Урок исследование на тему: «Имя прилагательное»




Скачать 85.16 Kb.
НазваниеУрок исследование на тему: «Имя прилагательное»
Дата публикации08.11.2014
Размер85.16 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
КЗ «Луганська спеціалізована школа І – ІІІ ступенів №8»





Урок – исследование на тему:

«Имя прилагательное»

(русский язык 4 класс)
З досвіду роботи

Терзіян В.В.

учителя початкових класів

спеціаліста вищої категорії
м. Луганськ
Тема: Имя прилагательное

Тип урока: урок – исследование – это такой урок, на котором учебная задача подвергается рассмотрению (изучению) в устной форме; только в случае необходимости добавляется немного письменной работы на усмотрение учителя.

^ Цель: обобщить знания об имени существительном; дать понятие о значении в речи имен прилагательных; учить определять лексическое значение имен прилагательных, доказывать свое мнение; развивать связную речь учащихся, наблюдательность, творческие способности; воспитывать активность, внимательность; дать детям возможность подняться над ситуацией традиционного урока и самим определить важность данной части речи; помочь детям увидеть свои достижения, успехи.

Оборудование: карточки; картинки арбуза, яблока, медведя; картинки человеческих эмоций; таблички со словами; магнитофон; аудиозаписи детских песен.

Структура урока:

I.Организационный момент, создание атмосферы творчества.

II.Обобщение знаний об имени существительном.

  1. Сравнение групп слов.

  2. Многозначность.

  3. Признаки имен существительных.

  4. Морфологический разбор имени существительного.


Физминутка

(активные упражнения и релаксация)
III.Наблюдение над именами прилагательными.

  1. Работа по первому признаку имен прилагательных – вопросам.

  2. Прилагательные нужны для красоты описания: двойной текст, проблема.

  3. Прилагательные нужны для точности описания: групповая работа, картинки – загадки, словарная работа, индивидуальная работа.


^ Домашнее задание

  1. Выявление признаков: работа с учебником.

IV.Итог урока, рефлексия .

V.Оценивание тех учащихся, кто не получил оценки в ходе урока.

^ Ход урока

-Быть должны у вас в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Все что нужно- под рукой!

-Один из предметов, нужных на уроке спрятан в загадке:

Я – черный, красный, желтый, синий,

С начинкой твердой в середине.

Я с острым ножиком дружу, я что хочу – изображу. (карандаш).

-Что вы можете сказать об этом слове? (словарное, написание проверяется только с помощью словаря)

-Записываем число, классная работа. Это слово – для каллиграфической минутки. Открыли тетради, прописали слово. Орфографическое чтение:__________________ . Придумайте словосочетание со словом карандаш. Назовите части речи в словосочетании. (Существительное и прилагательное.

-Сегодня на уроке мы повторим кратко то, что мы знаем об имени существительном и начнем разговор о б имени прилагательном.

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на две группы: шубка, гладкая, красные, коса, лисички, ключ, рыжие, пушистая.

(Дети называют слова первой и второй группы, распределяя слова в два столбика.).

Шубка пушистая

Коса красные

Лисички рыжие

Ключ гладкая

-По какому признаку вы определили слова в 1-й столбик? (Это имена существительные)

-Докажите. (^ Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет)

-Какой еще признак объединяет эти слова? (Многозначность)

-Как уточнить значение многозначного слова? (По смыслу предложения, в котором это слово встретилось)

-Приведите примеры различного значения этих слов (^ По два значения).

-Составьте предложение, используя данные слова. Добавьте в предложение глагол. (Рыжая лисичка носит пушистую шубку).

-Записываем предложение, определяем грамматическую основу.

-Какие признаки имен существительных вы знаете? (Одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные; число; род; склонение (несклоняемые, разносклоняемые), падеж).

Запись на доске:

- сущ., одуш., собств., ед.ч., м.р., 1 скл.

- сущ., одуш., нариц., ед.ч., ж.р., 3 скл.

- сущ., одуш., нариц., мн.ч

-Схема какого морфологического разбора подходит к существительному ДОЧЬ? ИЛЬЯ? ДЕТИ?

-Какой категории нет у последнего существительного? (Рода)

-Почему? (потому что во множественном числе род не определяется)

-А как все таки можно определить род существительного во множественном числе? (^ Поставить его в единственное число)

-Попробуйте это сделать с данным существительным. (Это невозможно, т.к. существительное дети не имеет формы единственного числа)

-А существуют ли существительные, не имеющие формы множественного числа? Приведите примеры. (^ Несклоняемые существительные )

Включается быстрая музыка (минусовка) в ритм стихотворения.

ФИЗМИНУТКА

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ногами громко топали,

Руками звонко хлопали.

Влево, вправо наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям – физкульт-привет!

(Релаксация)

Медленная музыка из цикла «Звуки природы»

«Летний вечер на реке»

У лягушек на болоте выросла кувшинка…

^ Суть данного упражнения в том, что дети движениями показывают то, о чем говорит учитель.

Кувшинки растут под водой. Показываем поверхность воды. Только она не ровная и гладкая, как стекло. Она постоянно колышется и меняется. Даже в самую тихую погоду. Показываем движение на поверхности воды.

Кувшинка начинает расти глубоко под водой. Ночью. Закрываем глаза. Наступает ночь. Поможем маленькому ростку подняться на поверхность. Поднимаем его медленно, стараемся не травмировать его.

Когда на рассвете бутон поднялся на поверхность, он раскрылся. Показываем пальчиками. Осмотрелся во все стороны и заметил вас. Откройте глаза и улыбнитесь новому дню и чуду в ваших ладошках. Цветок кувшинки тоже улыбнулся вам и спокойно сложил лепестки и отправился спать.

А мы отдохнули и отправляемся в наше исследование дальше.

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают данные слова? Как называется часть речи, к которой можно поставить такие вопросы? Какие еще вопросы можно поставить к прилагательному? Для чего же нужны такие слова в нашей речи? Попробуем разобраться. Проведем собственное исследование.

Открыть главный вопрос урока на доске:

^ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ?

1.

2.

3.

4.

-В ходе урока мы будем заполнять таблицу на доске.

-Прослушайте два текста.

Наступила зима. Выпал снег. Дует ветер.

Наступила холодная зима. Выпал первый снег. Дует резкий ветер.

-О чем был первый текст? (О зиме)

-О чем был второй текст? (Тоже о зиме)

-Так в чем же разница? Можно ли считать тексты одинаковыми? (Нет)

-Докажите. Что же отличает второй текст от первого? (Наличие имен прилагательных. С ними текст становится красивее. Имена прилагательные нужны для красоты описания).

-Можем записать первый пункт – красота.

-Но во втором тексте используется прилагательное первый. Не такое оно и красивое. Можно было бы сказать: пушистый, сверкающий. (Нет, прилагательное последний наиболее точно описывает снег в начале зимы)

-Можем записать второй пункт – точность.

-Давайте попробуем определить слова, характеризующие первый и последний снег. Мальчики записывают признаки первого снега, девочки – последнего.

Искристый, мокрый, колючий, грязный, серебристый, мягкий, рыхлый, белый, свежий, серый.

(Обсуждение и проверка)

-Оказывается, если точно описать предмет с помощью имен прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. Например.

Учитель читает с карточек, на обратной стороне которых рисунок предмета.

Бурый, мохнатый, косолапый.

Алый, сладкий, сахарный, круглый.

Спелое, круглое, сочное.

-Что общего у всех этих слов? (Это словарные слова)

-В словарях можно найти не только правила правописания слов, но и много интересного. На уроках русского языка у нас есть постоянная рубрика «Из истории слова»

-Обратимся и теперь к словарю за исторической справкой: что означает слово «Прилагательное» в переводе с других языков. Сегодня историк у нас ___________. (Ученик готовит информацию заранее).

В переводе с греческого означает «эпитет», а в переводе с латинского – «прибавленное, приложенное».

-И в русском языке звучит похоже – «Прилагательное». А к чему же прилагается эта часть речи? С какой частью речи связано прилагательное? (С существительным, потому что называет признак предмета. А может быть связано еще и с местоимением. Потому что местоимение хоть и не называет предмет, но указывает на него. Например : он – красивый.)

-А синоним слова «эпитет» в русском языке – «признак». С помощью прилагательных можно описать у существительных величину, форму, цвет, вкус. Все это называется одним словом… (признаки).

-А теперь попробуйте подобрать эпитет каждый сам к себе, одним словом, с места по очереди. Постарайтесь не повторяться. (Я - …)

-Дома с помощью имен прилагательных опишите свою маму. (Д/з)

-Итак, для чего нужны еще имена прилагательные? (Для описания и уточнения)

-Записываем пункты три и четыре – описание, уточнение.

-Теперь давайте из данных слов составим наиболее точные словосочетания. (Один у доски, остальные в тетрадях. Работают 4 ученика)

1. Густой, дремучий (лес, туман).

2. Горячий, знойный (лето, вода).

3. Смуглый, темный (небо, лицо). –уточнить значение слова «смуглый»

^ 4. Свежий, прохладный (газета, погода).

(Обратить внимание детей, что мы ставим прилагательное в тот же род, что и существительное)

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос урока. Мы заполнили все пункты на доске. Формулируем правило: «Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? и обозначает признак предмета. Сравним с определением, данным в учебнике. Откройте учебники с.84 ОК № 11

(Работа с опорным конспектом)

С родами и числами мы разобрались. Но у существительного есть еще одна категория – падеж. Давайте проверим, как связано прилагательное с существительным и в этом случае.

-Запишите в столбик названия падежей. Прослушайте стихотворение «Приключения зеленого листа» и записывайте возле нужного падежа словосочетание «зеленый лист» как только его услышите.

^ Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого листа.

Ветер нес и нес по свету, бросил только на мосту.

^ В тот же миг веселый песик шмыг – к зеленому листу,

Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем.

«Не хочу»,- парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,

^ Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под кленом стих о том листе зеленом.

(Проверка, обсуждение)

- Так для чего же нужны имена прилагательные? (Для красоты, точности, описания, уточнения) С какой часть речи связаны прилагательные? (С существительным)

-На доске изображены три человечка с разной мимикой. Такие же фишки лежат и у вас на партах. Оцените свою работу на уроке. Кому было все понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно – подружились с веселым человечком. Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно – отдайте свой голос второму человечку. Кому на уроке работать было очень трудно –за третьего, грустного человечка. Вложите эти фишки в свои тетради и передайте их с последних парт на первые.

(Пока дети определяются и сдают тетради, оценивание учащихся, не получивших оценку в течение урока)

-Прозвенел и смолк звонок. Наш закончился урок.

Всем спасибо за вниманье. Молодцы! И до свиданья.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»
Название работы: Урок по теме: «Имя прилагательное. Вопросы к имени прилагательному»

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок одного стихотворения Тема: Части речи. Обобщение
Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог)

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconЗадачи: проверить знания уч-ся по теме «Имя прилагательное как часть речи»
Оборудование урока: мультивидеопроектор, видеофильм, карточки, тексты сказок; изображение сказочной героини, художницы Имя Прилагательное,...

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок по русскому языку: «Имя прилагательное»

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок по русскому языку в 6-м классе по теме Имя прилагательное как часть речи
Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconДокладывают о готовности к уроку. 1в: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки». 2в
Учитель: Сегодня мы с вами закрепили наши знания по теме «Имя прилагательное». (Слайд №1 тема урока ) Посмотрим, над чем надо ещё...

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 3 классе "Имя прилагательное. Изменение имен...

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconКонспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи»
Государственная казенная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №33 города Ставрополя

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок русского языка в 4 классе Тема: Имя прилагательное как часть речи
Рада, что у вас хорошее настроение. А вот ёлочка грустит, скоро праздник, а на ней нет украшений. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд,...

Урок исследование на тему: «Имя прилагательное» iconУрок по теме «Имя прилагательное»
Воспитывать интерес к урокам русского языка; чувство гордости, патриотизма; создать



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница