«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал




Скачать 261.55 Kb.
Название«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал
страница1/3
Дата публикации13.10.2014
Размер261.55 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3
Рабочая тетрадь

по развитию речи

для учащихся 10 классов


Автор-составитель учитель русского языка и литературы Денисюк Л.С.

Предисловие

Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10 классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи, которые можно использовать как на уроках литературы, так и русского языка. В основу разработки легли программные произведения для уроков литературы в 10 классе.

Цель рабочей тетради – развивать устную и письменную речь школьников, овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

Представленные в сборнике задания имеют многофункциональный характер, что позволяет использовать их и для индивидуальной, и для коллективной работы, при этом в пределах некоторых заданий есть возможность перехода от индивидуальной формы работы к коллективной и наоборот.

При отборе текстов автор опиралась на следующие принципы:

• культороведческий принцип, который заключается в том, чтобы включить в состав тетради тексты, которые были бы ориентированы на национальную культуру народа и способствовали приобщению учащихся к сокровищнице культуры через посредство языка;

• принцип учета возрастных особенностей школьников, которые любят работать с текстами, требующими серьёзного размышления; с интересом выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, творческого подхода;

• принцип стилистического и жанрового разнообразия, который реализовался в подборе текстов различных жанров (сказка, стихотворение, отрывки из художественной прозы, научной статьи т.д.) и различных стилей;

• принцип разнообразия видов заданий, реализация которого стимулирует интерес учащихся в обучении, их заинтересованность на уроке, меньшую утомляемость и большую активность при выполнении заданий.

Изучая творчество Ивана Сергеевича Тургенева.

Упражнение 1. 1. Рассмотрите репродукцию картины, написанной В.Г.Перовым под впечатлением романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (см.иллюст.).

2. Прочитайте снова заключительный абзац романа «Отцы и дети». Сопоставьте его содержание и картину Перова.

3.Как вы думаете, чем можно объяснить (аргументировать) «отступления» художника от текста романа?

4. Опишите картину. Предварительно наметьте основные микротемы. Например: 1) Уголок небольшого сельского кладбища. 2) Один из дней ещё не поздней осени. 3) Старики родители на могиле сына (их одежда; позы; чувства, думы).



Упражнение 2. Напиши своё сочинение на тему «Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал.

Начало.

…Но как на свете без любви прожить?

(Из песни)

В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман «Отцы и дети», который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает «Торжество демократизма над аристократией» «Новый» человек – это Базаров. Каким же мы видим его?

Кто же он?
Конец.

Нельзя, конечно, принять голое отрицание Базарова. Нельзя жить без красоты, искусства, любви к природе. И нельзя не согласиться с одним молодым поэтом:

Природа – храм, не только мастерская,

Где не учли такого пустяка,

Что можно, все тычинки различая,

Не полюбить ни одного цветка.

Нет, нет, уж лучше верить сказкам детства,

Когда мы все с природою на «Ты».

Ведь вы тогда – вам стоит лишь вглядеться –

Поймете вдруг, о чем поют цветы.

Упражнение 3. 1. Прочитайте стихотворение А.К.Толстого. Какой фразеологизм напоминает оно своим содержанием? Какие фразеологизмы «вплетены» в ткань этого текста?

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль простить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!

2. Назовите и прокомментируйте выразительные средства синтаксиса, использованные в данном стихотворении. Как, по-вашему, к какому тургеневскому герою можно отнести данные строки? Почему? Объясните.
Упражнение 4. Выполните комплексный анализ текста (смотри памятку 1, 2).

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не раскалённое, как во время знойной засухи, не багровое, как перед бурей – мирно всплывает над узкой и длинной тучкой. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места.

(По И.Тургеневу)
Упражнение 5. Перепишите, расставляя знаки препинания. Укажите все сложные предложения, затем - виды придаточных предложений в сложноподчиненных. Выполните лингвистический анализ предложенного текста по плану (смотри памятку 2).

Елена шла потупив голову и неподвижно устремив глаза вперед. Она ничего не боялась она ничего не соображала – она хотела ещё раз увидаться с Инсаровым. Она шла не замечая что солнце давно скрылось заслоненное тяжелыми черными тучами что ветер порывисто шумел в деревьях и клубил её платье что пыль внезапно поднималась и неслась столбом по дороге… Крупный дождик закапал но она и его не замечала. Он пошел всё чаще всё сильнее сверкнула молния гром ударил. Елена остановилась посмотрела вокруг… к её счастью невдалеке от того места где её застала гроза находилась ветхая заброшенная часовенка над развалившемся колодцем. Она добежала до неё и вошла под низенький навес. Дождь хлынул ручьями небо кругом обложилось. С немым отчаянием глядела Елена на частую сетку быстро падавших капель. Последняя надежда увидеться с Инсаровым исчезла.

(По И.С.Тургеневу «Накануне»)
Упражнение 6. Какие способы и приёмы изображения внутреннего мира героя являются характерными для Тургенева – романиста?


Упражнение 7. Сравните описания внешности героев в романах Тургенева (по выбору). Какова структура портрета? Какие художественные детали повторяются в описаниях? Что в облике персонажа прежде всего привлекает внимание повествователя? Чем различаются портреты в романах писателя?


Изучая творчество Ивана Александровича Гончарова.




Упражнение 8. 1. Напишите по памяти приведенный ниже отрывок из статьи Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?».
В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается от части в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.
2. Составьте графическую схему связи предложений в данном фрагменте, устно прокомментируйте её.

3. Прочитайте слова, которые по своему происхождению связаны с греческим pathos (чувства, страсть, боль, страдание). Объясните, почему в слове апатия одно п. Составьте с ним словообразовательную цепочку.

4. Можно ли по содержанию данного отрывка предугадать, о чем будет говориться в статье далее? Почему?
Упражнение 9. Как вы понимаете смысл фразы, высказанной И.А.Гончаровым? Напишите об этом, включив высказывание И.А.Гончарова в свой текст как цитату.
Вообще к Софь. Павловн.. трудно отн..стись (н..)симпатично: в ней есть сильные зада..ки (н..)дюжинной н..туры, ж..вого ума, страс(?)ности и женской мя..кости. Она загубле..а в духот.., куда (н..)проникал (н..)один луч(?) света, (н..)одна струя свеж..го воздуха. (Н..)даром любил её и Чацкий.

И. Гончаров.
Упражнение 10. 1. Прочитайте текст. Героине какого произведения он посвящен?

Запишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, объясните свой выбор.

Софья Павловна вовсе не так в..новата, как кажет(?)ся.

Это – смесь хорош..х инстинктов с лож..ю ж..вого ума, с отсутсви..м всякого н..мека на идеи и уб..ждения, пута..ица понятий, умстве..ая и нравстве..ая сл..пота – все это не име..т в ней х..рактера лич(?)ных п..роков, а являет(?)ся как общие ч..рты её круга. В собсетве..ой лич(?)ной её ф..зиономии прячет(?)ся в тени что(то) свое горяч.., нежн.., даже мечтательн… Остальн.. пр..надлежит во..питанию.

И.Гончаров.

2. Можно ли назвать эту героиню, как героиню Островского, «лучом света в темном царстве»? Напишите мини-сочинение.
Упражнение 11. Сопоставьте описания природы в романах Тургенева и Гончарова. Отметьте сходство и различие (по выбору).
Упражнение 12. Составьте развёрнутый план лекции «Романы Гончарова: творческий замысел и художественное воплощение».
Упражнение 13. Продумайте темы для творческих заданий по романам Гончарова.

Упражнение 14. Критик Ап. Григорьев писал о «Сне Обломова»: «Автор становится истинным поэтом … Все это полный, художнически созданный мир, влекущий нас неодолимо в свой очарованный круг…».

  1. Вы согласны с тем, что «Сон Обломова» - это «Полный, художнически созданный мир»?

  2. Вас (как и современника Гончарова) влечет в этот мир или ваше отношение к нему иное?

  3. Как вы думаете, что дает критику основание называть автора «Сна Обломова» «истинным поэтом»?



Упражнение 15. Сделайте вывод о ценностях и свойствах характера, используя схему 2. Лист досье (смотри приложение)


Изучая поэзию Федора Ивановича Тютчева.

Упражнение16. Знаете ли вы афоризмы, которыми обогатил нашу речь Ф.И.Тютчев?

Закончите каждый из них и напишите полностью; не забудьте назвать стихотворение-источник.

  1. Блажен, кто…

  2. Крылом своим…

  3. Люблю грозу …

  4. Молчи, скрывайся …

  5. Мысль, изреченная …

  6. Нам не дано предугадать …

  7. Тебя ж, как первую …


Упражнение17. Анализ текста (смотри памятку 1).

  1. Прочитайте краткие сведения о творческой истории стихотворения Ф.И.Тютчева «Фонтан».

И.С.Аксаков в книге «Федор Иванович Тютчев. Биографический очерк» пишет: «Не получать каждое утро новых газет и новых книг, не иметь ежедневного общения с образованным кругом людей, не слышать возле себя шумной общественной жизни – было для него невыносимо». Мысль выдающегося поэта работала непрерывно, напряженно, и нередко от наблюдений, казалось бы, ничем не примечательных, неинтересных, он приходил к глубоким обобщениям. Картина, явление,



не привлекающие внимания других, для Тютчева могли стать толчком к созданию стихотворений философского характера. Не случайно многие его стихи, независимо от количества строф в них, имеют двухчастную композицию: в первой части образ или картина рисуется, во второй – осмысливается. Одно из таких стихотворений – «Фонтан», написанное в 1836 г.

2. Прочитайте стихотворение или прослушайте его в чьем-либо хорошем исполнении.
Фонтан.

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной –

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!

Но длань незримо- роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергая в брызгах с высоты.


  1. Постарайтесь провести его анализ самостоятельно.


Упражнение 18. 1. Прослушайте по вашему выбору один из романсов на слова Ф.И.Тютчева.

  1. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс…» (например, Ю. Шапорина на слова Ф.И.Тютчева «Я помню время золотое…»): примерный, но не обязательный план: впечатление; ассоциации; мысли; чувства; настроение.


Упражнение 19. Какие стихи или строки Ф.И.Тютчева произвели на вас наиболее сильное впечатление? Напишите об этом.

Упражнение 20. 1. Прочитайте первую строфу из стихотворения Ф.И.Тютчева «Весна»; прокомментируйте в ней синтаксические средства выразительности речи.
Как ни гнетёт рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены,-

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

  1. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор.

Упражнение 21. Прослушайте романс неизвестного автора на стихи Тютчева «К. Б. («Я встретил вас — и все былое…»)». При прослушивании на листе формата А4 цветными карандашами нарисуйте образ, чувства, переживания лирического героя.

Упражнение 22. Письменно сопоставить лексику, синтаксис и поэтические интонации стихотворения Тютчева «К. Б.» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», выявляя пушкинские параллели в лирике Тютчева.

Упражнение 23. 1. Вспомните, что такое буриме. Сочините четверостишия, употребив в них данные рифмы.

……………………. лучами

…………………… в росе.

…………………… лесами

………………… синей.

………………….. горицветы

………………….. медуниц.

………………….. света

………………….. ресниц.

  1. Составьте задание, аналогичное данному, и предложите их одноклассникам или младшим ребятам.


Изучая поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Упражнение 24. 1. Прослушайте по вашему выбору один из романсов на слова А.А.Фета.

2.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Слушая романс…» (например, Ю. П.И.Чайковского на слова А.А.Фета «Уноси мое

сердце в звенящую даль…»): примерный, но не обязательный план: впечатление; ассоциации; мысли; чувства; настроение.

Упражнение 25. «Любимые композиторы Фета – Шопен и Глинка». (Д.Д.Благой) Прослушайте одно из произведений любимых композиторов Фета и напишите сочинение-миниатюру «Слушая…» (например, «Вальс – фантазию» М.И.Глинки).


^ Изучая творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Упражнение 26. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

О счас(?)ливые, о сто крат блаже..ые Молчалины! Они бе..шумно, (н..) торопясь, переп..лзают из одного п..риода истории в другой, (н..)кому (н..)бросивши слова уч..стия, но и (н..)кого (н..)в.дернувши на дыбу… (Н..)кто ими (н..)интересует(?)ся, (н..)кто (н..)хочет знать, делают они что(нибудь) или просто с..дят и бьют баклуши, (н..)кто (н..)тр..пещет и (н..) благогове..т перед ними… какой пр..красный, блаже..ый удел! И за(то) они во веки веков (н..) перестанут быть «и другими»; зато детям их (н..)чего будет стыдит(?)ся, все равно как бы они р..дились без отцов; за(то) сами они имеют право каждодневно засыпать с сла..кой увере..остью, что (н..)полиция современности, (н..)полиция будущ.. (н..)пред(?)явит к ним (н..)малейшего иска.

М. Салтыков-Щедрин.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал icon«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал
Рабочая тетрадь адресована учителям старших классов, учащимся 10 классов. В ней представлены индивидуальные задания по развитию речи,...

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconЛюбовь и счастье в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Тургенева, умение давать нравственную оценку их поступкам; учить сопоставлять разные истории любви героев и делать выводы о том,...

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconА. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения)
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская оценка образа Базарова

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconГбоу спо мо «Егорьевское медицинское училище Вопросы для промежуточной...
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская оценка образа Базарова

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconПояснительная записка к уроку литературы в 10 классе. Литературная...
Обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов романа, а также философской, нравственной и эстетической позиции автора, воплощенной...

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconКак вести себя при теракте Терроризм
Террористы это злые люди, которые захватывают в заложники, организуют взрывы в многолюдных местах, используя орудие. Часто жертвами...

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconЛ. Н. Толстого (в судьбах героев романа), в романе «Отцы и дети» (в судьбах героев романа)

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconУрок литературы с использованием информационных технологий по теме...
Творческое название урока: “ Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею ” (В. Шекспир)

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconУрок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...

«Новые люди» в романе «Отцы и дети», используя предлагаемый материал iconИ. С. Тургенев Цели урок : показать благотворное влияние любви на...
«Отцы и дети» десятиклассниками, формировать умение анализировать художественное произведение, подчеркнуть художественное своеобразие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница