Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»




Скачать 76.66 Kb.
НазваниеУрока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»
Дата публикации24.09.2014
Размер76.66 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Проект

 урока литературы

 на тему:

«М.Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»»

                                               

Цель: Создать условия для формирования представлений о жанре, сюжете и композиции стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», развития умений осознанного чтения, анализа литературного произведения, коммуникативных умений, что будет способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к великому прошлому России.

Оборудование: плакат «Недаром помнит вся Россия», выставка книг

             М.Ю.  Лермонтова, мультимедийная презентация, фрагмент фильма «Панорама Бородинского сражения», красные, желтые и черные карточки для рефлексии, карточки «Проверь себя», тестовые задания.

Методический комментарий: урок изучения нового материала.

                                                      ^ Проект урока

п/п

Деятельность учителя

^ Деятельность учащихся

1

Мотивация.

Ребята! Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший           жизнь? А бывает ли, на ваш взгляд, когда что – то является предметом гордости всего народа?

      Как вы догадались, темой нашего урока будет разговор об одном из таких событий - Бородинском сражении 1812 года, о том, как оно литературно запечатлено в стихотворении М.Ю. Лермонтова. (Слайд №1)

Отвечают на вопрос.

Перечисляют знамена-тельные события.

Записывают тему урока

2

^ Целеполагание. Прием «Чем мы будем заниматься?»

Обобщает сказанное учениками:

Мы вспомним, что знаете вы из истории о войне 1812 года, познакомимся со стихотворением «Бородино»; проанали-зируем его и выскажем  свое мнение. (Слайды №2, 3)

Формулируют задачи урока.

3

^ Историческая справка

Итак, что вы знаете об отечественной войне 1812 года?

         Да, 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. 2 месяца продолжалось отступление русских войск.. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение (Слайд №4)  Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона (слайд №5), который пытался пробудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. В русской армии, которой командовал М.И. Кутузов (Слайд №6), отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит, России. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепились друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдерживать действие пороха и лопались с треском…» (Слайд №7)

        Сломить русское войско не удалось, но оно было обескровлено.

        Взвесив все «за» и «против», желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило моральный дух наполеоновской армии, пошатнуло в ней уверенность в победе, так как русские впервые остались непобежденными, ослабило её наступательную активность, предопределило поражение Наполеона в этой войне. Не сбылось его пророчество: «Через три года я буду господином всего света. Остаётся Россия, но я раздавлю её…» Ему пришлось признать: «Из 50 сражений, данных мною, в битве под Москвою высказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Русские стяжали право быть непобедимыми».

        Мы же вслед за русским генералом А.П. Ермоловым можем с гордостью повторять: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую». (Просмотр фильма «Панорама Бородинского сражения» )

События 1812 года получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве. Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляли и вдохновляют  поэтов, писателей, художников, музыкантов.

        Яркое и глубокое отражение Отечественной войны 1812 года и её главное событие – Бородинское сражение - получили в литературе. Первыми патриотический подвиг русского народа воспели писатели – современники. Все они – от прославленных поэтов старшего поколения Державина и Карамзина до Пушкина и Дельвига, находившихся в 1812 году ещё на школьной скамье, - так или иначе обращались в своём творчестве к событиям грозной поры.

        Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны.

        Особое место в художественной литературе, посвященной героической странице в истории России, занимает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» - первое художественное произведение, написанное к 25 – летию Бородинского сражения, в котором исторически точное описание боя сочетается с высочайшим поэтическим мастерством. Лермонтов горячо любил Родину, Москву, где прошла его юность, простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу, он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что его сослали на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в сражении и проявил себя храбрым воином.  И стихотворение «Бородино» было смелым поступком, потому что в нем поэт воспевает не царя – победителя, а простой народ, русских солдат. Лермонтов жил среди участников войны, с детских лет слушал рассказы о ней. Его отец, отставной капитан, в 1812 году записался в ополчение. Его родственники Столыпины

А.А. и Д.А., блестящие артиллерийские офицеры, участвовали в Бородинском сражении. Он мог слышать рассказы о событиях 1812 года от тархановских крестьян, возвратившихся с войны. Он видел сожжённую Москву в 1819 году. Судя по кругу знакомств, он встречался с Ермоловым и Давыдовым, общался  с офицерами – участниками войны в гусарском полку,

 где начинал военную службу.

        Ещё юношей (в 1831 году) Лермонтов написал стихотворение «Поле Бородина», в котором попытался показать ход сражения. В «Бородино» Лермонтов создал яркую реалистическую картину  жестокого боя, аналогичную той, которую изобразил Пушкин в «Полтаве». Впервые Лермонтов дал рассказ о Бородинском сражении от лица рядового участника, просто солдата – артиллериста.

Отвечают на вопрос, осознанно воспринимают материал










4

^ Подготовка к восприятию произведения. Словарная работа

Слайды 8-15

Читают вслух значение незнакомых слов

5

^ Зарядка для глаз







Выразительное чтение стихотворения

Прослушивают текст стихотворения

6

Беседа.

- Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?

- Как вы объясните, почему рассказ о великом событии был доверен рядовому солдату, ветерану войны?

- Кто ещё участвует в разговоре?

- В чём особенность построения стихотворения?

Отвечают на вопросы

7

^ Анализ стихотворения.

- Внимательно рассмотрите, как напечатано стихотворение? Вы видите, что оно состоит из небольших частей. Сосчитаем их – окажется 14. В каждом из них законченное описание.

        - Часть стихотворения, объединённая в единое целое содержанием, рифмой, ритмом, называется строфой.  

        - В этом стихотворении 14 строф, у каждой из них -  единый ритм, единое содержание, единое расположение рифм.

        - Какое количество строф отведено монологу старого солдата?

        - Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату?

        - Как содержание I  строфы подсказывает нам, как её читать?

        - Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?

        - С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

- Проследим за сюжетом произведения, выделим значимые смысловые части и вместе с тем ещё раз обратимся к славным страницам истории России.

I     Отступление («Мы долго молча отступали») – 3 стр.

II    Выбор места сражения («И вот нашли большое поле») – 4 стр.

III  Ожидание боя («Два дня мы были в перестрелке») – 5-6 стр.

IV  Ночь перед сражением («Прилёг вздремнуть я у лафета») – 7 стр.

V   Клятва верности («И умереть мы обещали») – 8-9 стр.

VI  Описание Бородинского сражения («Вам не видать таких сражений») – 10-12 стр.

VII  Поле боя после сражения («Тогда считать мы стали раны») – 13 стр.

- Найдите строфы, в которых описаны самые важные события. Прочитайте их вслух.

- Художественный анализ сцены Бородинского боя.

10 строфа.    Какой темп выберете для чтения этой строфы? Какие слова помогают передать движение? (гл. «двинулись»,                        «промелькнули», пр. «сквозь»)

 11 строфа.    Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой                       строфы? Какая часть речи помогает передать картину сражения? Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? Почему нет эпитетов и сделано исключение лишь для одного (кровавых)?

12 строфа. Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? В каких звучат гордость и торжество?

Учатся анализировать художественное произведение.

8

^ Работа с иллюстрациями. Проверь себя.

Найдите в тексте слова, которые подходят к данным на слайдах иллюстрациям.

Слайды 16-22

Находят и выразительно читают отрывки из произведения, затем на слайде появляется подсказка.

9.

^ Исправь ошибку. Слайды 23

Исправляют ошибки

10

Тестирование. Слайды 24-28

Выполняют тестовые задания.

9

Домашнее задание

Слайд 29




10

Рефлексия

  1. Урок понравился, мне было очень интересно, я узнал много нового - красная карточка.

  2. Узнал много нового, но было неинтересно -желтая карточка

  3. Не узнал ничего нового, было скучно - черная карточка










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconУрок литературы в 5 классе по теме: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая...
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconФорма плана-конспекта урока
Тема и номер урока в теме: «М. Ю. Лермонтов: жизнь и литературная деятельность». «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство...

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconМ. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цели урока: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство с композицией стихотворения и особенностями повествования

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconРазработка урока по литературе в 5 классе на тему «М. Ю. Лермонтов...
Цель: формирование гражданской позиции в процессе изучения лучших произведений русской классической литературы, посвященных героическому...

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconКонспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цель урока: знакомство с исторической основой и патриотическим пафосом произведения

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» icon5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Цели: познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова “Бородино”, обратив внимание на историческую основу стихотворения и его художественные...

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconУрок литературы 5 класс м. Ю. Лермонтов «бородино»
Тема: «стихотворение м. Ю. Лермонтова «бородино». Историческая основа и прототипы героев»

Урока литературы на тему: «М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино» iconУрок литературы в 6 классе Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Цель: ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии «Бородино», ставшим образцом для многих писателей,обращавшихся...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница