Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.




Скачать 219.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
страница1/3
Дата публикации13.06.2013
Размер219.69 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008).

Под литературным образованием понимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

  • освоение текстов художественных произведений;

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  • осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

  • освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому
выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве
структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и
обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.

Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено:

VIII класс — 2 часа в неделю, т. е. 68 часов в год;

^ Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата

Форма проведения урока

Формы контроля

на раздел

на тему

План

Факт

Введение

1


















Русская литература и история




1







Урок усвоения новых знаний

Тезисы лекции. План учебной статьи. Пересказ по плану с использованием примеров

^ Устное народное творчество

3


















Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен»




1







Урок усвоения новых знаний

Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях



Лирические песни




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Пересказ статьи учебника



Предания как исторический жанр русской народной прозы




1







Урок усвоения новых знаний

Выразительное чтение. Пересказ

^ Из древнерусской литературы

2


















«Житие Александра Невского»




1







Урок усвоения новых знаний

Составление словаря. Пересказ



«Шемякин суд» как историческое произведение 17 века




1







Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы

^ Из русской литературы XVIII века

4


















Д.И. Фонвизин и его время. Панорама действующих лиц. Элементы классицизма в комедии «Недоросль»




1







Урок усвоения новых знаний

Ответы на проблемные вопросы. Тезисный план статьи учебника



Назначение человека и его роль в жизни общества. Уроки Стародума




1







Урок обобщения изученного

Характеристика героев комедии. Выборочный пересказ. Выразительное чтение



Простакова: «госпожа бесчеловечная, презлая фурия» или заботливая мать




1







Комбинированный

Выборочный пересказ



Подготовка к написанию сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»




1







Урок развития речи

Домашнее сочинение

^ Из русской литературы XIX века

30


















Любовная лирика А. Пушкина




1







Урок усвоения новых знаний

Сообщение о жизни писателя. Выразительное чтение стихов и их анализ



Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября»




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Анализ стихотворения



Человек и природа в стихотворении А.С. Пушкина «Туча»




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Анализ стихотворения



Тема русской истории в творчестве А. Пушкина. Замысел создания повести «Капитанская дочка»




1







Урок усвоения новых знаний

Тезисный план лекции. Ответы на проблемные вопросы



Формирование характера Петра Гринева




1







Комбинированный

Анализ эпизодов. Творческий пересказ



Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка»




1







Комбинированный

Анализ эпизодов. Творческий пересказ



Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина




1







Комбинированный

Анализ эпизодов. Творческий пересказ



Тема «русского бунта» и образ Пугачева




1







Комбинированный

Анализ эпизодов. Характеристика Пугачева



Судьба человека и судьба народа в повести А. Пушкина «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел в повести




1







Урок обобщения изученного

Сопоставления образа Пугачева



Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»




1







Урок развития речи

Сочинение



Сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»




1







Урок развития речи

Сочинение



Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы




1







Урок усвоения новых знаний

Комментированное чтение. Анализ эпизодов



Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»




1







Урок усвоения новых знаний

Составление плана поэмы. Сообщение о жизни поэта. Выразительное чтение



Судьба свободолюбивой личности в поэме




1







Комбинированный

Выразительное чтение поэмы. Анализ. Характеристика героя поэмы



«Мцыри» как романтическая поэма




1







Комбинированный

Выразительное чтение поэмы. Анализ. Характеристика героя поэмы



Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»




1







Урок развития речи

Анализ эпизода





Н.В. Гоголь – писатель-сатирик. История создание комедии «Ревизор»




1







Урок усвоения новых знаний

Тезисный план статьи учебника



«Ревизор» как социальная комедия




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. Характеристика персонажей комедии



Хлестаков и хлестаковщина




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. Характеристика персонажей комедии



Образ города и тема чиновничества в комедии «Ревизор»




1







Комбинированный

Выразительное чтение. Ответы на проблемные вопросы. Характеристика персонажей комедии



Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии




1







Урок обобщение изученного

Ответы на проблемные вопросы.



Сочинение по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»




1







Урок развития речи

Сочинение
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, авторской...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и программы по...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федеральног...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе составлена на основе
Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, примерной...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования,...

Пояснительная записка Предлагаемая программа реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница