Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления»




Скачать 87.08 Kb.
НазваниеУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления»
Дата публикации27.11.2014
Размер87.08 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
ОБРАЗ ПЕЧОРИНА

В РОМАНЕ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Урок литературы

в 9 классе

Смолиной Г. Н.

АННОТАЦИЯ
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить» (Библиотечка журнала «Вестник образования» №2/2001)

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция.

2 шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – чёрная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо).

4 шляпа – жёлтая апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего)

5 шляпа - синяя: аналитическая, поисковая.

6 шляпа – зелёная: изобретательская, творческая.

Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.

До урока дети разделились на группы, каждая работала с текстом, критической литературой, использовала возможности ИНТЕРНЕТа, готовила выступление, презентацию.

Условия:

- держать жанр;

- слушать выступления, можно добавлять;

- записывать самое важное и нужное для себя по ходу выступления;

- опираться на текст, обращаться к нему, насколько это возможно.

^ Урок литературы в 9 классе «Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Цель:

- обобщить наблюдения за характером Печорина, создать в представлении обучающихся портрет героя;

- развитие умений систематизировать, обобщать, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

воспитание личности активной, уважающей себя и умеющей уважать чужую точку зрения

^ ХОД УРОКА

ВЫЗОВ интереса к рассмотрению данной темы

Слово герой имеет несколько значений. Какие? Какое из них подходит Печорину?(работа со словарём, обсуждение в группе)

- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;

- главное действующее лицо литературного произведения;

- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;

- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.

^ Вывод. Так или иначе, все значения слова герой применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.

Поэтому тему урока можно определить так:

^ Созданье ада иль небес

Сей ангел, сей надменный бес,

Что ж он?

- О ком, кстати, эти слова? Кому из литературных предшественников Печорина они адресованы?

^ Своеобразным эпиграфом к уроку можно считать высказывания о Печорине (открывается запись на доске, у детей раздаточный материал):

«Этот скучающий чудак – продукт нескольких поколений, в том числе нерусских, очередное порождение вымысла, восходящего к целой галерее вымышленных героев, склонных к рефлексии» В. Набоков (рефлексия – самоанализ)

«Фатализм, проблема предопределённости тяжким бременем лежит на Печорине. Он не может вырваться из колеи, не им проложенной. Но и не хочет покорно ею следовать. Напрасно мы ждём, что Печорин раскроет тайну своей личности. Не потому ли, что тайна эта не его, а наша? То есть каждого человека». П. Вайль, А Генис.
ОСМЫСЛЕНИЕ

(выступление групп, обсуждение возникающих проблем)

Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир. Эпизоды жизни Печорина выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста. Этим и объясняется выбор такой формы урока. Каждая из ваших групп смотрела на героя со своей точки зрения. А сейчас мы попробуем создать целостное представление о нём.

^ Белая шляпа

По какой-то причине этот аристократ оказался армейским офицером на Кавказе, едет туда через Тамань «с подорожной по казённой надобности»

Вместе с Грушницким участвует в боях, о чём упоминается в «Княжне Мери»

Встречается с Грушницким в Пятигорске, дуэль.

После дуэли он «с год» живёт с Максимом Максимычем в крепости, откуда выезжает на 2 недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем

По выходе в отставку, вероятно, живёт в Петербурге, потом путешествует.

Во Владикавказе происходит его случайная встреча с Максим Максимычем и рассказчиком, который получает от штабс-капитана «какие-то записки»… и впоследствии публикует их, снабдив предисловием:

«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»

(в презентации использованы иллюстрации к роману: портрет Печорина, Тамань, Пятигорск, встреча с Грушницким, дуэль, Бэла, т. д.)

Синяя шляпа (приёмы и средства создания образа)

В предисловии М. Ю. Лермонтов говорит: «Герой нашего времени –точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Чтобы полнее раскрыть и показать читателю всю сложную мозаику души Печорина, Лермонтов использует и традиционные методы (оценка его другими персонажами и авторская критика) и нестандартные, даже новаторские:

- своеобразие композиции (несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков);

- система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Все персонажи, сохраняя свою индивидуальность, выполняют в романе общую задачу: все они, так или иначе, образуют собой ту жизненную среду, формируют собой то жизненное пространство, в котором проявляется герой времени, являющийся смысловым центром произведения;

- герои-«двойники», (особенно Вулич, сильная, волевая личность, очень напоминающий Печорина. Оба отваживаются испытать судьбу. Но как по-разному! Вулич – в споре ищет острых ощущений и удовольствий. Печорин – спасает людей, останавливая пьяного казака)

- психологический портрет помогает представить Печорина уже не как героя рассказанной истории, а как реального человека. Крепкое телосложение и женская нежность кожи, тяжелый взгляд и детская улыбка, явная выносливость и утомлённость бальзаковской кокетки.. Так Лермонтов ещё раз указывает на сложность характеристики героя;

- в качестве психологического сопровождения поступков героя автор мастерски рисует пейзаж, полный опасностей: горы, ущелье, бурные потоки; во всём этом тоже риск, азарт;

- самохарактеристика героя: наиболее детально духовный мир героя Лермонтов изучает на страницах его дневника, помещая в него как философские рассуждения героя, так и самокритику, чем создаёт в русской литературе новый тип мыслителя-рационалиста.

^ Желтая шляпа (защитники)

По мере изложения событий, как они поданы в романе, накапливаются дурные поступки Печорина, но всё меньше ощущается его вина и всё больше вырисовываются достоинства:

- активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность;

- борьба со случаем и постоянная победа, постоянное выяснение кто-кого; случай, судьба и всякие прочие надличностные силы, которым придавали столь важное значение, на самом деле кажутся сильными лишь потому, что не появился ещё человек таких способностей, такой твёрдости, такой воли;

-он ищет сильных жизненных впечатлений – их требует его охлаждённая душа, лишенная страстей и не находящая применения своим внутренним силам;

- каждого, с кем сталкивает Печорина судьба, он вольно или невольно испытывает, испытывая при этом и самого себя: «Если я сам причиною несчастий других, то и сам не менее несчастлив»;

- любовь к Вере;

- горестное, мучительное сознание героем своего бессилия изменить что-либо в окружающем зле, на которое он всюду натыкается;

- Печорин не боится смерти не потому, что жизнь не дорога ему, а потому что мужественный человек;

- ключевые позиции мировоззрения (см. презентацию);

-исследовательница творчества М. Ю. Лермонтова В, Михайлова: «В натуре Печорина столько скрытой способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь всё дальше, то и дело задевает за эти подлинные стороны его существования»

В. Котельникова утверждает: «Лермонтов сближает Печорина с великолепной стихией Кавказа так же, как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри»

- Можем ли мы согласиться? (Печорин и Мцыри – близкие друг другу по духу герои)

Вывод: в конце романа мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Важно то, каким он уходит. Мы знаем, что он «выдохся» и умер молодым. Но заканчивается роман единственным поступком Печорина, который его достоин.

^ Черная шляпа (критическая)

1) Никто не скажет о герое лучше, чем он сам:

- … «я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»;

- «У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»;

- о себе и Вернере: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»;

- «счастье – насыщенная гордость»;

- «желание возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – «признак и величайшее торжество власти»;

- «зло порождает зло; первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого»;

- роль, которую призван играть: «как орудие казни, упадал я на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления»…

2) История с Бэлой открывает цепь экспериментов Печорина над людьми и над самим собой. Попытка Печорина избежать скуки становится причиной гибели многих: погиб отец Бэлы и сама Бэла, неизвестно куда пропал Азамат, разрушена жизнь «честных контрабандистов», т. д.

3) Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит лишь несчастье. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».

4) В. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуации Печорин ведёт себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и целеустремлённо идущий путём зла»

Современник поэта критик С. Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь роман – эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, религиозности, русской народности и следов нет»

-Согласны ли вы с утверждениями этих критиков?
Зелёная шляпа (предположения, гипотезы, догадки)

- если бы Печорин стрелял первым…

Для Печорина важно, чтобы первым выпало стрелять Грушницкому. Он вступает в единоборство со случаем.

- если бы Грушницкий промахнулся или выстрелил в сторону…

Тогда Печорин побеждает, ибо следующий выстрел будет за ним. Подобный исход был бы для Печорина желанным, если бы он боролся с конкретным человеком и желал бы его физического уничтожения.

Печорину важно помериться силой со случаем. В ситуации, когда всё против него, герой все свои недюжинные силы, знания о человеческой природе направляет на то, чтобы буквально изнутри расколоть, сломить Грушницкого, выжать его, ввергнуть в такую пучину внутренней борьбы, что он, даже целясь в Печорина, не сможет попасть.

(далее смотри презентацию)

РЕФЛЕКСИЯ

1 - «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер» Николай I

- Может быть, действительно такие произведения портят характер?

(Возвратимся к эпиграфам)

  1. «Красная шляпа» (эмоциональная) предполагает высказать своё отношение к герою. Составляем, читаем синквейны.

^ Слово учителя

Образом Печорина автор выражал свою острую боль за душу человека, мучимого как недугом собственного несовершенства, так и несовершенством окружающей жизни.

Но полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет читателю делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. И то, каким он предстанет перед нами, зависит от нашего склада ума, мировоззрения.

И это гениальный шаг, который сделал Лермонтов, позволив читателю наделять героя чертами, близкими своему собственному характеру.

Вот в чем секрет неразгаданности его образа, актуальности романа в наши дни. Ведь так и не получен ответ на вопрос, кто он, Печорин, - несчастье или несчастный?

Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок с использованием технологии развития критического мышления в 7 классе по теме «Фестивали»
Мы реши ли показать модель урока с использованием технологии развития критического мышления по теме «Фестивали», так как эта тема...

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» icon«What Right is Right for me? (Права детей)»
Урок английского языка в 10 классе c использованием приёмов технологии развития критического мышления обучающихся

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconКонспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный...
Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100"
Урок литературы в 4-м классе по развивающей программе "Школа-2100" по теме: "Творчество Л. Н. Толстого. Сказка "Два брата" учителя...

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок литературы в 5 классе Тема урока «Путешествие в страну Стихландия»
Развивающая: продолжить формирование образного мышления, развивать навык выразительного чтения

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconМетодическая разработка по теме: «Развитие критического мышления учащихся на уроках литературы»
Урок можно провести при изучении литературы по различным программам. Конспект представлен в виде технологической карты, что удобно...

Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления» iconУрок словесности в 7 классе «Язык художественной литературы как особая...
Аннотация. На примере произведений А. С. Пушкина учащиеся, выполняя задания проблемно-поискового и творческого характера, открывают...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница