Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта




Скачать 187.12 Kb.
НазваниеУрока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта
Дата публикации31.10.2014
Размер187.12 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Казачья кадетская средняя общеобразовательная школа № 19 г.Пятигорска




Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Олейникова Марина Александровна


2013 г.
Тема урока: М.Ю.Лермонтов: судьба и творчество поэта.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: литературная гостиная (нестандартный)

Цели урока: 1) Образовательная

- расширить представления уч-ся о личности поэта,

основных этапах его творчества;

- формирование эмоционального восприятия произведений

М Ю.Лермонтова посредством художественно-творческой

деятельности уч-ся.

^ 2) Развивающая

- развитие интереса к личности и творчеству поэта,

осмысление важнейших тем его творчества.

3) Воспитательная

- воспитание чувства любви и уважения к литературе и

ценностям русской культуры через познавательный и

игровой материал.

Оборудование и материалы: действующие лица одеты в костюмы эпохи Лермонтова, «уголок» гостиной – столик, покрытый бархатной скатертью, подсвечник, раскрытый томик стихов, чернильница с пером, портрет поэта; ход урока сопровождается показом слайдов о жизни и творчестве поэта с музыкальным оформлением; выставка книг по творчеству поэта.

Участники: учащиеся 6 «А» и 9 «Б» класса
Ход урока.

I. Организационный момент.
Слайд № 4 (М.Ю.Лермонтов, годы жизни)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы. Я приглашаю посетить вас литературную гостиную, где мы познакомимся с основными этапами жизни и творчества одного из великих русских поэтов начала 19-го века - Михаила Юрьевича Лермонтова.
^ II. Литературно-музыкальная композиция.
Слайд № 5

(портрет Лермонтова в детстве)
Ребенка милого рожденье

Приветствует мой запоздалый стих.

Да будет с ним благословенье

Всех ангелов небесных и земных!

Да будет он отца достоин,

Как мать его, прекрасен и любим;

Да будет дух его спокоен

И правде тверд, как божий херувим.

Пускай не знает он до срока

Ни мук любви, ни славы жадных дум;

Пускай глядит он без упрека

На ложный блеск и ложный мира шум;

Пускай не ищет он причины

Чужим страстям и радостям своим,

И выйдет он из светской тины

Душою бел и сердцем невредим!



  1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока.


Учитель: М. Ю. Лермонтов написал это стихотворе­ние в 1839 году и посвятил сыну своего университетского друга Алексея Лопухина. Искренне желая счастья ребенку, поэт удивительно точно отразил собственные заветные мечты , которым, к сожалению, не суждено было сбыться.

- Каким же человеком был М. Ю. Лермонтов? Чем жил, на что надеялся? Что любил и что ненавидел со всей пылкос­тью нежной, ранимой души? Чем заслужил вечную па­мять благодарных потомков? Об этом сегодня наш рассказ.
Часть 1: « И вижу я себя ребёнком …»
Слайд № 6 (Москва, Красные ворота)
Ученица: «Октября 2-го в доме господина покойного Генерал – майора Кавалера Федора Николаевича Толя у живущего капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил…крестился того же октября 11-го дня, …восприемницею была вдовствующая госпожа гвардии поручица Елизавета Алексеевна Арсеньева», - так записано в метрических книгах церкви Трёх Святителей в Москве у Красных ворот ( 1814 г.)
Слайд № 7 (Лермонтов в возрасте 4 – х лет)
Чтец: Взгляни на этот лик; искусством он

Небрежно на холсте изображён,

Как отголосок мысли неземной,

Не вовсе мёртвый, не совсем живой;

Холодный взор не видит, но глядит

И всякого, не нравясь, удивит;

В устах нет слов, но быть они должны;

Для слов уста такие рождены;

Смотри: лицо как будто отошло

От полотна, - и бледное чело

Лишь потому не страшно для очей,

Что нам известно: не гроза страстей

Ему дала болезненный тот цвет,

И что в груди сей чувств и сердца нет.

О боже, сколько я видал людей,

Ничтожных – пред картиною моей,

Душа которых менее жила,

Чем обещает вид сего чела.

( «Портрет», 1831 г.)
Слайд № 8

(портреты М.М.Лермонтовой и Е.А.Арсеньевой)
Учитель: Он рано осиротел. Его мать, Мария Михайловна Лермонтова, умерла в возрасте двадцати одного года от чахотки, когда будущему поэту шёл третий год. Воспитательницей Лермонтова стала его бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. В её имении Тарханы Пензенской губернии прошли детские годы поэта.

Слайд № 9 (Ю.П.Лермонтов – отец поэта)
Ученик: Они были омрачены тяжёлой распрей между бабушкой и отцом поэта – небогатым армейским капитаном в отставке Юрием Петровичем Лермонтовым. Невозможность личного общения отец и сын Лермонтовы старались возместить перепиской. Сохранилось завещание Юрия Петровича, в котором он писал сыну…
Отец Лермонтова: « …ты одарён способностями ума, - не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это Т А Л А Н Т , в котором ты должен будешь некогда дать отчёт богу!...Ты имеешь, любезнейший сын мой, доброе сердце…»
Слайд № 10 – 11

(Тарханы – родовое имение Арсеньевой)
Ученик: Рано потеряв родителей, Лермонтов нашёл в бабушке человека,

посвятившего всю свою жизнь ему одному. Елизавета Алексеевна горячо любила внука, окружила мальчика вниманием и заботой, оказавшись хорошей воспитательницей.

Арсеньева ( берёт в руки портрет Лермонтова): Он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём. Возле дома рос огромный вяз, к которому привязывали качели для малыша. Мишель любил играть в тени раскидистого дерева, а я могла часами наблюдать за ним.

Лермонтов:

И вижу я себя ребёнком; и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями
Ученица: Проводя в Тарханах годы детства и отрочества, когда у юного человека ум и сердце особенно широко открыты «всем впечатлениям бытия», Лермонтов навсегда полюбил красоту русской природы.
Чтец: Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам —

Её степей холодное молчанье,

Её лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек её, подобные морям;

Просёлочным путём люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз...

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Родина», 1841)
Слайд № 12 (панорама «Бородино»)
Арсеньева (воодушевлённо): Мой внук оказался на редкость талантливым мальчиком. Природа щедро наделила его своими дарами: он прекрасно играл на фортепиано и скрипке, пел, рано понял и полюбил живопись, интересовался математикой и философией, был сильным соперником в шахматах. А поэзия… - она пришла к нему тоже в детстве! В возрасте 4-5 лет, ещё не зная грамоты, Мишель имел склонность произносить слова в рифму: кошка-мошка, стол-пол, бабушка – ладушка…( плачет, вытирая платком глаза)
Лермонтов: А позднее мне нравилось переписывать строки любимых стихов в отдельную тетрадь! Именно в Тарханах я начал постигать мир, величие природы, сложность человеческих отношений. Здесь я впервые услышал о Великой Французской революции и Отечественной войне 1812 года. Здесь корни моего будущего творчества!
Учитель: Так рождался настоящий Поэт, достойный преемник Пушкина.
Чтец: — Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!...

( отр.из стих-я «Бородино», 1837г.)
Слайд № 13-15
Часть 2: «Синие горы Кавказа, приветствую вас!»
Учитель: Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказом были порождены самые яркие впечатления детства. В детстве благодаря заботам своей бабушки Арсеньевой Мишель трижды побывал на Кавказе. Первый раз – в возрасте неполных четырёх лет в 1818 году; второй – через два года, и третий – в 1825 году, когда ему было 10 лет. Из Тархан выехали большим обозом: ехали и другие родственники, также множество дворовых, гувернёры, лекарь, повара. Елизавета Алексеевна была небогата и бережлива. Но, зная, что Мишу скоро придется отдать в учение в Москву или Петербург, решила сделать ему довольно щедрый подарок - поездку на Горячие воды на целое лето. Ехали около двух недель на своих лошадях до Горячеводска, (так в те времена называли Пятигорск).
Ученица: После Ставрополя увидели горы. Сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним словно облачка забелели вершины Большого Кавказа. Там угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса. Дальше ехали по каменистому берегу горного Подкумка. Вскоре показался конический, поросший лесом Машук, скрывающий дома Горячеводска. И вот Горячеводск. Горячая гора, вся в известковых потеках, дымится от бегущих по ней серных ручейков... Позади возвышается Машук...

Ученик: Кавказ поразил мальчика! Ему полюбились и запомнились эти места: величественные горы с вершинами, покрытыми снегом, быстрые реки, целебные источники, люди и их обычаи.
Слайд № 16
Ученик: Кавказ поразил мальчика! Ему полюбились и запомнились эти места: величественные горы с вершинами, покрытыми снегом, быстрые реки, целебные источники, люди и их обычаи.
Слайд № 16

(первое увлечение: Эмилия Верзилина в детстве)
Ученица: С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано и первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. Уже в 1830 году поэт вспоминал:
Чтец: Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

( «Кавказ», 1830 г.)
Слайд № 17 (живопись Лермонтова)
Учитель: Жизнь обитателей Пятигорья в годы Кавказской войны была полна опасностей: горцы делали набеги на русские поселения. Впечатлительный Мишель жадно слушал рассказы о «немирных» черкесах, многое из которых легло в основу юношеских стихотворений и поэм. По возвращении с Кавказа в Тарханы он лепил из воска «священные горы», фигуры черкесов и без конца повторял сюжеты Кавказа в рисунках. Первую поэму на кавказскую тему – «Черкесы» - он написал в четырнадцать лет. За нею последовали «Кавказский пленник», «Измаил – бей», «Аул Бастунджи» и другие.
Лермонтов: Тебе Кавказ – суровый царь земли –

Я снова посвящаю стих небрежный:

Как сына ты его благослави…

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!...
Часть 3: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, - пламенно и нежно!»
Слайд № 18 (Московский благородный пансион)
Учитель: В 1827 году Арсеньева с внуком переезжает в Москву. С этим городом Лермонтова связывало очень многое в его короткой, но яркой, как вспышка молнии, жизни! Здесь 1 сентября 1828 года будущий поэт начал своё обучение в 4-м классе Московского благородного пансиона.
Слайд № 19 (дом на Малой Молчановке)
Ученица: К 8 утра он в сопровождении гувернёра приезжал в Дом Пансиона, занимался до 6 вечера и возвращался на Малую Молчановку, где жил с бабушкой. Едва передохнув, он принимался за домашние задания и никакие силы не могли его оторвать от занятий языками, русской словесностью, немецкой литературой и рисованием.
Слайд № 20 (Лермонтов и музыка)
^ Ученик: Любя и тонко чувствуя музыку, поэт считал даже, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства…
Чтец: Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

Всемогущий! Что за звуки! Жадно

Сердце ловит их,

Как в пустыне путник безотрадный

Каплю вод живых!

И в душе опять они рождают

Сны весёлых лет.

И в одежду жизни одевают

Всё, чего уж нет.

Принимают образ эти звуки,

Образ, милый мне;

Мнится, слышу тихий плач разлуки,

И душа в огне.

И опять безумно упиваюсь

Ядом прежних дней,

И опять я в мыслях полагаюсь

На слова людей.

(1830)

Слайд № 21 (муза поэта – Варвара Лопухина)
Учитель: Знаменателен московский период жизни поэта и тем, что это было время искренней дружбы с семейством Лопухиных и первой любви к одной из сестёр - молоденькой Варе…

Ученица: Это была привязанность глубокая, всю жизнь сопровождавшая поэта. Образ этой девушки, а потом замужней женщины, является во множестве произведений нашего поэта…

Чтец:

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан её не стан богини,

И грудь волною не встаёт,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признаёт.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

( 1832 г.)
Ученик: 16 апреля 1830 года Лермонтов покинул пансион и написал прошение о зачислении в Московский государственный университет на нравственно-политическое отделение. Но, проучившись полгода, поэт понимает, что оно не отвечает его призванию, и переводится на словесное отделение. А вскоре из-за конфликта с преподавателем университет пришлось оставить…

Лермонтов (с грустью в голосе): Москва есть и всегда будет моя родина! Я в ней родился, в ней много страдал, в ней был чрезмерно счастлив. Что ж, меня ждёт Петербург.
Часть 4: «Увы, как скучен этот город…»
Слайд № 22 (дом в Петербурге)
Арсеньева: Я сняла дом на Мойке у Синего моста. Мишель рассматривал город, выходил на лодке в море…Но что-то его беспокоило, он чувствовал здесь себя одиноким.
Лермонтов: Квартира, дом – всё прекрасно, но душа моя не лежит к Петербургу! (поворачиваясь к экрану) Я всегда мечтал быть таким же свободным, вольным, как этот парус!
Слайд № 23 (иллюстрация к стих. «Парус»)

Чтец: Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятёжный просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(«Парус», 1832 г.)
Слайд № 24 ( Лермонтов – корнет)
Учитель: В Петербургском университете поэту предложили заново сдавать вступительные экзамены, и он, не согласившись, круто изменил свою жизнь: стал военным.
Ученик: 13 ноября 1832 года Лермонтов был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Сокурсник: Многие боялись его метких острот и шуток. Но в затеях и шалостях юнкеров Лермонтов принимал самое живое участие. Не отставал

он от них и на учениях: был силён и вынослив, крепко сидел на лошади, хорошо фехтовал на эспадронах (на саблях).
Лермонтов: Муштра и строгая дисциплина доводили меня до отчаяния и

вечерами, после учебных занятий, я уходил в отдалённые классные комнаты и писал до поздней ночи…
Слайд № 25

(иллюстрация к стих-ию «Выхожу один я на дорогу…»)
Чтец: Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!...

Часть 5: «Погиб поэт! – невольник чести…»
Слайд № 26 (портрет А.С.Пушкина, годы жизни)
Учитель: Вот грянул 1837 год. Никогда не забудется тот мрачный январский день, когда навеки закрылись глаза Пушкина. «Смерть поэта» потрясла Россию в дни прощания с её национальным героем…
Чтец: Погиб Поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно

Навел удар... спасенья нет:

Пустое сердце бьется ровно,

В руке не дрогнул пистолет…

Ученица: За стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова арестовали, а затем выслали на Кавказ, где шли военные действия против горцев. Служить ему было предписано в Нижегородском драгунском полку в Грузии в надежде на то, что в одном из боёв мятежного поэта сразит шальная пуля.
Слайд № 27 (виды Пятигорска)
Учитель: Но в дело вмешался случай: в дороге Лермонтов простудился и провёл лето на водах в Пятигорске. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Пребывание в Пятигорске, Ставрополе, поездки в Тамань и Грузию оказались плодотворными: новые знакомства новые поэмы и роман «Герой нашего времени». В 1840-м году творческий арсенал поэта включал в себя около 30 поэм и 400 стихотворений, не считая незаконченных произведений.
Слайд № 28 (иллюстрация к поэме «Измаил – бей»)
Ученик: В феврале 1839 года у Лермонтова произошла дуэль с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Дрались на рапирах, потом секунданты подали пистолеты. Барант выстрелил и дал промах, а Лермонтов намеренно выстрелил в воздух. Никто не пострадал, но поэт вновь арестован…Царь снова послал поэта под пули… на Кавказ…
Чтец: Война... Знакомый людям звук

С тех пор, как брат от братних рук

Пред алтарём погиб невинно...

Гремя, через Кавказ пустынный

Промчался клик: война! война!

И пробудились племена...

(«Измаил-Бей»)

Чтец : Повсюду стук, и пули свист;

Повсюду слышен пушек вой;

Повсюду смерть и ужас мещет,

В горах, и в долах, и в лесах;

Во граде жители трепещут,

И гул несётся в небесах.

(«Черкесы»)
Часть 6: «Место смерти изменить нельзя…»
Слайд № 29 (дуэлянты: Лермонтов и Мартынов)
Учитель: В середине мая 1841 года Михаил Юрьевич приезжает в Пятигорск. Он был нездоров и нуждался в лечении.
Ученица: Здесь Лермонтов лечился, отдыхал и, словно забыв обо всём на свете, веселился, найдя среди отдыхающих много знакомых.
Ученик: А дальше события развёртывались с удивительной быстротой, как если бы они были заранее подготовлены и направлялись рукой властного распорядителя… Бал в доме Верзилиных, ссора с Мартыновым, однокашником по Юнкерской школе, дуэль…
Слайд № 30

Учитель: 15 июля 1841 года во время страшной грозы у Перкальской скалы на левой стороне горы Машук безжалостной рукой поэт Лермонтов был убит…
Лермонтов: В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая ещё дымилась рана,

По капле кровь сочилася моя.

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их жёлтые вершины

И жгло меня – но спал я мёртвым сном.

(«Сон», 1841 г.)
Слайд № 31 (портрет поэта)
Учитель: Он погиб совсем молодым – ему не исполнилось ещё и 27 лет. Но за свою короткую жизнь он создал множество гениальных творений. В каком бы жанре Лермонтов ни выступал, что бы ни делал, на всё ложилась печать его гения…
(Выходят все участники и говорят по очереди)

- Он так любил жизнь, природу, всё прекрасное вокруг!

- Он умел чувствовать и понимать людей, как никто другой!

- Он хотел любить и наслаждаться жизнью!

- Он свято верил в победу светлого будущего для любимой Родины!

- У него был талант от Бога, талант, который не смог превзойти никто в русской поэзии!

- И этим Лермонтов навсегда останется живым, современным поэтом для каждого поколения читателей!


Чтец: И он угас! И он в земле сырой!

Давно ль его приветствовали плески?

Давно ль в его заре, в его восходном блеске

Провидели мы полдень золотой?

Ему внимали мы в тиши, благоговея,

Благославение в нём свыше разумея,-

И он угас, и он утих,

Как недосказанный, великий, дивный стих!...
III. Подведение итогов урока.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Спасибо всем, кто принимал сегодня участие. Думаю, что все ребята достойны хороших отметок.

(обращаясь к слушателям):

- Что вы можете сказать об уроке? Что особенно понравилось? Кто из ребят, на ваш взгляд, эмоциональнее прочитал стихотворение?
IV. Домашнее задание.

- Задание будет таким же необычным, как урок. Попробуйте высказать своё отношение к творчеству Лермонтова, его судьбе в письме к Поэту.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconМихаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на уроке вспомним биографические сведения М. Ю. Лермонтова, научимся анализировать стихотворение...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconУрок по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconТема: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Цели
Цели: охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М. Ю. Лермонтова; повторить...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconТема: «Афанасий Афанасьевич Фет. Личность, судьба и творчество. Цели:...
Учебно-методический ресурс: презентация в power point, выход в сеть Интернет, тексты стихов поэта, романс П. И. Чайковского на слова...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconПоэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях...
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconМихаил Юрьевич Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов великий русский поэт. Автор романтической драмы "Маскарад", знаменитых стихотворений "Бородино", "Смерть...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconПлан-конспект урока правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconТема урока: Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество
Оформление урока: портрет Марины Цветаевой, выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; музыкальное сопровождение; компьютерная...

Урока: М. Ю. Лермонтов: судьба и творчество поэта iconРеферат по теме: «Творчество уральского поэта Р. Н. Шагалеева»
Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу исследования: стихотворения местного поэта Рамазана Нургалеевича Шагалеева,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница