Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»




Скачать 190.77 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»
Дата публикации07.10.2014
Размер190.77 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок



МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»



Урок литературы в 11 классе
(с применением проектных технологий)

Подготовила и провела

учитель русского языка и

литературы Жагрова В.В.

Рузаевка

Цели:

  • повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма - символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы;

  • развивать творческие способности и вкус учащихся, их исследовательские навыки, умение работать в группе;

  • способствовать повышению общей эрудиции детей.



Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Серебряный век… Само это словосочетание ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. Поэзия этого периода по своей сути является как бы мелодией слов, своеобразным звукопорядком.

Среди миров, в мерцании светил

Одной Звезды я повторяю имя…

Не потому, чтоб я Ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне в сомненье тяжело,

Я у Нее одной ищу ответа,

Не потому, что от Нее светло,

А потому, что с Ней не надо света.

Иннокентий Анненский… Обратите внимание, насколько глубоко, образно, философично!

Однако Серебряный век, в отличие от пушкинской эпохи, названной в русской литературе «золотым веком», не может быть назван чьим-то одним – пусть даже великим – именем; его поэтику решительно невозможно свести к творчеству одного, двух или даже нескольких выдающихся мастеров слова. В том-то и особенность данного периода, что в нем жили и творили поэты, представляющие многие литературные течения, исповедующие разные поэтические принципы. Каждый из них отличался необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
Сегодня на уроке речь пойдет о таком явлении в русской литературе, как модернизм. Мы говорили о нем много и подробно и сегодня как бы подводим итог. Результатом наших исследований стала книга о русском модернизме конца 19 - начала 20 века, составленная нами с опорой на материалы литературоведения, наши знания, вкусы, пристрастия.

Сегодня мы пригласили вас в наш Литературный салон для презентации этой книги. Слово хозяйке салона.
Ведущая:

  • Задача, которую мы перед собой ставили, создавая эту книгу, - рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма – символизма, акмеизма, футуризма и имажинизма; определить их общие художественные принципы; постараться воссоздать общую картину поэтической эпохи, названной Серебряным веком, без которой достаточно сложно разобраться в отдельных ее проявлениях.

  • Книга создавалась совместными усилиями. Работали группы «символистов», «акмеистов», «футуристов» и «имажинистов», которые, изучив литературоведческие источники, постарались составить краткую справку о выбранном литературном направлении, назвать имена наиболее значимых, на их взгляд, представителей данного течения, сделать подборку стихов этих поэтов, отражающих их поэтическую манеру. Параллельно работала группа искусствоведов, подбиравших для оформления произведения художников и композиторов Серебряного века.

  • Открывает книгу общая характеристика понятия «модернизм»

Страница 1

Модернизм.

Термин «модернизм» в переводе с французского означает новейший, современный и в широком смысле представляет собой общее обозначение явлений искусства и литературы 20 века, отошедших от традиций внешнего подобия.

Термин «модернизм» достаточно точно передавал заложенную в литературе Серебряного века идею создания новой литературы и воплотился «в систему относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций. Сущностью модернизма было то, что модернисты были ослеплены «сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».

Символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм – основные течения модернизма.

Страница 2

Символизм

  • Следующая страница книги посвящена наиболее крупному литературному направлению конца 19 - начала 20 века - символизму. Символизм (от греч. Symbolon – знак, символ) – направление в европейском искусстве 1870-1910 годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже 19-20 веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.

Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание», то есть поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления; в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.

Для поэтики символизма характерны:

  • передача тончайших движений души;

  • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии;

  • изысканная образность, музыкальность и легкость слога;

  • поэтика намека и иносказания;

  • знаковое наполнение обыденных слов;

  • отношение к слову как к шифру некой духовной тайнописи;

  • недосказанность, утаенность смысла;

  • стремление создать картину идеального мира;

  • эстетизация смерти как бытийного начала;

  • элитарность, ориентация, на читателя-соавтора, творца

Символизм был явлением неоднородным, пестрым и достаточно противоречивым. Он объединил в своих рядах поэтов, придерживавшихся порой самых разных взглядов. В литературоведении принято различать «старших» и «младших» символистов.




«Старшие символисты»

«Младосимволисты»

^ Петербургская группа

Московская группа

Представители

Д. Мережковский

З. Гиппиус

Ф. Сологуб

И. Анненский

В. Брюсов

К. Бальмонт

А. Блок

А. Белый

В.Иванов

Эллис

Теоретики

Д. Мережковский

В. Брюсов

В.Соловьев

Статьи

Д.Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»

В. Брюсов «Ключи тайн»;

К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии»

А. Белый « О религиозных переживаниях»

Журналы

«Северный вестник»

«Весы» «Аполлон»





Размежевание на «старших» и «младших» символистов происходило не столько в силу возраста, сколько из-за разницы мироощущения и направленности творчества.

«Старшие символисты» не ставили целью создание системы символов; они в большей степени эпатажные декаденты, импрессионисты, которые стремились передать тончайшие оттенки настроений, движения души. Постепенно слово как носитель смысла для символистов утратило цену. Оно приобрело ценность только как звук, музыкальная нота, как звено в общем мелодическом построении стихотворения.

«Младосимволисты» опирались на учение философа- идеалиста и поэта Вл. Соловьева, углубившего идею Платона о «двоемирии». Соловьев пророчил конец мира, когда погрязшее в грехах человечество будет спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – «Мировой Душой»( она же «Вечная Женственность»), что приведет к созданию «Царства Божьего на земле».

  • Одним из зачинателей русского символизма был Дмитрий Сергеевич Мережковский

Д.С.Мережковский был одним из зачинателей русского символизма. Вышедший в 1892 году в Петербурге его поэтический сборник «Символы» дал имя нарождающемуся направлению русской поэзии. Но, развивая основные для символистов мотивы безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности личности и проповедуя красоту, «спасающую мир», Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Революции он не принял, с 1920 года жил в эмиграции.

Наиболее ярким стихотворением, отражающим мироощущение поэта, считаю стихотворение «Да не будет».

  • Одним из представителей московской группы старших символистов был Константин Дмитриевич Бальмонт

В конце XIX – начале XX веков К.Д. Бальмонт был едва ли не самым известным среди русских поэтов. В его ранних стихах слышны мотивы гражданской скорби и самоотречения, возникшие под влиянием народной поэзии. Вслед за этим он выступил как один из ранних представителей символизма. Кроме того Бальмонт известен как видный переводчик и страстный путешественник: он побывал на всех континентах.

В 1920 году, преследуемый голодом и болезнями, поэт уехал во Францию. Всеми забытый и полубезумный, он умер в предместье Парижа.

«Колокольный звон»

  • И, конечно же, разговор о символизме был бы неполным без Александра Александровича Блока.

Александр Александрович Блок – единственный из символистов признанный ещё при жизни поэтом общенационального значения. В русской поэзии он занял своё место как яркий представитель символизма ,но в дальнейшем значительно перешагнул рамки и каноны этого литературного направления , значительно расширяя его ,однако при этом не разрушая.

Романтизм зрелого Блока не имеет уже ничего общего с субъективизмом его юношеской лирики, ярко обозначенном как в «Стихах о Прекрасной Даме» ,так и в более позднем демоническом образе Незнакомки .

Вклад Блока в русскую поэзию необычайно велик. В его творчестве завершились все важнейшие течения русской лирики дооктябрьского периода.

«Предчувствую тебя…»

Страница 3

Акмеизм

  • Далее в нашей книге следует статья о направлении, сформировавшемся как реакция на крайности символизма, - акмеизме. Акмеизм (от греч. Acme – высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, острие) – одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Основные принципы акмеизма:

**освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

**отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

**стремление придать слову определенное, точное значение;

предметность и четкость образов, отточенность деталей;

**обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

  • Одним из основателей акмеизма был Николай Степанович Гумилев

Н.С. Гумилев – поэт, прозаик, драматург, критик, один из основателей акмеизма, руководитель «Цеха поэтов». Для его поэзии характерна тяга к экзотике, поэтизация истории, пристрастие к ярким краскам, стремление к композиционной четкости.

В юности Гумилев много путешествовал. Муж Анны Ахматовой, в 1914 году добровольцем ушел на фронт; награжден двумя Георгиевскими крестами. В 1921 году арестован по ложному обвинению и расстрелян как участник контрреволюционного заговора. «В пути»

  • Наравне с мужчинами в поэзии русского модернизма зазвучал женский голос. Анна Андреевна Ахматова, начинавшая свой творческий путь в рамках акмеизма, стала по-настоящему большим национальным поэтом.

Лирика А.А.Ахматовой вошла в русскую поэзию свежей струей искреннего чувства. Четкость языка, уравновешенность поэтического тона, простые, но чрезвычайно выразительные образы, наполняют ее лирические стихи большим психологическим содержанием. Стиль поэтессы как бы сплавил в себе традиции классики и новейший опыт русской поэзии, а ощущение эпохи, сопереживание ее событий, поиски своего места в них сделали Ахматову по-настоящему большим национальным поэтом.

«Сжала руки под темной вуалью»

«Мне голос был» (В записи)

  • Следующая страничка нашей книги посвящена Осипу Эмильевичу Мандельштаму.

О.Э.Мандельштам – поэт, прозаик, эссеист; примыкал к акмеизму с первых шагов этого литературного течения. Для его поэзии характерны философская глубина. обостренный интерес к истории. Мандельштам – блестящий мастер поэтического слова. Его стихи предельно кратки, насыщены историко-литературными ассоциациями, музыкально выразительны и ритмически разнообразны.

После революции поэт постепенно вытеснялся из печати. В 1934 году был арестован и отправлен в ссылку. В 1938 году арестован вторично и погиб в лагере под Владивостоком.

«За гремучую доблесть грядущих веков»

  • Любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако крайне экстремистской направленностью в этом плане отличался футуризм.


Страница 4

Футуризм.

Футуризм (от лат. Futurum – будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов 20 века прежде всего в Италии и России.

Основные признаки футуризма:

  • бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

  • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

  • бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

  • поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

  • культ техники, индустриальных городов;

  • пафос эпатажа.




Кубофутуризм

«Гилея»

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии»

«Центрифуга»

Представители

Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский

Игорь Северянин, Василиск Гнедов, Иван Игнатьев

Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Константин Большаков

Николай Асеев, Борис Пастернак, Семен Кирсанов

Статьи

«Пощечина общественному вкусу»

«Скрижали эгопоэзии»




С. Бобров

« Русский пуризм»

Журналы

Поэтический сборник «Садок судей»




Альманахи «Вернисаж», «Пир во время чумы», «Крематорий здравомыслия»

Сборник «Рукогон»

  • «Гилея» - первая футуристическая группа. Они называли себя также «кубофутуристы» или «будетляне» (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908 , хотя основной состав сложился в 1909- 1910 г.г. Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.


Владимир Маяковский

В.В.Маяковский – один из лидеров кубофутуризма и русского авангардного искусства. В русской поэзии 20 века ему принадлежит исключительная роль. Поэт вторгся в традиционную систему стихосложения, сильно преобразив ее. Стих Маяковского опирался не на музыку ритма, а на смысловое ударение, на интонацию. Количество слогов в строке утратило в его стихах решающее значение, возросла и качественно изменилась роль рифмы, резко проявился разговорный характер стиха. Это был принципиально новый шаг в развитии русской поэзии.

Революция во многом изменила взгляды Маяковского на общественную роль искусства. В поздний период творчества он отошел от футуризма. Судьба поэта сложилась трагично: неудачные обстоятельства в борьбе литературных групп и в личной жизни привели его к самоубийству.

«Послушайте»



  • В отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Он не имел конкретной творческой программы, а лозунгами своего эгофутуризма были:

1. душа – единственная истина;

2. самоутверждение личности;

3. поиски нового без отвергания старого;

4. осмысленные неологизмы;

5. смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы;

6. борьба со стереотипами и заставками.

Как видно, никаких теоретических новшеств данная «программа» не содержит. В ней Северянин фактически провозглашает себя единственной и неповторимой поэтической личностью.

Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю русской поэзии. Его стихи отличались напевностью, звучностью и легкостью. Он виртуозно владел словом. Рифмы его были необычайно свежи, смелы, и удивительно гармоничны.

Игорь Северянин

Игорь Северянин – псевдоним Игоря Васильевича Лотарева. Уже первые его книги закрепили за Северяниным славу исключительно салонного поэта. Многие его стихи отличались манерностью; чрезмерное пристрастие к неологизмам и иностранной лексике приводило поэта на грань безвкусицы. В то же время Северянину принадлежит целый ряд произведений, для которых характерны красочность, выразительность и мелодичность поэтической речи, сложная рифмовка, наличие оригинальных стихотворных форм.

Летом 1918 года поэт находился в Эстонии и после создания там буржуазной республики оказался в эмиграции. В поздних его стихах явственно ощущается драма разлуки с родиной. «Когда ночами»



  • В «Мезонине поэтов» не имелось крупных величин, сопоставимых с Маяковским или Хлебниковым, поэтому его участникам было достаточно сложно выработать какую-то самостоятельную теоретическую базу своей группы. Это движение было построено не на общей идеологической платформе, а скорее, на деловых, издательских интересах его участников. Объединение распалось в конце 1913 года.

  • Московская футуристическая группа «Центрифуга» образовалась в январе 1914 года. Основной особенностью в теории и художественной практике участников «Центрифуги» было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединилось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции, стремление связать свою деятельность с художественным творчеством предшествовавших поколений.


Борис Пастернак

Одним из самых ярких представителей «Центрифуги» является Б.Л.Пастернак. Истоки поэтического стиля Пастернака лежат в модернистской литературе 20-ого века , в эстетике импрессионизма.

Ранние его стихотворения сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется свежесть восприятия, искренность и глубина. С годами Пастернак освобождается от излишней субъективности образов и ассоциаций. Оставаясь философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность.

«Февраль»

«Свеча горела» (романс)

  • Последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века был имажинизм.

Страница 5

Имажинизм

Имажинизм (от фр. И англ. Image – образ) – литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Основные признаки имажинизма:

  • главенство «образа как такового»; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;

  • поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;

  • эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;

  • поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;

  • текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала до конца.









Представители

Вадим Шершеневич, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин, художник Борис Эрдман

Журналы

«Гостиница для путешествующих в прекрасном»

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии 20 века. Одним из организаторов и признанным идейным лидером группы был В.Шершеневич, который начинал как футурист, отсюда зависимость поэтических и теоретических экспериментов Шершеневича от идей Ф.Маринетти и творческих исканий других футуристов – В. Маяковского, В. Хлебникова. Имажинисты подражали футуристическому эпатажу публики, но их давно уже не новые «дерзости» носили театрально-наивный, если не откровенно вторичный, характер.

  • Во многом повлияло на развитие течения поэтическое творчество Сергея Есенина, который входил в костяк объединения.

С.А.Есенин главными в своем творчестве считал «лирическое чувство» и «образность». Источник образного мышления он видел в фольклоре, народном языке. Вся метафорика Есенина построена на взаимоотношениях человека и природы. Лучшие его стихотворения ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, Есенин был удивительно чутким к земным краскам, звукам и запахам.

После революции в трогательной и нежной есенинской лирике появляются новые «разбойно-разгульные» черты, сблизившие его с имажинистами.

Судьба поэта сложилась трагически. В состоянии депрессии он покончил жизнь самоубийством.

«Мы теперь уходим понемногу…»

Учитель: Мы закрыли последнюю страничку книги, но разговор о поэзии модернизма на этом не закончен. Мы уже сказали, что особенность данного периода в том, что в нем жили и творили поэты, часто диаметрально противоположные в своих художественных пристрастиях и творческих исканиях. Иногда они затевали яростную полемику, предлагая различные способы постижения бытия. Собираясь в кафе с колоритными названиями «Бродячая собака», «Розовый фонарь», «Стойло Пегаса», представители разных течений обрушивались друг на друга с критикой, доказывая состоятельность лишь своего направления, свою избранность в создании нового искусства. Я предлагаю вам организовать такую дискуссию.

Дискуссия.

Акмеисты:

- Я согласна с тем, что поколение символистов состояло из блестяще образованных людей, свободно чувствовавших себя в океане мировой культуры, стремившихся возродить культурное наследие собственной страны, однако требование обязательной мистики, раскрытия тайны привело к утрате подлинности поэзии. А увлечение музыкальной основой стиха привело к созданию поэзии, лишенной всякого логического смысла.

Символисты:

- Мы считаем, что поэтика ассоциаций, намеков, требующих расшифровки, восприятия и осмысления художественной детали дает толчок работе воображения читателя. А максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии, музыкальность и легкость слога помогают о самых обыденных или даже трагических вещах писать с изысканной образностью.

Примером этому может служить стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», написанное в августе 1905 года, когда заканчивалась русско-японская война. Пение девушки и хора – это молитва об отторгнутых от родимого крова, о заброшенных на чужбину. И вопреки молитве и духовному единению – грустный, неожиданный, трагический итог, данный в намеке на трагический для России исход войны летом 1905 года: «причастный тайнам», т.е. знающий наперед, вещий; «высоко, у царских врат… плакал ребенок» - Спаситель-ребенок на руках у Богоматери. Да порой бывает трудно «расшифровать» символы стихотворения, но как это красиво звучит!

- У футуристов так вообще ничего не поймешь! Сплошной «дыр бул щыл…»!

Футуристы:

- Неправда, я прочитаю лишь одну строфу из Маяковского, и вы убедитесь, насколько талантливым он был:

Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят, что ж,

По родной стране пройду стороной,

Как проходит косой дождь.

- А я считаю, что поэзия Есенина не интеллектуальная, в его стихах нет философских размышлений: ни философии любви, ни философии природы!

Имажинисты:

- Зато есть само чувство любви, глубокое, искреннее! Само дыхание природы. Он рассказывает нам о нас самих, о наших простых, естественных чувствах, и потому является одним из всенародно любимых поэтов и сейчас, спустя более полувека.

Отрывок «Есенина поют»

(звучит песня «Над окошком месяц»)

- Чтобы закончить этот спор, давайте послушаем Кузнецову Марину. Она провела небольшую исследовательскую работу: сравнивала творчество символиста Блока и имажиниста Есенина. К каким же выводам она пришла?

^ Исследование Кузнецовой М.
Выводы, подведение итогов.

Известный литературовед М.Л.Гаспаров в своей работе «Поэтика «серебряного века» справедливо замечает, что «модернизм никоим образом не исчерпывает русскую поэзию начала 20 века. Стихи модернистов количественно составляли ничтожно малую часть, экзотический уголок тогдашней нашей словесности». Тем не менее, когда речь заходит о явлении, именуемом «Поэзия Серебряного века», то имеется в виду в первую очередь поэзия русского модернизма, состоящая главным образом из крупнейших поэтических направлений – символизма, акмеизма, футуризма, имажинизма.

Несмотря на значительные внешние и внутренние противоречия, каждое из них дало миру немало великих имен и превосходных стихотворений, которые навсегда останутся в сокровищнице русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений.

Заключительное слово.

Краток был Серебряный век. Краток и ослепителен. Биографии почти всех творцов этого поэтического чуда сложились трагически. Время, отпущенное им судьбой, оказалось роковым. Но, как известно, «времена не выбирают – в них живут и умирают». Поэтам Серебряного века пришлось до дна испить чашу страданий: хаос и беспредел революционных лет и гражданской войны уничтожил духовную основу их существования.

Вскоре после революции ушли из жизни Блок, Хлебников, Брюсов.

Многие эмигрировали, не в силах вынести жизни на неприветливой родине, в одночасье ставшей им мачехой: Мережковский, Гиппиус, Бунин, Вяч. Иванов, Бальмонт, Адамович, Бурлюк, Ходасевич, Саша Черный, Северянин, Цветаева и многие другие. Большинство из них прожили остаток жизни за границей, мечтая вернуться в Россию.

Хотя, вероятно, это стало бы для них событием не менее горестным, что подтверждает судьба Цветаевой, покончившей с собой после возвращения на родину. Кроме нее счеты с жизнью свели Есенин и Маяковский.

Те, кто остался в России, были уничтожены тоталитарным режимом: Расстрелян по ложному обвинению Гумилев; сгинули в сталинских лагерях Клюев, Мандельштам, Нарбут, Лившиц, Клычков, Введенский, Хармс.

Те же, кто уцелел в этой мясорубке, были обречены на безмолвие. А поэтов, решивших сотрудничать с новой властью, тоже ждала незавидная литературная судьба: для Маяковского, Каменского, Городецкого она обернулась утратой таланта и потерей творческой индивидуальности.

Некоторые сознательно приговорили себя к молчанию, уйдя от стихотворчества в иные области литературы, занявшись журналистикой, прозой, драматургией, переводами. Многие из имен на долгие годы были преданы забвению. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Явление культуры под названием «Серебряный век» вернулось к нам в стихах его создателей, для того чтобы еще раз напомнить, что только красота может спасти мир.

И. Тальков «Ностальгия»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
...

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок развития речи в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Фурасьева Татьяна Владимировна

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок конференция с элементами Праздника. День славянской письменности...
Мероприятие подготовила и провела учитель русского языка и литературы моу «сош №3» Зилова М. Ю

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок литературы в 9-м классе с применением икт по теме "Русская культура Серебряного века"
Обучающая: создать целостный образ культуры Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма...

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок развития речи в 6 классе
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы I категории Бишевской средней общеобразовательной школы Апастовского района...

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок литературы в 6 классе с применением технологии «Предметное рисование...
Долотовская Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Юшинской школы

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы...
Цели: дать понятие обучающимся о понятии Серебряный век и процессах, происходящих в литературе в период Серебряного века; развивать...

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconУрока: Обобщить знания по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Уварова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, мбоу гимназии №11 г о. Железнодорожный Московской области

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Урок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий) Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Жагрова В. В. Рузаевка Цели: повторить и обобщить знания по теме «Поэзия Серебряного века» iconМетодическая разработка урока литературы в 10 м классе Кобиль Татьяна...
Цель: показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница