Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов»




Скачать 124.5 Kb.
НазваниеСтатья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов»
Дата публикации12.11.2014
Размер124.5 Kb.
ТипСтатья
www.lit-yaz.ru > Литература > Статья

  1. Охарактеризуйте общеисторический контекст романа И.А.Гончарова «Обломов». Отметьте номера всех правильных ответов.

  1. Канун всеобщего кризиса феодально-патриархального уклада жизни России

  2. Напряженная идейная борьба в преддверии аграрных реформ

  3. Размежевание либералов и демократов в вопросах перспективного развития России

  4. Возникновение марксизма в России

  1. Известно, что автор романа оставил свидетельства об истории создания своего произведения. Укажите источники этой информации. Отметьте номера всех правильных ответов.

  1. Письма

  2. Воспоминания

  3. Статья «Лучше поздно, чем никогда»

  4. Авторское предисловие к роману

  1. Когда у И.А.Гончарова родился план романа «Обломов»?

  1. В 1846

  2. В 1847

  3. 1848

  4. 1849

  1. Когда и где был напечатан «Сон Обломова», впоследствии вошедший в окончательный текст романа?

  1. В «Отечественных записках» в 1847 г.

  2. В «Русском вестнике » в 1847

  3. В «Литературном сборнике» в 1849

  4. В «Русском слове» в 1850 г.

  1. Каково было первоначальное название романа?

  1. «Илья Ильич Обломов»

  2. «Обломовщина»

  3. «Эпизод из неоконченного романа»

  4. «Монография о русском барине»

  1. Известно, что многие журналы стремились получить рукопись романа для публикования. Когда и где был напечатан окончательный вариант произведения?

  1. В 1857 г. в «Современнике»

  2. В 1858 в «Русском вестнике »

  3. В 1859 в «Отечественных записках»

  4. В 1860 в «Русском слове»

  1. Н.А.Добролюбов соотнёс события, изображённые в романе, с последовательностью частей произведения. Установите предложенное критиком соответствие между кратким содержанием «Обломова» и рубрикацией текста.

РУБРИКАЦИЯ

^ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

А)часть I

Б) часть II

В) часть III

Г) часть IV

1) Обломов женится на хозяйке того дома, где он снимает квартиру, Ольга выходит замуж за Штольца.

2) Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него

3) Обломов и Ольга расходятся

4) Обломов лежит на диване

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В

Г













  1. Хронологические вехи –важный структурный компонент временной организации произведения. Когда начинаются события, изображенные в романе?

  1. 1 января 1841 г.

  2. 1 апреля 1842 г.

  3. 1мая 1843 г.

  4. 1 августа 1844 г.

  1. Впервые представляя своего героя читатель, И.А.Гончаров считает необходимым дать указание на его возраст, ибо это существенная деталь образа Обломова. Автор называет Илью Ильича

  1. Человеком лет двадцати от роду

  2. Человеком лет двадцати трех от роду

  3. Человеком лет тридцати от роду

  4. Человеком лет тридцати двух-трех от роду

  1. Одежда героя выступает как самостоятельная смыслообразующая состовляющая его индивидуального облика. Какие предметы домашнего костюма Обломова становятся символами его бытия? Отметьте номера всех правильных ответов.

  1. Галстук

  2. Жилет

  3. Халат из персидской материи

  4. Домашние туфли

  1. Мир вещей, окружающих героя, позволяет многое узнать о его жизни. Кабинет Обломова поражает господствующей в нем «запущенностью и небрежностью». Какие предметные детали являются тому подтверждением? Приведите 3-4 примера.

Ответ:_________________________________________________________________________

  1. Важнейшим сюжетно-композиционным приемом является «парад гостей» Обломова.Установите соответствие между посетителями и родом их деятельности (занятий).

ПОСЕТИТЕЛИ

^ РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) Волков

Б) Судьбинский

В) Пенкин

1) литератор

2) светский франт

3) преуспевающий чиновник

4)путешественник

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В










  1. Какова функциональная значимость вышеперечисленных персонажей? Отметьте номера всех правильных ответов.

  1. Рассказывают Обломову о жизни за пределами его квартиры на Гороховой улице

  2. Предлагают Обломову разделить их знания и увлечения

  3. Общение с ними выявляет позицию героя: их суетное бытие не соответствует представлениям Обломова о достойной жизни

  4. Являются антиподами Обломова

  1. Два последних визитера, Алексеев и Тарантьев, наделяются некоторыми чертами, свойственными Обломову. Назовите эти черты.

  1. Инертность

  2. Доброта и нежность

  3. На словах решая все ясно и легко, не способны тронуться с места в реальном деле

  4. Оптимизм

  1. Предыстория героя позволяет Гончарову дать социально-психологическую мотивировку личностных качеств Обломова. Какие обстоятельства жизни Ильи Ильича предшествовали его появлению на знаменитом диване? Отметьте номера всех правильных ответов.

  1. Обучение в университете не дало стройной системы знаний

  2. Служба не дала возможности применить на практике полученные знания

  3. Осознание бессмысленности и бесцельности служебных обязанностей

  4. Разочарование в светском образе жизни и любовных увлечениях

  5. Попытки реорганизации хозяйства на новых рациональных основах не привели к успеху

  1. В первых частях романа автор предоставляет Обломову возможность предельно искренне и честно рассказать о себе. Каковы составляющие Я-концепции героя? Отметьте номера всех правильныхответов.

  1. «…я воспитан нежно», «ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще чёрным делом не занимался»

  2. «Разве не достаёт мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать-есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу!»

  3. Больно «за свою неразвитость, остановку в росте нравственных сил…»

  4. Мучительно осознавать, «что многие стороны его натуры пробуждались совсем, другие были чуть-чуть тронуты, и ни одна не доработана до конца»

  5. Что-то помешает «ринуться на поприще жизни и лететь по нему на всех парусах ума и воли»

  6. «остался только теоретиком на всю жизнь »

  7. В нем «…зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть теперь уже умершее, или лежит оно как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой»

  8. «…я дряблый, ветхий, изношенный кафтан, но не от климата, не от трудов, а от того, что двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жёг свою тюрьму, не вырвался на волю и угас »

  1. Ответить на вопрос «Отчего же я такой?» позволяет Обломову его сон, главным содержанием которого является изображение патриархально-идиллической жизни в «чудном крае». Каковы специфические особенности этой жизни? Отметьте номера всех правильных ответов.

1). Привязанность к своему замкнутому пространству, боязнь и равнодушие к остальному миру

2) цикличность времени в его главных биологических проявлениях (родИны, свадьбы, похороны)

3) особый лад крестьянской жизни с ритмичной чередой будней и праздников

4) преобладание физиологических потребностей (еда, сон, продолжение рода и т.д.) над духовным

5) единственная форма духовной жизни – причастность к миру сказки, легенды, мифа

18. «Сон Обломова» - это картина детства героя. Бессознательные впечатления Ильюши во многом сформировали натуру и мировидение Ильи Ильича. Какие представления о жизни были заложены у героя с детства ? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) убеждение в своём сословном превосходстве («я - другой»)

2) восприятие труда как «наказание»

3) узаконенное право жить за счёт труда крепостных крестьян

4) жизненный идеал покоя

5) необходимость систематического самообразования и самосовершенствования

19. Автор романа указал на нарицательность социально-этического явления, отажённого в характере Обломова. Кто в романе впервые произносит слово «обломовщина»?

1) Обломов

2) Штольц

3) Ольга

4) Пенкин

20. Слово «обломовщина» неоднократно повторяется героями романа, превращаясь в своеобразный эмоционально-смысловой комплекс. Каковы его составляющие? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) «деревенская обломовщина» - это мечта о спокойной и счастливой семейной жизни в тихой русской провинции

2)»петербургская обломовщина» - это желание , достигнув службой положения в обществе, ав почётном бездействии наслаждаться заслуженным отдыхом

3) « обломовщина»- это жизненное пространство Обломова: квартира, Захар, Обломовка

4) «обломовщина» - это ответ на вопрос Ольги, адресованный главному герою: «Что сгубило тебя?»

5) «обломовщина» - это ответ главная причина того, что Илья Ильич «погиб, пропал ни за что»

6) «обломовщина» - это удел всех «лишних людей»

21. По свидетельству Гончарова, первая часть произведения – только «введение, пролог к роману». Собственно действие начинается с появления Штольца и Ольги. Какова функциональная значимость образа Штольца?

1)двойник Обломова

2) антипод Обломова

3) второстепенный персонаж

4) эпизодическое лицо

22. Установите соответствие между персонажами и их портретным описанием

ПЕРСОНАЖ

^ ПОРТРЕТНОЕ ОПИСАНИЕ

А) Обломов

Б) Штольц

1) человек «среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.»

2) он «был очень свеж, только красил усы и прихрамывал немного на одну ногу. Он был вежлив до утонченности, никогда не курил при дамах, не клал ногу на другую и строго порицал молодых людей, которые позволяют себе в обществе опрокидываться в кресле и поднимать коленку и сапоги наравне с носом. Он и в комнате сидел в перчатках, снимая их, только когда садился обедать. »

3) он « весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно»

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б







23. Установите соответствие между персонажами и образом их жизни.

ПЕРСОНАЖ

^ ОБРАЗ ЖИЗНИ

А) Обломов

1) ограниченность жизни пространственными рамками (Обломовка-Петербург)

2) расширение жизненного пространства за счет движения и перемещения (Верхлёво – Петербург – Бельгия – Англия - Крым)

3)трудовое воспитание

4)жизнь за счёт захаров

5)учёба – жизненное наказание

6)обучение в течение всей жизни

7)активное отношение к жизни

8)пассивность и инертность

Б) Штольц

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б







24. Установите соответствие между персонажами и их личностными качествами.

ПЕРСОНАЖ

^ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

А) Обломов

Б) Штольц

1. рационалистичность

2. созерцательность

3. душевность

4. активность

5. эмоциональность

6. рассудочность

7. настойчивость

8. рефлексия

25. Какие убеждения составляют основу миропонимания молодого Обломова, а какие – Штольца? Установите соответствие между персонажами и основой их миропонимания.

ПЕРСОНАЖ

^ ОСНОВА МИРОПОНИМАНИЯ

А) Обломов

Б) Штольц

1. «…России нужны руки и головы для разрабатывания неистощимых источников…»

2. «…работать, чтоб слаще отдыхать – значит жить другой, аристократической , изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов…»

3. «вся жизнь есть мысль и труд…труд хоть безвестный, тёмный, но непрерывный, и умереть с сознанием, что сделал своё дело»

4. « труд – образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей»

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б







26. В откровенных разговорах Обломова со Штольцем появляется совершенно новая мотивировка жизненной апатии героя. Какая? Отметьте номера всех правильных ответов.

1). В суетной меркантильности и бездуховной жизни современного общества Обломов не видит принципиального противовеса своему лежанию на диване.

2) герой понимает несовместимость человеческих идеалов с приоритетами нового века

3) герой считает, что судьба личности, не имеющей высоких целей жизни, обречена на мучительное «угасание»

4) Обломов полагает, что только за границей возможно реализовать свой творческий потенциал

27. В заключительной части знаменитого высказывания Ильи Ильича («Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится…») содержится известная доля истины. Какие доказательства негативной роли бездуховного общества в процессе своего двенадцатилетнего «угасания» приводит Обломов Штольцу? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) жизнь современного общества – это «искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку»

2) современники Обломова – это «мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!»

3) основное занятие нашей лучшей молодежи – «ежедневная пустая перетасовкадней!»

4) у взрослых – «ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения», у всех одно желание: «сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния»

28. Любовь к Ольге Ильинской – главное событие в жизни Обломова и самое серьёзное испытание героя. Какое главное качество личности ольги является смысловой эмоциональной доминантой этого образа?

1) проницательность

2) аналитичность

3) эмоциональность

4) гармония ума и чувства

29. Переживая в любви к Ольге лучшую свою пору, Обломов обнаруживает ранее не известные читателю стороны своей натуры. Какие? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) тонкое понимание женской красоты

2) глубокое уважение к женщине

3) поклонение ей

4) поклонение перед таинством искусства

5) ощущение полноты природных проявлений

6) индивидуализм

30. Любовь Ольги к Обломову выявляет лучшие её черты. Какие? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) самоотверженность

2) деятельность

3) практический ум

4) художественная одарённость

5) нравственный максимализм

6) готовность к компромиссу

31. Как распределились роли Обломова и Ольги в любовном сюжете? Установите соответствие между персонажами и их сюжетными ролями.

ПЕРСОНАЖ

^ СЮЖЕТНАЯ РОЛЬ

А) Обломов

Б) Ольга

1. ведомый (-ая)

2. ведущий (-ая)

3. Пигмалион

4. Галатея

5.путеводная звезда

6. ангел

7. голубь, прячущий голову под крыло


Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б







32. В чём причина разрыва отношений Обломова и Ольги? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) практическая сторона необходимых преобразований тяготит Обломова

2) Обломов не верит в свои силы и подлинность чувства Ольги

3) Обломов понимает невозможность реализовать на деле «норму» любви и семьи

4) миссия духовного возрождения героя оказалась для Ольги непосильной

5) Ольга понимает, что любила «будущего» Обломова, настоящий Обломов «уже давно умер»

6) герои разлюбили друг друга из-за принципиальной несхожести убеждений

33. Критик А.А.Григорьев считал, что Агафья Матвеевна Пшеницына, в доме которой мирно завершает своё существование Обломов, «гораздо более женщина», чем Ольга. Какие черты характера этой героини становятся этому подтверждением? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) доброта и самоотверженность

2) преданность

3) гуманность

4) искренность

5) бескорыстие

6) женский эгоизм

34. Агафья Матвеевна и Ольга – полярные женские образы, отражающие представления автора романа о разных типах любви. По каким основным направлениям идет противопоставление этих образов? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) с точки зрения общечеловеческих черт, Ольга является символом «нормы человечности», Агафья Матвеевна – «стандартом» жены-матери

2) с точки зрения соотношения рационального и эмоционального в любви, Ольга представляет «меру» соотношения «головного » и «сердечного» , Агафья Матвеевна органично и непосредственно выражает себя в «практических» поступках

3) с точки зрения воспитательной активности любви, направленной на избранника, Ольга с редкой настойчивостью пытается спасти Обломова. Агафья Матвеевна не пытается каким-либо образом воздействовать на Илью Ильича, она любит его таким, каков он есть.

4) с точки зрения и интересов полов, чувство Агафьи Матвеевны «животное», а Ольги – платоническое.

35. Какие семейные пары образуются в заключительной части романа?

Ответ:_____________________________________________________________________________

36. Алогичное счастье в доме на Выборгской стороне и рационально выстроенная семейная идиллия в Крыму имеют некоторые точки пересечения. Выявите их.

1) узкое пространство личной жизни героев не имеет выхода в пространство общественное

2) союз героев является «апофеозом расчёта»

3) союз героев обнаруживает «недостаток сердца»

4) союз героев основан на жертвенности любви

37. В эпилоге романа показано, что «обломовщина» губит ещё одну человеческую судьбу. Какие зеркальные по отношению к Обломову качества Захара стали причиной трагического финала его жизни? Отметьте номера всех правильных ответов.

1) лень

2) инертность

3) неумелость

4) безынициативность

5) философия покоя как основа нравственного оправдания образа жизни

38. Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой.

ПЕРСОНАЖ

^ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Андрюша Обломов

Б) Ваня Пшеницын

В) Маша Пшеницына

1. окончил курс наук и поступил на службу

2. отдан (-а) на воспитание Штольца и Ольги

3. создал (-а) собственную семью

4. все дети остались жить в доме матери


Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В










39. В письмах И.А. Гончарова содержатся записи, характеризующие отношение писателя к своим героям. Установите соответствие между высказываниями автора и персонажами, о которых в них говорится.

^ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ГОНЧАРОВА

ПЕРСОНАЖ

А) «В программе у меня намечена была женщина страстная, а карандаш сделал первую черту совсем другую и пошёл дорисовывать остальное уже согласно этой черте, и вышла иная фигура»

Б) «…главная задача романа, его душа – женщина….»

В) «… у меня был один артистический идеал:это – изображение честной и доброй, симпатичной натуры, в вышей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающего и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры»

1. Ольга

2. Агафья Матвеевна

3. Обломов

4. Штольц


Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В










40. Напишите названия трёх самых известных статей о романе «Обломов» и укажите их авторов.

Ответ:______________________________________________________________________________

41. Назовите фильм по мотивам романа И.А.Гончарова «Обломов»

Ответ:______________________________________________________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconУрок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему:...
Цель урока: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Определить, каково авторское...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» icon47. проблематика романа Гончарова "Обломов"
Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconЗачётная книжка по литературе
...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconЯнварь 2006 г. №3 (11)
Во-первых, мы совсем забыли, что прошлый номер был юбилейным – десятым. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Поздравляем...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconСпоры вокруг романа
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconВступление Знаменитый "отец истории"
Византийский, о котором исторических сведений сохранилось очень мало. Когда он родился, как выглядел, чем добывал хлеб насущный,...

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconНазвание произведения
Самостоятельная характеристика образов героев романа с приведением цитат. Сочинение по роману

Статья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману Когда у И. А. Гончарова родился план романа «Обломов» iconКнига представляет собой пособие по домашнему чтению по роману Дж....
Г61 Собственник. Анализ романа на занятиях по домашнему чтению. Пособие для студентов пед йн-тов. Л., «Просвещение», 1977



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница