Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор»




Скачать 63.99 Kb.
НазваниеЭлективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор»
Дата публикации13.11.2014
Размер63.99 Kb.
ТипЭлективный курс
www.lit-yaz.ru > Литература > Элективный курс
Камзалакова Оксана Константиновна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16

пос. Хани Нерюнгринского района

Республики Саха (Якутия)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ШКОЛЬНЫЙ РЕДАКТОР»

Программа курса «Школьный редактор» предназначена для углубленного изучения курса русского языка и для продолжения работы учащихся 9 класса по редактированию и анализу текста.

Редактирование – один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование написанного. Правильная организация письменной речи – важное речевое умение, формирование которого предполагается программой развития речи.

Развить речь, научить владеть словом – значит создать условия для реализации творческих возможностей человека. Важно, чтобы ученики поняли: процесс совершенствования речи происходит в течение всей жизни человека: создание текста, работа над совершенствованием написанного – это творческий процесс, опирающийся не только на знания, но и на языковое чутьё, чувство языка. Одним это чувство дано при рождении, другим надо его развивать и постоянно совершенствовать.

Цель данного курса – продолжить с учащимися работу по редактированию и анализу текста, как в качестве подготовки к ГИА, так и в качестве отработки навыков редакторского анализа.

^ Для реализации этой цели необходимо:

  • углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи;

  • совершенствовать у школьников умения и навыки анализа литературного (научно-делового) текста;

  • сформировать навыки редактирования текстов разных стилей и жанров;

  • подготовить учащихся к самостоятельному литературному творчеству;

  • отработать навыки и умения анализировать и рецензировать тексты для достойной сдачи ЕГЭ (задания, связанные с анализом текста и написанием рецензий, эссе).

^ Программа данного курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей, и именно

формирование следующих компетентностей:

  • соблюдение норм современного русского литературного языка;

  • умение пользоваться различными видами правки текста; справочной литературой и лингвистическими словарями.

Данный курс базируется на концепции углубленного обучения, он повышает речевую и письменную грамотность, расширяет возможности социализации учащихся и способствует их скорой адаптации в незнакомых условиях.

Курс связан как с разделами языкознания («Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика русского языка», «Культура речи»), так и с теорией литературы.

Курс рассчитан на 34 часа, но его программа может корректироваться. Данный курс служит основой для проектной деятельности в 10-11 классах: «Литературное творчество», «Основы журналистики», а также исследовательской деятельности учащихся.

^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



Раздел. Тема занятия.

Кол – во часов

^ Форма проведения

Образовательный продукт

1

Вводное занятие.

Сущность и задачи редактирования.

1

Игра «Я – главный редактор».

«Газета» (газета, сверстанная из заранее приготовленных материалов). Составление должностной инструкции для редактора.




^ Текст как единица речи.

2







2

Текст как единица речи. Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация.

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта по теме; рассуждения – дебаты, защита своей точки зрения.

3

Логические ошибки и способы их устранения.

1

Групповой практикум

Отредактированные учащимися тексты.




^ Структура текста

5







4

Текст как смысловое и структурное единство. Абзац. Сложное синтаксическое целое.

1

Групповой практикум

Правильно составленный текст, восстановленный текст.

5

Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной связью. Виды и средства связи предложений в таких текстах. Ошибки и способы их устранения.

1

Практикум

Отредактированный текст. Составление таблицы с примерами средств связи в разных текстах.

6

Тексты с параллельной связью предложений. Средства межфразовой связи в них. Ошибки в построении текстов с параллельной связью и способы их устранения.

1

Практикум

Отредактированный текст.

7

Заголовок текста. Виды зачинов, их синтаксическое строение. Заключительная часть текста. Способы ее оформления.

1

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся. Таблица «Виды зачинов и концовок».

8

Основные композиционные приемы. Композиционные ошибки и способы их устранения.

1

Игра «Редакционный совет»

Отредактированный текст. Мини-рецензии учащихся на предлагаемые тексты с рекомендациями к печати.




Типы речи

3







9

Типы речи (повествование, описание, рассуждение)

1

Лабораторная работа

Составление опорного конспекта

10

Смешанный тип речи: описание с элементами рассуждения, повествование с элементами рассуждения и описания.

2

Дискуссия

Создание оригинальных текстов, относящихся к разным типам речи.




^ Стилистические средства русского языка

7







11

Лексико – фразеологические средства языка. Их использование в речи.

1

Лабораторная работа (научный совет)

Составление таблицы, опорного конспекта.

12

Лексические ошибки и способы их исправления.

1

Практикум (проверка сочинений, творческих работ учащихся)

Проверенные работы, редактирование текста, мини-рецензии по способам исправления ошибок.

13

Словообразовательные и морфологические средства языка. Выразительность речи.

1

Лабораторная работа

Сочинения учащихся. Письмо редактору.

14

Грамматические ошибки. Способы их исправления.

1

Практикум

Редактирование текста.

15

Синтаксические средства языка. Синтаксические ошибки и способы их исправления.

1

Практикум

Редактирование текста. Творческая работа «Письмо автору».

16

Стилистические фигуры

2

Консультация

Составление опорной схемы, таблицы с примерами художественных текстов.




^ Художественно – изобразительные средства языка

3







17

Понятие о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте.

2

Исследование

Статья о роли выразительных средств в тексте.

18

Использование средств художественной изобразительности в тексте.

1

Практикум

Отредактированный текст.




^ Стили речи

2







19

Функциональные стили речи (разговорный, официально – деловой, научный, публицистический, художественный).

2

Семинар. Деловая игра «Заседание редколлегии»

Составление опорной схемы. Распределение материала по издательствам; собрание, издание сборников.




^ Культура письменной речи

3







20

Понятие о культуре речи. Языковая норма как совокупность правил выбора и употребления языковых средств. Изменение норм.

1

Исследование

Научная статья в журнал

21

Виды ошибок

2

Практикум

Составление опорного конспекта. Проверка ученических работ.




^ Анализ и редактирование текстов разных стилей и жанров.

5







22

Анализ поэтического текста

1

Исследование. Практикум «Поэтическое кафе» (зависит от материала).

Анализ стихотворений, отзыв о них. «Книга отзывов».

23

Анализ прозаических текстов

1

Практикум

Рецензия

24

Анализ и создание текстов разных стилей.

1

Творческая мастерская

По образцу данных текстов создать текст этого стиля.

25

Редактирование текстов разных стилей.

2

Практикум

Взаиморецензия

26

Встреча с представителями редакций местных газет или журналов.

1

«Круглый стол» или экскурсия

Опыт профессионального общения

27

Составление и презентация сборника творческих работ

1

Практическая работа. Презентация. Защита проекта.

Сборник лучших работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Самсонов М.Г., Самсонова Л.Н. Говори и пиши правильно по – русски. Изд. «Бичик», Якутск, 2010

  2. Иванова И.Л. Учимся писать рецензии. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010

  3. Розенталь Д.Е. Современный русский язык. Изд.»Вако», Москва, 2011

  4. Кипранав И.П. Творческие работы учеников в старших классах. Изд. «Бичик», Якутск, 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconПрактикум по конфликтологии 2-е издание, дополненное и переработанное
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художественный редактор Корректор Верстка

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconПояснительная записка Статус документа Данная рабочая программа составлена...
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconСерия
Главный редактор Заведующий редакцией Руководитель проекта Литературный редактор Художник обложки Корректоры Верстка

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconЭлективный курс по лексике и фразеологии имеет большое познавательное...
Элективный курс предназначен для учащихся девятых классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 12 учебных часов

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconСценарий и проведение Дня Поэта в школе
Используемые медиаресурсы: текстовый редактор word, редактор составления слайд-презентаций Power Point, Интернет ресурсы

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconЕ. Базанов Выпускающий редактор Е. Маслова Редактор Е. Минеева Художественный...
Книга читается «на одном дыхании», поэтому каждый сотрудник как самой маленькой, так и крупной компании сможет познакомиться с простыми,...

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconПрограмма интегрированного элективного курса
Интегрированный элективный курс (литература и музыка) рассчитан на учащихся 10-11-х классов гуманитарного профиля. Он призван сопровождать...

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconПрограмма элективного курса «развитие речи»
Элективный курс предназначен для занятий во 2-ом классе четырёхлетней школы

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconКнига издана при содействии Фонда “Учебная Литература”
В. Л. Махлин, Л. Т. Мильская, Л. А. Мостова, А. П. Огурцов, А. М. Руткевич, И. М. Савельева, М. М. Скибицкий, П. В. Соснов, А. Л....

Элективный курс «школьный редактор» Программа курса «Школьный редактор» iconРассказы Художник Наталья Дорофеева Литературный редактор Янина Кузина...
Светлана Куликова живёт в Подмосковье. По профессии журналист. Работала корреспондентом, телеведущей, ответственным секретарем, выпускающим...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница