Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта




Скачать 312.87 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта
страница1/2
Дата публикации27.09.2014
Размер312.87 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 536 им.Т.И.Гончаровой Московского района санкт-Петербурга

«Мне ничего не надо, кроме своей души…» М.И.Цветаева

Школьный проект к 120-летию со дня рождения М.И.Цветаевой




Нарциссова Ирина Рэмовна, учитель русского языка и литературы, Лаврова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Гуща Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Гапонова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

2012 – 20113 учебный год



Долгосрочный проект рассчитан на участие детей 5-11 классов: выразительное чтение стихов М.И.Цветаевой, рисунки к её стихам, изучение биографии, создание презентаций, фильма, проведение Литературной гостиной. Погружение в начало 20 века и проблематика темы позволяют участникам и гостям Литературной гостиной стать сопричастными Истории, Времени и Таланту ярких представителей нашей культуры.

Содержание работы.


Разделы

  1. Актуальность и оригинальность проекта

  2. Цели и задачи проекта

  3. Образовательная среда проекта

  4. Описание проекта

  5. Поэтапный ход работы над проектом «Литературная гостиная» (К 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)

  6. Методические рекомендации по реализации проекта

  7. Руководство для учащихся по реализации проекта

  8. Сценарий Литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой «Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

  9. Фоторепортаж из гостиной.

страницы

3

4

5

5

7

9

10

11

28

Актуальность и оригинальность проекта

Данный проект органично входит в культурно-исторический системно-деятельностный подход в структуре учебной деятельности школьников. Это одна из личностно-ориентированных технологий. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие подходы. Это, наконец, один из путей повышения мотивации учебной деятельности. Работа над выразительным чтением, совершенствование навыка владения информационными технологиями, помощь в реализации творческих возможностей учащихся и их профессиональных планов также делают проект актуальным. Погружение в начало 20 века и проблематика темы позволяют участникам и гостям Литературной гостиной стать сопричастными Истории, Времени и Таланту ярких представителей нашей культуры.

Цели и задачи

В сфере личностных универсальных учебных действий:

- освоение общекультурного наследия России, формирование и развитие уважения к истории страны, ее культурным и историческим ценностям;

- воспитание уважения личности и ее достоинства;

- формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- освоение умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты в процессе совместной деятельности;

- формирование оптимизма в восприятии мира;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учить слушать и слышать друг друга, развивать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

-воспитание готовности к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции, аргументированно отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- учить планировать общие способы работы, определять цели и функции участников, уважительно относиться к личности другого, оказывать помощь и поддержку партнерам;

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

- формировать умение ставить проблему, вопросы, выдвигать гипотезы; умение структурировать тексты, работать с метафорами;

- обучать планированию проектной работы и выбору инструментария;

- учить корректировать результаты, использовать различные источники информации;

- развивать умение делать выводы, оформлять результаты деятельности как конечного продукта (составление текстов, выразительное чтение, презентации и видеоклипы, эстетическое оформление места представления проекта и т.д.);

- развитие ознакомительного, изучающего, поискового типов чтения;

- обучение выразительному и рефлексивному чтению;

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

- развитие способности к целеполаганию во временной перспективе ( интервал работы над проектом );

- формирование осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей, преодоление трудностей;

- формирование саморегуляции действий, эмоций, адекватной самооценки своих возможностей в отношении решения поставленной задачи;

- развитие способности к рефлексии.
Образовательная среда проекта

Читальный зал школьной библиотеки, декорированный под гостиную, мультимедийная установка, фотокамера, видеокамера, фотоколлаж, выставки детских рисунков к стихотворениямМ.И.Цветаевой и книг, посвященных ее творчеству.
Описание проекта

Данный проект последний в ряду проектов, организованных творческой группой учителей русского языка и литературы 5-11 классов ( в сотрудничестве с заведующей школьной библиотекой, музыкальным педагогом, преподавателями информатики и изобразительного искусства ) и осуществленных учащимися школы № 536. Эта система проектов посвящается юбилейным датам, ярким событиям в культурной жизни страны и мира ( юбилеи М.Твена, Н.А.Некрасова, М.В.Ломоносова, С.Есенина и др.; поэтам Серебряного века, проект- спектакль, посвященный 70-летию начала обороны Ленинграда и др.) «Мне ничего не надо, кроме своей души…» - долгосрочный, групповой, разновозрастной, внутришкольный проект, посвященный 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой, конечными продуктами которого явились Литературная гостиная ,мультимедийная презентация, видеоролик , фотоколлаж и самостоятельно сверстанные сборники стихотворений М.И. Цветаевой.

Поэтапный ход работы над проектом «Литературная гостиная» (К 120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой)

«Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

1 ЭТАП.

Рождение темы проекта явилось результатом уроков литературы в 11 классе, посвященных поэтам Серебряного века. Идея обращения к творчеству М.И.Цветаевой возникла из календаря знаменательных дат и интереса учащихся к необычной для их читательского опыта поэзии М. Цветаевой.

Долгое время проблема не обозначалась. Цели и задачи проекта касались лишь особенностей творчества поэта (поэтика, стилистика, семантика и т.д.). Уроки литературы (20 век), разговоры о судьбах поэзии в первой половине 20 века вывели участников проекта на осознание заинтересовавшей всех проблемы, которая и была сформулирована на 1 этапе как рабочая: Поэт и Время. Она вместила в себя следующий круг вопросов:

- формируют ли Время и Власть Талант?;

- состоялся бы Талант М.Цветаевой в другое Время?;

- в каких взаимосвязях существуют Талант и История? Талант и Время?;

- гибель Поэта – это его поражение и торжество Истории, Власти?;

- какие нравственные уроки преподает нам Талант?

В процессе размышлений над ними сформулировалась окончательная редакция проблемы: Талант и Время (взаимопритяжение и взаимоотталкивание).

2 ЭТАП.

В процессе планирования работы выяснилось, что необходимо включить в первоначально состоявшую из учащихся 11 классов творческую группу учеников средней школы (10, 9, 8,7 и даже 5 кл.). Весь коллектив с помощью учителей распределился по группам и сформулировал задачи для каждой из них:

- биографы (поиск биографических материалов, отбор их, сбор материалов, характеризующих время, эпоху творчества М.И. Цветаевой);

-чтецы (осуществление отбора стихотворений М. Цветаевой, наиболее ярко выражающих особенности ее творчества в определенные исторические периоды);

- художники (декор гостиной, оформление книжной выставки, галереи поэтов-друзей М.И.Цветаевой);

- реквизиторы (сбор тематических рисунков учащихся 5,7,8 кл., реквизита для оформления гостиной, продумывание костюмов ее участников);

- компьютерный дизайн (создание презентаций и видеоклипов);

- редакторы (составление сценария, работа над созданием подарочных сборников стихотворений М.И.Цветаевой).

Форма представления результатов в этом долгосрочном проекте выбрана была традиционная – Литературная гостиная.

3 ЭТАП.

Активная индивидуальная и в парах работа участников проекта еженедельно обсуждалась в группах; собранный материал структурировался. Консультировали учащихся учителя русского языка и литературы, зав. библиотекой школы; преподаватели информатики.

За этот период было создано 4 варианта презентации, два варианта сборников, два варианта музыкального оформления гостиной, 3 варианта сценария. Каждое обсуждение вносило коррективы в уже сложившуюся основу гостиной. В заключительный период 3 ЭТАПА начались репетиции представления результатов проекта в творческой форме – Литературной гостиной.

4 ЭТАП.

Представление результатов проекта в формате «Литературной гостиной». В ней показаны:

- творческие работы (рисунки) учащихся 5 классов;

- коллаж «Талант и Время» (поэты-друзья М.И. Цветаевой);

- выставка книг (сборники стихов М.Цветаевой, книги о ее творчестве);

-оформление интерьера гостиной (столики, подсвечники, салфетки в форме кистей рябины, ширма, ваза с цветами, томики стихов);

- подарочные издания сборников стихотворений М.Цветаевой;

- сценарий проведения гостиной;

- презентация и видеоклип.

^ Работа над проектом заняла 11 недель. Информация взята из интернета и архивов школьной библиотеки. Использованные программные продукты перечислены на первом слайде.

Методические рекомендации по реализации проекта

1 этап. Постановка проблемы, погружение в нее, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Учитель. Формулирует сюжетную ситуацию, помогает сформулировать проблему проекта, цели и задачи.

2 этап. Организация деятельности; выдвижение и формулировка гипотезы.

Учитель. Предлагает спланировать деятельность по решению задач проекта; оказывает помощь в распределении участников проекта по рабочим группам; предлагает возможные формы представления результатов.

3 этап. Осуществление деятельности. Использование источников информации для сбора материалов. Поиск решения. Проведение исследования вопросов с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Учитель. Консультирует по необходимости учащихся; ненавязчиво контролирует ход работы; ориентирует в поле источников информации; консультирует по презентации результатов (составлению сценария, художественному оформлению места презентации).

4 этап. Представление «конечного продукта» проектной деятельности; самоанализ и самооценка результатов.

Учитель. Обобщает и резюмирует полученные результаты; согласует представление результатов проекта с планом мероприятий в школе; организует состав зрителей. Оценивает по критериям:

- глубина освещения проблемы;

-активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

-характер общения и взаимопомощи участников;

-эстетическое и художественно-выразительное оформление результатов;

-творческие находки.
Руководство для учащихся по реализации проекта

1 этап. Постановка проблемы, погружение в нее, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы.

Учащиеся. Первичное выдвижение и осознание проблемы; вживание и переживание ситуации; обсуждение и уточнение, конкретизация и принятие цели и задачи.

2 этап. Организация деятельности; выдвижение и формулировка гипотезы.

Учащиеся. Составляют общий и индивидуальные планы работы; разбиваются на группы; определяют свою роль; выбирают форму представления результатов проекта.

3 этап. Осуществление деятельности. Использование источников информации для сбора материалов. Поиск решения. Проведение исследования вопросов с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Учащиеся. Осуществляют активную самостоятельную работу (индивидуально и в группах) по поиску, сбору и структурированию информации; консультируются по необходимости у учителей; готовят представление проекта.

4 этап. Представление «конечного продукта» проектной деятельности; самоанализ и самооценка результатов.

Учащиеся. Показывают понимание проблемы, цели и задачи; творческое их осмысление; выразительность выступления каждого в общем ансамбле. Осуществляют рефлексию деятельности и результатов, взаимооценку деятельности и ее результативности.

Сценарий Литературной гостиной, посвященной 120-летию со дня рождения М. И. Цветаевой «Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

Оформление: выставка рисунков к стихотворениям М.Цветаевой, выставка книг (сборников стихов М.Цветаевой, книг о ее творчестве ); коллаж «Талант и Время» ( поэты-друзья М.И. Цветаевой );

на стенах – портреты современников М.Цветаевой (А.Блока,Б.Пастернака, В.Маяковского,А.Ахматовой и др.); на столиках – кисти рябины (салфетки в форме кистей рябины), подсвечники со свечами, портреты М.Цветаевой разных периодов жизни и томики стихов М.Цветаевой;

у экрана – маленький столик с томиком стихов М.Цветаевой, подсвечником и ваза, в которую будут поставлены цветы.

экран для презентации с видеофильмом, на экране – заставка с портретом М.Цветаевой и текстом: Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству Марины Ивановны Цветаевой. « Мне ничего не нужно, кроме своей души…»

(СЛАЙД №1: заставка на экране – название гостиной и портрет М.Цветаевой).

2 хозяйки (по очереди)

Добрый день, дорогие друзья. Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной. Сегодня наша встреча посвящается талантливому человеку, женщине легендарной и трагической судьбы, великому русскому поэту Марине Ивановне Цветаевой. 8 октября этого года исполнилось 120 лет со дня ее рождения. Но сколько бы лет ни минуло, благодарные потомки будут помнить этого поэта. И сегодня в нашей гостиной собрались и те, кто знает и любит поэзию М. И. Цветаевой, и те, кто только знакомится с ее творчеством.

Талант и История… Можно ли абстрагироваться от Времени, Истории и творить по велению своего сердца? Насколько сильно влияние Истории и Времени на Талант? Остается ли Талант во власти Времени и Истории? Что дает возможность таланту выжить в трагическое Время? А мог ли бы Талант состояться в другое Время? Нам кажется, что ответы на все эти вопросы есть в судьбе и поэзии М.И. Цветаевой. Аккуратно и вдумчиво мы пройдем по ее жизни. В этом нам помогут сегодня биографы (…………………………………………………………………….). Мы вслушаемся в музыку стихов Марины Цветаевой, которые будут читать ученики нашей школы. А глубже проникнуть в магию стихов поэта нам поможет видеоряд.

«Мне ничего не нужно, кроме своей души», - говорила поэтесса. И душу свою она вплела в узор своих стихов. Попробуем рассмотреть этот узор. И начнем, конечно же, с детства.

(Хозяйка переходит к первому столику «Детство», зажигает свечу.

^ СЛАЙД № 2: Детство. Юность.

«О дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!»)

Чтец 1: Красною кистью Спорили сотни

Рябина зажглась. Колоколов.

Падали листья. День был субботний

Я родилась. Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть

(Слайд № 3: видео-рябина, чтение стихотворения А. Фрейндлих).

Биограф 1: Так писала М. Цветаева о дне своего рождения, видя в нем определенную значимость.
Биограф 2: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье трудовой научно-художественной интеллигенции. (^ СЛАЙД № 4:

Москва, 26 сентября ( 8 октября ) 1892 года. Вид Москвы.)

Отец ее до 12 лет сапог в глаза не видел. ( СЛАЙД № 5: портрет отца). Он был сыном бедного сельского попа. Трудом своим и талантом пробивал себе путь в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея изящных искусств ( ныне музей им. А.С.Пушкина ).

(^ СЛАЙД № 6: портрет матери).

Мать поэтессы – из обрусевшей польско-немецкой семьи, музыкантша.
Биограф 1: Детство и юность Марины прошли в Москве, в Подмосковье (^ СЛАЙД № 7: фотография семьи Цветаевых)… а потом в Италии, Швейцарии, Германии, Франции (СЛАЙД № 8: на карте отмечаются страны ее проживания ), потому что мать заболела чахоткой и ей пришлось лечиться за границей.
Биограф 2: Училась Цветаева много, но из-за вечных переездов бессистемно. Стихи писать начала в 6 лет на русском, французском, немецком языках, печататься с 16-ти, а в 18 лет тайком от семьи выпустила первый сборник стихов «Вечерний альбом» тиражом всего 500 экземпляров. (^ СЛАЙД № 9: появляются последовательно названия и годы издания: «Вечерний альбом» ,1910 год; «Волшебный фонарь», 1911 год; «Из двух книг», 1911 год.) Но сборник не затерялся, его заметили Брюсов, Гумилев и некоторые критики. Стихи были еще незрелы, но подкупали своей талантливостью и непосредственностью.
ХОЗЯЙКА. Ей было дано красивое православное имя Марина; оно в переводе с латинского означает «морская». (^ СЛАЙД №10: видео - песня «Кто создан из камня…»
Биограф 1: (СЛАЙД № 11 (как №9) – первые сборники стихов М.Цветаевой). За первым сборником вышли еще два: «Волшебный фонарь» и «Из двух книг», помог в их издательстве Сергей Эфрон – сын революционных деятелей, близкий к народническим кругам. (^ СЛАЙД № 12: портрет Сергея Эфрона и Марины Цветаевой). В 1912 году он стал мужем Цветаевой.
Чтец 2: Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей,

Его глаза - прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей –

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! –

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы – и идут на плаху. 3 июня 1914 г.
Биограф 2: Последующие 5-6 лет были самыми счастливыми в жизни поэтессы.

(^ СЛАЙД № 13: фото семьи: Цветаева , Эфрон, дочь Ариадна).

У нее прекрасная семья, любимый муж, прелестная дочь Ариадна. Множество встреч. В творчестве – духовный подъем. Очень много друзей (^ СЛАЙД № 14: последовательно появляются портреты Мандельштама, Волошина, Ахматовой, Блока, Маяковского, Рильке.)

Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Анна Ахматова, Александр Блок, Владимир Маяковский, Рильке. С одними встречалась, с другими переписывалась. И о каждом из них писала в своих стихах.

Чтец 3:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок. 15 апр. 1916 г.

Хозяйка. Счастливая жизнь… Но все же… В стихах у нее и чувство одиночества, и тревожное ожидание чего-то неизбежного, чего-то неведомого, трагического. Одно из таких стихотворений мы сейчас и услышим. (^ СЛАЙД №15: видео - стихотворение «Окно» читает А.Френдлих).

(СЛАЙД № 16: «Конец сказки».

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец, О мой первенец ! )

(^ Хозяйка гасит свечу на первом столике, переходит ко второму столику и зажигает свечу).
Чтец 4: «Тает царевна, как свечка,

Руки сложила крестом,

На золотое колечко

Грустно глядит». – « А потом?»

« Вдруг за оградою - трубы!

Рыцарь летит со щитом.

Время проводят счастливо,

Деток растят». – « А потом?»
Биограф 1: А потом завертелось трагическое колесо истории. Цветаева была далека от политики, ее не интересовали ни империалистическая война, хотя муж ездил на санитарном поезде медбратом и она очень за него беспокоилась)… (^ СЛАЙД № 17: фото Эфрона в шинели периода империалистической войны 1914 года.)… ни Февральская революция. Она жила своей духовной жизнью, но Время и История ворвались в эту жизнь. (СЛАЙДы № 17 -18: кадры Гражданской войны…).

В апреле у поэтессы родилась вторая дочь Ирина. (^ СЛАЙД № 21: фото дочерей Ариадны и Ирины.) М. Цветаева думала о своих стихах, а к тому, где жить, как жить проявляла полное безразличие. «Все устроится»,- пишет она в письмах. Но ничего не «устроилось».

Биограф 2: В сентябре Цветаева едет в Крым, оставив детей в Москве.

Когда вновь вернулась за детьми – дороги назад уже не было. Началась долгая разлука с мужем, продлившаяся 4 года.(^ СЛАЙД №22).Он в армии Корнилова – белый офицер. Цветаева называет его белым лебедем, прекрасным и обреченным.
ХОЗЯЙКА. И из-под пера Цветаевой появляются стихи о «Белом стане».

Чтец 5. Ох, грибок ты мой грибочек, белый груздь!

То, шатаясь, причитает в поле Русь.

Помогите – на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь – руда!

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть : солдат.

Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал :

Смерть побелила.

- Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красных пропадал? – Ря - азань.

И справа и слева

И сзади и прямо,

И красный и белый:

- Мама!

Без воли - без гнева –

Протяжно – упрямо-

До самого неба:

- Мама!
Биограф 1. Разлуку с мужем перенесла стоически, а голод и разруха замучили ее. Осень 1919 года. Марина Цветаева отдает дочек в приют, где старшая Ариадна тяжело заболела. (слайд № 22 – М.Цветаева с Ариадной). Затем забирает ее и выхаживает, а за это время 2 марта 1920 года младшая Ирина умирает от тоски и голода. (^ СЛАЙД № 23 – постепенно исчезающая фотография Ирины к концу стихотворения «Две руки…»).
ЧТЕЦ 6. Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую из тьмы выхватывая –

Младшую не уберегла.

Две руки – ласкать – разглаживать.

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.
(слайд № 24 - ^ ВИДЕО : поет Тамара Гвардцители. Фотографии Ариадны.) (Хозяйка гасит свечу на втором столике, переходит к третьему столику «Заграница» и зажигает свечу).


(^ СЛАЙД № 25 - 26: Заграница.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.)

Биограф 2. До 1921 года М.Цветаева ничего не знала о муже, а потом пришло письмо: он в Праге, студент университета. Она сразу же решает ехать к мужу.

ХОЗЯЙКА. Остаются на Родине стихи о Москве, о Родине, поэмы, пьесы, берет с собой только стихи о «Белом стане», о белой гвардии, потому что в России они не нужны.
Биограф 1. Начались скитания по заграницам. (^ СЛАЙД № 27: на фоне карты Европы постепенно высвечиваются Германия, Чехия, Франция).

Германия, Чехия, Франция. Но Марина Цветаева не теряет связи с оставшимися на Родине поэтами (^ СЛАЙД № 28: по очереди портреты Маяковского, Пастернака, Рильке, Брюсова, Есенина): с Маяковским, Пастернаком, Рильке, пишет реквием Брюсову, задумала поэму на смерть Есенина. (СЛАЙДы № 29 - 30: карта Франции, затем портреты Пастернака и Цветаевой). Во Франции ждет Цветаеву успех. Но заграница – это еще и грызня за власть, и борьба всевозможных партий, эмигрировавших из России. Цветаеву каждый хочет вовлечь в свою партию.
ЧТЕЦ 7:

Стихотворение, посвященное Борису Пастернаку.

Рас-стояние: версты, мили…

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не рассорили – рассорили,

Расслоили…

Стена да ров.

Расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали…

Не расстроили – растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!

Разбили нас – как колоду карт! 24 марта 1925 г.
Биограф 2. (^ СЛАЙД № 31. Карта Европы.) Но Марина Цветаева оставалась вдали от политики и за рубежом. Поэтому внимание к ней остывает, связи с белой эмиграцией ослабевают, а потом совсем рвутся. Если в 1922 – 1923 годах она издала 5 книг, то в 1924 – только одну.

В 1925 году у нее родился долгожданный сын Георгий. (СЛАЙД № 32 – портреты сына Георгия и М.Цветаевой с сыном). Заканчивает университет Сергей Эфрон, меняет множество дел, но все больше рвется на Родину. (СЛАЙДы № 33 – 37 – пейзаж России, купола Москвы.)
Чтец 8. Закачай меня, звездный челн!

Голова устала от волн!

Слишком долго причалить тщусь,-

Голова устала от чувств:

Гимнов – лавров – героев – гидр, -

Голова устала от игр!

Положите меж трав и хвой, -

Голова устала от войн…

(«Мореплаватель»)

ХОЗЯЙКА. Цветаева на Родину не возвращается, но Россия всегда ее тянет. Там ее читатель, там ее судьба…

( Хозяйка гасит свечу на третьем столике, переходит к четвёртому столику «На Родине» и зажигает свечу).
(^ СЛАЙД № 38 «На Родине».

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь – и тихо тронусь в путь.)

Биограф 1. В 1937 году (^ СЛАЙД № 39 – Наплывает по очереди: сначала 1937 год, потом портрет дочери Ариадны, портрет мужа Эфрона, затем - июль 1939г., портрет Цветаевой, затем – август 1939 г. и портрет Ариадны и, наконец, - октябрь 1939 г., портрет Эфрона, сына Георгия)

сначала дочь, затем муж уезжают в СССР. В июле 1939 года, через 17 лет, Цветаева вернулась на Родину. Семья воссоединилась, но… ненадолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа, заболел сын.

И словно все вернулось на 20 лет назад: нищета, неустроенность, одиночество. Россия была нужна Цветаевой, но Цветаева не нужна новой России.

(^ СЛАЙД № 40 – портреты М.Цветаевой и А. Ахматовой). Анна Ахматова, на долю которой выпали такие же испытания, посвятила Цветаевой новое свое стихотворение «Поздний ответ».
ХОЗЯЙКА. Мы знаем, что Ахматова сама не печаталась с 1925 года, потому это стихотворение тогда в печати не появилось. А теперь мы это стихотворение слушаем…

Чтец 9. Белорученька моя, чернокнижница…

Невидимка, двойник, пересмешник,

Что ты прячешься в черных кустах,

То забьешься в дырявый скворечник,

То мелькнешь на погибших крестах,

То кричишь из Маринкиной башни:

«Я сегодня вернулась домой.

Полюбуйтесь, родимые пашни,

Что за это случилось со мной.

И разрушен родительский дом».

Мы с тобою сегодня, Марина,

По столице полночной идем,

А за нами таких миллионы,

И безмолвнее шествия нет,

А вокруг погребальные звоны,

Да московские дикие стоны

Вьюги, наш заметающЕЙ СЛЕД.
Биограф 2. (^ СЛАЙД № 41 – 1940 год, обложка сборника стихов Цветаевой). В 1940 году разрешили напечатать небольшой сборник стихов Цветаевой. Она тщательно отбирала стихи, но сборник был отвергнут. Последнее напечатанное на Родине при жизни стихотворение относится к 1920 году. (^ СЛАЙД № 41)
Чтец 10.

Вчера еще в глаза глядел,

А нынче - все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче – вороны!

Я глупая, а ты умен, (СлайдЫ №42 – 49, Кадры К

СТИХОТВОРЕНИЮ)

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?!

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, - в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

«Мой милый, что тебе я сделала?..»
(^ СЛАЙД №50 – СБОРНИКИ СТИХОВ).

ХОЗЯЙКА.

Это одно из стихотворений, напечатанных еще в 1920 году.

Обратите внимание на нашу выставку: сколько книг появилось в последнее время! Жаль сама Марина Цветаева не может их увидеть. А сколько переводов! (^ СЛАЙД №51видео книг без звука). Ее стихи переведены на многие языки мира. (Хозяйка гасит свечу на четвёртом столике, переходит к пятому столику «Без названия» и зажигает свечу).
(СЛАЙД 52 – Без названия.

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли…)
Биограф 2. (Грозная мелодия).

В 1941 году наконец-то М. Цветаеву принимают в профком литераторов, но тут началась война. (^ СЛАЙДЫ № 53 – 56, кадры Великой Отечественной войны). Страх еще и за сына обуял отчаявшуюся женщину. В августе Цветаева с сыном едет в эвакуацию в Елабугу (^ СЛАЙД № 57 – город Елабуга в Татарстане), маленький тихий городок в Татарстане, где ее никто не знает, она никого не знает. Попытка устроиться на работу не дала результата.
ХОЗЯЙКА. И тут силы оставили ее, она пишет, что попала в тупик. Все любимые ею люди в опасности, она без работы, без средств к существованию; сын, вероятно, уйдет на войну. Она решается на последний шаг – кончает жизнь самоубийством.

Есть в Елабуге кладбище с условной могилой Цветаевой – настоящая она или нет, никто не знает точно. (^ СЛАЙД № 58 – могила).
(СЛАЙД № 59 - ВИДЕО со стихотворением «Идешь, на меня похожий…)
Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала – тоже!

Прохожий, остановись!

Прочти – слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной

И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь – могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была прохожий!

Прохожий, остановись!


Чтец11. Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед, -

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь.

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.
ХОЗЯЙКА. А теперь вспомним название нашей гостиной (^ СЛАЙД №60, но сначала без портрета Цветаевой.) Мы прикоснулись трепетно и осторожно к душе великого поэта. Давайте будем вспоминать Цветаеву, а вместе с ней и Ахматову, Пастернака, Есенина, Блока и многих, многих, многих… хорошо, «легко», как просила Марина Цветаева. И не забудем, что их биографию делали не одни они, что Время и История потрудились над их судьбой. А они были зеркалом и совестью своего времени, в их стихах – наше прошлое и сегодняшнее.

(На ^ СЛАЙДЕ № 60 возникает портрет М.Цветаевой на фоне рябины)
Чтец 12. Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти

- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет! ),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.
(Хозяйка гасит свечу на пятом столике, идёт к маленькому столику у экрана, ставит в вазу цветы.)
ХОЗЯЙКА. В память о сегодняшней гостиной мы преподносим в дар участникам и гостям небольшую подборку стихотворений Марины Ивановны Цветаевой. (Раздают сборники ). В это время (^ СЛАЙД № 61 – ПОРТРЕТ М.Цветаевой на фоне рябины) начинает звучать ПЕСНЯ (видео из кинофильма «Ирония судьбы» на стихи М.Цветаевой, муз. Таривердиева «Мне нравится, что вы больны не мной…)

(слайд № 62 – портрет М.Цветаевой на фоне рябины).

Фоторепортаж из гостиной.

в библиотеке 2012 13 год 145
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconМетодические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №536 им. Т. И. Гончаровой Московского района...

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconЗадачами проекта являются
Настоящее Положение регламентирует порядок реализации, состав участников и сроки реализации краевого этапа Всероссийского проекта...

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconПлан реализации проекта «Формирование профессиональной компетентности...
Цель этапа. Создание организационных, научно-методических, нормативно-правовых и кадровых условий для реализации целей проекта

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconМетодические рекомендации «Памятка для тех, кто пишет проекты»
Аннотация проекта (краткое содержание проекта, его история осуществления, общее количество участников проекта (география участников...

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconЗадачи проекта Проектная гипотеза Участники проекта Характеристика...
Начало систематического обучения ребенка в школе связано с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также изменением...

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconПлан оценивания в проекте «Творим вместе с Пушкиным» Автор проекта: Садовникова Н. В
Беседа по материалам стартовой презентации Анкетирование учащихся Обсуждение плана реализации проекта

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconПримерный календарный план мероприятий по реализации проекта «Подросток...
Ознакомление работников театра, музея, лицея, учащихся и их родителей с целями и задачами проекта

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconПояснительная записка к программе «К движению без ограничений!» в...
Проекта «К движению без ограничений!» содержит рекомендации организации планирования работы с учащимися по изучению правил дорожного...

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconПроекта
«Знакомство с традициями русской культуры в процессе реализации проекта «пасхальный сувенир»

Методические рекомендации по реализации проекта Руководство для учащихся по реализации проекта iconМетодические рекомендации по выполнению курсового проекта Н. Новгород
Детали машин и основы конструирования: Энергетический и кинематический расчеты приводов. Методические рекомендации по выполнению...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница