План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова




Скачать 100.27 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова
Дата публикации25.10.2014
Размер100.27 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
План-конспект урока

по литературе в 11 классе

Тема урока: «Какое это огромное счастье - любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А.П. Чехова.

Цели:

Образовательные:

  • расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста;

  • продолжить изучение темы любви в русской литературе;

  • раскрыть особенности изображения взаимоотношений мужчины и женщины в рассказе “О любви”.

Развивающие:

  • развитие логического и творческого мышления, связной речи;

  • формирование познавательной деятельности;

  • развитие мотивации учебной деятельности;

  • развитие умения учащихся анализировать художественный текст через понятие «Любовь», определять конфликт произведения и авторское отношение к поставленному вопросу;

  • развитие у учащихся необходимости чтения литературных произведений;

  • развитие речевой культуры учащихся.

Воспитательные:

-формирование умения с нравственных позиций оценивать поступки

героев произведения;

  • воспитание чуткого отношения к любви, способности понимать переживания другого человека.

Сверхзадача. Бережное отношение к любви как к основе нравственности человека.

Тип урока – комбинированный урок с применением ИКТ.

Оборудование и оформление: проектор, презентация урока; тексты произведения, мелодии: Ф.Шопен «Мелодия осени», С.Рахманинов «Нежность».

^ Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, фронтальная, устная и письменная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:



  • Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
    из несчастья делает счастье.

Л.Н. Толстой

^ Ход урока:

Этапы урока и их содержание.

1. Организационный момент.

Объявление темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя (Чтение учителем наизусть стихотворения «Я пришел к мудрецу и спросил у него…» ).

Сегодня на уроке мы будем говорить о возвышенном чувстве, без которого наша жизнь была бы бессмысленной. О чувстве, которое вдохновляло поэтов, художников, музыкантов на создание шедевров. Как вы думаете, ребята, о каком чувстве пойдет речь? (О любви). Да, сегодня мы совершим путешествие в мир Любви.

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла слова Л.Н. Толстого.

  • ^ Любовь…обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное,
    из несчастья делает счастье.


Мы рождаемся для того, чтобы любить родителей, Родину, природу, искусство, друзей. Какие ассоциации возникают у вас при слове любовь? (Восторг, звёзды, цветы, молодость, небо и т.д.)

Что такое любовь? Давайте обратимся к словарю.

^ Работа с толковым словарем С.И. Ожегова.

Ребята, а сегодня мы будем говорить с вами о том, как относился к теме любви Антон Павлович Чехов. Мы поговорим о его рассказе «О любви». Итак, тема сегодняшнего урока : «Какое это огромное счастье - любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А.П. Чехова». А как вы думаете, исходя из темы урока, каковы будут его цели? (Ответы учащихся).

Сегодня мы узнаем больше о личности Чехова, о проблематике его произведений, о сущности чеховского подтекста, продолжим изучение темы любви в русской литературе, раскроем особенности изображения взаимоотношений мужчины и женщины в рассказе “О любви”.

^ 2. Основная часть.

Слово учителя.

У вас на столах лежат листы самооценивания. И я предлагаю вам сегодня оценить свою работу на уроке. В этот раз в них 6 категорий , по которым вы сможете себя оценить. Максимальное количество баллов за каждый вид работы 2 балла.

Я хочу напомнить вам слова русского писателя Сергея Довлатова: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. Однако похожим быть хочется только на Чехова».

^ Блиц- опрос.

Ребята, а что особенного для вас в Чехове? Что служит своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова? Какой вопрос ставится Чеховым в рассказе «О любви»? О какой любви идет речь в рассказе? Какова композиционная особенность рассказа?

Вы уже много знаете о Чехове и о его творчестве. И сейчас мы проведем маленькую разминку. Я хочу, чтобы вы ответили на вопросы викторины. Пока вы работаете, играет музыка Фредерика Шопена «Мелодия осени», она поможет вам настроиться на работу. А вот Чехов не любил осень, он больше любил лето.

^ Проверка работ учащихся ( Взаимопроверка).

Игра «Поймай ошибки».

Теперь поменяйтесь работами. Поиграем в игру «Поймай ошибки». За правильные ответы на все вопросы викторины вы зарабатываете 2 балла.

Учащиеся переносят баллы в таблицу самооценивания.

Анализ произведения.

Слово учителя.

Каждый писатель говорит о любви по-своему, но мы прислушиваемся, стараемся понять, выбрать свои ценности.

^ Беседа по произведению «О любви».

Итак, о чем рассказ «О любви»? Как данный рассказ соотносится с темой «футлярности»? Кто главные герои? Какова тема рассказа?

^ Ответы учащихся.



Слово учителя.

Дисгармонична не только жизнь Алехина, упустившего истинное признание и личное счастье, но и семьи Лугановичей, и красивой, деликатной, мягкой Пелагеи, влюбленной в пьяницу повара . Согласно Чехову любовь- это не всегда счастье. И причин несколько. Персонажи были готовы к тому, чтобы полюбить друг друга. Но они не осмелились что-то поменять в своей жизни. Этот рассказ подтверждает слова Уильяма Шекспира: «Наши сомнения заставляют нас терять то, что мы могли бы обрести, если бы не испытывали страха».

А сейчас я приглашаю вас к размышлению. Я хочу узнать, как вы, молодое поколение, думаете, в чем причины того, что люди в наше время часто бывают несчастливы? Давайте создадим свою теорию, опираясь на произведения Чехова и свой опыт, и назовем эти причины.

Создание теории. Обсуждение с учащимися.

Да, Чехов говорит нам, что часто на пути влюбленных возникают преграды. Автор воплотил эту идею в рассказе, а мы попробуем воплотить ее в сказке. Итак, давайте отдохнем и послушаем сказку.

Просмотр и прослушивание сказки.

Слово учителя.

А сейчас Рубрика «Учимся грамотно читать». А вы умеете грамотно читать? Что значит грамотно читать? ^ Ответы учащихся. Да, мы читаем для того, чтобы что-то взять для жизни: знания, опыт. У вас было задание найти в тексте произведения те моменты, в которых вы увидели отношение главного героя и самого Чехова к проблеме любви. Итак, сейчас мы вместе с группой Литературоведов постараемся разобраться в этом. Поработаем с текстом произведения.

Отчёт группы «Литературоведов».



Вывод: Чехов в своем творчестве не дает ответов, не диктует правила поведения, он воспитывает в читателе способность рассуждать, мыслить, сочувствовать людям. Он показал нам, почему любовь бывает несчастливой, что много преград на ее пути. Ребята, а была ли в жизни писателя любовь? Жизнь каждого писателя часто отображается в его произведениях. И сейчас я предоставляю слово группе «Исследователей», которые приоткроют нам завесу над жизнью писателя и расскажут о биографических истоках этого рассказа.

Выступление группы «Исследователей».

В произведениях Чехова мы видим уважительное отношение к женщине. Это не случайно! Да и во всей культуре 19-начала 20 века проявлялось трепетное отношение к любви, уважительное отношение к женщине, воспитывались высокие нравственные ценности. Обратите внимание не репродукции русских художников. Перед вами женские портреты, сколько в них обаяния, нежности, тепла!

Работа с репродукциями художника В.Л. Боровиковского.

Скажите, какой портрет, по вашему мнению, мог бы стать иллюстрацией к рассказу А.П. Чехова? Почему? ^ Ответы учащихся. Да, наверное, именно такой хотел видеть свою героиню автор.

А сейчас давайте немного отдохнем и посмотрим видеоролик. Я думаю, что вас не оставит равнодушными этот ролик. Любовь встречается не только в жизни людей, но и в природе и посмотрите как трогательно, нежно и преданно умеют любить эти прекрасные птицы… Лебеди – это символ любви. Просмотр видеоролика.

^ Слово учителя.

Мы много говорили о причинах чеховской дисгармонии в любви и в жизни. Но не всегда любовь бывает такой. Она может нести добро, делать человека счастливым, изменять его в лучшую сторону, наполнять смыслом всю его жизнь. Настоящая любовь преобразует человека, его жизнь к лучшему. Докажите мне. Приведите примеры произведений подтверждающих это. А в каком произведении вы увидели настоящую, жертвенную, СВЯТУЮ ЛЮБОВЬ? Ответы учащихся.

- Ребята, а что, по мнению Чехова и по вашему мнению, дает человеку любовь? Что меняется с ее приходом в жизни людей? Какими мы становимся, когда любим? И следующая группа «Социологов» получила задание провести социологический опрос и составить схему. Давайте посмотрим, что у них получилось.

Отчёт группы «Социологов».

Слово учителя. Игра «Чёрный ящик».

А сейчас внимание. Черный ящик. Отгадайте, что в нем? То, что находится в нем, я могу охарактеризовать словами :

«Она долготерпима и милосердна,

Она не завидует,

Она не превозносится, не гордится,

Она не ропщет, не мыслит зла,

Она не ищет выгоды и не бесчинствует,

Она не радуется неправде, но сорадуется истине и ведет к свету,

Она все покрывает и всегда, в любом проявлении благословенна…», а

И.С. Тургенев говорил о ней, что она сильнее смерти и страха смерти. (Это любовь). Правильно, молодцы. Но почему наш ящик пуст??? (Потому что ее нельзя потрогать, увидеть, а только почувствовать).

Словесная живопись. Слово учителя.

Ребята, существует словесная живопись. Именно такое название автор дал своему искусству. Подобных картин вы не увидите ни в одном музее мира. Уникальность произведений заключается в том, что художник, вместо традиционного художественного мазка кистью, использует слово Любовь. Холст заполняется таким образом, что конечным результатом является рождение ясно выраженного образа. И у вас было задание попробовать создать такие картины. Вы захотели изобразить символы любви. Давайте посмотрим что получилось!

Каждая группа представляет свою работу.

Слово учителя.

У меня в шкатулке афоризмы Чехова. Я предлагаю каждой группе взять по одному. На обсуждение 30 с. Подумайте и скажите, что значат эти выражения, и что из них вы можете взять для своей жизни. Чехов знал, что любовь и счастье можно потерять и что оно дается не всем. Чтобы сохранить, нужно многое сделать. Это огромный труд. И этот труд называется семья. Не может быть семья счастливой, если нет взаимопонимания, тепла, любви. Сам Чехов говорил: «В семейной жизни самый важный винт - это любовь...». Любить нужно уметь. И сейчас вы увидите, в чем истинное счастье.

Чтение наизусть стихотворения.

Да, самое главное – пронести свою любовь через всю жизнь!

Скажите, кто хотел бы в будущем создать свою счастливую семью? Мы попробуем сейчас создать универсальный любовный эликсир, компоненты которого вы мне и подскажете. Секрет семейного счастья. Как вы думаете, уже изучив произведения Чехова и др. писателей, что необходимо для счастливой семьи? Беседа с учащимися.

^ Слово учителя.

-Давайте посмотрим! Наш секрет семейного счастья! И я дарю его вам, возьмите его с собой во взрослую жизнь!

- Чехов заставил нас задуматься о любви, о семье, об отношениях между мужчиной и женщиной, помог понять многое об этом чувстве. Так что ж для вас Любовь?

^ 3. Подведение итогов урока.

1) Домашнее задание.

  • Принять участие в турнире любителей малого жанра – рассказа: «Нет, я не Чехов, я – другой!» и написать рассказ на тему :

  • «Быть счастливым я смогу, если…»

  • «Любовь – это…»

  1. Оценивание работы учащихся.

Ребята, заполните, пожалуйста, листы самооценивания. Подведение итогов.

  1. Этап рефлексии .

Давайте вернемся к целям нашего урока. Я хочу, чтобы сейчас вы подумали и ответили на следующие вопросы:

-Над чем заставили нас задуматься Чехов и его герои?

-Что полезного вы узнали для себя?

-Что нового вы узнали на нашем уроке?

А в этот момент я хочу зажечь эту свечу и передать вам этот огонь любви. И пусть он горит в ваших сердцах. Несите в себе любовь к ближнему, к родным, к детям, к своей стране, природе.

Варианты ответов:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Заключительное слово учителя.

Вот и подошел к концу наш урок. Мы не прощаемся с чеховскими героями, а говорим им только до свидания!

Ребята, я хочу, чтобы вы помнили: любовь – это лекарство, исцеляющее раны, она утешает, умиротворяет. Любовь не завидует ни чужим талантам, ни успеху в делах, это противно ее природе, существо ее есть желать и делать другим одно добро. Надо уметь любить, беречь любовь, надо ценить ее как величайший подарок судьбы.

Любовь – это добро! И я желаю Вам, чтобы в ваших сердцах всегда жила любовь!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconПлан урока «Тема природы в творчестве М. Ю. Лермонтова»
Тема нашего урока «Природа в творчестве М. Ю. Лермонтова». Талант Лермонтова, как настоящего гения, многогранен. Но есть такая тема...

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconПлан-конспект урока тема урока: «Твой образ незабвенный» (любовная лирика А. С. Пушкина)
Пушкине Ф. И. Тютчев. Может быть, этот образ возник, в частности, и потому, что Пушкин был первым у нас поэтом любви

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconКонспект урока в 10 классе по теме «Лирика любви в творчестве Федора Ивановича Тютчева»
Цели урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconПлан-конспект урока музыки по теме «Вечная тема мать и дитя»
Сегодня на уроке мы рассмотрим самую актуальную тему на земле – это тема «Мать и дитя». И назовём тему урока «Вечная тема – мать...

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconКонспект урока по литературному чтению. Учитель – Досмухамбетова...
О чём это произведение? Какова его тема? Какое чувство оно вызывает? Что вы представляете, слушая этот рассказ?

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconПлан-конспект урока (Тема урока)
Цель урока: Сформировать представление о зоне лесов, научить выделять части лесной зоны, характерные признаки растений

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconКонспект урока английского языка в 6 классе. Тема урока
Оборудование урока: Мультимедийный класс (ноутбук, мультимедийный проектор, экран), магнитофон

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconМоу карлинская средняя общеобразовательная школа им. И. С. Полбина...
Приветствие учащихся и объявление темы урока-исследования «Идея стихотворения Г. Р. Державина «Властителям и судиям». Тема отражена...

План-конспект урока по литературе в 11 классе Тема урока: «Какое это огромное счастье любить и быть любимым». Тема любви в творчестве А. П. Чехова iconКонспект урока по окружающему миру в 4 классе «Б». Тема урока: «Здоровье...
Цели урока: познакомить с основами здорового образа жизни; информировать учащихся об угрожающих и разрушительных действиях вредных...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница