«Древнерусская литература»




Название«Древнерусская литература»
страница1/22
Дата публикации01.10.2014
Размер2.79 Mb.
ТипВикторина
www.lit-yaz.ru > Литература > Викторина
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5—11 классы / авт.-сост. Н. Ю. Кадашникова, Л. М. Савина. — Волгоград: Учитель, 2009. — 254 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение . …………………………………………………………………………………………………...4

Н. О. Кадашникова

5 класс

Тест по творчеству И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина ………………………………...5

Викторина по рассказу И. С. Тургенева «Муму» ………………………………………………………..5

^ 6—7 классы

Викторина по теме «Древнерусская литература» ………………………………………………………..6

Блиц-опрос по теме «Древнегреческие мифы» …………………………………………………………. 8

Итоговый тест за курс литературы 7 класса …………………………………………………………….10

8 класс

Викторина по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» ………………………………………………………...14

Итоговая контрольная работа за курс литературы 8 класса …………………………………………...15

9 класс

Творческая работа «Подражание А. С. Грибоедову» ………………………………………………….15

Тест по творчеству А. С. Пушкина ………………………………………………………………………16

Контрольная работа по теории стихосложения «К тайнам поэзии М. Ю. Лермонтова» …………….20

Творческая работа «Подражание М. Ю. Лермонтову» ………………………………………………..21

Задание обобщающего характера «От замысла к воплощению…»........................................................22

Изложение с творческим заданием по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ………23

Тест по творчеству Н. В. Гоголя …………………………………………………………………………24

Итоговая контрольная работа за курс 9 класса …………………………………………………………27

^ 10—11 классы

Викторина по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница» …………………………………………….28

Тест по творчеству И. С. Тургенева ……………………………………………………………………..29

Викторина по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» …………………………………………………32

Викторина по роману И. А. Гончарова «Обломов».

«Внимательный ли Вы читатель?» ……………………………………………………………..33

Изложение с творческим заданием по роману И. А. Гончарова «Обломов» …………………………33

Викторина по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» ……………………………………...34

Тест по творчеству Н. А. Некрасова …………………………………………………………………….35

Викторина по роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание» «По одежке встречают...» ……………………………………...39

Викторина по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«В портретной галерее романа Ф. М. Достоевского» ………………………………………...40

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» ………………………41

Литературный диктант словарная работа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» ………………..42

Погружение в текст произведения.

Анализ эпизода …………………………………………………………………………………..43

Составление портретной характеристики персонажа. ^ А. Болконский ……………………….43

Составление характеристики персонажа. Наташа Ростова ………………………………...44

Тест по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина …………………………………………………………44

Именной диктант по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина

«История одного города» «Узнай героя» ……………………………………………………..47

Исторический брейн-ринг по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина.

«История России в «Истории одного города» ………………………………………………...47

Итоговая контрольная работа «Русская литература I половины ХIХ века» ………………………….49

Итоговая контрольная работа «Русская литература ХIХ века» ………………………………………..50

Блиц-опрос по биографиям поэтов Серебряного века «Время и люди» ……………………………..51

Литературные ребусы по творчеству поэтов Серебряного века ………………………………………52

Тест по творчеству поэтов-символистов «Сады души моей...» ………………………………………..53

Викторина по творчеству В. В. Маяковского …………………………………………………………..54

Определение средств языковой выразительности по творчеству поэтов I половины ХХ века ……..56

По творчеству А. А. Блока ……………………………………………………………………………….57

По творчеству С. А. Есенина …………………………………………………………………………….58

По творчеству М. Цветаевой ……………………………………………………………………………..58

По творчеству В. В. Маяковского ……………………………………………………………………….59

По творчеству А. А. Ахматовой …………………………………………………………………………60

По творчеству Б. Пастернака …………………………………………………………………………….60

По творчеству А. Т. Твардовского ………………………………………………………………………61

По творчеству О. Э. Мандельштама ……………………………………………………………………..61

Творческая работа « Мандельштаму» …………………………………………………………………...62

Изложение с творческим заданием по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ……………63

Изложение с творческим заданием по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» ………………………64

Викторина «Основы стихосложения» …………………………………………………………………..65

Контрольный тест «Теория стихосложения» …………………………………………………………...67

Итоговый тест по русской литературе второй половины ХХ века ……………………………………68

Итоговая контрольная работа за курс литературы 11 класса ……………………………………….....69

«Ассоциативный рисунок» ……………………………………………………………………………….72

Итоговый контроль в форме проектов. Темы проектов ………………………………………………..73

Тезисы к проекту по теме «Образ птицы в русской литературе ХIХ века» …………………………..74
^ Л. М. Савина

Тест по теме «Древнерусская литература». «Слово о полку Игореве» ……………………………….75

Тест по литературе ХVIII века. Классицизм ……………………………………………………………78

М. В. Ломоносов. Обучение анализу поэтического произведения

(на примере оды М. В. Ломоносова «Ода на день восшествия на престол

императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.») …………………………………………………79

Русская литература ХIХ века ………………………………………………………………………….....80

Тест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» ……………………………………………………...80

Тезисы к сочинению по теме «Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова» …………...83

Контрольная работа по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» …………………………………….....83

Тест по теме «Лирика А. С. Пушкина» ……………………………………………………………….....85

Тест по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» …………………………………………..86

Тест по теме «Лирика М. Ю. Лермонтова» ……………………………………………………………..87

Задания для творческой работы «Поэзия и проза» ……………………………………………………..88

Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» …………………………………………89

Проверочная работа «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» ……………………………………………...91

Изложение с творческим заданием по пьесе А. Н. Островского «Гроза» ………………………….....93

Тест по роману И. А. Гончарова «Обломов» ……………………………………………………………94

Проверочная работа по роману И. А. Гончарова «Обломов» ………………………………………….95

Поэзия второй половины ХIХ века ………………………………………………………………………96

Тест по стихотворению А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...» ……………………………………...96

Анализ стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» ……………………………………...98

Тест по стихотворению Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» ………………………….98

Проверочная работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» …………………99

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Наташа …………...101

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей …………...101

Изложение с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Тихон Щербатый ..102

Контрольная работа по рассказу А. П. Чехова «Ионыч» …………………………………………….103

Тест по литературе «Проза рубежа веков» ……………………………………………………………105

Тест по пьесе М. Горького «На дне» …………………………………………………………………...106

Контрольная работа по теме «Поэзия Серебряного века» ……………………………………………109

Изложение с творческим заданием ……………………………………………………………………..112

Изложение с творческим заданием «Ты будешь мне светлой звездой...» …………………………...113

Тест по творчеству С. А. Есенина ……………………………………………………………………...114

Анализ поэтического текста …………………………………………………………………………….115

Тест по теме «Жизнь и творчество В. В. Маяковского» ……………………………………………...118

Тест «Русские поэты о себе и назначении поэзии» …………………………………………………...120

Изложение с творческим заданием по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» …...121

Проверочная работа по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ………………………….122

Анализ второй главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Допрос во дворце Ирода Великого» ………………………………………………………..124

Проверочная работа по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» ……………………………………..125

Изложение с творческим заданием …………………………………………………………………….125

Стихотворение Б. Л. Пастернака «Гамлет». Восприятие, истолкование, оценка …………………...127

А. И. Солженицын. Вопросы и задания ………………………………………………………………..127
Ответы ……………………………………………………………………………………………………128
Приложения ……………………………………………………………………………………………...134
Литература ……………………………………………………………………………………………….145

ВВЕДЕНИЕ
Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Среди школьных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой — существуют достаточно четкие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение. Однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся и подготовить их к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения.

В настоящем пособии представлены разнообразные формы контроля, использование которых на уроках литературы поможет учителю своевременно устранить пробелы в знаниях учащихся, побудить юных читателей к кропотливой и вдумчивой работе с текстами художественных произведений, повысить качество знаний выпускников: Выбор формы контроля на каждом конкретном уроке определяется тем, какую цель ставит учитель:

— проверить степень знания текста художественного произведения; глубину понимания проблем, поставленных автором; знание учащимися теоретико-литературного и историко-литературного материала;

— выяснить, насколько широк кругозор учащихся по той или иной литературной эпохе;

— выявить степень владения умением работать со справочной литературой; с текстом художественного произведения (находить средства выразительности, анализировать эпизоды прозаического текста, лирического произведения, художественные образы); выявить способность учащихся к творчеству.

В зависимости от поставленной цели учитель выберет самую подходящую форму из богатого арсенала педагогических средств: тест, викторина, блиц-опрос, контрольную работу обобщающего характера, ребус, кроссворд, изложение с творческим заданием, составление систематизирующих и сопоставительных таблиц. Все формы контроля представлены в настоящем пособии.

Контроль за знаниями учащихся должен быть обучающим и развивающим. Результатом выполнения учащимися заданий контрольного характера является раскрытие индивидуальных особенностей, повышение уровня подготовки к уроку. Учителю следует помнить, что формы, приемы и методы, контроля должны быть гибкими и вариативными. Правильно организованная работа по контролю за знаниями и умениями никогда не вызовет у учащихся реакции, она станет стимулом к углублению своих знаний, к совершенствованию умений, на уроке каждому ребенку необходимо дать возможность показать свои знания, свой рост относительно собственных достижений. Думается, материалы, представленные вниманию учителя, помогут создать на уроке литературы атмосферу, где не страшно ошибиться, где у каждого есть шанс сделать свое открытие, поставить перед собой новую цель.

Н. О. Кадашникова
5 класс
ТЕСТ

по творчеству И. А. Крылова,

В. А. Жуковского, А. С. Пушкина

1. Занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

2. Его называют «Солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы:

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

3. Известный русский баснописец:

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

4. Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

5. Как называется басня, мораль которой такова:

Невежда так ж в ослепленье

Бранит науки и ученье,

^ И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

а) «Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под дубом».

6. Какая сказка Пушкина начинается словами:

^ Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И Царица у окна

Села ждать его одна...

а) «Сказка о царе Салтане»; б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; в) «Сказка о рыбаке и рыбке».

7. Краткий нравоучительный стихотворный или прозаически рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются человеческие качества и отношения:

а) басня; б) сказка; в) баллада.

8. Какая басня была написана как отклик на события войны 1812 года и понравилась Кутузову:

а) «^ Волк на псарне»; б) «Ворона и Лисица»; в) «Свинья под дубом».

9. Кто автор строк:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет...

а) А. С. Пушкин; б) И. А. Крылов; в) В. А. Жуковский.

10. Какое произведение А. С. Пушкина начинается словами:

^ У лукоморья дуб зелёный...

а) «Сказка о попе и работнике его Балде»; б) «Руслан и Людмила»; в) «Няне».


Викторина

по рассказу И. С. Тургенева «Муму»

1. Чей портрет приведён ниже:

«...мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём... Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках...» (Герасим.)

2. Как звали девушку, которая нравилась главному герою произведения? (Татьяна.)

3. Почему Герасим назвал свою собачку Муму? (Он был глухонемым.)

4. Кто жил в такой комнате:

«...кровать из дубовых досок на четырёх чурбаках...; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика — стул на трёх ножках....»? (Герасим.)

5. Почему барыня велела утопить собачку? (Собачка оскалилась на барыню, когда та попыталась погладить её.)

6. Был ли у Герасима прототип? (Был.)

7. Каких героев рассказа можно назвать героями положительными, а каких — отрицательными? (Положительные Герасим, отрицательные — барыня, Капитон, Гаврила.)

8. Каким недугом страдал Герасим? (Немотой.)

9. Кем работал Герасим у барыни? (Дворником.)

10. Что случилось с возлюбленной Герасима в середине рассказа? (Её выдали замуж.)

11. Что она сделала, чтобы избавиться от ухаживаний Герасима? (Притворилась пьяной.)

12. В какое время был написан рассказ? (Во время крепостного права.)

13. Как звали дворецкого барыни? (Гаврила.)

14. Какими словами можно охарактеризовать барыню? (Скучающая старость, капризная, властная.)

15. С какой целью, на ваш взгляд, был написан рассказ? (Чтобы показать, что при крепостном праве крестьяне не имели никаких прав, они были собственностью помещика, с ними могли поступить как угодно.)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Древнерусская литература» iconЛитература «Русская литература. Мультимедийная энциклопедия» Видео...
Программно-методический комплекс «Семейный наставник» Русский язык. Средняя школа

«Древнерусская литература» iconТрансформация путевых жанров в России. Древнерусская литература,...
Трансформация путевых жанров в России. Древнерусская литература, литература Нового времени. Центр-периферия

«Древнерусская литература» iconДревнерусская литература
Таким образом, то, что сейчас называется древнерусской литературой, никогда не было однородным монолитом. Литература 11-17 веков,...

«Древнерусская литература» iconЛитература I. Древнерусская литература
Наличие устойчивых эпитетов (борзый конь, булатный меч, красные девки, кровавые зори) роднит «Слово» с

«Древнерусская литература» iconЛитература». Тема: Появление «Слова …» в русской литературе, историческая основа произведения
Данная презентация может быть использована в курсе преподавания литературы в 9 классе по разделу «Древнерусская литература»

«Древнерусская литература» iconСписок литературы для обязательного прочтения. Древнерусская литература

«Древнерусская литература» iconДревнерусская литература
«Памятник исторической прозы Древней Руси, повествование о событиях, расположенных по одам»?

«Древнерусская литература» iconКнига Д. С. Лихачева Поэтика древнерусской литературы
Древнерусская литература в ее отношениях к изобразительным искусствам стр. 8

«Древнерусская литература» iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Унт. Народные лирические и исторические песни. Предания. «О пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Древнерусская литература. Из...

«Древнерусская литература» iconДревнерусская литература
Что определяло для летописца необходимость строить свое повествование«от сотворения мира»?



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница