А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка




Скачать 96.95 Kb.
НазваниеА. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка
Дата публикации13.10.2014
Размер96.95 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок


Тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный

урок литературное чтение + музыка.
Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического

героя, развивать эмоциональные чувства и творческую активность учащихся, используя литературное слово, музыку.
Задачи:

образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста.
Оборудование урока:

• учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий

• «Поурочные разработки по литературному чтению» 3 класс, С.В.Кутявина

• Тесты (презентация)

• Электронная презентация к уроку

• Тексты стихотворения

• Словарь

• Выставка книг – произведения А.С. Пушкина

• Сигнальные карточки.

• А. М. Мецнер «Романс».

• Физкульт-минутка для глаз (музыкальная презентация).
^ Ход урока.

I Этап. Организационный момент. (Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности) (2 мин.)
Вводное слово учителя.

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается? (Лит. Чтение)

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок? (Да)
^ II этап . Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. (Цель: Повторить знания детей о Пушкине) (5 мин.)

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,


-Вы узнали этого поэта? ( Пушкин)

-Это строчки А.С.Пушкина. С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным.

С целью повторения знаний о Пушкине, пройдем тестирование.
^ Тестирование (презентация). (2-3мин.)

(Самооценка учащихся)

-Молодцы.
III. этап. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения . (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа) (8 мин.)

- А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой?

-Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

- Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

- Верно. Это- Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.


-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское.


Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.

Няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. И.С.Аксаков вот что пишет про няню Пушкина:
Так вот кто первая вдохновительница,

первая муза первого истинно русского

поэта, это – няня…

Да будет же ей, этой няне, от лица

русского общества вечная благодарность.

И.С.Аксаков.



  • Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.

  • Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта? (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки).

- А за что он благодарит няню? (ответы учащихся)

  • Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;

  • для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;

  • она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;

  • от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

^ Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.
- В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии. Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки.




Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».
^ Физкульт- минутка для глаз (музыкальная презентация )
IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)


  1. Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».

  2. Проверка первичного восприятия стихотворения.

  • Понравилось ли вам стихотворение? (Понравилась)

  • Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали? (Чувство грусти, печали)

  • От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)

  • Какое настроение у рассказчика? (грустное)

  • Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя, определить ритм, рассмотреть рифму.


^ 3. Словарно- лексическая работа. Записаны слова и словосочетания:

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.

^ Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

^ 4.Чтение текста стихотворения с анализом

-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением).

- 1 часть.

Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»?

(Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек)

-А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.

(Со зверем: «То, как зверь она завоет…»;

С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;

С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)

-Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера)

- Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением.

- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя:

(р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»;

(с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»;

(а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д.

-Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства)

-Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое

существо, сочувствует героям произведения)

-2 часть.

- О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне)

- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг»)

-Какое настроение у автора? (Грустное)

-Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

- В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных.

-3 часть.

- Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей»)

^ Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело.

-Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка»)

-С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню»)

-Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)

4 часть.

-Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы)

-Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину)

-Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом.

Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые)

^ V этап. Формирование умений и отработка навыков (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания) (8 мин)

  1. Обобщающая беседа.

-Для чего автор написал это стихотворение?

(-Чтобы рассказать о своих чувствах.

-Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями.

-Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.)

- Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими).

^ 4. Выразительное чтение стихотворения учениками.
Фрагмент урока музыки.

«Спой мне песню»- просит поэт няню .Долгими зимними вечерами А.С.Пушкин любил слушать не только сказки Арины Родионовны, но и песни, которые она ему напевала.
-Как вы думаете, можно ли на текст этого стихотворения написать музыку?

(Да, можно).

- При помощи каких средств композитор пишет музыку?

(Для этого используют средства музыкальной выразительности: темп, динамика, лад).

-Попробуем и мы стать композиторами и написать свою музыку к первым четырём строкам стихотворения.

-Прочитайте их.

( «Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя»).
-Я предлагаю вам подобрать средства музыкальной выразительности для своей музыки. Для этого возьмите карточку и подчеркните нужное.
Карточка


темп

быстрый

медленный

динамика

громко

тихо

лад

мажор

минор


-Что выбрали прочитайте.

(Дети зачитывают различные варианты ответов).

-Попробуйте напеть эти строки.

(Дети по желанию напевают четверостишье).
-Вы побывали в роли настоящего композитора и сумели передать настроение и характер стихотворения в музыке.

А теперь давайте послушаем как это стихотворение «услышал» профессиональный композитор.
(Звучит фонограмма музыкального произведения А.Мецнера «Романс»).
-Что общего между произведениями, исполненными вами и романсом А.Мецнера?

(Медленный темп, сольное исполнение, минорный лад).

^ VI этап. Оценка учебных достижений, подведение итогов урока. Рефлексия. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке) (5 мин.)

    1. Вывод.

  • Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

  • С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)

  • У каждого из вас есть бабушки. В наше современное время они выполняют роль няни. У некоторых детей, кроме бабушек, есть и няни. Что вы можете рассказать о них?

2. Комментирование оценок.

3. Домашнее задание.

1) выучить стихотворение «Зимний вечер».

2) напишите о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрок. Тема: «Зимний вечер» в творчестве А. С. Пушкина, музыке и живописи
Интегрированный урок в 4 классе. Программа Г. П. Сергеева, Е. Д критская, Т. С. Шмагина

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconИнтегрированный урок русский язык – литературное чтение
Оборудование: учебник «Русский язык» С. В. Иванов, «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, тетрадь по литературному чтению, рабочая...

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрок литературное чтение + изо
Ребята, сегодня у нас интегрированный урок. Проводить его будут два учителя: я и Надежда Дмитриевна. А начать урок я хочу со следующих...

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconКолыбельная зимы
Интегрированный урок «окружающий мир», «литературное чтение», «детская риторика»

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconКонкурсный урок: интегрированный урок чтение, музыка, рисование Цели
А мне стало радостно, я люблю зиму. И сегодня урок будет посвящен Зиме.(на проекторе появляется первый слайд с темой «Снежное слово...

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрок во втором классе с использованием икт на тему: «Симметрические формы. Удивительные бабочки»
Тип урока: интегрированный урок по предметам: я и Украина, литературное чтение, математика, рисование

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрока чтения по теме «А. С. Пушкин. «Зимний вечер»
Александр Сергеевич Пушкин в 8 лет уже сочинял стихи. И первые стихи написал на французском языке

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconУрока Тема урока: «Унылая пора! Очей очарованье!»
Интегрированный урок-проект (литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство)

А. С. Пушкин «Зимний вечер». Интегрированный урок литературное чтение + музыка iconЗадача: Вспомнить биографию А. Пушкина, его стихотворения «Зимний вечер»
Закрепить знания учащихся о биографии А. Пушкина, вспомнить содержание сказки «Сказка о царе Салтане», стихотворений: «Зимний вечер»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница