Литература 5-11классы




Скачать 120.21 Kb.
НазваниеЛитература 5-11классы
Дата публикации27.10.2014
Размер120.21 Kb.
ТипЛитература
www.lit-yaz.ru > Литература > Литература
УМК «Литература 5-11классы» под редакцией В.Г. Маранцмана

Программа по литературе под ред. В. Г. МАРАНЦМАНА
для средней общеобразовательной школы


Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Авторы этой программы видят цель школьного образования в том, что школа, как социальный институт призвана помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна позволить человеку "догнать" человечество. Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание):

Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.

Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.

Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.

Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

^ Целью литературного образования авторы программы считают не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи гуманитарного цикла, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе этой программы лежат следующие принципы:

Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.

Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.

Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.

Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Вот какие задачи преподавания литературы в каждом классе выделяются в программе:

Класс

Задачи

5 – 6

Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.

7 – 9

Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").

10–11

Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения и т. д.



В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

Важнейшие критерии литературного развития, определяющие задачи школьного курса литературы:

Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.

Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.

Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.

Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).

Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:

Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;

Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;

Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;

Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;

Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

В соответствии с выделенными в программе критериями литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся. Например, в 5-6 классах читательские качества учеников могут быть проявлены в анализе отдельного произведения, раскрывающем его тему, идею, сюжет, композицию. Литературно-творческие способности учеников проявляются сочинениями типа описания эпизода по жизненным впечатлениям. А в 9-11 основным видом проверки становятся сочинения на историко-литературную тему; литературно-творческие способности проверяются сочинениями типа диалога, написанием рассказа-сценки, лирического стихотворения, рецензии.

^ Круг чтения учащихся выявляется путем проведения викторин, читательских конференций, изучения читательских дневников.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

^ Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.).

^ Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

Сведения о жизни и творчестве писателя.

Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).

Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.

"Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Начиная с 9 класса тексты произведений не включаются в учебник.

Каждый учебник открывается статьей, одноименной проблеме, которая является общей для того или иного класса. Например, в 6 кл. это "Человек и его поступок", в 7 кл. - "В поисках смысла жизни". Вступительные статьи позволяют направить восприятие школьниками литературы (и как предмета, и как текстов) в нужное русло.

В учебниках для старших классов добавлен раздел "Как писать сочинение?", с его помощью осуществляется подготовка к экзамену по литературе. Эти разделы включают образцы разных типов анализов, с элементами обучающего анализа.

Назначение программы «Литература в 10-11 классах» — обобщить литературные знания учащихся, полученные ими в 5—9 классах (представление о художественной индивидуальности писателя, усвоение теоретико-литературных понятий). Диалог культур, начатый в основной школе (в 5—9 классах), продолжается и в 10—11 классах, анализ художественных явлений (произведений литературы, живописи, музыки) согласно программе ведется на языке каждого из видов искусства. Программа 10 класса представляет начало историко-литературного курса, программа 11 класса — его завершение. Методическая направленность программы для полной средней школы — это разработка более сложных, чем в основной общеобразовательной школе, видов и форм самостоятельной деятельности старшеклассников на уроках литературы и на внеклассных занятиях. Программа под редакцией В. Г. Маранцмана обеспечивает изучение литературы как на базовом, так и на профильном уровне. Настоящая программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта.

^ Линия УМК предназначена для изучения литературы в 5-9 классах на общеобразовательном уровне.

Этот комплект ориентирован на ученика как читателя. Каждый класс имеет свой мотив, от которого уже концентрируется литература и материал. Пятый класс — это движение времени, шестой класс — это человек и его поступок, седьмой — смысл жизни, восьмой — герой и время, девятый класс — это литература в кругу других искусств; далее, в профильной школе, идёт уже историко-литературный курс.

^ Основные идеи линии УМК:

- вариативное построение вопросов при анализе текстов;

- проблемное обучение как главный прием создания интереса к чтению;

- возрастные особенности учеников как мерило актуальности чтения текстов;

- диалоговое обучение: диалог времен, диалог стилей, диалог ученика и учителя, диалог ученика с текстом и с самим собой;

- литературные произведения и другие виды искусства;

- межпредметные и внутрипредметные связи;

- преемственность и поэтапное углубление нравственных задач;

- система творческих работ.

 ^ Состав УМК:

- программы;

- учебник;

- рабочая книга;

- методические рекомендации.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы.

Маранцман В.Г., Полонская О.Д. и др. под ред. Маранцмана В.Г. Литература (базовый и профильный уровни)

Под ред. В.Г.Маранцмана . Читатель и время. Рабочая книга для 5-6, 7 кл.
Маранцман В.Г. и др. Литература. Методические рекомендации. 5,6,7 кл.
Продолжением линии являются учебники под ред. Маранцмана В.Г. «Литература». 10, 11 кл. (базовый и профильный уровни)
Под. ред. В.Г.Маранцмана. Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 10-11 классы.
Маранцман В.Г. и др. Литература. Методические рекомендации . 10, 11 кл.
Под ред. В.Г.Маранцмана. Русская литература последних десятилетий
Литература, 5 кл. – Маранцман В.Г., Полонская О.Д., Маранцман Е.К.

Литература, 6 кл. – под ред. Маранцмана В.Г.

Литература, 7 кл. – Маранцман Е.Г., Маранцман Е.К., Дорофеева М.Г. и др.

Литература, 8 кл. - Маранцман Е.Г., Маранцман Е.К., Седова С.А.

Литература, 9 кл. – Маранцман В.Г., Полонская О.Д., Маранцман Е.К.

Учебники серии «Академический школьный учебник» подготовлены в соответствии концепцией разработанных стандартов второго поколения и программой под редакцией В. Г. Маранцмана.

В учебники включен материал, принадлежащий к разным эпохам как русской, так и зарубежной литературы. Биографические статьи о писателях написаны в форме очерков и экскурсий по литературным местам и создают осязаемый фон эпохи.

В учебниках для 10-11 классов, рассчитанных на базовый и профильный уровни обучения, подводится итог литературного развития старшеклассников, они основаны на диалоге культур, диалоге исторических эпох, диалоге искусств. Рассмотрение литературного процесса XIX-XX вв. (движение времени, человек и история, время и вечность, человек в революции, человек на войне) соединяется с проблемным повторением курса русской классической литературы.

В рабочих книгах по литературе «Читатель и время» ученикам предлагаются различные виды деятельности, помогающие развитию и углублению читательских способностей:

  • эмоционального восприятия,

  • воображения;

  • умения осознавать эстетическую форму литературного произведения;

  • умения анализировать содержание произведения.

Рабочие книги для 10 и 11 классов помогут более глубокому осознанию закономерностей развития литературного процесса XIX и XX вв. Увлекательный разговор с читателем о литературных шедеврах и дидактика в этих книгах позволяют решить задачу творческого освоения историко- литературного курса и организовать подготовку учащихся к ЕГЭ.

В методических рекомендациях для каждого класса представлены разработки уроков по изучению всех разделов программы, даны материалы для изучения теоретико-литературных понятий, для проведения уроков внеклассного чтения и творческих работ учеников. В методических рекомендациях для 10-11 классов сформулированы основные принципы изучения литературы XIX-XX вв.
^
УМК: Маранцман В.Г. (10-11) (Базовый/Профильный) (ФК ГОС) 

Историко-литературный курс, изучаемый в средней (полной) школе, разбит на два этапа: XIX в. — 10 класс, ХХ в. — 11 класс.

Учебник для 10 класса соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, предполагающему изучение литературы в старшей школе на двух уровнях — базовом и профильном. Основное внимание в учебнике уделено произведениям второй половины XIX в. — эпохи реализма. Русская литература предстает в широком историко-культурном контексте; ее своеобразие раскрывается при помощи сопоставления с произведениями зарубежной литературы. Особое внимание в учебнике уделено эстетической составляющей словесного творчества и взаимосвязи литературы с другими видами искусства.

^ Книга «Читатель и время» адресована учащимся как общеобразовательной, так и профильной школы. Она является частью учебно-методического комплекта под редакцией Маранцмана В.Г. Книга предназначена для более глубокого осознания закономерностей развития литературы. Диалог времен и культур, который положен в основу данного пособия, позволяет решить задачу творческого освоения историко-литературного курса в 10 классе и организовать подготовку к итоговой аттестации учащихся.

В методических рекомендациях к переработанному учебнику под редакцией Маранцмана В.Г. сформулированы основные принципы изучения литературы классе как на базовом, так и на профильном уровне. В книге представлены варианты примерного планирования и поурочные разработки, основанные на реальном педагогическом опыте.

Учебник для 11 класса подводит итоги литературного развития старшеклассников, углубляя педагогические принципы, положенные в основу программы под редакцией Маранцмана В.Г. (10—11 классы): диалог национальных культур, диалог исторических эпох, диалог искусств, — и рассчитан на базовый и профильный уровни обучения. Социально-философская доминанта рассмотрения литературного процесса ХХ в. (движение времени, человек в революции, человек на войне, человек и история, время и вечность) соединяется с проблемным повторением курса русской классической литературы через осмысление актуальности ее художественных открытий для последующих поколений.

Пособие
   1) Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Дербенцева Л.В. и др. Под. ред. Маранцмана В.Г. Литература. Методические рекомендации. 11 кл.  
   2) Под ред. Маранцмана В.Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для 11 класса.  

Электронное издание
   3) Маранцман В.Г. Программа литературного образования. 10-11 классы.  
   4) Под ред. Маранцмана В.Г. Литература. 10 кл. Методические рекомендации  
   5) Под ред. Маранцмана В.Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для 11 класса  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 5-11классы iconЛитература 1-11классы
Русский язык 5кл Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. Тростенцова Л. А. Русский язык 5кл, Просвещение

Литература 5-11классы iconФевраль (2013г.)
Введение в преподавание обществознания, икт модуля «Московский школьник-информационный гражданин» (8-11классы)

Литература 5-11классы iconОтветы к заочной олимпиаде по русскому языку 10-11классы (2007 г.)
Написать транскрипцию, указать, в результате какого фонетического процесса создаётся рифма

Литература 5-11классы icon1 урок 08. 10 08. 45 (перемена 10 минут)
В режиме 5-дневной недели обучается 1 класс; в режиме 6-дневной недели обучаются 2-11классы

Литература 5-11классы iconЛитература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф....
Неменская Л. А. Под ред. Неменского Б. М. Изобразительное искусство 1кл. Просвещение

Литература 5-11классы iconКонкурс проводится по возрастным группам: 2-4классы 5-6классы 7-8классы...
Моу сош №2 состоятся окружные Смоляковские чтения. Заявки на участие школьников и списки членов жюри из числа педагогов оу округа...

Литература 5-11классы iconЛитература «Русская литература. Мультимедийная энциклопедия» Видео...
Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа

Литература 5-11классы iconРимской литературы
Ранняя римская литература. Литература конца республики, литература начала империи

Литература 5-11классы iconЛитература Отечественная и зарубежная литература Газета «Литература»
Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

Литература 5-11классы icon1. Литература (егэ)
Прикладная филология: татарский язык и литература, журналистика; татарский язык и литература, этнодизайн; татарский язык и литература,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница