Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской»




Скачать 109.06 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской»
Дата публикации09.12.2014
Размер109.06 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

В 9 «А» КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«Богатыри земли русской»

Выполнила:

Воспитатель 10 класса

I квалификационной категории,

ГБОУ «Великолукская школа-интернат»

Щелкунова Татьяна Степановна

2013
Классный час

Богатыри земли русской

Цель:

-познакомить учащихся с биографией В.М.Васнецова - великого русского художника;

-способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину;

-воспитывать интерес к патриотическому прошлому нашего народа.

Подготовительная работа: распределить среди учеников материал, выучить песню.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.

Оформление: класс оформить в русском народном стиле, развесить по классу картины В.М.Васнецова, поставить мольберт.

Форма: заочная экскурсия (одновременно сообщения детей сопровождаются показом слайдов).

Проводят учащиеся 9 класса для учащихся 6-7 классов.

Ход занятия

Педагог в русском народном сарафане, в руках каравай:

« Здравствуйте гости дорогие,

Молодцы удалые,

Красны девицы,

Хлеб да соль вам! (ставит каравай на стол)

Долго вы к нам собиралися,

Наконец - то вы до нас добралися.

Слыхали мы, что вы интересовалися,

Как «Богатыри» Васнецовым создавалися.»

-Сегодня ребята мы с вами поговорим о великом художнике Викторе Михайловиче Васнецове и о его картине «Богатыри».

Выходит первая группа учащихся.

1 ученик:

-Творческий путь В.М. Васнецова начался в 1870-х годах, когда вступали в жизнь его знаменитые современники и ровесники- И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов и другие, когда русская публика с восторгом следила за успехами художников - передвижников.

В.М. Родился Васнецов 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в семье сельского священника. Детские годы будущего художника прошли в селе Рябово Вятской губернии. Витя рос впечатлительным мальчиком. «Я жил 15 лет в селе среди мужиков и баб, - вспоминал художник, — и любил их... как своих друзей и приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на посиделках при свете и треске лучины». Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок, преданий.

Детские впечатления оказали большое влияние на творчество художника. В глуши вятских лесов зародилась его страстная привязанность к народной сказке и эпосу, а искусство вятских умельцев-резчиков по дереву, мастеров расписной глиняной игрушки, лубочных картинок — пробудило интерес к народному творчеству.

2 ученик:

-Первые художественные профессиональные навыки Виктор Михайлович Васнецов получил в Вятке. Будучи учеником духовной семинарии, он одновременно брал уроки у гимназического учителя рисования Н.Г. Чернышева в вятском музее, делал зарисовки с натуры, помогал художнику Э.Андриолли в росписи только что отстроенного вятского собора.

3 ученик:

-Жители сказочного царства берендеев на рисунках Васнецова, как и в других сказочных его работах, были как бы реальными людьми — русскими крестьянами в нарядных (как на старой иконе или фреске) сарафанах, пестрых рубахах, узорчатых портах, в высоких шапках, в лаптях или щегольских сапожках. Такие или приблизительно такие костюмы носили когда-то в Московской, Владимирской и других губерниях. А диковинных зверей и птиц, причудливые цветы, которыми украшены царские палаты и дома берендеев, подсмотрел Васнецов на прялках, лубках и пряничных досках, старинных вышивках, в резьбе и росписях крестьянских изб, оттуда же пришла к художнику и веселая пестрота красок.

Выходит вторая группа учащихся

1 ученик:

-Самой грандиозной и значительной картиной В.М. Васнецова 80-х годов XIX века стала — «Богатыри». Ахтырка близ Абрамцева. Здесь в 1880 году жил Виктор Михайлович Васнецов. Он работал в ту пору над своей знаменитой «Алёнушкой». Писал этюды чудесной природы в окрестностях Абрамцева. Казалось бы, 19 век ещё даже не шагнул в тихую и спокойную Ахтырку, плавно и размеренно протекала здесь жизнь и художник потянулся к старой своей задумке, замысленной ещё лет десять назад. Невдалеке от дома, словно могучие часовые, стояли рядом друг с другом три раскидистых великана дуба – краса и гордость дубовой рощи. Глубоко ушли они корнями в родную почву, и ничто – ни бури, ни годы – не властны были над их величественной статью. Сам художник впоследствии говорил, что именно абрамцевские дубы надоумили его, как писать богатырей. 2 ученик:

- В 1899 году Васнецов открывает в Москве свою первую выставку, главной становится его картина «Богатыри». Основная идея картины — идея силы и могущества русского народа. Изображенные всадники, по словам художника, «примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». Вместе с тем это не фантастические великаны, а живые люди. В.М. Недаром Васнецов рисовал богатырей со своих современников — с крестьян, знакомых, друзей, родственников. Для изображения Ильи Муромца были использованы черты крестьянина Владимирской губернии Ивана Петрова. В Добрыне можно уловить сходство с самим художником, а внешность Алеши Поповича напоминает одного из сыновей друга В.М. Васнецова — С.И. Мамонтова.

3 ученик:

-Важную роль в картине играет пейзаж: это конкретное место жизни и деятельности героев. Ширь русской земли дает возможность изображения могучих богатырей. В.М. Для Васнецова русская природа не только величава и раздольна, она еще и лирична, и задушевна, поэтому является источником душевной отзывчивости и доброты богатырей, олицетворяющих собой русский народ, как пейзаж картины, подчёркивающий представление художника о родине. «Богатыри» - это большое творческое достижение В.М.Васнецова второй половины 19 века. В картине отражены особенности и истоки русского национального характера.

Педагог: «Как же писал свою картину В.М.Васнецов. Давайте, дети, попробуем это представить.»

Выходит ученик в образе художника и начинает рисовать на мольберте, проговаривая слова: « Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. «Богатыри» на заставе, богатыри на защите родной земли. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копьё. Вздета тяжкая тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его – Добрыня Никитич, Алёша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессона дружина. Ни одна, даже крылатая тварь не прорвётся. Спокойны, дружелюбны богатыри. И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет.» И ведь не раз сбывалось пророчество.

Однако неймётся блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями. Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может всё обернуться… Высоко, высоко в небе парит степной орёл.

Педагог:

На картине Васнецова

В трудный путь разгон беря,

Вместе вдаль глядят сурово

Три былых богатыря.

Выходит третья группа учащихся

1ученик:

-В центре картины Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце — о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах - сопровождают русского человека с детства. Илья Муромец — реальный персонаж истории. Закончив ратные труды по охране родины, он « роздал нажитое богатство на украшение храмов», постригся в монахи в Киево- Печерском монастыре, прославился молитвенными подвигами. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.

Илья Муромец сидит на вороном коне. Он напряженно всматривается вдаль: не появится ли где враг. Враг не уйдет от его пристального взгляда. На руке у него палица сорока пудов, в другой руке — щит и копье острое, на нем богатырский шлем. Он уже немолод, но очень силен и мудр. «Матер человек Илья Муромец», — образно говорит о витязе былина. Боевой опыт и сила сочетаются в Илье с благостью и добродушием.

2 ученик:

-Слева от Ильи Муромца — Добрыня Никитич. Щит у него каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд — то у него пристальный. Добрыня быстр, отважен, благороден и образован «Дело мое поляковать в поле чистом; биться с ворогами сильными, боронить людей добрых», — доносят до нас былины голос Добрыни. Добрыня решительно вынимает из ножен свой меч, готовый броситься в сечу. С образом Добрыни связано много чудес.

«Добрынюшка надел на плечи броню заговоренную, ту броню не срубит никакой булат». И меч у него не простой, а волшебный: меч — кладенец от самого Змея Горыныча, тоже заговоренный. 3 ученик:

-По правую руку от Ильи — Алеша Попович. Он и воин, и гусляр. Смотрит Алеша лукаво. Он уступает в силе первым двум, но нередко берет верх храбростью и находчивостью. Вооружен он скромнее: луком и стрелами, но его хитрость - тоже хорошее оружие. Алеша с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли русской.

Читают стихотворение

1 ученик

Под славным городом под Киевом

На тех степях Днепровских

Стояла застава богатырская.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец сын Иванович:

А и конь под Ильёй словно лютый зверь

А и сам на коне, как ясен сокол!

2 ученик

А и был на заставе Добрыня Никитич

И мог его конь добрый богатырский

С горы на гору перескакивать,

С холма на холм перемахивать.

3 ученик

А и был там Алёша млад

Что из красна города Ростова,

А Алёшенька, он наровчат был,

Он наровчат, да увертлив ведь,

А и в ту пору он догадлив был

Свой тугой лук разрывчатый отстёгивал,

От правого стремени булатного,

Накладывал стрелочку калёную,

А оттягивал тетивочку шелковенку.
Педагог:

Оглянись на предков наших

На героев прошлых дней,

Вспоминай их добрым словом

Слава им борцам суровым.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Выходит четвёртая группа учащихся

1 ученик:

-Богатыри на картине изображены все вместе, одной группой, плечом к плечу, в полной боевой готовности; в их взглядах чувствуется большая сила. Стоят на страже своей Родины, и ничто им не страшно. Они полны решимости и не пропустят врага на землю Русскую.

2 ученик:

-Глядишь на картину и веришь, что именно такими были настоящие защитники земли русской. В.М. Васнецов хотел вызвать у каждого из нас желание всегда встать на защиту своей Родины. Мы гордимся своими богатырями. Эта картина — символ русской силы.

3 ученик:

-Художник так изобразил богатырей, будто они возвышаются над землей. В.М. Васнецов использовал такой прием, чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли широки и необъятны.

4 ученик:

-За спинами богатырей темно и страшно, неспокойно. И это мы видим по темным холмам, по грозовым тучам. Художник хотел показать, что не все спокойно на Руси. Широка Русь, но много врагов хочет посягнуть на ее честь. Но богатыри этого не допустят. Нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

Педагог:

-Думаю и сейчас не перевелись в России богатыри – люди смелые и сильные, смышленые и находчивые.(презентация «Богатыри наших дней»)

Педагог:

-Давайте, ребята, сейчас померимся силами в знании военных пословиц. Я буду называть начало пословицы, а вы будите должны её продолжить.

1.Наша армия не одна, а с нею вся (страна).

2.Бой не каравай - рта (не разевай).

3.В бою нужна смекалка, отвага и (закалка).

4.Большая заслуга – выручить в бою (друга).

5.Сам погибай, а товарища (выручай).

6.Чем крепче дружба - тем легче (служба).

7.Паникёр и трус – как на плоту лишний (груз).

8.В разведку ходи – да лучше (гляди).

Педагог:

Нет не перевились ещё богатыри на земле нашей!

Не оскудела в сердцах молодецкая удаль!

Сойдёмся друзья и братья!

Восславим песней силу нашу, силу гордую богатырскую!

Дети исполняют песню

«Богатырская»

1 куплет

То не грозное небо хмурится,

Не сверкают в степи клинки-

Это батюшки Ильи Муромца

Вышли биться ученики.

Припев:

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

2 куплет

За победу их ветры молятся,

Ждут их тернии и венцы,

Разгулялися добры молодцы,

Распотешились, молодцы.

Припев:

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.

3 куплет

Богатырское наше правило-

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь.

Припев:

Эх, да надобно жить красиво,

Эх, да надо нам жить раздольно,

Богатырская наша сила,

Сила духа и сила воли.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»...
Название работы: «Методическая разработка классного часа по теме «День защитника Отечества»

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа 2012 год Фролова Е. Ю. Рождество...
Рождественских праздников со студентами техникума. Цели проведения этого мероприятия – возобновление традиций празднования православных...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа в 7 классе по теме: «Мы выбираем здоровье»
Помочь школьникам выработать зрелую, обоснованную позицию в отношении курения, алкоголизма и употребления наркотиков, осознать глубину...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа Тема: Навеки перед нами подвиг твой
Методическая разработка предназначена для обмена опытом в проведение классных часов, посвященных Великой Отечественной войне

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодика подготовки и проведения классного часа Сценарий классного часа
Методическая разработка представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий и...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной...
Методическая разработка классного часа, посвящённого 9 миллиардной тонне нефти, добытой в Ханты – Мансийском автономном округе в...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа по теме «Путешествие в Страну Дорожных знаков»
Водители автомобилей должны придерживаться своих правил, пешеходы должны знать свои. И если те и другие выполняют и соблюдают пдд,...

Методическая разработка классного часа в 9 «А» классе по теме: «Богатыри земли русской» iconМетодическая разработка классного часа
Классный час предназначен для учащихся 5-6 классов средней образовательной школы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница