Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург




Скачать 109.4 Kb.
НазваниеРоссийский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург
Дата публикации24.10.2014
Размер109.4 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Ассоциация творческих педагогов России

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества
Соснина Светлана Вячеславовна

Город Санкт-Петербург

ГБОУ СОШ №473 Калининского района

Учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 10-м классе «Новые люди» и «высшая натура»,

человек другой породы. (По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)

(В соответствии с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

^ Тема урока: «Новые люди» и «высшая натура», человек другой породы.
(По роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?») (В соответствии с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

^ Тип урока: Урок обсуждения, сопоставления двух литературных произведений.
Технологическая идея урока:

  • урок проходит в виде развивающего занятия с использованием поэтапной технологии (умения, навыки, знания – УНЗы)

  • в уроке пять основных этапов: мотивационный, организационно-познавательный, исследовательский, ассоциативный, рефлексивный

  • урок способствует развитию мотивационно - творческой активности и деятельности учащихся, интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических способностей, коммуникативной и творческой деятельности.

^ Цели урока:

  1. Создание условий для формирования опыта исследовательской деятельности;

  2. Формирование мотивов творческой деятельности учащихся при решении проблем художественного произведения;

  3. Формирование самостоятельной поисковой деятельности;

  4. Формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание произведений;

  5. Воспитание интереса к русской истории и русской литературе.

Задачи урока:

  1. Развивать коммуникативную культуру учащихся и способность к диалогу;

  2. Продолжать формирование умений размышлять и аргументированного формулировать собственные мысли;

  3. Создать условия для творческого самовыражения;

  4. Формировать патриотическое отношение к Родине;

  5. Развивать эмоциональный интеллект;

  6. Развивать мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение;

  7. Освоение форм познавательной и личностной рефлексии.


Оформление.

На доске.

1. «Исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри».

Н.Г. Чернышевский

2. Пленительные образы! Едва ли

В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь подобное слыхали?

Их имена забыться не должны!

3. «Рахметов – это человек, который тренирует себя для борьбы с капитализмом. Он тренирует себя, чтобы стать настоящим борцом, творцом революционного типа. И когда мы так к нему подойдем, мы проникнемся к нему горячей симпатией».

А.В. Луначарский

4. «Но сам я по опыту знаю, что убеждения не составляют еще всего в жизни – потребности жизни существуют, и в жизни сердца истинное горе или истинная радость для каждого из нас. Это и я знаю по опыту, знаю лучше других».

Н. Чернышевский – Н. Добролюбову

5. «Отцы и дети» 1862г.

«Что делать?» 1863г.

«Преступление и наказание» 1866г.

6. 2013г. - 1.) 1818 - 1883 – 195 лет со дня рождения И.С. Тургенева.

- 2.) 1828 – 1889 – 185 лет со дня рождения Н.Г. Чернышевского

2013г. – 150 лет (1863) со дня написания романа «Что делать?»

2012г. – 150 лет (1862) со дня написания романа «Отцы и дети».
I.

Ход урока:

  • Могущество мысли – это основа романа Чернышевского.

  • «Новые люди» - это итог длительных размышлений автора.

  • «Теория разумного эгоизма» - это смысл существования «новых людей», «новых героев» в «новых обстоятельствах».

Исходя их этого, мы можем ещё раз как бы провести общую линию через весь роман.


философия (теория)

человек (образ)

мысль
На доске

В. – Взаимосвязь?!

В. – обратимся к домашнему заданию.

Для домашнего задания вам было предложено ответить на вопрос:

В. – Как вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»?

В. – Какой человек «великий»?

В. – Что такое мысль?

В. – Почему в этой фразе слову «наука» определено важное место?

19 век – научные изыскания.

И мы будем следовать…

II.

Слово учителя.

В. – Какие люди на страницах романа называются «новыми»

Читаем гл. IV «Предисловия»

- Какие вопросы, проблемы волнуют «новых людей»?

Запись в тетради:


Революция!
взаимоотношения людей

  • семейные отношения

  • «старый мир»

  • «новый мир»

  • труд

  • любовь

  • образование

  • воспитание

В. – Почему тема «Революция» и объединяет, и вытекает из этих понятий?

В. – Почему эти вопросы так волновали «новых людей»?

Учитель:

Сейчас, почти через 140 лет после описываемых событий у нас в стране также революционная ситуация.

В. – Что бы вы выделили главным сейчас, через столетие? Почему? (см. перечень)

В. – В чем состоит теория «разумного эгоизма»?

Читаем главу II, подглаву 8.

В. – Согласны ли вы с этой теорией с позиции нашего времени, вашего осмысления?

III. Основа жизни – это

  1. Семья

  2. Труд

  3. Воспитание,

образование

  1. Товарищество

  2. Любовь

  3. Революционные взгляды, теории.

У новых людей все взаимосвязано.

Вывод: (запись в тетради)

Новаторство Чернышевского в изображении «новых людей» состоит в том, что во-первых, это не исключение, а тип, «мало их, но с каждым годом становится все больше, во-вторых, «новый человек» у Чернышевского не только революционер, но и ученый.

В. – Почему «ученый»?

Чернышевский мыслил изображение жизни не только с точки зрения социально-политической, но и в плане изменения природы.

На доске

В. – Что такое «социальное»?

«политическое»?

«природа»?


«Новые люди»

Изменение природы разума!

(люди)

статичны


Рахметов

1

один!

^ Базаров

«Природа – не храм, а мастерская», но, не люди
!
Связь!


«Вытекает»

Р. Раскольников

«Он все хорошо рассчитал, а натуру – то во внимание не взял, человеческую натуру (природу, существование, внутреннюю)».

В. – Какие? Кто же они «новые люди» Чернышевского? (читаем III гл. «Предисловие»)

Запись: Добрые, сильные, честные и умеющие.

IV. Читаю:

Пусть нас сажают по тюрьмам,

Пусть нас пытают огнем,

Пусть в рудники высылают,

Пусть мы все пытки пройдем,

Час обновленья настанет:

Воли добьётся народ,

Добрым нас словом вспомянет…

Д. Михалков.

Учитель.

«Новые люди» в романе не повторяют друг друга. «Я хочу рассказать о различных типах «новых людей». (Ч.)

Именно таким и является в романе Рахметов.

(Что пишет об этих людях Чернышевский? (Читаем, гл. 29).

28.декабря 1888года Чернышевский пишет:

«Я ломаю каждого, кому вздумаю ломать ребра; я медведь; я ломал людей, ломавших все и всех, до чего и до кого дотронуться».

В. – Кто ломал всё? (Базаров)

В. – Кем он создан? (Тургеневым)

(Различные взгляды на общество)

И впереди – не только идея, а натура!

А 28 января 1863 года в четвертой рукописи романа появляется «особенный человек», который совершает «пробы» своего характера.

Закономерно!


все уничтожить. – Один умирает
Проба: 1. Базаров – суть «пробы»?


2. Рахметов – суть «пробы»?

проверка себяОдин уезжает, возвращается
3. Раскольников – суть «пробы»? проверка себяОдин осмысливает

НО!

28 января 1863 года – первый день голодовки.

Впервые в истории Петропавловской крепости политический заключенный применил это крайнее средство.

Поставленные рядом ^ Автор и Герой – это единое целое. Чернышевский проводит «пробу»! «Автор будет достоин своего героя, и борьбу, которую он начал, он доведет до конца. Он выдержит это и сможет сказать; - как Рахметов: «Проба… Вижу, могу».

В. – Когда впервые в романе появляется Рахметов?

В. – Расскажите о происхождении Рахметова.

В. – Почему он особенный человек? Когда он им стал?

В. – Истории из жизни Рахметова, «особенного человека».
^ Особый вопрос

В. – Взаимоотношения Рахметова «особенного человека» и людей.

В. – Как они его характеризуют? Две совершенно противоречивые. Зачем даны?

В. – Как он распоряжается своим наследством?

В. – Как он проявляет свою готовность к революционным изменениям?

Разговор с конкретным человеком.

В. – Как раскрывается характер Рахметова в разговоре с Верой Павловной?

Учитель

Хочу обратить внимание на одну фразу в романе:

! «… Возвратился в Петербург, поступил на филологический факультет, - прежде был на естественном». (гл. 29).

- Т.е. какие науки изучал Рахметов на «естественном» факультете?

В. – Как кто?

- Что дает человеку филологическое образование? (душа, размышление, взаимодействия). Зачем Ч. переводит Рахметова?

- Проверяя себя, Рахметов говорит:

«Так нужно, что дает уважение и любовь простых людей. Это полезно, это может пригодиться». (гл.29).

Одиночка Базаров Одиночка Рахметов

Отношение к народу? Отношение к народу?
В чем разница?

В. – Чем объясняет Рахметов свой уход от всего личного? (гл. 29)

«… мы говори только 1) по убеждению, а не по пристрастию;

2.) по убеждению, а не личной надобности.

Любовь

Особый вопрос:

В. – в чем разница «Убеждений» Базарова и «убеждений» Рахметова?

Убеждают словом!

В. – Ребята, что такое слово?

В. – Какое значение имеет слово в жизни?

- Да, слово – это весомо. Поэт начала ХХ века Николай Степанович Гумилев в стихотворении «Слово» сказал: «Как дурно пахнут мертвые слова». Эту тему продолжил Евгений Евтушенко: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

В. – Что значит «слово» для Рахметова?

В. – В чем он видит смысл разговора с людьми? (гл. 29)

^ Читаю сама:

«Проницательный читатель, быть может, догадается из этого, что я знаю о Рахметове больше, чем говорю» (гл. 29).

- Действительно, краткие фразы писателя в устах его героя, и одна из них: «Любовь к вам связывала бы мне руки. Я не должен любить».

Должен – долг – однородные слова.

- В каком соотношении они находятся?

А здесь любовь и долг несовместимы!

И естественно, что в записных книжках Чернышевского мы читаем: «Но сам я по опыту знаю, что убеждения не составляют еще всего в жизни – потребности сердца существуют».

И Автору вторит ^ Вера Павловна – «новый человек».

«Рахметовы – это друга порода. Они сливаются с общим делом, для них оно даже заменяет личную жизнь. Мы не орлы, как он. Нам необходима только личная жизнь».

Учитель

Один из исследователей говорил, что эти слова – слова Веры Павловны, - «враждебны смыслу романа».

Но!

Чернышевскому важно показать не успокоенность на достигнутом, но наблюдается у «новых людей» (ведь своей новой личной жизнью они довольны), а их возможность роста они должны тянуться за Рахметовым, стремиться к более высоким идеалам, и на тот момент – Это был идеал Революции.
V. Учитель.

И все-таки что же за человек Рахметов? Ведь порой автор сам глубоко задумывался над чертами – человеческими! Чертами созданного им образа. (обратимся к тексту)

«Как он добр, как он добр!» - проговорила Вера Павловна. (гл.30) О «новых людях» - добрые.

В. – Как слово «добр» характеризует Рахметова? «но я знаю, что он никогда не говорит ничего, кроме того, что нужно» (гл.30) (из письма Лопухова)

- Как характеризует героя лаконизм приписываемых ему строк?

- Видится ли связь с Базаровым?

«Конечно, он действовал бессознательно, но ведь натура и сказывается в таких вещах, которые делаются бессознательно».

В. – Вернёмся к началу работы. – Что такое «натура»?

В. – В чем становится близок обыкновенному человеку Рахметов?

Учитель.

Чернышевский сознательно возвышает Рахметова над «новыми людьми», т.к. «новые люди» даны в росте, динамике, мировоззрение их развивается. В образе Рахметова воплощены лучшие черты революционеров того времени: Добролюбова, Бахметьева, Сераковского.

И – не о них ли (и о Рахметове) стихотворение Н.А. Некрасова «Памяти Добролюбова».

VI

Учитель

Да … (читаю с доски: «Пленительные образы…»)

В романе есть слова:

«Он успевал делать страшно много…» (гл.29)

Он – это и Добролюбов,

Он – это и Чернышевский

Он – это и Рахметов

Он – это Базаров (тоже!)

Из двух иностранных языков (латинского и французского) пришли к нам два слова:

Ригоризм (лат.) и нигилизм (франц.)

Ригоризм – (rigorisme rigor – строгость, суровое, непреклонное соблюдение нравственных правил.

Нигилиз – (nihil – ничто, ничего)

1) полное отрицание принятых норм, принципов, моральных ценностей.

2) направление в среде разночинцев.

Особый вопрос.

В. – Что общего у нигилиста Базарова и ригориста Рахметова

«Нужен ли я России? Нет, не нужен».

- Кто подтвердит строчками из текста?

«Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить. Ну, да это ничего, пройдет».

(И, действительно, прошло)

В. – За что жалеем Базарова?

В. – Почему сочувствуем Рахметову?

Смысл образа Рахметова в романе.

Вывод: «Мало их, но ими расцветает жизнь наша».

Домашнее задание: Написать небольшое сочинение – размышление (по выбору):

1. «Он (Рахметов) поважнее всех нас вместе взятых».

2. « Можно ли эти слова отнести к образу Базарова?»

3. Удачен ли был жизненный опыт героев романов?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Место выполнения работы: гбдоу д\с №52, Калининского района г. Санкт-Петербург, адрес: гражданский 123 корпус 4 литер А

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Фотографии, иллюстрации, гобелены с видами Санкт-Петербурга. Карта города. «Корабль» для путешествия с флагом Санкт-Петербурга, мачтой...

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Копылова Светлана Анваровна, воспитатель мбдоу №26 «Дюймовочка» змр рт, первой категории

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Автор работы: Чупрова Светлана Муратовна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Гельбрехт Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории кгкоу квсош №7

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Автор: Останина Светлана Сократовна, учитель начальных классов, мбоу «Гимназия №21», высшая категории

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Масловская Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, мкоу тулинская сош

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...
Автор: Захарова Светлана Николаевна, преподаватель первой категории по классу фортепиано мбоу дод «дши №1», г. Сатка

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Гбдоу детский сад №29 комбинированного вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Российский интернет-конкурс Педагогического Творчества Соснина Светлана Вячеславовна Город Санкт-Петербург iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
А какой это город Москва? (Это самый главный город нашей страны, это столица нашей Родины, древнейший, старинный, любимый, родной,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница