Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?»




Скачать 58.06 Kb.
НазваниеУрок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?»
Дата публикации08.01.2015
Размер58.06 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок – диспут в 10 классе по роману И.А.Гончарова «Обломов» на тему:

«Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?»
Цель урока: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Определить, каково авторское отношение к Обломову и наше собственное.

Продолжить работу над развитием устной речи, умением рассуждать, анализировать, делать выводы, диспутировать.

Воспитывать у детей уважение к другим людям, умение замечать в них не только недостатки, но и достоинства; уважение к чужому мнению, даже если оно не сходится с их точкой зрения.
Подготовка к диспуту:

  1. Составить вопросы для обсуждения.

  2. Провести анкетирование (Цель: выяснить, какие качества ценят учащиеся данного класса, а какие вызывают отрицательное отношение).

  3. Подобрать цитаты, стихи по теме, иллюстрации из произведения, фрагменты из кинофильма

Н. Михалкова: « Несколько дней из жизни Обломова.»
Оборудование:

  1. Карточки с вопросами, общие и индивидуальные.

  2. Плакаты с высказываниями критиков, правила ведения диспута.

  3. Выставка книг писателя.


Ход урока:

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Словарная работа.

Диспут – заимствовано в конце 17 века из польского языка, где слово диспут – «спор» является производным от латинского диспутарэ – «спорить, рассуждать».



Назовите синонимы к этому слову ( дебаты, прения, дискуссия, полемика).
3.Ознакомить с правилами проведения диспута.


  1. Прежде чем принять участие в диспуте, подумай, о чем ты будешь говорить. Главное – аргументы, логика, убедительность.

  2. Спорь честно, не искажай мыслей и слов товарища.

  3. Помни, что лучшим доказательством служат точные и бесспорные факты, текст произведения.

  4. Отстаивая свое мнение, говори ясно, просто, четко.

  5. Внимательно слушай, что говорят твои товарищи, не перебивай их, не говори одновременно со всеми, не повторяй того, о чем уже сказано.

  6. Уважай мнение товарища. Если доказана ошибочность твоего мнения, имей мужество признать, что ты не прав.


4.^ Слово учителя.

В историю русской литературы Иван Александрович Гончаров вошел как создатель 3 – х (!) романов и цикла очерков «Фрегат «Паллада» (краткая характеристика произведений). Самым знаменитым и читаемым стал роман «Обломов», вызвавший сразу после появления в печати в 1859 г. множество хвалебных отзывов и до сих пор не утративший своей актуальности.
Вот как оценил создание Гончарова Л.Н.Толстой:

«…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет – это то, что Обломов имеет успех не случайный,…а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике».

«Пока останется хоть один русский – до тех пор будут помнить «Обломова» (И.С.Тургенев) (Эпиграф на доске.)



  • Что же делает образ Ильи Ильича Обломова бессмертным? Почему чудака, лентяя, лежание на диване для которого стало нормальным состоянием, некоторые критики ставят в один ряд с Дон – Кихотом, Фаустом, Гамлетом и выше Онегина и Печорина?


На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на уроке.


  1. Обсуждение вопросов диспута (карточки с вопросами лежат на партах).

Вывод по 1 вопросу:

Гончаров любил своего героя, а иначе не получился бы у него образ такой силы.


  1. Дополнительный вопрос ко 2 пункту:

  • Может ли стихотворение Ф.И.Тютчева как-то объяснить нам поведение Обломова?


Молчи, прошу, не смей меня будить.

О, в этот век преступный и постыдный

Не жить, не чувствовать – удел завидный…

Отрадно спать, отрадней камнем быть.


  • Разделяете ли вы мнение писателя М.М.Пришвина?


« Никакая «положительная деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, из-за которой стоило бы лишиться покоя…

Иначе и быть не может в стране, где всякая деятельность, направленная на улучшение своего существования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное сливается с делом для других, может быть противопоставлена обломовскому покою.»


  1. Перед обсуждением 3 вопроса заслушивается краткая справка о Штольце (индивидуальное задание). Перед обсуждением 4 вопроса – об Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной.

  2. Вывод после обсуждения 5 вопроса:

Со смертью Обломова опустела жизнь не только вдовы Пшеницыной, но и Штольца, и Ольги, и Захара.
Жить надо так, чтобы люди нуждались в тебе (афоризм).


  1. Вряд ли еще какой-либо русский роман истолковывался столь противоречивым образом как «Обломов».

Зачитываются высказывания, висящие на доске.

  1. «Бездеятельный, инертный, апатичный человек, лишенный каких – либо положительных качеств…» (Н.А.Добролюбов).

  2. «Сочувствовать таким личностям нельзя, потому что они тяготят и себя, и общество…

(Д.И.Писарев.)

  1. «Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной, - и мало того, что узнал, но полюбил его всем сердцем…чистая, нежная душа, не испорченная веком себялюбия, ухищрений и неправды. (А.В.Дружинин.)




  • Чье мнение из процитированных критиков вам ближе? А может быть, у вас сложился свой взгляд на Обломова?

И, чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

(Э.Асадов «Доброта»).
« Где светлые силы дремлют и грезят, там темные силы действуют и разрушают, и оттого-то современная Россия оказалась в положении человека, которого разворовали в глубоком сне..»

Е.Н.Трубецкой (1863-1920,князь, философ, правовед)


  1. Результаты анкетирования.

Качества, которые ценятся:

  • доброта – 5

  • уважение к людям – 4

  • честность – 4

  • умение дружить – 3

  • умение держать слово – 3

  • смелость – 2

  • остроумие –2

  • умение прощать – 1

  • преданность –1

  • мягкость – 1

  • вежливость – 1

  • иметь свое мнение – 1


Качества, которые отталкивают:

  • высокомерие – 5

  • наглость – 5

  • отсутствие своего мнения – 3

  • неумение держать слово – 3

  • лживость – 3

  • злопамятность – 2

  • злость – 2

  • предательство – 2

  • грубость – 2

  • подхалимство – 2

  • подлость – 2

  • циничность – 1

  • продажность – 1

  • лень – 1

  • зависть – 1

  • глупость -1


Итог: почти все названные положительные качества присутствуют в характере Обломова, а плохие, отрицательные, отсутствуют.


  1. Дополнительные вопросы повышенной сложности (если осталось время). Индивидуальное задание.

а) Чем объяснить интерес такого знаменитого режиссера как Никита Михалков к роману И.А.Гончарова, снявшего в 1980 г. фильм «Несколько дней из жизни Обломова»? Нравится ли вам интерпретация режиссера? Почему в фильме нет Выборгской стороны?
Б) Обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватной жизни или обломанное жизнью?


  1. Заключение. Слово учителя.

Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова – это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства, заставляет размышлять о сложнейших вопросах: «Зачем я живу? Для какой цели я родился?». Как прожить жизнь, чтобы быть счастливым и чтобы ваши дети вспоминали о вас с гордостью, а люди помнили только хорошее о вас? Как приобрести прекрасные деловые качества Штольца, но сохранить «золотое» обломовское сердце?


^ Диспут на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?»
Вопросы к диспуту:



  1. Какие средства для создания образа Обломова использует И.А.Гончаров? (портрет, интерьер, речь, прямую авторскую характеристику, косвенную и т.д.). Как это помогает нам понять отношение автора к своему герою?




  1. Бездеятельность Обломова – это неспособность к любой деятельности вообще или пассивный протест, выраженный бездуховному обществу, Судьбинским – Волковым – Пенкиным с их суетным существованием?



  1. Почему энергичный, деятельный Штольц, у которого жизнь подчинена строгому расписанию, тратит свое драгоценное время на лежебоку Илью Обломова?




  1. За что любили Обломова Ольга Ильинская и Агафья Матфеевна Пшеницына?



  1. Достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconСтатья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману...
Охарактеризуйте общеисторический контекст романа И. А. Гончарова «Обломов». Отметьте номера всех правильных ответов

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» icon47. проблематика романа Гончарова "Обломов"
Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко...

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconМосковский финансово-юридический университет
Испытание Обломова любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconЗачётная книжка по литературе
...

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconУроку литературы, «Обломов»*
И. А. Гончаров «Обыкновенная история» (необходимо прочитать ко 2 уроку литературы ), «Обломов»* (необходимо прочитать к 3 уроку литературы...

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconОбломов + Корчагин = Обломагин
А. Платонова. Этот любимый платоновский тип, воин-сновидец, боец-лежебока, может быть назван сдвоенным именем героев И. Гончарова...

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconХудожественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
В статье о романе «Обрыв» И. А. Гончаров писал: «Писатель перестанет быть художником, если удалится от образа… Рисуя, я вижу героя...

Урок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему: «Презрения, осуждения или любви и сочувствия достоин Илья Ильич Обломов?» iconЛюбви все возрасты покорны. Диспут (сценарий)
Любви все возрасты покорны. Диспут (сценарий) /Сост. Л. Д. Якубинская / Полтавская центральная библиотека ку «Центр культуры и искусства...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница