Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской»




Скачать 171.26 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской»
Дата публикации08.12.2014
Размер171.26 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С.СЕЛИЯРОВО

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

ДЛЯ 5 КЛАССА

«ЖИВОЕ СЛОВО ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ»

(35 ЧАСОВ)

Разработала: Рачковская Татьяна Федоровна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МКОУ ХМР СОШ с.Селиярово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена.

Д.С.Лихачев

К.Д.Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что "поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека". Они помогают и возгореться " искрами любви к Отечеству".


Современные философы считают, что в наше время "образованный человек - это не столько "человек знающий", сколько приготовленный к жизни, ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в мире". Для того, чтобы подготовить такого человека, необходимо максимально приблизить изучение литературы к личному опыту учащихся, не просто расширить представление детей о литературе благодаря новым именам, но и дать возможность почувствовать себя звеном в цепи литературных, исторических событий. Для этого нужно системное, последовательное изучение литературы родного края в контексте литературы классической. Если по правилам народной медицины тело нужно лечить травами той местности, в которой живешь, то душу - литературой, культурным наследием Сибири. Изучение литературы родного края способствует развитию процесса гуманизации образования, решению важнейших учебно-воспитательных задач, оказывает воздействие на систему ценностей детей в тот период, когда она находится в процессе становления личности, вызывает интерес к "малой" Родине, формирует исследовательский интерес к предметному миру, учит ребенка понимать, что на каждом предмете лежит отпечаток эпохи. В произведениях национальной литературы заложены огромные возможности в плане нравственного, патриотического и эмоционального воспитания, литературного развития учащихся.

Целью курса "Живое слово земли Югорской" является изучение литературных традиций в Сибири, стимулирование интереса к своей "малой" Родине, пробуждение чувства любви к культуре Сибири и родного края.

Основными задачами преподавания данного курса являются:

  • развитие индивидуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание уважения и любви к национальной литературе;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности;

  • формирование художественной культуры учащихся;

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: традиционные (лекции, беседы, практические занятия, диспуты и читательские конференции), так и нестандартные (музейные уроки, уроки-концерты, уроки-фестивали детского творчества). Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • отбирать исследовательский материал для творческой работы;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год, для учащихся 5-х классов. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять творческий проект. При изучении курса большое внимание уделяется активизации мыслительной деятельности учащихся при помощи сочетания разнообразных (фронтальных, групповых и индивидуальных) проблемных вопросов и заданий. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому программа курса "Живое слово народов Севера" осуществляет проблемную и проблемно-творческую связь с основным курсом литературы 5 класса.

Знания:

  1. Знать единство, многообразие и национальную самобытность культуры народов ханты и манси

  2. Знать основные этапы развития национальной литературы ханты и манси как уникального и самобытного явления

  3. Знать структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление)

  4. Знать отличительные особенности национальной литературы народов ханты и манси

Умения:

  1. Уметь проводить сопоставительный анализ произведений нескольких авторов

  2. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности в текстах лирического и прозаического характера

  3. Уметь оформлять обложку книги, используя разнообразные средства Word

  4. Уметь участвовать в дискуссии

  5. Уметь отличать истинные шедевры национальной литературы от подделок и суррогатов массовой культуры

  6. Уметь приводить и аргументировать свои доказательства

Формы контроля:

  • Тесты.

  • Самостоятельные работы.

  • Практические работы.

  • Устный опрос (домашние задания).

  • Фронтальные работы.

  • Диспут.

  • Выступления.

  • Конференции.

Результативность содержания курса:

  • Выставки творческих работ.

  • Участие в конкурсах.

  • Творческие проекты.

Учебная программа элективного курса рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
^

II. Содержание курса.


  1. Введение в курс – 1 час.

  2. Устное народное творчество народов ханты и манси – 12 часов.

  3. Поэты земли Югорской – 13 часов.

  4. Писатели-прозаики Югры – 9 часов.
^

III. Учебно-тематический план


Общий объем – 35 часов



Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

^ Введение в курс

1

1




 Лекция

 Конспект

^ I. Устное народное творчество народов ханты и манси

12













1

Хантыйские загадки

 2

1



Практикум


Загадки собственного сочинения


2

Средства художественной выразительности в загадках

 1

 

1

Практикум


Буклет

3

Священный сказ о сотворении Земли

2

1

1

Эвристическая беседа

Терминологический словарь

4

Галина Слинкина. Сказки земли Югорской.

 2

1

1

Анализ




5

Нина Зинченко. Сказки.

 2



1

Анализ




6

Григорий Лазарев. Сказки о животных.

2




2

Анализ

Презентация

7

«Я сочинил сказку!»

1




1

Создание сказки

Текст в программе Word

^ II. Поэты земли Югорской

13







 

 

1

Григорий Лазарев. Стихотворения.

 2

1



 

Концерт

Чтение наизусть

2

Мария Вагатова. «Тундра, родина моя». «Материнское сердце»

 2

 

2

Устный опрос

Выразительное чтение


3

Роман Ругин. «Зов предков», «Мой народ».

 2

 1

1

Анализ

Мини-сочинение

4

Владимир Володин. «Сосновый бор». «Ханты».

2

1

1

Сравнительный анализ

Конспект

5

Микуль Шульгин. «Зимний лес». «Язык»

2

1

1

Составление рассказа

Текст рассказа


6

Мои первые стихи

2




1

Практикум

Стихи собственного сочинения

7

Оформляем книгу

1




1

Практикум

Оформление обложки книги


^ III. Писатели-прозаики Югры

9







 

 

1

Татьяна Молданова. «В гнездышке одиноком».

 2

1

 

1

Диспут


Выступления детей 

2

Смысл заглавия повести Молдановой

1




1

Развитие речи

Сочинение-размышление

3

Еремей Айпин. «Я слушаю землю». «Медведь-брат».

 2

 1

1

Беседа


Тестирование

4

Леонтий Тарагупта. «Молитва медведя». «Сын неба».

 2

 

2

Самостоятельная работа


Связный рассказ

5

Защита творческих проектов

 2

 

2

Конференция

Творческие проекты
^

IV. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1 час

Литература обско-угорских народов (ханты и манси) в многообразном мире литератур народов Российской Федерации. Отражение самобытности, своеобразия традиционного мировоззрения, жизни народа, его культуры, искусства в творчестве поэтов и писателей народа ханты.

^

Раздел 1. Устное народное творчество народов ханты и манси

Тема 1.1 Хантыйские загадки – 3 часа.


Художественные особенности хантыйского фольклора и бытование загадок в традиционной культуре. Лаконичность загадок, их меткость, образность, отражение быта, обычаев, традиционных предметов, хозяйственную деятельность, орудия труда и промысла, явления природы, окружающую среду, животный и растительный мир.

^ Практическое занятие. Составление загадки, основанной на личных впечатлениях ребенка. Оформление буклета.

Тема 1.2 Священный сказ о сотворении Земли – 1 час

Особенности Библии Севера. Работа с понятийным аппаратом Сказа: торум, Тари-пещ, Сорни-Кворос, дочь Куль-отера. Библейский миф о потопе.

Практическое занятие. Составление словаря литературоведческих терминов. Эвристическая беседа по вопросам.

^ Тема 1.3. Галина Слинкина. Сказки земли Югорской – 2 часа

Сходство сказок Севера с русским и европейскими народными сказками. Отражение верования коренных жителей северного края. Отзвуки сказаний, легенд в сказках народа ханты.

^ Практическое занятие. Сопоставительный анализ хантыйской народной сказки «Шовырлэ» и русской народной сказки «Белая уточка».

Тема 1.4. Нина Зинченко. Сказки – 2 часа

Изобразительный характер формул волшебной сказки, фантастика в волшебной сказке. Особенности сюжета. Народная мораль в характере и поступках героев.

Практическое занятие. Сопоставительный анализ сказки Нины Зинченко «Недолгое царствие» и сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»

^ Тема 1.5. Григорий Лазарев. Сказки о животных – 2 часа

Народные представления о справедливости, добре и зле в национальных сказках о животных. Вариативность народных сказок. Сказочные формулы.

Практическое занятие. Создание рассказа о детстве и жизни первого хантыйского писателя. Анализ сказки «Медведица-рыбачка».

Тема 1.6 «Я сочинил сказку!» - 1 час

Практическое занятие. Составление сказки в программе Word.
^

Раздел 2. Поэты земли Югорской


Тема 2.1 Григорий Лазарев. Стихотворения – 2 часа

Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения в стихотворениях автора. Отражение жизни коренных жителей в стихотворениях.

^ Практическое занятие. Средства художественной выразительности в произведениях «Лиственница», «Обь». Вопрос: что особенно близко и дорого писателю Григорию Лазареву?

Тема 2.2 Мария Вагатова. «Тундра, родина моя». «Материнское сердце» - 2 часа

Создание новых самобытных произведений на основе народного эпоса. Воплощение лучших черт народов ханты и манси. Прекрасный и волнующий мир сказок Марии Вагатовой.

^ Практическое занятие. Служение народу – лейтмотив легенд. Традиции и обычаи народа ханты, описанные в стихотворении Марии Вагатовой. Работа со словарем.

Тема 2.3 Роман Ругин. «Зов предков», «Мой народ» - 2 часа

Детство поэта. Что он о нем пишет? Стихотворение, которое вызвало наибольшие переживания в душе. Отражение воспоминаний в произведениях автора.

Практическое занятие. Создание мини-сочинения «Как относится поэт к прошлому своего народа?» План сочинения.

Тема 2.4. Владимир Володин. «Сосновый бор». «Ханты» - 2 часа

Отношение поэта к родному языку в стихотворении «Ханты». Отражение традиций и обычаев народа ханты в стихотворениях Владимира Володина.

^ Практическое занятие. Анализ стихотворения «Ханты». Диалектика души лирического героя через взаимоотношения с природой. Чувства, настроения, самоощущение, понимание жизни. Главная мысль стихотворения.

Тема 2.5. Микуль Шульгин. «Зимний лес». «Язык» - 2 часа

Обычаи и традиции народа в произведениях поэта. Что волновало поэта в жизни народа ханты? Восприятие автором новой жизни и его тревога. Чувства поэта в стихотворении «Родное».

Практическое занятие. По стихотворениям М. Шульгина составить рассказ о детстве поэта.

Тема 2.6. Мои первые стихи – 2 часа

Практическое занятие. Создание стихотворения.

Тема 2.7. Оформляем книгу – 1 час

Практическое занятие. Работа над дизайном обложки книги.

Раздел 3. Писатели-прозаики Югры

Тема 3.1 Татьяна Молданова. «В гнездышке одиноком» - 3 часа

Смысл заглавия повести. Отражение народных обычаев, традиций. Как эти традиции помогают выжить людям в «гнездышке одиноком»? Трагедия семьи.

^ Практическое занятие. Сочинение-размышление.

Тема 3.2 Еремей Айпин. «Я слушаю землю». «Медведь-брат» - 2 часа

Размышления писателя о путях взросления юноши Микуля в повести «В тени старого кедра». Обычаи и традиции в повести.. Существо конфликта, который взволновал автора.

^ Практическое занятие. Беседа по вопросам к повести. Работа стестом.

Тема 3.3 Леонтий Тарагупта. «Молитва медведя». «Сын неба» - 2 часа

Особенности поэмы «Сын неба». Образные выражения, используемые в поэме для характеристики Сына Неба, Отца Седьмого Неба. Смысл молитвы медведя. Традиции, обычаи народа в поэме.

^ Практическое занятие. Составление связного рассказа по вопросам.

Тема 3.4 Защита творческих проектов - 2 часа

Структура проекта. Тематика творческих работ. Этапы работы.

Практическое занятие. Выступления, защита творческих работ, обсуждение.
^

V. Межпредметная связь:


  • литература (восприятие художественного произведения, работа со справочной литературой, словарями);

  • информатика (изучение текстового и графического редактора, глобальные сети);

  • русский язык (грамотность, соблюдение орфографического режима);

  • история (история развития книгопечатания);

  • изобразительное искусство (воспитание художественного вкуса, эстетичность и художественное оформление буклетов);

  • музыка (восприятие музыкального сопровождения презентаций).


^

VI. Анкета для учащихся:


(заполняется на входе и выходе курса):

  1. Чем Вас заинтересовала тема данного элективного курса?

  2. Что желаете вы узнать о литературе родного края?

  3. Что вы уже знаете о национальной литературе ханты и манси?

  4. Как Вы думаете, какая связь между русской литературой и литературой народов ханты и манси?

№ п/п

Ответы на входе

Ответы на выходе

Пожелания

1 2 3 4

 

 

 
^

VII. Дидактическое обеспечение:


  1. Компьютер, сканер, принтер;

  2. Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы);

  3. Словарь литературоведческих терминов.
^

VIII. Тематика проектов:


  1. В творческой лаборатории писателя.

  2. Фольклорные мотивы сказок народов ханты и манси.

  3. Прекрасное оформление книги.

  4. Общность русских народных сказок и сказок народов Севера.

  5. Обычаи и традиции народа в творчестве поэтов Югры.

  6. Словарь языка народов ханты и манси.


^

IX. Список литературы


1. Дядюн С.Д.Солнечный лучик: Хантыйские народные загадки для детей, Томск,2006г.

2. Зинченко Н.Н. Сказки,в кН. «Эринтур»(Альманах писателей Югры), Ханты-Мансийск, Эринтур, 1997г.

3. Немысова Е.А. Хантыйская литература (первая часть), Ханты-Мансийск, Н.И.К., 1996г

4. Немысова Е.А. Хантыйская литература (вторая часть), Ханты-Мансийск, Н.И.К., 1996г

5. Немысова Е.А. Хантыйские загадки, Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2007г

6. Слинкина Г.И. Сказки земли Югорской, Екатеринбург, Пакрус,2002г

7.Шесталов И.Н. Священный сказ о сотворении земли. Мансийские мифы, Ханты-Мансийск, Стерх, 1992г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Е. Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной, программы факультативного...

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconПрограмма факультативного курса по подготовке к гиа
Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального...

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Образовательная программа в рамках факультативного курса для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида «Детские писатели Самары...

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconПрограмма факультативного курса «История святости и главные святыни...
«История святости и главные святыни земли Смоленской» («Православное краеведение»)

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconПрограмма может быть использована в качестве факультативного или...
Программа может быть использована в качестве факультативного или элективного курса

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconНора Галь Слово живое и мертвое «Слово живое и мертвое»: Международные...
Свою славу она заслужила, открыв нам «Маленького принца» Сент Экзюпери. Бесценной заслугой Норы Галь остаются ее выдающиеся переводы...

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconАвторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения...
...

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconРабочая программа по литературе для 11 класса (уровень: базовый)
Мо РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы», программы курса «Литература» Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А....

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный...
«Программы курса Литература 5—9 классы», авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин. Москва, «Русское слово», 2006

Программа факультативного курса для 5 класса «живое слово земли югорской» iconПрограмма факультативного курса «Учимся писать сочинение-рассуждение»...
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница