Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества




Скачать 252.15 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Дата публикации07.11.2014
Размер252.15 Kb.
ТипКонкурс
www.lit-yaz.ru > Литература > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Номинация конкурса

— Педагогические идеи и технологии: среднее образование

Ф.И.О. участника,
должность (преподаваемый предмет),
почтовый адрес, контактный телефон,
e-mail


Название ОУ, почтовый адрес,
телефон,
e-mail


Вид методической разработки, целевая аудитория

Название методической разработки или статьи

Полесская

Ирина

Юрьевна,

учитель русского языка и

литературы.
632335, г. Барабинск Новосибирской области, ул. Ленина, д. 196, кв. 8.
8-913-702-05-75
kulina-61@mail.ru

Муниципальное казённое образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 92»

г.Барабинска Новосибирской области

632335, Новосибирская область, г.Барабинск, ул. Пролетарская, 54

shcola92@mail.ru

Урок литературы,

5 класс

Урок–размышление «Благодетельный ангел» по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"


Урок для учащихся 5 класса

(В рамках реализации регионального курса УМК «Вокруг тебя – Мир…)

Тема : «Благодетельный ангел»

Дидактическая цель: анализ литературного произведения

Цели :

  • продолжить разговор о гуманности человека, о помощи другим людям

  • развивать навыки анализа художественного произведения

  • донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова

  • воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям

  • пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта.

^ Методические комментарии: Методы и приёмы: словарная работа, чтение по ролям, аналитическая беседа по тексту, индивидуальное задание, ролевая игра. Методы (проблемный, частично-поисковый, исследовательский)

Формы организации познавательной деятельности (индивидуальная, коллективная)

Для проведения занятия необходимы: учебники, тетради, портреты А.И. Куприна, Н.И. Пирогова, иллюстрации учащихся, репродукция иконы Владимирской Божьей Матери, мультимедийный проектор, компьютер. Слайды помогают выделить смысловую доминанту урока, способствуют лексическому комментарию, активизируют внимание учащихся на теме урока.

Заранее было дано задание: определить по Словарю значение слов «чудесный», доброта, милосердие. Ключевыми словами на уроке будут вопросы нравственности: добро, милосердие, сострадание. А эпиграфом урока станут слова автора

«…человеку надлежит быть…

верным в дружбе, милостивым

к больному и падшему, ласковым

к зверям»

А.И. Куприн

К нему мы будем обращаться в течение всего урока . А также в качестве эпиграфа на доске записаны слова:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

О. Высоцкая

Ход урока: Эмоциональный настрой.

  1. Приветствие:

«Здравствуйте!»-

Скажем мы друг другу просто,

Улыбнемся и начнем.

Приоткроем с вами двери

В мир искусства и добра,

Чтобы в светлое поверить,

Чтобы многое понять.

И шагать мы будем вместе,

И нельзя свернуть с пути,

Дружно будем мы трудиться,

Чтобы истину найти.

Установка на восприятие.

В самые трагические минуты русские люди обращались к образу Богородицы, прося ее денно и нощно, шепча горячие слова молитвы:

Милосердия двери отверзи нам,

Благословенная Богородице,

надеющиеся на Тя да не погибнем,

но да избавимся Тобою от бед:

Ты бо еси спасение рода христианского.

Вглядитесь в репродукцию иконы Владимирской Божьей Матери. Что на ней изображено? (Ответы учащихся.)

Мы просим милосердия свыше, а можем ли быть сами милосердными? Существует мнение, что, чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее.

Каких людей больше? В этом нам поможет разобраться А.И. Куприн и герои его рассказов «Чудесный доктор»

-Что несут в мир люди милосердные?

Этих людей мы обозначим белыми сердечками, которые будем мысленно складывать на одной чаше весов. А злым, черствым сердцам отведем вторую чашу.

^ Актуализация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя : Каждый человек любит праздники. К сожалению, в нашей жизни их немного. Особенно любим мы Рождество. Это заложено в нашем подсознании. Ведь рождество – это рождение человека – Бога, который был послан Человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, чтобы помочь сделать жизнь Человека лучше, чище, нравственнее. В рождественские праздники каждый ждет чуда. Взрослый ли это, ребенок ли... Мы загадываем желания, готовим рождественский ужин, украшаем свои жилища, а главное – мы наряжаем ёлку. Знаете ли вы, ребята, почему на Рождество наряжают именно ёлку, а не какое – то другое дерево, не березу, например, лил осину? Существует старинная сказка про елку.

«Когда Христос родился, все деревья пошли поздравить Его и принесли подарки, у кого что было: яблоня – яблоки, орешник – орехи. Одна лишь ёлка стояла в отдалении и не приближалась.

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее другие деревья.

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

– А ты, добрая печальная ёлка! – сказал Ангел, который слышал ее слова, – Ты скромная и добрая! За это я награжу тебя. Пусть все звезды неба украсят тебя. И так будет в каждый день рождения Божественного Младенца'' И все дети будут смотреть на тебя, и протягивать к тебе свои руки.

И в каждый день рождения Младенца ёлку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями, всякими игрушками и звездами».

Рождество – самый светлый, самый счастливый, самый таинственный праздник христианской культуры.

И поэтому он нашел отражение в живописи, поэзии, прозе.

^ Методический комментарий:

Демонстрируются картины Сандро Боттичелли «Рождество», 1501 г., Питера Брейгеля старшего «Поклонение Христу», 1551 г. и др.

В новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Когда-то в России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где он произошёл :«В Киеве лет около 30 назад».

Рассказ подготовленного ученика: "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Для читателей 19в. святочные рассказы на страницах журналов и газет были привычным рождественским подарком. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём их разнообразии сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом. Н.С.Лесков писал: "Святочная история должна быть фантастична, иметь мораль и отличаться веселым характером повествования". Герой рассказа Н.И.Пирогов - русский хирург, внесший большой вклад в становление военно-полевой хирургии. Он способствовал организации движения сестер милосердия в России в период военных действий в 1853-1856гг. В 1867г. это движение оформилось в российское общество попечения о раненых и больных воинах, переименованное в 1879г. в Российское общество Красного Креста.

Вы получили индивидуальные задания. И одно из них было: подготовить рассказ о писателе, его творческой судьбе.

Но прежде, чем мы послушаем рассказ, посмотрите на этот портрет. (слайд)Перед вами портрет А.И. Куприна. Всмотритесь в это удивительное доброе, простое, уставшее лицо. Сдержанность, молчаливость и даже некоторая суровость видится во взгляде, но вместе с тем нескрываемая доброта.

Ученица делает сообщение о писателе Куприне

- А сейчас вспомните о своих настроениях перед праздником ( ответы детей)

Учитель: Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни в реальности рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Понять красоту человеческой души, научиться понимать друг друга, вовремя прийти на помощь человеку, подарить радость и самому ощутить людское участи, - что может быть важнее всего на свете? Не это ли делает человека счастливым?

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда у сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. И поэтому помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как чудо. А название этому чуду – добро и милосердие людей. «Все отчаянней сердце стучит, Не погибни во мне, доброта».

Бесценное это человеческое качество – доброта, милосердие, без них невозможна сама жизнь.

^ Методические комментарии: Словарная работа. Дать объяснение словам, данным в тексте: досужий, вымысел, управляющий, швейцар, залог, поденная работа, риза, сюртук, сочельник.

Н^ РАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ


Доброта

Милосердие

Совесть

Зло

Дружба

Искренность

Чуткость

Щедрость

Жадность

Любовь

Бережливость

Бескорыстие

Красота

Жестокость

Таинственность

Патриотизм

Гордость

Память

Презрение

Храбрость

А как вы понимаете слова: доброта, милосердие? (ответы ребят)

А вот как дает толкование этих слов в разных словарях. (На экране слайд с записью):

Доброта -ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.

  • Милосердие- В христианском искусстве милосердие изображается в образе женщины, окруженной детьми, либо укачивающей ребенка, либо кормящей его. Она часто держит сердце или цветок. Другими символами милосердия являются сердце, ягненок, пеликан, кормящий своих птенцов собственной кровью, либо человек, принимающий детей или ухаживающий за ними, а также простой хитон Христа.

  • Готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Проявить милосердие

-Рассказ называется «Чудесный доктор». Объясните значение слова «чудесный» (запись на экране)

У слова «чудесный» несколько значений: волшебный, сверхъестественный, сказочный, необычный.

-А для вас что приятнее: дарить подарки или получать их?

Учитель : Не все любят дарить подарки. А ведь человек, который любит и дарить, и получать подарки. Испытывает двойную радость, двойное чудо.

Учитель: Сегодня мы станем свидетелями ещё одной рождественской истории. Это время, когда происходят необычные события, сбываются мечты, свершаются судьбы.

Учитель : Рассказ назван «Чудесный доктор». Почему?

Учитель: Рождество – это время, когда в каждую семью нисходит благодетельный ангел, и всё чудесным образом меняется.

Автор этого рассказа Александр Иванович Куприн - писатель доброго, гуманного понимания смысла жизни. Все рассказы А. Куприна о добре и о человеческом сострадании.

На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о гуманности человека, о помощи другим людям, будем развивать навыки анализа художественного произведения, воспитывать чувство уважения, деятельного сострадания к человеку.

^ Методические комментарии .Работа с текстом. Краткий пересказ учителем первой части.

Композиция произведения необычна. Это рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который слыл образцом порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Он вспоминает жуткую рождественскую стужу. Он и брат вышли из холодного промёрзлого подвала. Голодные дети прошли заиндевелыми улицами и оказались в ярком, красивом манящем городе. Городе – сказке. Но только там не было места страдающей семье Мерцаловых. Хозяин семьи не мог найти работу, Машутка умирала от голода, мальчики Гриша и Володя ели пустые щи и солили их своими слезами., а Елизавета Матвеевна была убита безденежьем и измождена трудом. Семья не раз пыталась найти выход: она просила помощи у многих, но те, кто материально мог спасти эту семью, отказывались, ссылались на нехватку времени, денег, желания. Трагедия Мерцаловых была настолько сильна, что сам хозяин чуть не покончил жизнь самоубийством. На Рождество все ждут сверхъестественного, забывая о том, что каждый человек способен на чудо. И вдруг… что же произошло?

Узнаем, какие события свершились в день накануне Рождества.

^ Методические комментарии .Педагог организует работу с текстом. Чтение по ролям.

Для чего Куприн так подробно описывает разговор мальчиков у витрины магазина?

-Могут ли мальчики Гриша и Володя надеяться на сюрприз, подарки в эти праздничные дни?

– Можно ли по началу рассказа увидеть противоречие между жизнью (бытом) мальчиков и окружающим миром?

Мир вокруг

Мальчики

Перед огромным окном гастрономического магазина

Приплясывали от жестокой стужи

Великолепная выставка

Возбуждавшая в одинаковой степени их умы и желудки

Эффектная картина:

Возвышались целые горы крепких яблок и апельсинов;

Стояли пирамиды мандаринов;

Протянулись огромные копченые и маринованные рыбы;

Красовались разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала.

Оба мальчика забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью.

Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей.

Очаровательное зрелище

Произнес сурово, подавив тяжелый вздох

-Что вы узнали о них и их поручении?

-Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

-Почему швейцар не передал письмо хозяину? (Очевидно, что он жестокий и злобный человек, не любит тех, кто беден)

-Как вы думаете, что же произошло дальше? (Дети высказывают свои точки зрения.)

Учитель : Рождественское чудо свершилось, и благодать снизошла на семью Мерцаловых.

- Что мы узнаем о семье мальчиков из описания «подземелья» и его обитателей?

- А как помогает нам писатель сильнее ощутить трагедию обездоленных людей?

Учитель: Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных. А на фоне благополучия одних виднее бедность других. Это называется приемом контраста, т.е. противопоставления.

- Ребята, хочу обратить ваше внимание не только на бытовые контрасты. Постарайтесь увидеть пейзаж в рассказе и понять, зачем Куприн так подробно его описывает. Найдем это место в рассказе, прочитаем

- Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Учитель: Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

- Какую роль в рассказе играет портрет Мерцалова? Читаем эпизод героя в городском саду

- Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

Методические комментарии .Работа с текстом .Разговор со стариком (чтение диалога в лицах)

-Как же повел себя после разговора с Мерцаловым незнакомый старик? Что он предложил Мерцалову?

-Какую картину увидел доктор, когда вошли в подвал, где жил Мерцалов?

-Кем оказался незнакомый старик?

- Как мало человеку нужно для счастья: тёплый дом, сытная еда, здоровье близких. Из этого складывается и наше благополучие, и благополучие близких людей. Спасение семьи свершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.

^ Кто из вас слышал о докторе Пирогове?

Методические комментарии. Заранее учителем подготовлен ученик, который делает сообщение по о Пирогове. Можно привлечь учащихся старших классов.

История жизни этого замечательного человека знакома многим по рассказам Гиляровского и Бунина, Куприна и Пикуля, о нем мы узнаем из дневников и писем петербургской и московской интеллигенции быстротекущего девятнадцатого столетия. Он пережил трех царей, уйдя из жизни, наверное, на пике своей славы...

В начале последнего года жизни, суровым зимним вечером 1881 года его можно было часто встретить на одной из присыпанных снегом петербургских аллей густого городского сада. Он был занят вечерним моционом, ибо считал, что подобные прогулки способствуют хорошему сну и прекрасному аппетиту. Прогуливаясь по зимнему саду, как обычно курил сигарету.

...Седовласый старик умел ценить одиночество. Так бывает, когда человек устает от самого бесконечного людского потока и, как змейка, ищет маленькую лазейку, чтобы спрятаться, незаметно ускользнуть от общества. Впереди показалась маленькая скамейка. Но он проследовал мимо, слыша лишь скрип своих шагов, отчетливо раздававшийся в морозном воздухе. Казалось, он в эти минуты радовался этому одиночеству и возникшей вокруг него тишине, всем своим видом выказывая любезное радушие редким прохожим. — Славная, видит бог, ночка-то! — говорил он мягким и каким-то особенно ласковым голосом. — Что за прелесть — русская зима!

В лице этого человека было что-то до того спокойное и внушающее всем доверие, что каждому, кто застал его за прогулкой по зимнему саду, хотелось раскрыть свою душу, поделившись самым сокровенным и наболевшим, безо всякой утайки. Старик умел долго и внимательно слушать людей, не перебивая их ни словом, ни жестом, и был чрезвычайно терпелив. Наконец, он, бывало, вскакивал с садовой скамейки и цепко хватал собеседника за руку: — Счастье, голубчик, ваше, что вы встретились сегодня с врачом. Едемте, непременно едемте домой! Правда, признаюсь, ни за что ручаться я пока не могу...

Сад, окутанный в свои сказочно-белые ризы, казалось, дремал в неподвижной своей красоте и блеске ночного величия. Но среди этой зимней сказки уже не был заметен силуэт трогательного и очень милого старика, взявшего первого ямщика и умчавшегося по адресу пациента. Но мог ли успеть везде, этот уже в годах доктор совсем-таки небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах, который вдруг одним быстрым движением нарушал эту иллюзию тишины и спокойствия и спешил на помощь очередному малознакомому собеседнику? Почему он внезапно вскакивал с места и сломя голову несся в один из бедных петербургских концов, в ночную неизвестность? Наверное, потому что он уважал себя и по-настоящему любил людей. Оттого, что сам человек был правильный и весьма порядочный, да и доктор редкий, чудесный.

Он был точно благодетельный ангел для простых людей, врачуя их и не беря за визит денег. Бывало, он сам оплачивал им лекарства и, торопливо распрощавшись с пациентом, оставлял под каким-нибудь чайным блюдечком или сахарницей вместе с выписанным рецептом несколько крупных кредитных билетов.

О фамилии своего благодетеля узнавали больные по надписи на аптечном ярлыке, прикрепленном к склянке с лекарством, где было четко написано: «По рецепту профессора Пирогова».

На прощание обычно чудесный доктор говорил своим спокойным и уверенным голосом отчаявшимся пациентам: Все поправится, сделается лучше. Дай бог здоровья вам, а главное — никогда не падайте духом!

По окончании университета Пирогов был отправлен в Дерпт (Тарту), где готовится к получению звания профессора. В 1832 году он блестяще защитил докторскую диссертацию по хирургии, где разрешил ряд вопросов по технике перевязки аорты.

«Прав ли я в моем воззрении или нет, предоставляю судить другим. В одном только могу удостоверить, что в моей книге нет места ни для лжи, ни для самохвальства», — писал о своем научном методе профессор.

В 1870 году Пирогов будет в районе боевых действий в качестве представителя Российского общества Красного Креста во время франко-прусской войны. В 1877 году он уже в Болгарии, где развернулись жестокие сражения между русскими и турецкими войсками.

Вернувшись в Россию, Пирогов поселился в своем имении близ села Вишня под Винницей. Добрые полвека он отдал российской медицине и, казалось бы, мог ,наконец, уединиться и обрести долгожданный покой.

...Как человек Пирогов пользовался в народе исключительной любовью и уважением. Как врач, профессор до самой своей кончины помогал всем — от бедняков до придворных. Он до последней минуты своей жизни продолжал практиковать, верный клятве Гиппократа. И те и другие считали Пирогова святым человеком, совершающим без конца чудо за чудом в хирургии.

Чудесного доктора петербуржцы видели последний раз в конце ноября 1881года, когда его забальзамированное тело перевозили в его собственное имение Вишню. С горечью замечали все: что-то великое, животворное и святое, что так ярко горело в чудесном докторе при его жизни, угасло навсегда...

Благотворительная деятельность Пирогова – врача оставила след в художественной литературе. Куприн в рассказе «Чудесный доктор» поведал, как Пирогов спас семью бедного чиновника от болезней и голода, помог ей «выбиться». Мы как-то не очень доверяем концам, где как в сказке появляется великий человек, который все устраивает, потому что все может. Но рассказ достоверен - это дань гуманности, доброте и благородству Пирогова.

-Незнакомец ушёл, не назвал своего имени и не дал денег открыто. Почему?

Ответ учеников: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. А в родной ему Виннице покоится в мавзолее тело хирурга, который даже после смерти завещал себя науке.

^ Методические комментарии.

Релаксация. Презентация заочно знакомит учащихся с родным городом Пирогова (познавательная функция), музыка на слайде способствует расслаблению и отдыху детей, способствует обобщению учителем содержательной стороны рассказа, подведению итогов на аналитическом уровне.

Отправимся в Винницу. Соберёмся. Сконцентрируемся. Закроем глаза. Послушаем прекрасную музыку. Протянем руки к миру. Откроем сердца любви.

Учитель : Какие душевные качества раскрываются в человеке, совершающем подобные гуманные поступки?(Отзывчивость, доброта, милосердие, любовь, толерантность, благородство, патриотизм, щедрость.)

Запишите для себя эти качества.

В чём смысл деятельного сострадания?(Главное в жизни – быть необходимым, нужным, протянуть руку помощи. И человек, обладающий всеми этими качествами, готов к деятельному состраданию)

^ Методические комментарии. Для учащихся нужно провести физминутку для снятия напряжения. Предлагается 2 варианта. Учитель выбирает тот, который ему больше понравится:

  • Мы работали отлично

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей.

Мы попрыгаем как зайки!

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули? Отдохнули!

  • Стали стройными березки,

И дубочки подтянулись,

Распрямили свои листья,

Солнце нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом

^ Методические комментарии. Учитель организует дискуссию. Класс заранее разделён на группы. Групповая работа: объяснить афоризмы . Какой из них может служить своеобразным итогом раздумий над рассказом Куприна? Какой эпизод рассказа находит отражение в афоризме?.Выберете из предложенных афоризмов тот, который бы соответствовал вашим жизненным принципам. Реализация жизненного опыта. Презентация знакомит с мудрыми мыслями великих людей и позволяет формировать активную жизненную позицию у учащихся.

  • Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. Марк Твен

  • Доброта – это прекрасное в действии. Ж. Ж. Руссо.

  • Добро есть жизнь. Н.Ф. Фёдоров.

  • Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки .Л. Н. Толстой.

  • И с другом и с врагом ты должен быть хорош!

Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.

Обидишь друга - наживешь врага ты

Врага обнимешь - друга наживешь. Омар Хайям

  • Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Толстой Л. Н.

Слово учителя. Обобщение.

Пройдёт много лет. Каждый из вас выберет себе дело по душе, у вас будет семья, близкие люди. И главное, чтобы вы стали личностью, готовой помочь, сострадать. Для этого необходима огромная работа над собой.

- О чем заставляет задуматься рассказ?

- Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

Учитель: В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.

Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. Я согласна с ним. Но что мы можем с вами добавить, чтобы мир стал лучше?

Поэтому я хочу прочитать вам свое любимое стихотворение. Оно, я думаю, имеет отношение к нашей теме.

Не жалейте сердца.

Не таите доброты и нежности своей,

Не своих прозрений и открытий

Не таите в жизни от людей.

Жизнь – она всегда сплошные муки.

По земле, идя одной тропой,

Щедрый на любовь живет богато,

До могилы бедствует скупой.

Торопитесь все отдать при жизни,

И на помощь вовремя прийти,

Делом добрым, словом добрым,

И самим добро, встречая на пути.

    • Между словами милосердный и милостыня есть что-то общее? ( Добро бескорыстно. Но можно совершать добро не для того, чтобы помочь, а продемонстрировать окружающим, кто тут лучший, добрейший).

А вот что об этом говорится в Библии:

    • «Смотрите, не творите милостыни вашей перед людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. // Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою//.

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая.//

«Чтобы милостыня твоя была втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаёт тебе явно». (Мф. 6,1-4).

    • Почему рассказ называется «Чудесный доктор?»

    • А надо ли помогать тому, кто тебя не просит?

Подведение итогов:

Проведение викторины, которая позволит понять учителю, как школьниками было усвоено данное произведение ( викторина разработана учителем русского языка и литературы Шастиной А.Е)

1. Является ли рассказ Куприна вымыслом?

(^ Рассказ Куприна достоверен. Действие его происходило в Киеве)

2. Над чем хохотали два мальчугана, рассматривая витрину гастрономического магазина?

( Они смеялись над жаренным поросенком, детям казалось, что он смеется ижует травку)

3. Почему эта витрина казалась им эффектной, великолепной выставкой?

(^ Примерный ответ. Витрина возбуждала в одинаковой степени и умы, и желудки. Здесь было представлено такое гастрономическое разнообразие и великолепие, что мальчики забыли обо всем.)

4. Почему это «очаровательное зрелище», кроме восхищения, вызвало еще и тяжелый вздох мальчиков?

(^ Оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей)

5. Какое поручение, возложенное на них матерью, выполняли дети?

(Они должны были отнести письмо одному влиятельному лицу с просьбой о помощи.)

Конкурс «Что в черном ящике?»

- В ящике лежит то, что мальчики должны были передать влиятельному и богатому господину. (^ Конверт с письмом.)

- В ящике лежит то, что стало сюрпризом для семьи Мерцаловых после ухода чудесного доктора. (Денежные купюры.)

6. Накануне какого радостного праздника произошло описываемое событие?

(Рождество)

7. Какую соблазнительную мысль гнали от себя мальчики, пока бежали по праздничным улицам города?

(Дети хотели остановиться на минуту и заглянуть в окна богатого дома, где светятся нарядные елки и звучит музыка.)

8. Как выглядело жилище Мерцаловых?

(^ Примерный ответ. Покосившийся ветхий дом на пустыре с обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой. Комната находилась в сыром и мрачном подземелье, где пахло керосиновым чадом, детским грязным бельем и крысами.)

9. Почему именно в этот день маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания?

(^ Примерный ответ. Ребята видели на улице праздничное ликование, прекрасные магазины, сияющие елки, предновогоднее оживление нарядной толпы, а дома их ждали пустые щи, больная сестра, измученная мать с изможденным и почерневшим от горя лицом.)

10. Чем был занят предпраздничный день в семье Мерцаловых?

(^ Примерный ответ. Семья отчаянно боролась с нищетой. Весь день был занят тем, чтобы посредством нечеловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на лекарство Машутке.)

^ Конкурс «Чей портрет?»

- «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без галош. Его руки взбухли и посинели от холода, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца».

(Мерцалов)

- «Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях возле больной девочки».

(^ Мать Елизавета Ивановна.)

- «…старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Скинув пальто, остался в старомодном, довольно поношенном сюртуке. Голос у него был мягкий, ласковый, старческий».

(^ Чудесный доктор – Пирогов.)

11. Как отзывались люди на просьбу о помощи бедному семейству?

(Помогать отказывались, отговариваясь или праздничными хлопотами, или неимением денег.)

12. Почему Мерцалов, отец семейства, не мог долго находиться дома?

(^ От чувства собственного бессилия им овладевало желание бежать куда попало без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи.)

13. Какие мысли завладели Мерцаловым в заснеженном парке?

(^ О самоубийстве.)

14. Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым и не ушел после его злобных выкриков?

(Незнакомец понял, что у человека случилась беда, и захотел ему чем-нибудь помочь.)

15. Почему лицо незнакомца показалось Мерцалову необыкновенным?

(^ Все отворачивались от бедняка, а этот человек проявил сочувствие. Лицо его было спокойным, ласковым и внушающим доверие.)

16.Чем помог чудесный доктор Мерцалову и его семейству?

(^ На деньги, полученные от доктора, Мерцалов купил горячей пищи и дров. Доктор осмотрел больную девочку, выписал ей лекарство и согревающий компресс.)

17. Какой главный совет дал доктор бедному семейству?

(«Никогда не падайте духом!»)

18. Почему доктор не назвал своего имени благодарному бедняку?

(^ Он не считал свой поступок особенным, достойным восхищения. Так должен поступать, по мнению доктора, каждый человек.)

Выводы урока: Умение помочь другому человеку, который нуждается в этой помощи. Каждый из нас должен быть готов к этому и помнить о том:

^ Какой след

Незримый прочный след. В чужой душе оставим мы

На много лет?

Такой след, который оставил в жизни других людей профессор Пирогов. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашнее задание: Напиши сочинение “В какие чудеса следует верить людям?”

Используемая литература:

Все произведения школьной программы в кратком содержании /Авт.-сост.И.О.Родин, Т.М.Пименова, 1997.

Данные всемирной компьютерной сети INTERNET.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014...
Всероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2013-2014 учебный год

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013 2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013 – 2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества 2012/2013...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества 2012/2013 учебный года

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/2014...
Всероссийский интернет – конкурс педагогического творчества (2013/2014 учебный год)

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница