Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике




Скачать 67.65 Kb.
НазваниеУрок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике
Дата публикации07.10.2014
Размер67.65 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Арсеньевского городского округа

Урок литературы по теме:

Тема поэта и поэзии в лирике

А. С. Пушкина

(9 класс)

Урок разработан

Катибой Валентиной Петровной

учителем русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Электронный адрес образовательного учреждения: arsschool_4@list.ru

2013

Тема. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Цели:

  • Проследить, как представлена тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

  • Развивать навыки анализа поэтического текста, сравнения, обобщения.

  • Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово и стремление к индивидуальной самореализации.

^ Тип урока. Изложение нового материала.

Методы работы.

Исследование

Логические: анализ, сравнение, обобщение

Словесные: эвристическая беседа

Наглядные: демонстрация, иллюстрация

Форма проведения: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование.

  • Портрет А. С. Пушкина.

  • В каждой группе - ноутбук (6 штук).

  • Проектор.

  • Эпиграфы к уроку.

  • Карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент. Включение учащихся в деятельность. Создание положительной эмоциональной направленности.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Пожелайте друг другу удачи. Надеюсь на то, что мы активно поработаем и справимся со всеми трудностями. Итак, « Тема поэта и поэзии»- предмет нашего разговора на нашем занятии.

2. ^ Подготовка к « открытию новых знаний». Формулировка задач.

Учитель. Тема поэта и поэзии традиционная. Вспомните, кто из предшественников А. С. Пушкина обращался к этой теме?

Ученики. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин.

Учитель. Тема поэта и поэзии проходит также и через всё творчество А. С. Пушкина. « К другу стихотворцу» - его первое опубликованное произведение этой темы. Оно было напечатано в журнале « Вестник Европы» в 1814 году. А одно из последних – « Я памятник себе воздвиг нерукотворный» - было написано поэтом в 1836 году. Читаем выразительно эпиграфы к уроку.

1. Поэт не человек, он только дух-

Будь слеп он, как Гомер,

Иль, как Бетховен, глух,-

Всё видит, слышит, всем владеет.

А. Ахматова

2. Иди один и исцели слепых,

Чтобы узнать в тяжёлый час сомненья

Учеников злорадное глумленье

И равного душе толпы.

А. Ахматова

3. Пусть судит обо мне, как хочет, целый свет,

Сердись, кричи, брани, - а я-таки поэт.

А. С. Пушкин

Обсудите информацию моего вступительного слова, основные мысли эпиграфов и сформулируйте задачи урока.

Ученики после работы в группе формулируют задачи урока и озвучивают их.

  • Проследить развитие темы поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

  • Определить видение А. С. Пушкиным образа поэта , его назначения.

3. Открытие нового знания.

Работа в группах. Аналитическая работа с поэтическим текстом. Всего 6 групп, каждая получает текст стихотворения и порядковый номер выступления.


^ Самостоятельная работа в группах под руководством учителя ученики проводят анализ стихов А. С. Пушкина: «Пророк», «Арион», «Поэт», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Учащиеся готовятся к выступлению со слайдовым сопровождением по заданному плану.

Задание для работы в группе.

1. Приготовить выразительное чтение стихотворения.

2. Сформулировать основную мысль стихотворения.

3. Оформить слайд.

4. Подведение итогов работы в группах.

1. Выразительное чтение стихотворения.

2. В результате выступлений учащихся и представления слайдов на экране получаются тезисы.

  • «Пророк» (1826 год). Мыслью о высоком общественном назначении поэзии проникнуто стихотворение. Поэт - мыслитель, обличитель и «пророк» высших идей.

  • «Арион» (1827год). Поэт должен быть верен своим идеям, быть свободным от влияния случайностей, происходящих в жизни, или даже закономерностей общества.

  • «Поэт» (1827). Поэт- носитель подлинной правды. В минуты вдохновения он возвышается над всеми, обладает всезнанием, высшей мудростью.

  • «Поэту» (1830).Поэт-не игрушка в руках толпы, не её минутная забава. Он свободный мыслитель и идёт путями, определёнными его высоким призванием.

  • «Эхо» (1831год). Поэт-носитель правды. Его поэзия отражает действительность. Он внемлет всему, что видит и слышит.

  • «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836 год). Слава поэта выше славы царя, если он был свободен в своём творчестве и шёл своими путями. Его поэзия была благородным подвигом во имя народа.

4. ^ Рефлексия деятельности.


Задание. Составить план публичного выступления по теме « Идеал поэта в понимании А. С. Пушкина».

1. Предшественники А. С. Пушкина о назначении поэта и поэзии.

2. Образ поэта в лирике А. С. Пушкина:

  • поэт свободен в своём творчестве;

  • поэт идёт своими путями, определёнными его высоким призванием;

  • поэзия – благородный подвиг.

5. Итог урока.

Какие задачи ставили на уроке и удалось ли их решить?

^ Выводы по уроку: Прослеживая развитие темы поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина, мы увидели, что она в его лирике была ведущей. Создав ряд стихотворений о задачах поэта и поэзии, Пушкин развивает свой взгляд на эту проблему. В своём творчестве он утверждал новый облик поэта, черты которого мы выявили ,проведя аналитическую работу над текстами стихотворений А. С. Пушкина.


^ Домашнее задание.

Приготовиться к публичному выступлению по теме: « Идеал поэта в понимании А. С. Пушкина».

Методическая литература.

Благой Д. Д. « Творческий путь Пушкина» .М.-Л, Изд-во АН СССР, 1950.

Богомолова Б. И. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений

Жаров Т. К. высших учебных заведений. – М.: Высшая школа,1986.

Дёмин Н. А. Изучение творчества А. С. Пушкина.- М., « Просвещение»,1974.

Турьянская Б. И. Русская литература 19 в. Материалы для подготовки к экзаменам

Гороховская Л. Н. –М.: Русское слово, 2002.

Самоанализ то теме « Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина»

Характеристика класса

Урок был проведён в 9-ом классе. У учащихся имеются знания по предмету. Они ориентируются в литературном процессе, знают содержание изучаемых произведений, владеют необходимыми теоретическими знаниями, уместно используют в своей речи литературоведческие термины.

Тема.

Лирика А. С. Пушкина.

Тема урока.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

Место урока.

Урок проведён после изучения темы: «Мотивы лирики А. С. Пушкина»

Тип урока.

Изучение нового материала.

Цели (задачи) урока.

^ Цели.

Обучающие.

  • Проследить, как представлена тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

  • Определить видение Пушкиным образа поэта, его назначения.

Развивающие.

  • Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки сравнения, обобщения.

  • Совершенствовать умение выразительного чтения.

Воспитательные.

  • Способствовать эстетическому воспитанию, умению проникать в смысл стихотворения, чувствовать слово.

  • Воспитывать стремление к индивидуальной самореализации.

Содержание и организация учебного занятия.

На уроке использована работа в группах. Это способствует развитию коммуникативных взаимодействий между учащимися и учителем. Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока, что свидетельствует об осмысленности ими предмета разговорa на уроке.

Технология работы педагога.

На уроке использовались элементы ИСУД - индивидуальный стиль учебной деятельности (составление плана к публичному выступлению). На уроке использовались следующие технологические приёмы:

-стимулировать проявление самостоятельности;

-строить учебное взаимодействие между учеником и учителем;

-учитывать индивидуальный темп и стиль деятельности школьника.

Методы обучения.

Словесный: эвристическая беседа, элементы презентации.

Наглядный: портрет А. С. Пушкина, проектор, Ноутбуки (для каждой группы, 6 штук)

Логический: аналитическая работа с текстом, обобщение, делать вывод.

Компетентности.

Методологические.

Познавательные (когнитивные).

Креативные (творческие).

Результативность проведённого урока.

Мне удалось реализовать замысел урока.

На уроке были достигнуты цели и решены задачи.

Учитывались индивидуальные и возрастные особенности учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconУрок литературы в 11 классе «Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского»
Оборудование: тексты стихотворений, задания для тестовой и самостоятельной работ, презентация по теме, запись: В. В. Маяковский....

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconУрок литературы в 11 классе по теме «Мотив странничества в лирике...
Шириева Л. Ф., учитель русского языка и литературы высшей категории гбоу «Стерлитамакский лицей-интернат №2»

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Размышления о жизни, любви, природе в лирике С. Есенина»
Портрет Есенина, фотографии, связанные с жизнью поэта, магнитофон, флеш- карта с записью песен на стихи Есенина, сборники стихов...

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconЛюбви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconЛитература: Стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»
Маяковского) – сочетание традиционных подходов и новых технологий (элементов исследовательской деятельности, творческой мастерской)....

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconУрок-диалог с поэтом по теме творчества в лирике поэта Серебряного века Валерия Брюсова
Через анализ поэтических произведений В. Брюсова создать образ поэта, выявить причины, повлиявшие на формирование творческой программы...

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconНазначения поэта и поэзии в его лирике
Своеобразие историко-литературной ситуации первой половины XIX века. Основные этапы развития литературы данного периода

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconТема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Чтение диалога Чарского и импровизатора из произведения А. Пушкина «Египетские ночи» (глава 2)

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconУрок по литературе в 8 классе «Тема узничества в лирике М. Ю. Лермонтова»
Лирический герой – условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок к самому автору, но не тождественен ему. Лирический герой...

Урок литературы по теме: Тема поэта и поэзии в лирике iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница