Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература»




НазваниеПрограмма факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература»
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер329 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ 5-11-Х КЛАССОВ

«ПРАВОСЛАВИЕ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»


Программу составила кандидат психологических наук, учитель рус­ского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» г. Благодарного Ставропольского края Луценко Татьяна Владимировна


Программа одобрена Архиепископом Ставропольским и Владивокавказским Феофаном, Министром образования Ставропольского края Золотухиной А.Ф. зам. начальника департамента по внутренней политики Аппарата Полномочного представителя Президента в ЮФО Филипповым М.Ю. Награждена дипломом III степени в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», «За лучшее педагогическое исследование».

Благодарный

2013


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными и эстетическими потребно­стями имеет Православная литература.

Курс «Православие и русская литература» основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, тради­ций и новаторства, осмысления историко-литературных, православных нрав­ственно-эстетических представлений, усвоения основных духовных понятий Православия, формирование умений оценки и анализа Православной литера­туры, овладения богатейшими выразительными средствами русского языка.

Целью Программы является развитие системы духовно-нравственного воспитания, приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской Православной литературы.

Важнейшее качество нашей словесности - ее православное миропони­мание, религиозный характер, отображение реальности.

Религиозность литературы проявляется не только в связи с церковной жизнью, и не в исключительном внимании к сюжетам Священного Писания, а в особом способе воззрения на мир. Литература нового времени принадле­жит светской секулярной культуре, она не может быть сугубо церковной. Однако Православие на протяжении веков так воспитывала русского челове­ка, так учило осмыслять свое бытие, что он, даже видимо порывая с верою, не мог до конца отрешиться православного миросозерцания.

Именно Православие повлияло на пристальное внимание человека к своей духовной сущности, на внутреннее самоуглубление, отраженное лите­ратурой.

^ Православие - основа русского миропонимания и русского способа бытия в мире.

Православие устанавливает единственно истинную точку зрения на жизнь, и эту точку зрения усваивает русская литература в качестве основной идеи, становясь таким образом православной по своему духу. Православная литература учит православному воззрению на человека, устанавливает пра­вильный взгляд на внутренний мир человека, определяет важнейший крите­рий оценки внутреннего бытия человека: смирение.

Вот почему новая русская литература (вслед за древнерусской) задачу свою и смысл существования видела в возжигании и поддерживании духов­ного огня в сердцах человеческих. Вот откуда идет и признание совести ме­рилом всех жизненных ценностей. Свое творчество русские писатели созна­вали как служение пророческое. Отношение к деятелям литературы как ду­ховидцам, прорицателям сохранилось в русском сознании до сих пор, хотя и приглушенно.

Главной идеей предлагаемой Программы является изучение Право­славной литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XYII, XYIII, XIX, XX веков; систем­ная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и Православная литература» в старших клас­сах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом, от знакомства с от­дельными сведениями по истории создания произведения и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме Православной литера­туры как искусства слова.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Внутри пер­вого концентра три возрастные группы (5:- 6 классы, 7-8 классы и 9 класс). Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно вла­деет собственно техникой чтения, вторая - владеет техникой чтения и более подготовлена к истолкованию прочитанного. Именно поэтому на уроках с пер­вой группой важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укре­плять стремление к чтению художественной литературы, со второй - активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.), углубляется работа по осмысле­нию прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справоч­ная литература.

В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на ис­торико-литературной основе, монографическое изучение творчества класси­ков русской литературы.

^ ПЯТЫЙ КЛАСС

(70 час.) Славянские мифы.

Миф «Сотворение земли».

Античные мифы.

Вначале был хаос, Зевс на Олимпе.

Австралийские легенды

Сказание русского народа. Масленица. Голуби. Серый волк.

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора.

Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки...)

Русские народные сказки

«Царевна-лягушка». Христианская мораль в характере и поступках ге­роев. Связь сказочных формул с древними мифами.

«Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо». Тема христианского труда и защиты родной земли.

Из древнерусской литературы.

Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как православный памятник. «Подвиг отро­ка- киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Домострой.

Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им и утешать их во всем.

Афанасий Никитин «Хождение за три моря»

Из литературы XYIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого се­верного сияния»» (1743).

«Утреннее размышление о Божием величестве»» (1751). «Устами движет бог; я с Ним начну вещать» (1747).

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Иван Андреевич Крылов.

Басня «Василек» как утверждение христианской истины.

Басня «Водопад и Ручей», «Орел и Пчела» как образец смирения и ос­нова православной духовности.

Василий Андреевич Жуковский.

«Спящая царевна». Христианские мотивы в сказке. «Светлана». Христианские предания в балладе. «Кубок». Христианское послушание и жестокость.

Александр Сергеевич Пушкин.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Христианская мораль и нравственность.

Стихотворения. «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...». «Воз­рождение».

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Бородино». Историческая основа стихотворения. Христианский под­виг народа.

Стихотворения. «Когда волнуется желтеющая нива». «Молитва». «Па­рус».

Николай Васильевич Гоголь.

О бесовщине в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»

Николай Алексеевич Некрасов.

«Пророк». Уподобление «пророка» Христу.

Иван Сергеевич Тургенев.

«Муму», «Записки охотника».

Богатство души возвышенной благородство русского крестьянина. Рассказ «Живые мощи». Смирение, кротость, умилительное спокойст­вие. Религиозность народа.

Лев Николаевич Толстой.

Рассказ «Люцерн». Критерий истины - счастье.

Повесть «Детство». Идея самоизмения к лучшему в главном герое по­вести.

Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Отец». Чеховский принцип религиозного постижения жизни.

Поэты XIX века.

Федор Иванович Тютчев.

«Великий день Кириловой кончины - ...».

«Ты долго ль будешь за туманом...»
Александр Сергеевич Пушкин.

«Ангел».

Александр Александрович Блок.

«Рожденные года глухие»

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин.

Стихотворения. «Бог». «Саваоф». Бог для И.А.Бунина воплощен в при­роде.

Стихотворения. «В костеле». «Псалтырь».

«Жизнь Арсеньева» - о религиозном движении души.

Александр Иванович Куприн.

«Тапер». Дети и взрослые. Православные праздники.

Самуил Яковлевич Маршак.

«Двенадцать месяцев».Христианские заповеди. Победа добра над злом.

Андрей Платонович Платонов.

«Никита». Христианское познание жизни через природу.

Виктор Петрович Астафьев.

«Васюткино озеро». Познание души человеческой, ее отношения с Творцом.

«Фотография, на которой меня нет». Когда у человека болеет душа.

Ради жизни на земле.

Анна Андреевна Ахматова.

«Распятие», 1943г., г.Ташкент.

Николай Степанович Гумилев.

«Слово».

Произведения о родине и родной природе.

Николай Михайлович Рубцов.

«Родная деревня». «Добрый Филя».

Александр Александрович Блок.

«Отрекись от любимых творений».

^ ШЕСТОЙ КЛАСС

(70 час.) Мифы Древней Греции.

Подвиги Геракла.

Геродот.

«Легенда об Арионе».

Гомер.

«Одиссея». Христианский образ мужа, любящего отца, мудрого прави­теля.

Мифы древних славян.

Народный миф о солнце. Обожествление и очеловечивание природы.

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор.

Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние песни, осенние обрядовые песни. Христианское значение обрядового фольклора.

Из Древнерусской литературы.

«Повесть временных лет». «Сказание о Кожемяке». «Сказание о Белгородском киселе»

Русская летопись.

Христианские понятия патриотизма, богатырской силы, ума, находчи­вости.

Из русской литературы XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин.

«Дубровский». Христианское осуждение произвола и деспотизма, за­щита чести, независимости личности от человека.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...»
Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Три пальмы» Понятия уныния, гордыни, любоначалия.

«Молитва».

В минуту жизни трудную».
Николай Васильевич Гоголь.

«Ночь перед Рождеством». Христианские обычаи, поэтизация чистой и светлой любви.

Николай Алексеевич Некрасов.

«Железная дорога». Народ-созидатель духовных и материальных цен­ностей.

Николай Семенович Лесков.

Рассказ «На краю света». Православие Н.С.Лесков возносит над иными христианскими исповеданиями - как несущее в себе полноту восприятия Христа.

Антон Павлович Чехов.

Повесть «В овраге». С началом рассказа о жизни « в овраге» начинает­ся и осмысление ее на уровне религиозном.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

Иван Алексеевич Бунин.

«О радость красок! Снова, снова...»

Яков Петрович Полонский

«Посмотри - какая мгла».

Афанасий Афанасьевич Фет.

«Опять незримые усилья».

Иван Саввич Никитин.

«Ярко звезд мерцанье». «Дневник семинариста» Выражение переживаний и мироощущений в стихах.

Из русской литературы XX века.

Андрей Платонович Платонов.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как христианское содержание

человеческой жизни.

Михаил Михайлович Пришвин.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хо­зяина природы.

Юрий Маркович Нагибин.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

.Христианское становление ха­рактера молодого человека.
Виктор Петрович Астафьев.

«Конь с розовой гривой». Изображение христианского быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

Валентин Петрович Распутин.

«Уроки французского» Христианские понятия: нравственная стой­кость, чувство собственного достоинства.

Родная природа в русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок.

Из поэмы «Соловьиный сад». «До света».

Сергей Александрович Есенин.

«Там, где капустные грядки...». «Еду на баркасе...». «Микола». «Молитва матери».


^ СЕДЬМОЙ КЛАСС

(70 час.) Устное народное творчество.

Предания. Христианская биография народа. «Воцарение Ивана Грозного». «Сороки - Ведьмы». «Петр и плотник».

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей - разбойник». «Садко»

Пословицы и поговорки.

Из Древнерусской литературы.

«Поучение Владимира Мономаха». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». «Повесть временных лет».

Из русской литературы XYIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов.

«К статуе Петра Великого».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества го­сударыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Гавриил Романович Державин.

Ода «Бог»

Стихотворение «Доказательство Творческого бытия».

Ода «Христос».

Из русской литературы XIX века.

Василий Андреевич Жуковский.

«Лесной царь» (перев.И.В.Гете). Роковые таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

Александр Сергеевич Пушкин.

Стихотворения.

«Осень». «Полтава». «Медный всадник». «Песнь о вещем Олеге». Интерес к истории России.

«Борис Годунов». Образ летописца как образ древнерусского писателя.

«Станционный смотритель». Христианское почитание родителей.

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Историческое прошлое России.

«Когда волнуется желтеющая нива». «Молитва». «Ангел».

Николай Васильевич Гоголь.

Защита православия в повести «Тарас Бульба».

Иван Сергеевич Тургенев.

Стихотворения в прозе. Бессмертие творческих постижений прекрасно­го. «Бежин луг».

Стихотворение «Христос».

Николай Алексеевич Некрасов.

Христианские заповеди в поэме «Русские женщины». «Размышления у парадного подъезда»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравст­венные пороки общества.

Лев Николаевич Толстой.

«Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

Иван Алексеевич Бунин.

«Жизнь Арсеньева». Добро есть всегда красота. «Лапти».
Антон Павлович Чехов.

Рассказ «Святая ночь».

Счастье - это полнота жизни в трех уровнях: духовном («в Бога верил»), телесном («сыт был»), душевном («сочинять умел»).

Из русской литературы XX века.

Максим Горький.

«Детство».

«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле». Зло не от бо­га.

Владимир Владимирович Маяковский.

Пьеса «Мистерия - буфф». «Бог поругаем не бывает». «Послушайте». Смысл вознесения души к звездам.

Леонид Николаевич Андреев.

«Жизнь Василия Фивейского». О вере и жизни.

Андрей Платонович Платонов.

«Юшка». О любви и милосердии. Не живет село без праведника. Лю­бите друг друга. Трагедия любви.

Анна Андреевна Ахматова.

«Библейские стихи».

«Anno Domini» (Лето Господне)

Евгений Иванович Носов.

«Кукла». Христианский подход к жизни. Сила внутренней духовной красоты человека.

Юрий Павлович Казаков.

«Тихое утро». Христианские заповеди. Взаимоотношения детей, взаи­мопомощь, взаимовыручка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная». Духовное напутствие молодежи.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconРабочая программа факультативного курса по литературе «Современная...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижние Серги

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconАвторская программа факультативного курса для школ при иу «Произведения...
...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconРабочая программа по предмету русская литература для 8 класса
Рабочая программа по литературе составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по литературе, программы для...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Е. Э. Кочуровой, программы интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной, программы факультативного...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconЛитература (русская и зарубежная) 10-12 классы (академический уровень)...
Программы курса «Литература» (русская и зарубежная) для 10-12 классов школ с русским языком обучения (академический уровень) разработаны...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconЛитература 11 класс, лингво-социальный Программа: программа по литературе...
Программа: программа по литературе для общеобразовательных учреждений для 10-11 кл. В. В. Агеносова. Учебник: «Русская литература...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconРабочая программа по литературе для 10-11 классов составлена на основе...
Примерной программы основного общего образования, Программы по литературе для 10-11 классов авторов С. А. Зинина, В. А. Чалмаева,...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconПрограмма факультативного курса по подготовке к гиа
Результаты сдачи гиа девятиклассниками* напрямую зависят от грамотно спланированной подготовки учащихся. Для достижения максимального...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconРабочая программа по предмету “Литература
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина; под...

Программа факультативного курса по литературе для 5-11-х классов «православие и русская литература» iconЛитература 11 класса составлена на основе авторской программы по...
Рабочая программа по предмету литература 11 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 11 класса. «Русская...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница