Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»




Скачать 147.47 Kb.
НазваниеКонспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Дата публикации11.10.2014
Размер147.47 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Цели урока:

1. Образовательные: ознакомить суворовцев с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

обучить на­писанию связного текста - описание картины в художественном сти­ле с использованием личных впечатлений;

пополнить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятель­ной работы со справочной литературой (толковыми, этимологически­ми словарями, словарями синонимов);

2. Развивающие: развить языковое чутьё, научить редактированию текста (своего и товарища), анализу лексики текста-образца;

3. Воспитательные: эстетическое воспитание учащихся.

Материальное обеспечение урока:

Учебник Т.А. Ладыженской «Русский язык. 5 класс», портрет Ф. Толстого, картины «Цветы, фрукты, птица», «Букет цветов, бабочка и птичка», «Ветка малины, бабочка и муравей»; П. П. Кончаловского «Сирень»; И.И.Машкова «Снедь московская: хлебы», «Натюрморт», «Ананасы и бананы»; И. Левитана «Васильки»; И.Т.Хруцкого «Цветы и плоды»; В.Ф. Стожарова «Лён»; слайды с на­тюрмортами; раздаточный материал; детские рисунки (натюрморты), стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке», Вальс цветов из оперы П.И.Чайковского «Щелкунчик», песня на стихи Гладкова, словари, отрывок из рассказа Снегирёва «Чудесная лодка», презентация.

Методы работы:

1. Словесный

2. Репродуктивный

3. Частично-поисковый

4. Метод языкового анализа

Ход урока:




п/п

Этапы урока

Время

Работа

суворовцев

1.


Организационный момент.

1мин.

Дежурный сдает рапорт.

2.

Проверка подготовленности суворовцев к занятию (опрос по пройденному материалу). Объявление темы и целей урока.

(Слайд№1)
Слово преподавателя.

- Сегодня нам предстоит большая, нелёгкая, но очень интересная работа. Мы будем писать сочинение по картине.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача

(Слайд№2)

– научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине.

Ведь если в картину внимательно всмотреться и вслушаться, то она “заговорит” с нами и даже “запоет” (звучит музыка Римского – Корсакова).

Недаром поэт Н. Рыленков в своём стихотворении говорил:

(Слайд№3)

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.
(Слайд№4)

Удивительного вокруг нас много – только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Снегирёв в рассказе «Чудесная лодка». В начале он не разрешал соседским ребятам брать лодку рыбака Михея, потому что лодка эта чудесная, но дети не поверили писателю. Когда же ребята вернулись через час, вот какой разговор произошёл между ними и писателем:

^ Сценка по рассказу Снегирёва «Чудесная лодка». (Приложение №1)



1 мин.

2 мин.

4 мин.


Записывают в тетради тему

урока.

4 суворовца показывают сценку.

3.

Изложение нового материала.

Слово преподавателя.

- Если бы этим ребятам предложили ещё раз поехать на лодке, смогли бы они увидеть ещё больше? Интересным получилось бы их сочинение?

Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг – очень важное умение, которому мы будем специально учиться на уроках развития речи.

А сегодня мы будем учиться описывать картину и познакомимся с художником Ф.П.Толстым.
(Слайд№5)

1. Сообщение суворовца. (Приложение №2)
2. Беседа.

- В живописи, как в каждом виде искусства, есть свои жанры. Что вы знаете о натюрморте?

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

- А что может быть нарисовано на натюрмортах?
- Итак, натюрморт - это... (Слайд№6)
^ 3. Словарно-орфографическая работа.

Отрывок из песни на стихи Гладкова. (Слайд№7,8)
- Давайте обратимся к выставке натюрмортов разных художников и посмотрим, что на них изображено.

^ Демонстрация слайдов. Звучит Вальс цветов из оперы П.И.Чайковского «Щелкунчик» (Слайд№9-19)
- Вот мы и убедились, что натюрморты рассказывают не только о вещах. Они гово­рят о жизни и быте их владельцев, об их привычках. Изображение прекрасного ми­ра вещей увлекало очень многих художников, и вы также постарались нарисовать собственные натюрморты.
^ Выставка работ суворовцев.


2 мин.
2 мин.

2 мин.


3мин


Суворовец рассказывает о некоторых фактах из биографии художника.

Слушают сообщение.


Объясняют значение слова, работают со словарём.

Просматривают слайды.

4.

Самостоятельная работа суворовцев

- А теперь рассмотрим натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица», по которому нам предстоит работать.
(Слайд№20)
^ 1. Беседа по картине.

- Какие предметы изобразил художник?

- Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев).

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины).

- Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко)

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице.)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены теплым летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

- Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Определите основную мысль автора натюрморта. Если затрудняетесь, воспользуйтесь текстом упр. 317 в учебнике (стр.132).

(Слайд№21)

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

(Слайд№22)
^ 2. Составление плана описания картины.

1.Какие предметы изобразил художник?

2.Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

3.Как предметы сочетаются между собой по цвету?

4.О каком времени года напоминает натюрморт?

5. Какие мысли и чувства он вызывает?
- А теперь давайте представим, что мы в картинной галерее, перед нами натюрморт Ф.П.Толстого и экскурсовод, который расскажет нам об этой работе художника.
^ 3. Устное словесное рисование. (Слайд№23)

(Приложение №3)
- Ещё раз обратимся к словам, которые помогут нам написать сочинение.

(Слайд№24)

^ 4. Словарно-орфографическая работа.

Натюрморт, композиция, смородина, яблоко, виноград, бабочка, стеклянная, желтый, перламутровый, темно-синие, впечатление, солнце, порхать, нежно-розовые, длинные, причудливо, оранжевая, настурция, тычинки, прожилки.
^ Объясните значение слов:

Композиция, смородина, перламутровый, тычинки. (Приложение №4)
Отгадайте загадки.

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет, другая – чернеет.

(^ Смородина чёрная и красная)
О чём идёт речь?

- Чёрная?

- Нет, красная.

- А почему она белая?

- А потому что зелёная.

(Красная смородина)
Викторина. (Слайд№25)

- Во время урока звучала музыка П.И.Чайковского и Римского – Корсакова.

Вспомните, пожалуйста, кто из композиторов в юности был кадетом, в молодости – гардемарином, в зрелом возрасте – профессором Петербургской консерватории? Назовите этого композитора:

а) Балакирев;

б) Чайковский;

в) Римский – Корсаков.

5. ^ Устное описание картины суворовцами, обсуждение высказываний.

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)
- Какое – деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)
- Какова же будет главная мысль нашего описания?

(^ Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)
- Выслушайте устное сочинение вашего товарища и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.
(Слайд№26)

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

  1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

  2. Раскрыта ли основная мысль художника?

  3. Сумел ли суворовец рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

  4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

  5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?


12мин

3 мин

3 мин

3 мин


1 мин

3 мин



Отвечают на вопросы.

Работают с учебником.


Записывают план в черновик.

Суворовец-экскурсовод


Повторяют орфограммы «Безударные проверяемые, непроверяемые».
Записывают слова.

Объясняют значения слов по словарю.
Отгадывают загадки.

Участвуют в викторине.

2-3 суворовца читают черновик сочинения.
Осуществляют этап подготовки к написанию сочинения.

Выполняют редактирование текста.

Отрабатывают умение комментировать и аргументировать свое и чужое мнение, а также потребность совершенствовать свою речь.

5.

Подведение итогов урока.

(Слайд№27)

Итак, сегодня мы научились полно и красочно описывать изображённое на картине, уяснили значение композиции и цвета в натюрморте для глубокого выражения своего отношения к картине. А ещё мы вспомнили о лете, его щедрых и вкусных дарах.

1 мин.




6.

Задание на самоподготовку:

Напишите сочинение по картине. Упр. 317 в учебнике (стр.132).

1 мин.

Записывают в дневники



^ Приложение №1.

Сценка.

1 мальчик:

- Ну, чем же она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

Писатель:

- А вы, значит, так ничего и не заметили?

2 мальчик:

- Видели следы цапли на песке…

3 мальчик:

- Ещё видели, как уж плавает. Только головка из воды торчит.

1 мальчик:

- Зацвела водяная гречиха.

2 мальчик:

- И ещё видели белый бутон кувшинки над водой.

3 мальчик:

- Стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки.

2 мальчик:

- А я поймал большую улитку, а на улитке сидела маленькая улитка!

Писатель:

- Разве всё это не чудесно?

2 мальчик:

- Чудесно!

3 мальчик:

- Ещё как чудесно!

^ Приложение №2.
Фёдор Петрович Толстой — русский живописец, рисовальщик, медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали) и скульптор.

Родился в семье графа П. А. Толстого. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Морском кадетском корпусе.

Посещал Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

А. Пушкин говорил, что созданные «Толстого кистью чудотворной» натюрморты стали произведениями большого искусства.

После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов. В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры.

^ Приложение №3.

Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка».

Перед нами картина Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». На ней изображены летние садовые цветы. Кажется, что их вот-вот сорвали и поставили в вазу. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Они похожи на бабочку, пытавшуюся взлететь на цветок или севшую отдохнуть.

Мы видим стеклянную вазу, на которой сидит молодая бабочка только что летавшая на воле. Рядом с вазой сидит птичка, которая оглядывается, словно прислушиваясь к посторонним звукам.

Мне очень нравится это картина. Она напоминает о самом любимом моём времени года – лете!

Приложение №4.

Объясните значение слов:

Композиция, смородина, перламутровый, тычинки.

Композиция – 1. строение, расположение частей в произведении;

2. материал, полученный в результате комбинирования.

Смородина – кустарник со съедобными ягодами. Образовано слово «смородина» от устаревшего русского слова «сморода» - смрад, смердеть – сильно пахнуть.

Перламутровый – переливчатый, серебристо – розовый.

Тычинки – орган цветка, содержащий пыльцу.
^ Приложение №5.

Работа по редактированию текста.

Перед нами картина Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». На ней изображены летние садовые цветы. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Кажется, что цветы вот-вот сорвали и поставили в вазу. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Слабые и беззащитные цветочки хочется напоить водой, чтобы они радовали глаз и создавали ощущение, что мы находимся в саду, где ветер заставляет двигаться все цветы и растительность, разнося чудесный запах. Если присмотреться, то опавшие лепестки цветов похожи на бабочку, пытавшуюся взлететь на цветок или севшую отдохнуть. Скромная стеклянная ваза с питьевой водой, на которой сидит молодая бабочка только что летавшая на воле. Рядом с вазой сидит птичка, которая оглядывается, словно прислушиваясь к посторонним звукам, как - будто готовившаяся к взлёту. Рассмотрев картину, мы видим необычайную красоту различных цветов на темном фоне, разнообразие красок цветов, растущих в садах. Мне очень понравилась это картина. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой. Их совместные интересы. О желаниях. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе.

Викторина:

В юности он – кадет, в молодости – гардемарин, в зрелом возрасте – профессор Петербургской консерватории. Назовите этого композитора:

а) Балакирев;

б) Чайковский;

в) Римский – Корсаков.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconОписание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте)

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconУрока литературы по программе 10-го класса Тема урока
Тема урока: «Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир»

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconКонспект урока по учебному курсу «Истоки» в 9 классе Тема: «Труженики и живущие за счет других»
Цель урока – познакомить учащихся с понятием и образом Труженика на примере жизни и деятельности русского писателя 19 века Л. Н....

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconТема: «Роль пейзажа в описании чувств и переживаний героя повести,...
Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, репродукция картины К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconТема: Басни Льва Николаевича Толстого
Цель урока: познакомить учащихся с баснями Л. Н. Толстого, написанными в прозе; дать сравнительный анализ басен И. А. Крылова и Л....

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconТема урока: «Картины моря»
Разработка интегрированного урока по предметам Изобразительное искусство и Музыка для 7 класса

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconПлан-конспект урока изобразительного искусства в 7 классе Тема :...
Дети заранее получили задание подготовиться по группам: искусствоведы – рассказ о сюжете и композиции картины, литераторы и музыканты...

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconТема урока Тип урока
Познаомить уч-ся с личностью Л. Н. Толстого, с историей создания автобиографической повести

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconПлан-конспект урока по изо на тему: «В музее хранятся картины. Пейзаж» для 3 класса
Тип урока Комбинированный: сообщение нового материала, закрепление и выявление знаний

Конспект урока тема урока: Описание картины Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» iconПлан-конспект урока (Тема урока)
Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница