Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни»




Скачать 62.64 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни»
Дата публикации15.10.2014
Размер62.64 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Кузичкина Наталия Ивановна,

учитель начальных классов

МОУ Жердевской СОШ №2

г. Жердевки Тамбовской области
Урок литературного чтения

УМК «Школа России»

Тема: «И.А.Крылов. Басни»,

1 урок «Мартышка и Очки»

Класс: 3

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: комбинированный
Цель:

- познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова,

провести работу над басней «Мартышка и очки».

Задачи:

-формировать умение определять басню как жанр литературы

по характерным признакам, находить мораль в произведении;

- развивать аналитические и творческие способности обучающихся;

- воспитывать нравственные качества и непримиримое отношение

к невежеству и глупости.

^ Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер

Литература:

  1. Литературное чтение, 3 класс. Поурочные планы по учебнику «Родная речь» авт. Голованова, Горецкий, Климанова, изд-во «Учитель-АСТ» 2002г.

  2. «Родная речь», учебник для 3 класса, 1 часть авт. Голованова, Горецкий, Климанова, изд-во «Просвещение» 2009 г.

Ссылкы:

  1. Басни Крылова И.А. - http://www.kinderbooks.ru/publications/view/28

  2. О памятнике - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA_%CA%F0%FB%EB%EE%E2%F3_(%D1%E0%ED%EA%F2-%CF%E5%F2%E5%F0%E1%F3%F0%E3)


^ Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Слайд 2

  • А.С. Пушкин, сказку которого мы закончили читать, очень любил басни И.А.Крылова. Он называл его «истинно народным поэтом».

Иван Андреевич Крылов родился в Москве 2 февраля 1769 года в семье скромного офицера. Мать его была простая женщина «без всякого образования, но умная от природы». Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец его умер и семья осталась без средств к существованию. Напрасно вдова А.П.Крылова хлопотала о пенсии. Семья переезжает из Твери в Москву, а затем в Петербург, где Крылов поступает на службу в Публичную библиотеку. Около 30 лет жизни он там прослужил. Крылов вышел в отставку на 72 году жизни. Он поселился в тихой квартире на Васильевском острове. Первая книга с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен. Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Его ласково называют «Дедушка Крылов». Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в согласии и счастье. Его оружие – басни, которые учат жить по справедливости.

- Кто первым начал писать басни?

- Считают, что первым начал писать басни Эзоп, который жил в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией.

- Что такое аллегория? (Иносказание.)

Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря И.А.Крылову. Это он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» И.А. Крылов

- Что же такое басня?

Найдём ответ в толковом словаре Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие.

Слайд 3

Близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге в 1855 году был установлен памятник Крылову. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца. Это бронзовая статуя баснописца на гранитном пьедестале, украшенная бронзовыми изображениями лиц и животных — персонажей его басен. И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ», фигура Крылова «жизненна и правдива». Данное впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:
С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,

Он, точно с старческой неспешностью речей,

Рассказывает нам, с своих высоких кресел,

Про нравы странные и глупости зверей,

И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.
^ Викторина по басням.

Слайды 4 – 10

- Я буду зачитывать из басни мораль или «крылатые выражения», а вы постарайтесь назвать басню.
1. Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Слон и Моська)
2. "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,-

Им отвечает Соловей,-

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь".

(Квартет)
3. «Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

(Стрекоза и Муравей)
Физкультминутка

Нёс однажды Муравей

Две травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом,

Лишь снежок запорошит,

Стрекоза к нему спешит.

- Ты, Кума, не торопись,

А за дело-ка возьмись.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем приседать!
4. Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

(Ворона и Лисица)
5. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

(Зеркало и Обезьяна)
6. Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

(Лебедь, Щука и Рак)
7. К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

(Мартышка и Очки)
Изучение басни И.А.Крылова «Мартышка и Очки»

- Сегодня мы будем работать над басней «Мартышка и Очки»

1. Прослушивание басни.

2. Беседа по непосредственным впечатлениям.

- Что особенно понравилось в басне?

- О чём это произведение: о знакомом нам животном или о чём-то ином?

(О том, что Мартышка не знала как пользоваться очками и сделала вывод, что они бесполезны. А очки очень важны для людей со слабым зрением)

3. Чтение басни обучающимися (про себя) для подготовки ответов на вопросы.

4. Работа над содержанием басни.

- Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы?

(Они являются главными героями басни)

- Почему главным героем басни И.А.Крылов выбрал мартышку?

(Мартышка – животное вертливое)

- Рассмотрите внимательно рисунок. Найдите соответствующие слова,

прочитайте их.

(Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет)

- Кажется ли вам ситуация комичной? Почему?

(Мартышка купила себе полдюжины очков, хотя нужны только одни, нанизывала их на себя куда только можно)

- Прочитайте мораль басни. Какой вывод можно сделать?

(К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.)

- Как вы думаете, какие недостатки людей И.А.Крылов высмеивает в этой басне?

(Вывод: В басне высмеивается человек-невежда)

5. Словарная работа.

«полдюжины» - 6 штук;

«к темю» - ко лбу;

«нанижет» – оденет подряд на нитку;

«невежда» - необразованный, несведущий человек;

«к худу клонит» – к плохому клонит;

«познатней» – от слова «знать» – в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

«невежа» – грубый, невоспитанный человек

5. Работа над выразительным чтением.

- Как нужно читать эту басню? Почему?

(Начало – медленно, как сказку.

Место, где Мартышка вертит Очками, нанизывает, лижет – быстро, потому что она очень вертлявая.

Слова Мартышки – с досадой, огорчением, разочарованием.

Мораль – поучительно, медленно)

6. Выразительное чтение по ролям (автор, Мартышка)
Итог урока.

- Оказался ли сегодняшний урок для вас полезным? Чем?

- Нужно ли изучать басни? Чему учит басня «Мартышка и Очки»?

(Многое знать. Для этого нужно хорошо учиться)

- Закончить урок мне хочется так:

Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание". Сенека.
Домашнее задание:

Подготовиться к выразительному чтению басни,

придумать свою басню в прозе или в стихах.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconОткрытый урок Чтения мбоу сош №170
Крылов! Это имя нам дорого с детства" (В. И. Лебедев-Кумач) "Люблю, где случай есть, пороки пощипать" (И. А. Крылов) "Его басни переживут...

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconУрок литературного чтения в 3 классе. Программа «Школа России»
...

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconУрок литературного чтения 2 класс умк «Школа России»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «Литературное чтение»

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconТема: И. А. Крылов. Басни. Цели урока
Помочь вспомнить басни, прочитанные ранее; познакомить учащихся с новыми произведениями И. А. Крылова

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconУрок литературного чтения в 3 классе по умк «Школа 2100…» Тема: Обобщающий...
Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconТема. "И. А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак"
Цели. Донести юмор и иронию басни; научить находить мораль-поучение в произведении; работать над выразительным чтением басни

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconУрок литературного чтения в 3 классе умк «Школа России»
Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио...

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconКлиманова Л. Ф, Горецкий В. Т., Голованова М. В. Родная речь: 3 класс
Умк «Школа России» на 136 часов. В планирование добавлен 1 час в неделю из регионального компонента для уроков внеклассного чтения...

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconУрок литературного чтения в 3 классе Тема
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы будем читать стихи о временах года

Урок литературного чтения умк «Школа России» Тема: «И. А. Крылов. Басни» iconКонспект урока литературного чтения Класс: 2 умк «Школа России» Учитель:...
Цели: познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница