47. проблематика романа Гончарова "Обломов"




Название47. проблематика романа Гончарова "Обломов"
страница1/10
Дата публикации22.06.2013
Размер1.31 Mb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

47. проблематика романа Гончарова "Обломов"

Роман И.А.Гончарова "Обломов" является социально-психологическим произведением, описывающим жизнь человека со всех сторон. Главным героем романа показан Обломов Илья Ильич. Это помещик средней руки, имеющий свое родовое поместье. С малых лет он привыкал быть барином благодаря тому, что у него и подать и сделать было кому, отчего в последующей жизни он стал бездельником. Его лень и апатия – это создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а "обломовщина". В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни, и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Обломовское начало живет и в Захаре, и в гостях героя, и в быте вдовы Пшеницыной. Захар – отражение своего хозяина. Гончаров в образе Обломова раскрывает черты характера, пораженного русской патриархальной помещичьей жизнью. "Сон Обломова" – это великолепный эпизод, который останется в нашей литературе. Этот сон – не что иное, как попытка самого Гончарова уяснить себе суть Обломова и обломовщины. Пора детства очень важна для жизни человека: она формирует его нравственный фундамент, способность любить, ценить семью, близких людей, родной дом. Обломовцы никогда не знали душевных тревог, никогда не смущали себя туманными умственными или нравственными вопросами.Обломовка – волшебная сказка, в которой вырос Илья Ильич. Этот образ стал крупнейшим обобщением мирового значения. Он является воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени (общечеловеческое качество). Он превратился в существо апатичное и инертное. Но неверно видеть в Обломове только отрицательного героя. Он отличается душевностью, чистосердечием, совестливостью, мягкостью. Он добр. Проблема, поднятая Гончаровым, – отражение в Обломове русского национального характера. С обломовщиной, как с явлением глубоко чуждым и вредным, нам нужно неустанно бороться, уничтожая саму почву, на которой она может произрастать, ведь Обломов живет в каждом из нас
69. Синтез графики и поэзии в тв-ве Анд.Анд.Вознесенского.

1933г.рожд. В его творчестве отразились демократические тенденции и протестные настроения советской творческой интеллигенции против тоталитарной системы «постсталинского периода» в жизни СовСоюза. С детства писал стихи, увлекался живописью. рисованием, музыкой, математикой. Он явл. автором сотен стихотворений, отмеченных чертами новаторства как в область содержания, так и в обл. формы. Сейчас живёт в Москве, публик-ся в журналах. От своих предшественников, поэзия Возн-го унаследовала высокое гражданское звучание, гуманистическую направленность и высокую культуру русского поэтического слова. Возн-ий пишет архистихи, в них слово картинно и объёмно. Рисунок в нём приобретает звуковое выражение. Поэт мыслит образами, не оформясь ещё в стихи, в слова, мысль изображается в виде картинки. Так, кино и ТВ увеличивают поток информации, упакованную в картины, в зрительные образы, не меньше чем через буквы. Картина становится словом, сообщением. Если соединить рисунок и буквенный образ получается ИЗОСТИХИ или ИЗОГРАММЫ. Пример: «Чайка – плавки Бога». В изограмме, условно названной «ТьмаТьмаТьма...», слова расположениы строго по окружности, бе интервалов между словами. Они создают впечатление круга-солнца. Из слова Тьма, многократно повторенного, рождалась жизнь – Мать и опять уходило во тьму из небытия.

70. Проблема отчуждения личности в прозе В. Маканина

В рассказах и повестях к. 1970-х – н. 1980-х гг центральной маканинской метафорой отчуждения личности становится «самотечность жизни» - это хаотическая логика повседневности, когда чел-к уже не контролирует свою жизнь, а превращается в щепку в безличном потоке бытовых сцеплений, зависимостей, обязанностей, ритуалов, автоматических действий. «Самотечность» противоположна свободе, она стирает различия между личностями, уравнивая их в единстве ф-ций. «Самотечность» - это и метафора безвременья, тотального социального разочарования и «примирения» с уродливой действительностью «застоя». Но М. одновременно показывает, что инстинкт свободы - недостаточное орудие против «самотечности». Существование очень быстро обрастает своей «самотечностью». Глубинная неудовлетворенность «самотечностью» и трагическое неумение преодолеть ее власть наиболее глуб. исследованы в 1-м из лучших рас-в М. - «Антилидере». В одном и том же чел-ке, слесаре-сантехнике Толике Куренкове, сочетаются послушное следование заведенному порядку вещей и неуправляемое бунтарство, направленное обязательно на какого-нибудь ударника, любимца публики, мелкого пахана. Вечность стереотипов объясняется их безличностью- они соответствуют отчужденному от индивидуальности потоку массовой жизни, власти социальных ритуалов, правил, абстрактных идей; в то время как «голоса» у М. воплощают неповторимо-личный, и потому уникальный, способ контакта с бытием, соответствуют предельно конкретному переживанию смысла жизни. Герой прозы М. - человек безвременья, не питающий ни малейших иллюзий насчет возможности обрести духовную почву во внешнем мире. Вот почему он ищет эту почву в себе, в собственной психике, пытаясь открыть в себе самом нечто тайное, нереализованное, связывающее изнутри и с прошлым и с будущим. Чел-к М. обретает себя только в «промежутке» между двумя формами роевого, массового сознания - между стандартизированной «самотечностью» внешней, социальной жизни и между коллективным-бессознательным. Углубление в коллективное-бессознательного у М. не равнозначно растворению в нем. Это всегда напряженный поиск своего «голоса», уникального созвучия - равного обретению свободы. Так складывается экзистенциальный миф М. Крайне показательно, что одним из сквозных мотивов в зрелой прозе М. становится образ туннеля - купчик Пекалов в пов. «Утрата» роет бессмысленный, по видимости, туннель под рекой Урал; Ключарев в пов. «Лаз» по вертикальному туннелю спускается в некий подземный благополучный мир, в туннеле - «андеграунде» провел всю свою жизнь непризнанный писатель и бомж Петрович из ром. «Андеграунд». Герой М. ищет из темноты коллективного-бессознательного выход наружу к своему «Я». Однако в нач. 1990-х гг экзистенциальный миф М. претерпел существенные изменения. Наиболее ярко он проявился в пов. «Лаз» (1991). Можно говорить о двуплановости повести, в кот-й поверх соц-го гротеска о возможных последствиях эконом-й разрухи и полит-кой нестабильности развивается сугубо философский сюжет. Лаз это тот же маканинский туннель. Однако, как М. убеждается в своих следующих за «Лазом» произв-ях, лава бессознательного довольно быстро остывает, порождая нов. инерцию, новую, уродливую и пугающую, «самотечность жизни». Особенно показателен в этом плане рас. «Кавказский пленный» (1994). Война ярчайшее воплощение социального хаоса - показана М. как бесконечная рутина. Российский полковник-интендант и местный авторитет Алибек мирно, в полудреме, за чаем, обсуждают сделку по обмену российского оружия на кавказское продовольствие. Сама война выглядит «вялой», статичной - центральная ситуация рассказа связана как раз с непреодолимостью этой статики. Этой «самотечности» противостоит в рассказе мотив красоты. Именно красота взятого в плен юноши-горца выбивает Рубахина из колеи военной «самотечности».

36. Жанровое и стилевое своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Ком. Грибоедова “Горе от ума” (1828) одно из лучших произв-й великого драматурга. Ком. стоит “каким-то особняком”, по словам Гончарова, среди ранних произведений Г., да и в целом среди комедий, составлявших тогдашний репертуар театров. Своеобразие комедии Г. в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым, рубежным произведением на стыке “века нынешнего” и “века минувшего”, века просветительского классицизма и нового, реалистического ис-ва. В этом состоит лит-рное своеобразие комедии. Но вместе с тем произв-е Г. - это новое слово не только в драматургии, но и воплощение нового мышления, нового понимания отношений личности и общества. Г. создал комедию с обширной проблематикой. Она затрагивает не только злободневные общественные проблемы, но и современные в любую эпоху нравственные вопросы. Пис-ль осмысляет те социальные и нравственно-психологические конфликты, которые делают пьесу истинно художественным произведением. Конфликт ком. Г. отличается психологической и философской новизной и глубиной. Своеобразие конфликта диктует и своеобразие жанра. Бытовая комедия, комедия нравов, сатира — всех этих определений явно недостаточно для определения жанра “Горя от ума”. В ком. также можно найти фарсовые элементы, кот-е в общем-то не являлись в те времена новшеством (Напр., реплики Скалозуба, княгини, явление Репетилова), но в пьесе Г. все это своеобразно сочетается с романтической возвышенностью Чацкого. Но это не трагедия и не романтическая драма для чтения. Чацкий не просто объект сочувствия автора и не просто герой-резонер, выражающий идеи Г.. Чацкий тоже смешон, смешна и Софья, и все фамусовское общество. Значит, это особая комедия, обличающая (устами Чацкого) нравы фамусовского общества, и в то же время комедия, в которой зрители смеются над своим обличителем. Стилевые особенности. В новаторской пьесе Г. сочетаются черты классицизма и реализма. Создавая пьесу, Г. вырабатывал особую, новую поэтику. Даже черты классицистического стиля нашли свое своеобразное преломление. Пресловутые числовые характеристики традиционной драмы (пять актов, три единства) вроде бы выдерживаются, монологи классицистических резонеров остаются таковыми, амплуа, принятые в драматургии того времени, присутствуют. Но все это насыщено каким-то новым, живым, реальным смыслом. Напр, “субретка” Лиза - это реалистически изображенная крепостная девушка, счастливая и бойкая, полная лукавства и проницательности. А ведь в характеристике реалистического героя имеется и типичное, обобщенное, и конкретное, индивидуализированное. Это было настоящим открытием гениального драматурга. Возьмем, например, совершенно новые речевые характеристики героев. Язык, на котором общаются герои комедии, способствует их индивидуализации и в то же время типизации. “Смесь французского с нижегородским”, насыщенность разговорными элементами языка, на котором общается фамусовское общество, ярко показывает нам, с кем мы имеем дело. Почти книжная речь Чацкого, насыщенная остротами, резко выделяет его среди всех героев комедии. Почти звукоподражательное изображение речи... светских барышень (например: “тюрлюрлю атласный” Натальи Дмитриевны), четкая сухая речь Скалозуба, меткие, хлесткие слова Хлестовой, афористическое высказывание Чацкого — все это позволяет нам согласиться со словами Пушкина: “...о стихах я не говорю: половина войдет в пословицы”. Стиху сообщается разговорный хар-р, непредсказуемость живой жизни выражена в вольности ямба, переходе реплики. Ярким примером может служить сон Софьи, который она придумывает на ходу. Т.о, комедия “переживет много эпох” и останется своеобразным, неповторимым произведением и для потомков.

47.Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов

«Обломов» публ. в «Отечественных записках» начиная с января 1859 года, частями, в течение четырех месяцев и вызвал бурную ответную реакцию критики. В статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» проблематика романа рассм-лась в социологич. плане, тип Обломова истолковывался как воплощение всех сословных пороков дворянства, философский же аспект «Обломова» остался без рассмотрения. Безусловно, Гончаров рассматривает проблему упадка русского дворянства, однако рассматривает ее не с позиций обличения, а с т.з. человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Дворянство, принадлежность к которому обусловила хар-р гончаровского героя, было носителем высоких культурных традиций и одновременно сохраняло органич. связи с народной почвой; именно дворянство выработало русскую личность и дало лучшие ее образцы в своих представителях. Но оно оказалось несостоятельным в условиях изменившегося общества, втянутого в гонку буржуазного «прогресса». Обломов сознает свою непригодность к «делу», неспособность к штольцевской дисциплине и, так сказать, к активной жизненной позиции. Но при этом он не столько сознает, сколько ощущает, что его упрямое противостояние «прогрессу» не лишено смысла. Потому-то Обломов столь упорно отстаивает неприкосновенность своей духовной жизни, отгораживается своим безобразным бытом, апатией от агрессивных требований русской действительности середины XIX века. Бесспорно, лень и неповоротливость Обломова могут быть объяснены его социальным происхождением, но и присущие герою врожденное благородство и безупречная честность - также часть его сословного наследия. «Обломовщина» мгновенно слетает с Ильи Ильича, когда негодяем задета честь его друга и возлюбленной. В этой сцене с Тарантьевым он - рыцарь, великолепный в своем благородном гневе. Штольц (по-немецки - «гордый») ценит ум и душу своего друга, именует его поэтом, философом, актером. Прозаический немец Штольц - наследник протестантской культуры и носитель индивидуалистического типа сознания, характерного для буржуазной цивилизации. Русский мечтатель Обломов - наследник многовековой общинной культуры, патриархального жизненного уклада. Проблема несовместимости двух «миров» - патриархально-дворянского в лице Обломова и буржуазного в лице Штольца - имеет не только культ.-историч., но и философ. аспект. Если жизненный сценарий Штольца определяется вопросом «Как жить?», то философский поиск Обломова направлен на решение вопроса «Зачем жить?». На фоне характера Обломова, органически вырастающего на » русской почве, Штольц выглядит героем странным, «о котором не знаешь, откуда и зачем он», как с некоторым недоумением признался сам романист. О том, что Штольцу не удалось «перевесить» Обломова, свидетельствует и финал романа: деятельность Штольца находит окончательное завершение, успокоение в семейном благополучии в крымском имении, которое, по сути, та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе. Совместимы ли буржуазный прогресс и традиционные ценности, выработанные русской историей и культурой? Зачем живет человек? Какие потрясения ожидают Россию, какая уготована ей судьба? Роман Гончарова не дает ответа на эти вопросы, а лишь ставит их перед читателем. Для людей, подобных Штольцу, таких вопросов не существует, люди обломовского склада не готовы дать на них ответы. «Или я не понял этой жизни, -признается Обломов Штольцу, - или она никуда не годится...» Современную действительность Обломов понял верно: в эпоху штольцев жизнь становится все более безразличной к человеку, все менее совместимой со светлыми началами человеческой природы. Но герой не нашем своего слова, чтобы ответить на вопросы своей эпохи, требующей от мыслящей части общества новой «идеи бытия», новой «идеи человека». Гончаров же не оставляет надежды найти такое слово в русской жизни.

39. Жанровая природа романа Пушкина «Евгений_Онегин»

Роман "Евгений Онегин" писался Пушкиным в течение 8 лет. В нем отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают. Читая книгу, мы понимаем, что роман является уникальным, ведь ранее в мировой литературе не существовало ни одного романа в стихах. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. "Евгений Онегин" - реалистический роман. Метод реализма предполагает отсутствие заданности, изначального четкого плана развития действия: образы героев развиваются не просто по воле автора, развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые заложены в образах. Завершая VIII главу, автор сам подчеркивает эту особенность романа: И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Еще неясно различал. Определив роман как "собранье пестрых глав", Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистичного произведения: роман как бы "разомкнут" во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Тем самым акцентируется внимание читателя на самостоятельной ценности каждой главы. Уникальным этот роман делает и то, что широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита приобрели такую значимость и достоверность, что роман стал энциклопедией русской жизни 20-х годов прошлого века. Читая роман, мы, как в энциклопедии, можем узнать все о той эпохе: о том, как одевались и что было в моде ("широкий боливар" Онегина и малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов, театральный репертуар. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить об "Евгении Онегине" как об истинно народном произведении. Петербург того времени собирал в себе лучшие умы России. Там "блистал Фонвизин", люди искусства - Княжин, Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о "соли светской злости", "ни о необходимых нахалах". Глазами столичного жителя показана нам и Москва - "ярмарка невест". Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает "бессвязный, пошлый вздор". Но вместе с тем поэт любит Москву, сердце России: "Москва... как много в этом звуке для сердца русского слилось" (читать такие строки москвичу должно быть вдвойне приятно). Современная поэту Россия - деревенская. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства в романе наиболее представительная. Посмотрим на персонажей, представленных нам Пушкиным. Красавец Ленский, "с душою прямо геттингенской", - романтик немецкого склада, "поклонник Канта". Но стихи Ленского подражательны. Они насквозь пародийны, но в них пародируются не отдельные авторы, а сами штампы романтизма. История матери Татьяны достаточно трагична: "Не спросясь совета, девицу повезли к венцу". Она "рвалась и плакала сначала", но заменила счастье привычкой: "Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы". Отставному советнику Флянову поэт дает красочную характеристику: "Тяжелый сплетник, старый шут, обжора, взяточник и плут." Появление романа Пушкина "Евгений Онегин" оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Обломов продолжат ее.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconСтатья «Лучше поздно, чем никогда» Авторское предисловие к роману...
Охарактеризуйте общеисторический контекст романа И. А. Гончарова «Обломов». Отметьте номера всех правильных ответов

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconКонцепция России в романе И. А. Гончарова "Обломов". Образ столицы...
Мечты, мечты, где ваша сладость " (Роман И. А. Гончарова "Обломов" в русской культуре.)

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconЗачётная книжка по литературе
...

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconУрок диспут в 10 классе по роману И. А. Гончарова «Обломов» на тему:...
Цель урока: осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной. Определить, каково авторское...

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconЛитература. Ты женщина, и этим ты права
Главные и второсте­пенные роли женщин в романах И. С. Тургенева «Отцы и дети» и И. А. Гончарова «Обломов»

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconТема: Роман «Доктор Живаго»
Социально-философская и нравственная проблематика романа. Жанровая специфика произведения

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconУрок по теме "Булгаков" 11 класс
Тематика и проблематика романа "Мастер и Маргарита". Философский смысл произведения

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconОбломов + Корчагин = Обломагин
А. Платонова. Этот любимый платоновский тип, воин-сновидец, боец-лежебока, может быть назван сдвоенным именем героев И. Гончарова...

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconМосковский финансово-юридический университет
Испытание Обломова любовью как решающая проверка его жизнеспособности. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и Агафья Пшеницына

47. проблематика романа Гончарова \"Обломов\" iconХудожественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»
В статье о романе «Обрыв» И. А. Гончаров писал: «Писатель перестанет быть художником, если удалится от образа… Рисуя, я вижу героя...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница