Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе»




Скачать 269.7 Kb.
НазваниеАвторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе»
страница1/2
Дата публикации20.10.2014
Размер269.7 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2



Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
г. Астрахани

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 10»

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ШКОЛ ПРИ ИУ

«Произведенияневолив русской и зарубежной литературе»





Возраст учащихся: 18 лет и старше

Срок реализации: 1 год
Автор: к.ф.н., учитель

русского языка и литературы

Журбин Андрей Алексеевич
Рецензенты:

д.ф.н., проф., зав. кафедрой русской

литературы

Астраханского государственного ун-та

Исаев Геннадий Григорьевич
к.ф.н., доц. кафедры зарубежной

литературы

Астраханского государственного ун-та

Донскова Юлия Викторовна

Астрахань, 2012

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентирована программа на учащихся старших классов вечерних (сменных) общеобразовательных школ при исправительных учреждениях.

Понятие «произведения “неволи”» в названии курса восходит к фольклорному жанру: песням неволи. Оно шире, нежели распространённое тематическое обозначение «лагерная» (например, проза). Здесь и далее под «произведениями “неволи”» следует понимать тексты, связанные с ограничением свободы архетипически: на уровне темы, мотива, условия, места создания, образа и пр.

Данный курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю); включает введение, 6 разделов («УНТ. От романтизма к реализму» – 3, «Реализм 2-й половины ХIХ века – начала ХХ века» – 4, «Довоенная литература ХХ века» – 5, «Литература ГУЛАГа» – 7, «Личность и государство в послевоенной литературе» – 9, «Из зарубежной литературы» – 6) – всего 34 часа и заключение. Такая временная нагрузка обусловлена факультативной направленностью.

Актуальность – объясняется недостатком (точнее, почти полным отсутствием) в современной педагогике специальных методических разработок и исследований по преподаванию литературы в школах при ИУ. Состоит актуальность в ориентации на конкретный тип учащихся (осуждённых – как правило, с прерванным обучением, с низким уровнем знаний).

Новизна состоит в принципе подбора художественных текстов для курса. Проанализировав данные школьной библиотеки по наиболее востребованным учащимися-осуждёнными книгам, были отмечены следующие (не противоречащие морали) особенности интересующей литературы: психологизм, остросюжетность, тематика, связанная с историей, боевыми действиями и неволей. Преимущественно в соответствии с ними отбирались классические произведения для изучения в рамках курса.

Мы постарались максимально широко представить литературу (создать мини-модель, в первую очередь, отечественной литературы). Таким образом в курс вошли произведения различных литературных направлений (от романтизма до постмодернизма), эпох (от фольклорных песен до лирики ХХI века), родов и жанров, стран (отечественная и зарубежная, в том числе восточная), учтено литературное краеведение (астраханское), история перевода и пр.

Отдельные тексты, указанные в программе, рассматриваются также на занятиях основного школьного курса. Такое дублирование связано либо с большим объёмом произведения (например, «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына), либо с чрезмерной популярностью автора (к примеру, С.А. Есенина) в среде учащихся-осуждённых. Напротив, ввиду ограниченного количества часов в программу не попали, безусловно, того заслуживающие очерки В.М. Дорошевича, лирика А.А. Барковой, «Одлян, или Воздух свободы» Л.А. Габышева, «Слепящая тьма» А. Кестлера» и др. Впрочем, список произведений, как и предложенную периодизацию, не следует считать каноническими. Они могут корректироваться в соответствии с предъявляемыми задачами аналогичных курсов.

Цель – посредством специального подбора произведений для факультативного курса привести учащихся-осуждённых к более глубокому, целостному осмыслению основного курса литературы.

Задачи – мотивировать, заинтересовать, привлечь внимание учащихся-осуждённых к классической литературе;

сформировать у учащихся-осуждённых целостное представление о литературном процессе;

на материале «интересных» произведений рассмотреть проблемы истории и теории литературы;

закрепить полученные ранее на уроках навыки и умения анализа художественного текста;

воспитывать у учащихся-осуждённых моральные качества на примере авторов и персонажей литературных произведений.

^ Методы и формы обучения. Настоящий факультативный курс разбит на разделы, охватывающие (за исключением «зарубежного») произведения по периодическому (временному) признаку. При выделении общих и частных особенностей разбираемых текстов востребованы индуктивный и дедуктивный методы.

При ведении курса рекомендуется строить занятия из двух частей. Ввиду того, что на каждом занятии изучаются новые авторы и произведения, удобно первую часть организовывать в виде лекции, сообщения нового материала. Хорошо использовать аудиокниги, видеофильмы, мультимедийные ресурсы: сайты поэтов и писателей, электронные пособия, библиотеки. Таким образом, на данном этапе наиболее оптимальны словесные и наглядные методы, а также различные методы мотивации. Привлечение внимания к материалу – обязательное условие, без которого практически невозможен переход ко второй части урока. Также обязателен на занятиях пересказ содержания произведений учителем или учащимися (репродуктивный метод сообщения готовых знаний), в случаях, когда он сопровождается выводами, реализуется метод продуктивный.

На втором этапе рекомендуется устраивать обсуждение пройденного материала. Проводить его можно в форме дискуссии. Помимо рассмотрения проблем и вопросов по текущей теме, на занятиях следует проводить повторение и закрепление ранее изученного литературоведческого аппарата (привлечение различных терминов и понятий при анализе произведений). Здесь будет востребован контроль хода и результатов отработки.

Из других методов контроля (в виду ограниченного количества часов и специфики курса) применяется итоговый контроль. В качестве итога прохождения курса на последнем занятии планируется проведение недифференцированного зачёта в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам.

Оборудование: компьютер, DVD-проигрыватель, CD-проигрыватель, телевизор, мультимедиа-проектор, экран, принтер, мультимедийные диски, учебники, распечатки текстов, фотографии литераторов и иллюстрации к произведениям*.

___________

* В оформлении титульного листа программы использован рисунок Юло Соостера «Солнечный день в лагере».

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
– основополагающие черты русской литературы;

– литературные направления XIX-XX века, их эстетические особенности;

– важнейшие биографические сведения об изученных авторах;

– характерные стилистические особенности творчества изученных авторов;

– факты взаимосвязи мировоззрения и творчества изученных авторов;

– сюжет рассмотренных художественных произведений;

– основные литературоведческие понятия (тема, идея, композиция, фольклор, литературное направление, течение, род литературы, жанр, мотив, система образов, традиция, стиль, изобразительные средства, поэтический размер и др.).
^ Учащиеся должны уметь:
– пересказывать содержание художественного произведения;

– выделять основные черты биографии литераторов;

– анализировать художественное произведение, используя элементарный литературоведческий аппарат;

– выделять тему, идею и композиционные особенности художественного произведения;

– определять родово-жанровую принадлежность художественного текста;

– выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении;

– охарактеризовать систему образов и выразительные языковые средства;

– обосновывать свою оценку прочитанного произведения.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

факультативного курса для школ при ИУ

«Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»

(36 часов, 1 час в неделю)

№ п/п


Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных

часов

Форма

контроля

В том числе*

теоретические часы

практические часы




ВВЕДЕНИЕ


1




1




1.

^ УНТ. ОТ РОМАНТИЗМА К РЕАЛИЗМУ

3










1.1

УНТ. Удалые песни, песни неволи













1.2

Мотив «узничества» в русской поэзии ХIХ века. Стихотворения Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета и др.













1.3

«Кавказский пленник» в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и В.С. Маканина














2.

^ РЕАЛИЗМ 2-Й ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА –

НАЧАЛА ХХ ВЕКА

4










2.1

Поэмы «Дедушка», «Русские женщины» Н.А. Некрасова













2.2

«Записки из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского













2.3

«Пари» и «Остров Сахалин» А.П. Чехова













2.4

«Рассказ о семи повешенных» Л.Н. Андреева














3.

^ ДОВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

5










3.1

«Одесские рассказы» И.Э. Бабеля













3.2

С.А. Есенин. Цикл стихотворений «Москва кабацкая» и др.













3.3

Педагогическая повесть «Республика Шкид» Л. Пантелеева, Г.Г. Белых













3.4

Повесть «Щепка» В.Я. Зазубрина













3.5

«Мнимые величины» Н.В. Нарокова – послевоенный роман эмигранта о 37-м годе














4.

^ ЛИТЕРАТУРА ГУЛАГА

7










4.1

Стихотворения «неволи» О.Э. Мандельштама, Н.А. Клюева, П.Н. Васильева,

Н.А. Заболоцкого













4.2

«Колымская» проза В.Т. Шаламова













4.3

Из «Архипелага ГУЛАГа» А.И. Солженицына













4.4

Биография и лирика астраханца В.С. Филина













4.5

Поэзия «звезды ГУЛАГа» В.П. Соколова













4.6

Переводчики в ГУЛАГе. А.А. Штейнберг, А.С. Эфрон, М.П. Кудинов













4.7

«Нагрудный знак ”ОSТ“» В.Н. Сёмина – роман о немецком плене














5

^ ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

9










5.1

Поэзия И.А. Бродского













5.2

«Зона. (Записки надзирателя)» С.Д. Довлатова













5.3

Песни В.С. Высоцкого













5.4

Поэзия Л.Г. Губанова













5.5

Повесть «Верный Руслан» Г.Н. Владимова













5.6

Роман «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина













5.7

Трагедия «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Вен.В. Ерофеева













5.8

Рассказ «Онтология детства» В.О. Пелевина













5.9

Лирика Б.Б. Рыжего














6.

^ ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

6










6.1

Поэзия Ф. Вийона













6.2

Поэмы «Корсар» и «Шильонский узник» Дж.Г. Байрона













6.3

Детективы. Рассказы Э. По













6.4

Новелла «В исправительной колонии» Ф. Кафки













6.5

Роман «Полёт над гнездом кукушки» К. Кизи













6.6

Роман «Женщина в песках» К. Абэ

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1

Недифференцированный зачёт в виде конференции, круглого стола или собеседования по вопросам




1

Итого часов:

36










___________

* Ввиду оговорённой выше организации занятий, а также уплотнённости программы теоретические и практические часы (за исключением урока-введения и заключения-зачёта) не обозначаются. На каждом занятии рассматривается новое литературное произведение, теория и практика при этом сочетаются. Их соотношение обычно зависит от жанра рассматриваемого текста.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconПрограмма факультативного курса по подготовке к гиа
Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Е. Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной, программы факультативного...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconПрограмма разработана на основе проекта федерального компонента Государственного...
Государственного образовательного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения,на основе программы по русской литературе...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 13 История зарубежной литературы (ч....
Основная цель данного курса заключается в обобщении знаний, полученных при изучении предшествующих историко-литературных дисциплин;...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconАвторская программа факультативного курса «литература русского зарубежья»
Целью данной программы является обеспечение условий, способствующих расширению кругозора учащихся, знакомству с ранее неизвестными...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconРабочая программа по русской литературе для 11 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconПрограмма факультативного курса русской литературы «Библейские мотивы...
Составитель: Овчинникова Наталия Петровна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Авторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения “ неволи ” в русской и зарубежной литературе» iconАвторская образовательная программа "История хореографического искусства"...
Программа предназначена для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств. Программа рассчитана на



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница