинение по абзацам.
1 абзац. Вступление
Обозначение темы и проблемы, рассматриваемого вопроса, описываемой ситуации. Во вступлении обязательно назвать фамилию автора и его инициалы. Если автор вам известен, можно добавить, что автор текста известный писатель, публицист, художник, ученый и т. п. Если вы не располагаете точными сведениями, подобных вещей не писать, так как вам зачтут фактическую ошибку.

Подсказка: обратите внимание на задание А28. Оно может помочь сформулировать проблему и авторскую позицию. Какие клише можно использовать

  • Проблема, обозначенная автором , на мой взгляд, заключается в следующем: .

  • Автор поднимает проблему...

  • Автор затрагивает важную проблему...

  • Автора текста волнует проблема...

  • Проблема, которую хотел показать нам автор, такова...

  • Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что...

  • Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой...

  • Волнующую всех нас проблему... поднимает писатель Д. Гоанин.

  • Проблема, поднимаемая В.Солоухиным, - это...

  • Я думаю, что проблема, поставленная автором, - это...

  • Проблема... не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Можно (и это выигрышнее!) начать сочинения с риторического вопроса.

  • Что такое...? Кого можно назвать.. ? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п. - не можете точно указать жанр - не пишите, засчитают фактическую ошибку).

  • ^ В чем заключается... ? Какую роль в жизни человека играет... ? Эту важную проблему поднимает....


2 абзац. Комментарий к тексту.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. Можно выделить два типа комментария.

1. ^ Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за
автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью ответов на следующие вопросы (не на все):

  • Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

  • На чем заостряет внимание? Почему?

  • Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

  • Какие эмоции автора выражены в тексте?

  • Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

  • Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы
текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п.
Найди ответы на следующие вопросы:

  • К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

  • Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

  • Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

  • Почему эта проблема привлекла внимание автора?

  • Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

  • К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.
^ Какие клише можно использовать

  • Вопрос о (обозначьте проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.

  • ^ Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора), особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что ...


3 абзац. Формулировка авторской позиции.
Комментарий должен подвести к формулировке авторской позиции. Сформулировать позицию автора помогут и такие типовые конструкции:

  • Позиция автора такова:...

  • Автор считает, что...

  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...

  • Автор убеждает нас в том, что...

  • В тексте доказывается мысль о том, что...,

  • Основная мысль текста заключается в том, что...

  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что...

  • NN не даёт готового решения вопроса о том, что Он заставляет

читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности
^ 4 абзац. Ваш тезис
Это утверждение, которое вы будете доказывать последующими аргументами Какие клише можно использовать.

  • Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)»

  • Мысль, высказанная NN. близка и понятна мне. (ИЛИ. Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор

Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно.

При всём моём уважении к авторской точке зрения, (или к мыслям NN о ...), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»
^ 5 абзац. Первый аргумент или пример.
Ваш аргумент должен подтвердить ваш тезис.

Вы можете сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека, авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Можно также привести примеры из собственной жизни, жизни своей семьи, друзей и т.п. Какие клише можно использовать.

  • ^ В качестве примера я могу привести пример из жизни моей семьи...

  • Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как... Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством).

При построении абзацев с аргументами помните, что абзацы должны быть текстуально связаны с вашим тезисом и должны начинаться сходным образом или, что еще лучше, параллельными конструкциями.
^ 6 абзац. Второй аргумент.
Помните, что 4 и 5 абзац должны начинаться параллельными конструкциями. Желательно, чтобы вторым аргументом стало обращение к читательскому опыту (на детективы, дамские романы, фантастику не ссылаться, желательно не ссылаться на произведения иностранной литературы, так как экзамен все-таки по русскому языку). Однако если вы не можете точно указать автора, название, правильно написать фамилию героя, лучше придумать другой пример, чтобы избежать фактических ошибок.
^ Еще раз напоминаю, что абзацы 5 и 6 должны начинаться с параллельных конструкций (начинаться сходным образом).
7 абзац (может быть объединен с 8). Вывод к вашему тезису. Заключение.
Как можно закончить сочинение?

1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка
сочинения.

Таким образом, автор поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце
сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее
актуальность.

^ Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

^ Объем сочинения.

Объем сочинения - примерно 300 слов (включая предлоги, союзы и пр.). Можно написать и больше, но чем больше сочинение, тем больше риск наделать ошибок.
^ Что не следует писать

  1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов .

  2. В сочинении не нужно специально анализировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сделано в задании В8).




  1. Отложите сочинение в сторону и возвратитесь к проверке и чистовому варианту частей А и В.

  2. Напишите чистовик сочинения

Теперь можно вернуться к сочинению. Написание чистовика включает два этапа: редактирование и переписывание отредактированного варианта на чистовик. Итак, редактируем.

  • Прочитайте черновик и представьте, что его читаете не вы, а я. К чему я стану придираться? Какое замечание я бы тут сделала? От каких недочетов советовала избавляться? Нет ли их в тексте?

  • Выдержан ли баланс частей?

  • Правильно ли начаты абзацы? Соотносятся ли между собой тезис и вывод, вступление и заключение?

  • Нет ли в сочинении разговорной или сниженной лексики (клево, классно и пр. красот).

  • Тщательно проверьте правильность написания слов, если не знаете точно, как слово пишется, замените его другим.

  • Проверьте правильность постановки знаков препинания. Не стесняйтесь на черновике поставить скобки, разделяющие простые предложения в составе сложного. Это поможет вам правильно поставить знаки препинания.

  • Обратите внимание на длинные предложения. Подумайте, чем они осложнены. Правильно ли стоят у вас знаки препинания при осложняющих конструкциях (обособленные члены, однородные члены и пр.).

  • Поищите, нет ли совсем коротких «рубленых» фраз (часто это предложения из 3-4 слов). Может быть, из стоит объединить в сложные?


Теперь отредактированное сочинение можно переписать начисто и еще раз перечитать.

^ Распределение времени на экзамене.

40 мин - работа с частями А и В на черновике.

Если запутались и не знаете, как сделать задание, не сидите над ним, пропустите и двигайтесь дальше, потом вернитесь к нему. Часто в начале экзамена из-за волнения ступор может вызвать даже простое задание. Со временем вы неизбежно успокоитесь, и вам будет легче справляться с заданиями. 1 час - написание черновика сочинения.

30 мин. - проверка частей А и В, перенесение ответов на чистовой бланк.

Еще раз прочтите каждое задание, проверьте, правильно дли вы его поняли (надо

найти ошибку или, наоборот, правильный вариант).

50 мин - редактирование черновика сочинения и переписывание его на чистовик.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconНа сцене прозвучали стихи, песни, частушки, отрывок из оперы, отрывок...
П. И. Чайковского «Времена года», отрывок из произведения Антонио Вивальди «Времена года. Зима», танец на музыку Н. А. Римского-Корсакова...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconГеше Джампа Тинлей (отрывок из книги Байкальские лекции 2007) Наставления о том, как выполнять
Гуру объясняется в четырех разделах: 1 преимущества вверения себя духовному наставнику; 2 недостатки, проистекающие из отсутствия...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconКомплексный анализ текста
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Северянина. Какое настроение описано в нем? Какое настроение передает этот отрывок?

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconТема «Детские мечты»
А. Костюнина; проанализировать отрывок рассказа «Воздушный змей»; определить понятия «мечта», «цель»

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconКруг детского чтения
В. Д. Берестов «Устный счет», «Урок рисования», «Кто живет в портфеле», «А дальше, ребята, урок листопада»; А. Платонов «Еще мама»;...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconКнига предназначена для предпринимателей и людей, желающих знать свое будущее
Помощь в создании этой книги оказывали тысячи людей; это был открытый процесс: сначала появилась популярная статья, а затем работа...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя icon21 февраля в нашей школе прошли Некрасовские чтения. За художественное...
«Школьник») и Лытаренко Галина (стихотворение «При каждой новой встрече воя»). Дипломами III степени награждены Липина Кристина (стихотворение...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconСказка «Аленький цветочек» Дом купца с крыльцом. Возле него скамейки....
Дом купца с крыльцом. Возле него скамейки. Звучит отрывок из «Камаринской» М. И. Глинки. Занавес. Девушки водят хоровод. Девушка

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconПланирование учебного материала
«Весенняя гроза», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», отрывок из стихотворения «Зима» (первые 16 строчек),...

Статья, отрывок из очерка, отрывок из книги. Это нужно определить для себя iconУрок литературного чтения в 3-м классе. Н. А. Некрасов «Крестьянские...
Н. А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок «Мужичок с ноготок»). Умк «Перспективная начальная школа». Учебник «Литературное чтение»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница