Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов)




НазваниеРабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов)
страница1/11
Дата публикации19.10.2014
Размер1.47 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края.


УТВЕРЖДЕНА

приказом по МОУ «СОШ № 3

г. Зеленокумска Советского района»

№ от 09.2013 года



Зам. директора по УВР Иванова Г.В.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 10 классе
Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов)

Уровень: профильный

Срок реализации программы: 1 год (2013-2014 учебный год)

Учитель: Шулика Марина Васильевна
Программа разработана в соответствии с примерной программой на основе авторской программы по литературе 10-11 классов, автор-составитель В.Я. Коровина к учебно-методическому комплекту «Русская литература 19 века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2013-2014 учебном году.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе программы по литературе для 5-11-х классов (под редакцией В.Я.Коровиной); приказа Министерства образования РФ от 24 января 2012 года №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089», а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2012-2013 учебном году.

Предлагаемая рабочая программа учитывает современные требования к данной деятельности учителя. Кроме традиционного распределения программного материала по количеству часов, определяются цели изучения каждой темы, педагогические средства, вид деятельности и планируемый результат на разных уровнях усвоения.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данного планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

 совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;




  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;




  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;




  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Профильный уровень изучения литературы предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы с привлечением литературной критики (в стандарт включены фрагменты статей Н.А.Добролюбова, А.А.Григорьева, А.В.Дружинина, Д.И.Писарева). Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох. Обязательный минимум для классов с профильным уровнем изучения предмета допускает некоторое расширение списка изучаемых произведений: трагедия А.С.Пушкина "Борис Годунов", поэма М.Ю.Лермонтова "Демон", роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?", пьеса А.Н.Островского "Лес", одна из пьес А.П.Чехова (помимо "Вишневого сада"), одно произведение (по выбору) Л.Н.Андреева, одна поэма (по выбору) С.А.Есенина, рассказы И.Э.Бабеля, роман "Мы" Е.И.Замятина, одно произведение (по выбору) В.В.Набокова, лирика Н.А.Заболоцкого, фрагменты романа А.И.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". Увеличивается на одно-три произведения и число произведений малой формы (стихотворения, рассказы). Все эти произведения не включаются в материал для организации итогового контроля. В целом профильный уровень предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение литературного материала на ином, углубленном, уровне (различие в степени глубины анализа произведения показано в примерных программах, которые детализируют стандарт).
Изучение литературы в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание средствами художественной литературы духовно-развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести, справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование гуманистического мировоззрения и национального самосознания;




  • развитие интереса к отечественной, зарубежной литературе и литературе народов России; умения рассматривать русскую литературу в широком историко-культурном контексте; углубление представлений о единстве этических и эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации; развитие способностей сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; формирование умения выявлять социальные и эстетические корни литературных явлений; развитие литературно-творческих способностей учащихся, потребности в самообразовании в области литературы и филологии, в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие образного мышления и воображения, эмоциональной сферы личности; художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных произведений;




  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений в их историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; умений выявлять в них конкретно-исторической и общечеловеческое содержание, сопоставлять различные научные, критические и художественные интерпретации литературных произведений;




  • повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного и эстетического кругозора, формирование читательской культуры, развитие умения правильно пользоваться русским литературным языком, писать сочинения на литературные темы, искать, обрабатывать и использовать информацию необходимую для постижения художественных произведений (справочная литература, масс-медиа, ресурсы Интернета);




  • подготовка к осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.


Знакомство с целями изучения литературы на различных уровнях определило цели обучения литературе в старшей школе в целом:

    1. Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопо­знанию и самосовершенствованию, способной к созидатель­ной деятельности в современном мире; формирование гумани­стического мировоззрения, национального самосознания, гра­жданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

    2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду дру­гих искусств; культуры читательского восприятия художест­венного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; об­разного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

    3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и тео­ретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных зако­номерностях, о множественности литературно-художествен­ных стилей;

    4. Совершенствование умений анализа и интерпретации лите­ратурного произведения как художественного целого в его ис­торико-литературной обусловленности и культурном контек­сте с использованием понятийного языка литературоведения.


Настоящая рабочая программа учитывает химико-биологическую и гуманитарно-эстетическую направленность 10 классов, в которых будет осуществляться учебный процесс. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий уроков, спроектированы цели уроков, ожидаемые результаты обучения, планируемые результаты, что представлено в схематической форме.

Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение учебного предмета «Литература» отводится следующее количество часов:

        • 210 часов на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень): в X-XI классах выделяется по ^ 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю);

        • 350 часов на этапе среднего (полного) образования (профильный уровень: социально-гуманитарный; филологический): в X-XI классах выделяется по 175 часов (из расчета 5 учебных часов в неделю).

Для реализации программного содержания используется учебно-методический комплект, включающий следующие учебно-методические пособия и образовательные ресурсы:

  1. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.И. Коровин, В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2010 г.

  2. Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. О.А.Арисова и др. – Волгоград, 2009.

  3. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 19 века. М.: «ВАКО», 2001 г.

  4. Образовательный сайт Е.А. Захарьиной. Интерактивные тесты по литературе. http://www.saharina.ru

  5. Виртуальная библиотека по русской литературе XVIII–XX веков



^ Календарно-тематическое планирование


№ п/п


Дата

Содержание урока


Педагоги­ческие средства


Вид деятельности учащихся


Ожидаемый результат

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Базовый уровень

Повышенный уровень

Информационная компетенция







1




Русская литература Х1Х в. в контексте мировой куль­туры.

Цель: обзорно раскрыть

ос­новные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение

худо­жественных открытий

рус­ских писателей-классиков для развития мировой куль­туры

Про­блемная лекция, работа с книгой,

демонст­рация

Коллектив­ная, группо­вая

Знать основные темы и проблемы русской литера­туры XIX в.: тема свободы, духов­но-нравственных исканий человека, нравственного идеала и «праведничества», борь­бы с социальной несправедливо­стью и угнетени­ем человека

Уметь раскры­вать взаимосвязи русской литера­туры XIX в. с

ми­ровой культурой

Владение монологиче­ской и диа­логической речью




Дополнить периодическую таблицу о писателях

Сообщение «Литературная критика 60-х годов»

2




Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.

Цель: анализировать знания о политическом, промыш­ленном, культурном поло­жении России в первой по­ловине XIX в.; повторить понятия: классицизм, сен­тиментализм, романтизм; на примерах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лер­монтова, Н. В. Гоголя пока­зать зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в.

Проблем­ная лек­ция, рабо­та с кни­гой, де­монстра­ция

Коллективная, групповая

Знать основные произведения и писателей русской литературы первой половины XIX в. Уметь определять принадлежность отдельных

произ­ведений к литера­турным направле­ниям XIX в.

Уметь выделять из общего

контек­ста русской лите­ратуры первой по­ловины XIX в. произведения,

свя­занные с нацио­нальным самооп­ределением рус­ской литературы

Владение

мо­нологической и диалогиче­ской речью




Сообщение «Особенности литературной критики 2 половины 19 века»

Подготовиться к письменной работе

3





Письменная работа по теории литературы. Знание литературных направлений 19 века






















4




Г.Р. Державин. Жизнь и творческий путь. Темы и мотивы творчества.

Лекция, беседа










Владение

мо­нологич. и диалогиче­ской речью




Выучить лекцию

5



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconРабочая программа по литературе 11 класс Базовый уровень ( 170 часов)
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного...

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconПояснительная записка рабочая программа по музыке в 5 классе. Количество часов в неделю
Количество часов в неделю – 1 часа (из них 1 час федерального компонента учебного плана)

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconРабочая программа по литературе 10 класс
Количество часов по учебному плану 105 часов в год; в неделю 3 часа (35 недель)

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconПрограмма рассмотрена на заседании Директор
Мон РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта образования начального обучения...

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconРабочая программа по английскому языку для 2-го класса. Количество часов 68
Предлагаемая программа составлена к умк «Английский в фокусе 2». Сетка часов 2 часа в неделю

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconУмк учителей русского языка и литературы составитель: Озорнина Н....
Умк по предмету русский язык 5 класс Количество часов в неделю: 6ч. Количество часов в год: 204ч

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconЛитература 9 класс, 20013 Количество часов в неделю: 3 Количество часов за год: 102
Углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconПояснительная записка развернутое тематическое планирование составлено на основе
На изучение предмета русского языка в 3 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю), в том числе

Рабочая программа по литературе в 10 классе Количество часов: 5 часов в неделю (170 часов) iconРабочая программа по литературе в 5 «Г» классе
В. Я. Коровиной ( Литература. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010). Использую в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница