Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 171.19 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации07.01.2015
Размер171.19 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Литература > Конкурс


Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)

М


униципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 3» города Тамбова

Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников

Автор: преподаватель теоретических дисциплин Лесина Наталья Петровна
Претворение старинных традиций в творчестве П.И.Чайковского.

Классный час

Тамбов 2013 г.

^ П.И. Чайковский. Портрет.
Петр Ильич Чайковский – один из самых популярных и наиболее исполняемых композиторов мира. Естественно, что интерес к его музыке сочетается с интересом к личности мастера, его судьбе. Из богатейшего жизнеописания композитора мы проследим только одну линию – связанную с посвящениями его произведений. Посвящение – особый знак, отличающий того, кому произведение посвящено, это также и красноречивая деталь биографии, иногда скрывающая нечто большее, чем можно ожидать от коротенькой надписи.

Посвящение – старинная традиция, родившаяся во времена, когда роль и место музыканта были совсем иными, чем в современном обществе. В сословном отношении не только исполнитель, но и творец, композитор, приравнивался к лакею. Поэтому посвящения, как правило, были обращены к людям влиятельным, могущественным и содержали выражение преданности и просьбы о покровительстве. Вот один из выразительнейших примеров такого рода:

«Светлейший курфюрст, милостивый государь. В глубоком почтении приношу я вашему королевскому высочеству настоящую скромную работу мастерства моего, коего я достиг в музыке и всеподданнейше прошу вас воззреть на оную благосклонным взором не по достоинству самой композиции, которая сочинена плохо, но исходя из вашей известной всему миру милости, – и принять меня под могущественное покровительство ваше. … Если бы ваше королевское высочество оказали мне милость и пожаловали мне титул в вашей придворной капелле, соизволив отдать по сему соответствующее распоряжение. Это милостивое внимание к моей смиренной просьбе обяжет меня к бесконечной благодарности, и я сочту за свой долг – всякий раз по милостивому требованию вашего королевского высочества доказать свое неустанное прилежание в сочинении церковной и оркестровой музыки, посвящая все свои силы служению вашему. Пребываю в неизменной верности вашему королевскому высочеству, всеподданнейший покорный слуга Иоганн Себастиан Бах. Дрезден, 27 июля 1733 года».
^ И.С. Бах. Портрет.
Да, это был Бах – один из самых поразительных гениев, а «композиция, которая сочинена плохо», – его величайшее творение, монументальная «Высокая месса». Баху исполнилось 48 лет, он был уже известным в Германии музыкантом, а его адресат – курфюрст саксонский и король Польский Фридрих-Август.

Тяжелое впечатление оста­вляет стиль этой надписи Ба­ха – в нем оскорбительно несо­ответствие подобострастия вы­ражений гениальности компо­зитора величию его искусства. Но для эпохи Баха такой стиль отражал привычную зависи­мость художника от власти, был традиционным и никому не казался обидным.

Чайковский живет уже в другое время. Зависимость му­зыканта от власть предержа­щих хотя и сохранилась, но сильно ослабла. Несмотря на то что посвящения чаще всего адресованы влиятельным ли­цам, нередки также и посвя­щения родственникам или друзьям. Все больше они отра­жают свободную волю худож­ника.

Посвящения Чайковского заставляют над многим заду­маться. Ими сопровождены различные произведения – как крупные, так и миниатюр­ные. Имена одних адресатов широко известны, о других знает лишь очень узкий круг исследователей. Среди тех, c кем приходилось общаться Чайковскому, было много вли­ятельных людей. К нему с сим­патией относились император Александр III и его жена; ком­позитора приглашали для участия в придворных музыка­льных вечерах; он состоял в переписке с великим князем Константином Романовым и даже написал цикл романсов на его стихи, но мы не найдем ни одного посвящения членам царской семьи. И вообще скла­дывается впечатление, что у Чайковского нет посвящений по признаку высокого происхо­ждения, продиктованных «ди­пломатическими» или иными ухищрениями.

Чайковский был натурой оригинальной, сложной, во многом противоречивой. И его собственные письма, дневни­ки и воспоминания людей, хо­рошо знавших его, свидетель­ствуют о доброте, дружелюбии, отзывчивости, но не скрывают и слабостей, недостатков. Он был скромен и застенчив, но очень избирателен в отноше­ниях с людьми. Удостоиться посвящения Чайковского бы­ло совсем не просто. Тем ин­тереснее найти ответы на вопросы: кому, когда и почему посвящал композитор свою му­зыку. Далеко не всегда биогра­фические документы Чайковс­кого дают исчерпывающие объяснения. Даже тогда, ког­да мы находим сведения об адресатах посвящений, часто остается неизвестным, какую роль играли эти люди в жизни композитора, чем удостоились посвящения.

Вот, например, Сентимента­льный вальс – одно из тех про­изведений, благодаря кото­рым возникло выражение «по­пулярная классическая музы­ка».
^ П.И. Чайковский. Сентиментальный вальс (фрагмент).
Типично салонная пьеса, неприхотливая, но трогатель­ная, во вкусе любительского музицирования. Вальс вошел в сборник ^ Шесть пьес для форте­пиано, написанный Чайковс­ким в 1882 году по заказу изда­теля Юргенсона, и вышел с посвящением Э. И. Жентон. Во всей обширной документаль­ной биографии композитора лишь несколько строчек скупо рассказывают, что Эмма Жен­тон была гувернанткой в семье Кондратьевых, близких друзей Петра Ильича. Зимой 1881-1882 годов Чайковский встретился с Кондратьевыми в Италии. В длительных прогулках в окрестностях Рима, на старин­ную виллу Боргезе, к Голубо­му гроту в Сорренто принима­ла участие и Э. Жентон. Нет никаких оснований предпола­гать, что отношение Чайковс­кого к Жентон выходило за рамки обычного знакомства. Но когда через полгода вышли из печати Шесть пьес, то ей "достался" вальс поэтичный, мечтательный. Так, может быть, она и была такой, и вальс – ее "портрет", а посвя­щение – знак деликатного, дружеского участия? А может быть, композитором просто ов­ладело меланхолическое чув­ство при воспоминании о веч­но юной, поэтичной Италии? Этого мы, конечно, уже не уз­наем. Но как бы там ни было, одну из самых лирических страниц Чайковский навсегда соединил со скромным име­нем безвестной гувернантки.

В жизни Петра Ильича по­священие ^ Сентиментального вальса было, вероятно, очень незначительным эпизодом. Но для нас оно таит в себе некую загадку, даже, может быть, волнующую тайну, потому что это произведение многими любимо. И уже не пустое любопытство, а вполне понят­ный интерес к жизни художни­ка, к таинственным истокам творчества захватывает нас.

Иногда удивляют не сами посвящения Чайковского, а их отсутствие. Так, нет ни одного посвящения матери, а ведь известно, что она была для него самым дорогим человеком.
^ Александра Андреевна Чайковская. Портрет.
Александра Андреевна Чайковская умерла, когда будущему композитору было 14 лет. От трагического чувства невосполнимой утраты он не избавился никогда. Лишь через два год Чайковский смог написать о своем горе другу детства – гувернантке Фани Дюрбах. Близкие всю жизнь избегали вспоминать о матери в его присутствии. Но если не считать пьеску Мама из Детского Альбома, которая конечно же была навеяна воспоминаниями о ней, и песенки Наша мама в Петербурге, «сочиненной» еще четырехлетним Пьером (так звали его в семье), то больше нет ни одного зафиксированного музыкального обращения даже к ее памяти. Видимо отношение Чайковского к матери лежало за гранью даже возвышенного чувства, было святыней, рядом с которой любое реальное выражение было недостаточным.
^ П.И. Чайковский. Детский альбом. Мама (фрагмент)
Вероятно, наибольший ин­терес могут вызвать те посвя­щения Чайковского, которые связаны с самыми известными его произведениями. И здесь, конечно, в первую очередь следует вспомнить Детский альбом для фортепиано. Сегодня в нашей стране мало кто из детей не знает хотя бы нескольких пьес из него - ведь по Альбому занимаются не только ученики музыкальных школ, но его "проходят" и на уроках музыки в обычных, общеобразовательных школах.

На самой первой странице ^ Альбома стоит надпись: «Посвящается Володе Давыдову».
Володя Давыдов. Портрет.
Эта фамилия встречается в биографии композитора очень часто. Александра Ильинична Давыдова-Чайковская – родная сестра Петра Ильича. На ее семи сыновьях и дочках сосредотачивались самые нежные чувства Чайковского, очень любившего детей. Он вообще легко сходился с детьми, быстро устанавливал с ними приятельские отношения, играл, шалил, придумывал всевозможные развлечения, делал подарки, вступал в переписку, которая иногда длилась годами. Частые поездки в Каменку, родовое имение Давыдовых, всегда приносили Чайковскому радость. Здесь он много работал над своими сочинениями, но дети постоянно были в поле его зрения. Петр Ильич устраивал для них пикники, фейерверки, следил за их занятиями. Любимцем его был прелестный, влюбленный в музыку Боб (Володя). Весной 1878 года, наблюдая за музыкальными занятиями Боба, Петр Ильич убедился, что как и прежде, для детей почти не было настоящей музыки. Несколько сочинений И.С. Баха, Моцарта, Бетховена, Альбом для юношества Шумана – вот то немногое, что было доступно начинающим музыкантам. Сам Чайковский в это время уже входил в зенит славы. Вот что писал из Парижа Л.Н. Толстому о растущей известности Чайковского И.С. Тургенев: «Имя Чайковского здесь очень возросло после русских концертов в Трокадеро; в Германии оно давно пользуется если не почетом, то вниманием. В Кембридже мне один англичанин, профессор музыки … сказал, что Чайковский самая замечательная личность нашего времени. Я рот разинул».
^ П.И. Чайковский. Детский альбом. Марш деревянных солдатиков.
В это лето у композитора, как и всегда, были большие творческие планы. Он работает на Скрипичным концертом, романсами, пьесами для скрипки, фортепиано; обдумывает оперу Ундина и увертюру Ромео и Джульетта, пишет эскизы к Фортепианной сонате и Литургии Иоанна Златоуста, наконец, ведет обширную переписку. Но вдруг 30 апреля в одном из писем сообщает, что начал работать над сборником для детей. Уже через пять дней были готовы эскизы, и в октябре Детский альбом вышел из печати, а в Каменку полетело письмо: «Скажи Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: посвящается Володе Давыдову. Он, глупенький, и не поймет, что значит посвящается! …Бобику … ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, - можно целые симфонии посвящать».

И симфония Володе будет посвящена – Шестая, последняя и самая трагическая.
^ П.И. Чайковский. Шестая симфония (фрагмент).
Шел уже 1893 год. 16 октября Володя слушает в концерте первое исполнение Шестой, дирижирует автор, а через восемь дней Петра Ильича не стало …

На титульном листе одного из самых прославленных сочинений Чайковского – Пя­той симфонии – стоит: "Посвя­щается Т. Аве-Лаллеману". Вот посвящение, в котором, как и в некоторых других, скрыта загадка человеческой души. Нам имя Аве-Лаллемана ничего не говорит и в огром­ной летописи жизни и творче­ства Чайковского упоминает­ся только один раз. Вот цитата из дневника композитора: "Гамбург. Январь. 8. Этот поч­теннейший, более чем осьмидесятилетний старец оказал мне особенное внимание и отечески ласковый прием... Мы расстались большими дру­зьями".

Началу работы над Пятой симфонией предшествовала длительная (4 месяца) гастро­льная поездка за рубеж, во время которой Петр Ильич пережил настоящий компози­торский триумф. Все это время Чайковский общался со мно­гими выдающимися людьми, и можно было бы найти достато­чно известных и даже просла­вленных "кандидатов" на посвящение столь замечатель­ного произведения, как Пятая симфония. Обратимся к воспо­минаниям знакомой Петра Ильича А. И. Брюлловой: "Осо­бенно его любили в Гамбурге, где директором музыкального общества был милый, умный старик Аве-Лаллеман, и с ним как-то Чайковский ближе сошелся. Между прочим, в минуту душевной откровенно­сти... Лаллеман, отличный музыкант, вдруг говорит Чайковскому, схватив его за руки: «У меня к вам совет: не вводите в ваши чудесные сочинения дикие казацкие напевы, разные трепаки. Пишите в духе нашей, евро­пейской музыки». ...Чайков­ский, как очень деликатный человек, только улыбнулся и в ответ посвятил ему свою Пя­тую симфонию...»

«На заглавном листе Чет­вертой симфонии должно стоять: «Посвящается моему лучшему другу», - писал Чайковский Юргенсону. Это была необыкновенная исто­рия. Она вся запечатлена в тринадцатилетней переписке Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк. Дочь смоленского помещика Ф. В. Фроловского и вдова крупного железнодорожного предприни­мателя фон Мекк была жен­щиной настолько же незауряд­ной, насколько и оригиналь­ной. Умная, замечательно образованная, страстно любя­щая музыку, она нашла свое истинное призвание в меце­натстве. Услышав впервые музыку Чайковского (то была симфоническая фантазия Буря), фон Мекк сразу опреде­лила свое отношение к ней – Чайковский стал ее любимым композитором. Она выписыва­ла, слушала, играла все его сочинения. Чтобы сберечь талант и время композитора, Надежда Филаретовна предло­жила Чайковскому постоян­ную денежную субсидию в шесть тысяч рублей в год. Переписка Чайковского и фон Мекк показывает, насколько глубоко они понимали и уважали друг друга. Ориги­нальность их отношений состояла в том, что они никог­да не встречались лично – по обоюдному молчаливому со­глашению.

Их заочное знакомство началось первым письмом фон Мекк в декабре 1876 года. А в мае 1877 года композитор сооб­щает о начале работы над Чет­вертой симфонией. "Никогда еще я с такой любовью не от­носился к какой-либо своей вещи". Время работы над сим­фонией – трагическое для композитора. Горькие утраты, разочарование в людях, глубо­кий внутренний разлад – Чай­ковский перенес это в жизни, и этим полна его симфония. Посвящение такого произве­дения Надежде Филаретовне раскрывало огромную роль, которую сыграло в жизни Чай­ковского ее дружеское учас­тие.

Косвенно фон Мекк был по­священ также цикл пьес для скрипки и фортепиано ор. 42 под названием ^ Воспоминание дорогого места: на нем стоит только одна буква: Б. Это Браилов, имение фон Мекк в Каменец-Подольской губернии, где Петр Ильич несколь­ко раз гостил. В цикл вошли самые, вероятно, популярные скрипичные пьесы Чайковско­го - Размышление; Скерцо; Мелодия (Песня без слов).
^ П.И. Чайковский. Мелодия (Песня без слов).
Большой интерес представ­ляет вопрос о том, как в посвя­щениях отразились отноше­ния Чайковского с собратьями по цеху – композиторами, ар­тистами, критиками.

Петр Ильич высоко оцени­вал деятельность Московского отделения Русского музыкального общества. Он никогда не забывал, что с ним связаны его первые композиторские успе­хи. В Москве в 1872 году он написал свою Вторую симфо­нию, о которой В. В. Стасов гро­могласно заявил: «Тузово! Бес­подобно! Какое богатство кра­сок! Какое разнообразие!» На­писанная уже уверенной рукой, мастерски и остроумно развивающая народные темы, брызжущая весельем, Вторая симфония была гордостью композитора, и он посвятил ее Московскому музыкальному обществу.

Композиторских имен в по­священиях Чайковского мень­ше, чем можно было ожидать. Во всех случаях они отражали личное знакомство. Вспом­ним, что современниками Пе­тра Ильича были компози­торы-кучкисты. И здесь обра­щает на себя внимание тот факт, что из представителей Новой русской музыкальной школы посвящениями не от­мечены ни Мусоргский, ни Бородин. Римскому-Корсакову посвящен только один романс «Погоди» - в 1872 году, когда лучшие произведения Нико­лая Андреевича еще не были написаны.
^ Н.А. Римский-Корсаков. Портрет.
И ровно столько же было "отпущено" его жене, пи­анистке Надежде Николаевне Пургольд – это Колыбельная песня. В этом сказалось прин­ципиальное расхождение Чай­ковского и кучкистов, которое касалось взглядов на компози­торское творчество, идеи, по­ложенные в основу их искус­ства. Особые отношения сло­жились у Чайковского с Балакиревым, что отразилось в посвящении ему трех произведений крупной формы.
^ М.А. Балакирев. Портрет.
Они познакомились в январе 1868 года в один из приездов Балакирева в Москву. Он был уже признанным петербургским авторитетом. После отъезда Балакирева Чайковский пи­шет симфоническую поэму Фатум и посылает ее Милию Алексеевичу с таким сопрово­ждением: «Эту вещь я хотел бы посвятить Вам, но для того мне нужно знать, что она Вам не безусловно не нравится». В ответ последовало: «Вещь мне не нравится, она не высижена, писана как бы на скорую руку. Везде видны швы и белые ни­тки. Форма окончательно не удалась». Такой резкий ответ не мог до конца убедить Чай­ковского, имевшего собствен­ные взгляды на развитие му­зыкальной формы, но важно, что ответ не повлиял на его уважительное отношение к Балакиреву. И когда Милий Алексеевич был вынужден из-за неприязни к нему прези­дента Русского музыкального общества великой княгини Елены Павловны выйти из РМО, Чайковский тепло и смело поддержал опального музыканта в журнале Музы­кальная летопись. И Фатум Чайковский Балакиреву все-таки посвятил.

В 1869 году Милий Алексее­вич дал Чайковскому идею на­писать увертюру ^ Ромео и Джу­льетта. Через месяц увертюра была готова, и композитор пишет брату: "Кажется, вещь удачная". Балакирев же увертюру разгромил и потом еще полтора года "терзал" Чайковского замечаниями и требованиями переделки. В это же время Петр Ильич пишет брату: "Балакирев все больше начинает меня обо­жать так, что я... не знаю, как его отблагодарить за всю эту любовь". Способ был, вероят­но, простой - посвятить увер­тюру, что автор и сделал.

В 1882 году Балакирев "вос­пламенился" новой идеей для Чайковского – большой сим­фонией по трагедии Дж. Бай­рона Манфред. Лишь спустя три года композитор смог на­писать: «...труд... стоил мне невыразимых усилий и страда­ний». Чайковский остался не­доволен симфонией и хотел уничтожить три последние части. Тут опять появляется Балакирев: «Это моя симфо­ния... вы не имеете права на мою собственность». В кото­рый раз композиторы не сош­лись во мнениях, но Балаки­рев отстоял Манфреда, и это было третье произведение, ко­торое Чайковский посвятил Милию Алексеевичу.

«Восхищался новой сонатой Грига... считаю громадно та­лантливым». Они познакоми­лись еще в 1887 году в Лейпциге и сразу прониклись взаим­ной симпатией, узнав друг в друге подлинно национальных художников. Летом 1893 года судьба свела их вновь по очень торжественному поводу: они оба были избраны докторами музыки Кембриджского университета в Англии. Эдварду Григу посвящена увертюра-фантазия Гамлет, Григ "отве­тил" Чайковскому Сонатой для скрипки и фортепиано.
^ Э. Григ. Портрет.
Самый «плодовитый» адре­сат Чайковского - Николай Григорьевич Рубинштейн.
Н.Г. Рубинштейн. Портрет.
Он был старше Чайковского всего на пять лет, но когда Петр Ильич только начал свою деятельность в качестве мо­лодого профессора консер­ватории и композитора, Рубин­штейн уже пользовался авторитетом дирижера, серьезного пианиста, основателя Москов­ской консерватории. Общение между ними быстро переросло в дружбу, все более углубляв­шуюся по мере развития их музыкантских отношений. Ни­колай Григорьевич был пер­вым исполнителем многих фортепианных и симфоничес­ких произведений Чайковско­го. Прекрасные воспоминания оставил пианист Р.В. Геника, бывший учеником и Чайковс­кого и Рубинштейна: "Москва справедливо гордилась, счи­тая в то время своими этих двух молодых музыкальных гениев. Великий пианист и великий композитор дали кон­серватории и создавшейся во­круг нее музыкальной жизни особую художественную атмосферу, особо высокий артистический престиж».

Рубинштейну посвящены Первая симфония, Две пьесы для фортепиано, Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна, романс "Так что же", Второй фортепианный концерт и, наконец, скорбное трио Памя­ти великого художника, напи­санное в 1882 году на смерть Рубинштейна.

Естественным было бы посвящение Рубинштейну и Первого фортепианного кон­церта. Чайковский так и соби­рался сделать. Но произошло непредвиденное. Прослушав первую часть (играл автор), Рубинштейн разразился речью, приведенной Чайковским в одном из писем: «Оказалось, что концерт мой никуда не го­дится, что играть его невозмо­жно, что пассажи избиты, неуклюжи и так неловки, что их и поправлять нельзя... что есть только две-три страницы, которые можно оставить, а остальное нужно или бросить, или совершенно переделать". "Я не переделаю ни одной но­ты..." – ответил композитор. Только через три года Нико­лай Григорьевич впервые исполнил этот концерт, но до Рубинштейна его много раз уже играл выдающийся немец­кий пианист Ганс фон Бюлов. Ему концерт и был посвящен. "Я горжусь честью, оказанною мне посвящением этого капи­тального творения, восхити­тельного во всех отношени­ях", - ответил Бюлов Чайков­скому.
П.И. Чайковский. Первый фортепианный концерт. (фрагмент)

Н.Г. Рубинштейну форте­пианный концерт был посвящен, но это был уже Второй концерт …

Описанный случай – не пер­вый и не единственный, когда музыка Чайковского была не только не оценена по достоин­ству, но даже и не понята. В 1878 году, когда Рубинштейн "дозрел" до фортепианного концерта, история повторилась, теперь уже – со Скрипич­ным концертом. Закончив пар­титуру, композитор отдал рас­поряжение издателю П. И. Юргенсону о посвящении концер­та профессору Петербургской консерватории Леопольду Ауэру. Но маэстро признал скри­пичную партию неисполни­мой. Американский скрипач Л. Дамрош отважился опровер­гнуть это мнение, сыграв кон­церт в Нью-Йорке в 1879 году. Один за другим исполнители отказывались повторить этот опыт. Лишь через два года за­мечательный скрипач А. Брод­ский, профессор Московской, Лейпцигской консерваторий и Манчестерского колледжа, ра­ботавший над концертом в течение этих двух лет, блестяще сыграл его в Вене. Можно ска­зать, что состоялась наконец настоящая премьера. "Дико! фантастический... концерт Чайковского разделил аудиторию за и против этого оригинального сочинения, - писалала венская газета. - В зале стоял шум, но Бродский подписывал один за другим контракты на исполнение концерта в разных городах." "...Я глубоко тронут тем мужеством, которое он высказал, взявшись... играть вещь столь трудную и, по-видимому, неблагодарную", - писал автор. А исполнитель Адольф Давыдович Бродский получил награду «за отвагу» - концерт посвящен ему.
^ А.Д. Бродский. Портрет.
Невоз­можно рассказать обо всех посвящениях Чайковского, даже если ограничиться лишь самыми прославленными его сочинениями. Обратимся еще только к одному изданию, не самому популярному, но с его адресатами связаны любо­пытные эпизоды жизни Чай­ковского и такие черты харак­тера, о которых мало кому из­вестно.

Шел 1893 год. Щемящее чув­ство вызывают посвящения под этой датой - ведь Чайков­ский и не догадывался, что они - последние; полным сил и замыслов вступил он в этот год. И удивительным кажется сборник фортепианных пьес ор. 72 - целая гирлянда разно­образнейших миниатюр, 18 пьес и 18 посвящений. Пода­рок, оказавшийся прощальным, адресован дорогим и про­сто симпатичным людям. Име­на крупных деятелей музы­кальной культуры А. И. Зилоти, Н. С. Зверева, В. И. Сафоно­ва соседствуют с именами его старых друзей Г. Лароша, А. Герке .

Фамилия Юргенсон неотделима от биографии Чайковского. Петр Иванович – основатель и глава самой крупной в России нотоиздательской фирмы. Почти все сочинения Чайковского вышли у него. Юргенсон был доверенным лицом Петра Ильича, собирателем и хранителем его рукописей и, наконец, другом . Ему композитор посвятил романс «Слеза дрожит».

Некоторые из друзей композитора позднее напишут воспоминания, согретые такой любовью к Петру Ильичу, что она не потускнеет и через много лет. Именно этим воспоминаниям мы обязаны тем, что знаем Чайковского не только, как великого композитора, но и как человека. Живой встает Петр Ильич со страниц этих благодарных повествований – веселый и печальный, лукавый и застенчивый, нежный и ласковый с детьми. Хотя музыка Чайковского и сейчас победно шествует по миру.

Чайковский – поистине наш, русский композитор, наше достояние. Его чудесное искусство входит в нашу культуру и питает наше музыкальное творчество и исполнительское мастерство.

Музыка его, как волшебный дар, возвышает человеческую душу, открывает ей целый мир новых мыслей и чувств. В этом – бессмертие великого Мастера Музыки – П.И. Чайковского!
Список используемой литературы

  1. Алтаев А.Л. Чайковский. - М.: Детская литература, 1956.

  2. Бортникова Е.Е., Давыдова К.Ю., Прибегина Г.А. Воспоминания о П.И. Чайковском. - М: Музыка, 1973.

  3. Емельянова Н.Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1977.

  4. Кабалевский Д.Б. Ровесники, беседы о музыке для юношества. -Вып.1.-М.: Музыка, 1980.

  5. Калинина Н.А. Петр Ильич Чайковский. - М.: Детская литература, 1988.

  6. Михеева Л.В., Розова Т.Г. В мире оперы. - Л.: Советский композитор, 1989.

  7. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки. - М.: Музыка, 1997.

  8. Очаковская О.О. Беседы о музыке. - Вып.1. - М.: Музыка, 1996.

9. Прибегина Г.А. Петр Ильич Чайковский. - М.: Музыка, 1990.
Ю.Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. - М.: Знание, 1979.

11.Холодковский В.В. Дом в клену. - М.: Московский рабочий, 1982.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница