Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе»




Скачать 113.6 Kb.
НазваниеРабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе»
Дата публикации12.09.2014
Размер113.6 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа №304

Утверждена

методическим объединением

ГБОУ СОШ №304



________________ Е.В.Чуфистова

« » 2013 г.




«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ №304



________________ М. Ю. Точилкина

приказ № от « » 2013 г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя русского языка и литературы

Чуфистовой Елены Викторовны

высшая квалификационная категория
по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе»

(Элективный курс) 11 класс


«Согласовано»

заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №304



________________ О. И. Шаханова

« » 2013 г.







Москва
2013-2014 гг.

^ Программа элективного курса по литературе

«Техника написания сочинения»

(17час)

11 класс

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программы автора Н.Л.Карнаух «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы».

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.

В школьной практике используется более сорока ви-

дов письменных работ, в том числе сочинение-эссе. .

Эссе как жанр школьного сочиненl1я по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» (т. А. Ладыженская) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю. А. Озеров), а по определению В. Н. Мещерякова, к так называемым авторским текстам.

В них, по мнению ученых-методистов, раскрепощается мышление школьника, раскрывается его творческий потенциал.

Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов В обучении возвращается интерес к этому жанру.

Эссе - жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используются конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира - научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 36 часов и предназначен в первую очередь для учащихся старших классов, обучающихся в гимназиях и лицеях. Он также может найти применение в классах гуманитарной направленности общеобразовательных школ.

Основная цель курса - развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

В процессе работы над эссе решаются следующие

учебные задачи:

• актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;

• осуществляется знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями В прозе и др.;

развивается ассоциативное мышление старшеклассников;

• формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;

• формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

• демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся, и открываются новые имена писателей русской и зарубежной литературы, что положительно сказывается на общей подготовке по предмету.

Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре эссе:

• знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков и закрепление полученных представлений;

• узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

• анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

Этим этапам обучения соответствуют предлагаемые далее разделы программы данного элективного курса.

В программу включена таблица «Планирование работы ... », где выделены основные понятия курса, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, указано примерное распределение учебного времени. Творческие задания, сгруппированные в последнем разделе, могут выполняться школьниками постепенно, от этапа К этапу.

Отбор предложенных для анализа текстов-эссе осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты произведений позволяют учителю варьировать литературный материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся.

^ Содержание элективного курса

  1. Введение. Теоретические сведения

Эссе как жанр словесной культуры, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

  1. ^ Работа с текстом

Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов (например, В. Набоков. Смех и мечты; В. Гроссман. Сикстинская Мадонна; И Ермаков. Дама в голубом; В. Ерофеев. Don't сотplain значит «Не жалуйся»; Е. Чернов. Березка) 1.

Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему (например, ^ К Победuн. Музыка и Е. Шварц. Музыка).

Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация - излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов (например, ^ Г. Гессе. Два голоса мелодии жизни или В. Янушевскuй. Струя).

Различные формы жанра.

Эссе в форме очерка (например, В. Набоков. Кембридж. Сопоставление с отрывком из путевых заметок Л. Бежина «Отсвет волшебного фонаря» или с произведением К. Г. Паустовского «Предательская осень»).

Жанр слова и эссе в форме слова (например, ^ И С. Шмелев. Слово на чествовании И. А. Бунина или «Слово при вручении премии В. Распутину» А. И. Cолженицына. Эссе Ф. Искандера «Слово о Пушкине»).

Жанр письма и эссе в форме письма (например, письмо И. С. Тургенева к Полине Виардо и эссе Г. Гессе «Неотправленное письмо к певице»).

Беседа и эссе в форме беседы (например, Ф. Искандер. Беседа с Виктором Максимовичем).

Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.

Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы (например, стихотворение Ф. Искандера «Душа и ум» и его одноименное эссе; стихотворения

I Учителя могут заменить предложенные произведения другими.
Ф.Г. Лорки из книги «Сюиты» И эссе «Предисловие К множеству книг».

Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора (например, ^ Д Симонова. Отрывок из сочинения и эссе « Как есть» ) .

З. Анализ сочинений-эссе

Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.

Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно-критического эссе (например, ^ Л Вайль, А. Генис. Хартия вольностей (отрывок) и школьное сочинение «Вольнолюбивая лирика Пушкина»).

Анализ литературно-критического эссе (на примере главы из эссе С. П. Залыгина об А. П. Чехове «Мой поэт»).

От этюда, зарисовки - к эссе (на примере текста В. П. Астафьева «Свеча над Енисеем»).

Рецензирование по вопросам. Примеры сочинений')(;се: «Грамматика любви в произведениях Бунина» и "Устарел ли Горький?» Дарьи С.

Рецензирование по плану. «Компьютерная болезнь» Лейлы А.

Дополнение к комментариям к сочинению. « ... Гений и злодейство - две вещи несовместные» (А. С. Пушкин) Дмитрия Б. или «Вечный Достоевский» Анны Ф.

Анализ эссе разных авторов на одну тему: «Золото убило больше душ, чем железо тел» (У. Шекспир). Примеры ученических эссе.

Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

^ Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)

Написание сочинения в различных формах эссе. Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны или мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.

Эссе или сочинение в форме письма.

Эссе или сочинение в жанре слова.

Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.

Развитие ассоциативного мышления на примере сочинения главок 'по типу японских данов.

Создание текста, основанного на приеме сравнения и

сопоставления.

Художественная зарисовка, этюд, миниатюра (о природе, о человеческих взаимоотношениях и др.), основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся.

Размышление на заданную тему (об искусстве и о литературе, о духовных и нравственных проблемах, об экологии человеческих взаимоотношений, о социальных проблемах по выбору учащихся). Определение жанра творческой работы.
Календарно-тематическое планирование.

.

1.Введение.Теоретические сведения- 1 час
2.Работа с текстом- - 1 час
3.Различные формы жанра - 1 час
4.Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему- 1 час
5.Эссе в форме очерка - 1 час
6.Эссе в форме слова - 1 час
7.Эссе в форме письма - 1 час
8.Эссе в форме письма - 1 час
9.Зависимость эссе от задачи и адресата автора – 1 час
10.Анализ сочинений-эссе(анализ литературно-критического эссе- 1 час
11.Рецензирование по вопросам – 1 час
12.Рецензирование по плану – 1 час
13.Дополнение к комментариям к сочинению – 1 час
14.Анализ эссе разных авторов на одну тему – 1 час
15.Историческое эссе – 1 час
16.Создание текста (художественная зарисовка, этюд) – 1 час
17.Размышление на заданную тему- 1 час

Требования к уровню подготовки учащихся;
учащиеся должны:

• знать определение эссе, его основные признаки, фор-

мы и разновидности;

  • определять «решающую идею» эссе;

  • анализировать предложенный пример по вопросам и

заданиям;

• находить средства художественной выразительности,

используемые автором;

  • видеть эстетическую функцию языка;

  • рецензировать и анализировать сочинения разных

жанров;

• создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, беседы, художественной зарисовки, этюда, эссе (по выбору учащихся).
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплексом, включающим учебное пособие для учащихся «Учимся писать эссе» и книгу для учителя "Письменные работы по литературе». Кроме того, программа снабжена списком рекомендуемой литературы, который окажет учителю дополнительную методическую помощь.

Литература

А л е к с а н Д р о в В. Н. Знаю, понимаю, могу: пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., 1999.

А л е к с е е в а Т В. Как научиться писать сочинение на «отлично». СПб., 2000.

Антонова Л.г., Ухова Л.В. Жанровые опыты (Урок по стилистике в 11 классе) / / Русский язык в школе. 2000. NQ 3.

К а л г а н о в а Т А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., 1997.

К а р н а у х Н. Л. На пути к эссе / / Русская словесность. 2001. NQ 3.

К а р н а у х Н. Л. Школьное сочинение: Вопросы и ответы / / Русская словесность. 2002. NQ 8 ..

К а р н а у х Н. Л. Учимся писать эссе. К. Г. Паустовский.

Предательская осень / / Русский язык в школе. 2001. NQ 2.

К а р н а ух Н. Л. Учимся писать эссе: пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2004.

Карнаух Н. Л., Щ е р б ин а И. В. Письменные работы по литературе. 9-11 классы. М., 2002.

К о т е л ь н и к о в а С. А. Аннотация - отзыв - рецензия эссе 1/ Русский язык в школе. 1998. NQ 1.

М е щ е р я к о в В. Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

О з е р о в Ю. А. Раздумья над сочинением. М., 1990.

Р о м а н и ч е в а Е. С. Сочинение в нетрадиционном жанре / / Богданова О. Ю. и др. Экзамен по литературе.М., 1997.

Н и к и т и на Е. И. Эссе-воспоминание / / Русский язык В школе. 1999. NQ 3.

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Kaпинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской и П. А. Леканта. М., 1999.

Ч е р н о з е м о в а Е. Н. Словесность: пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1998.

Эпштейн М.Н.Бог деталей: Эссеистика 1977-19RH, 1\1 1998.

Э п ш т е й н М. Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX вв. М., 1988.

Э п ш т е й н М. Н. Эссе об эссе / / Опыты Ed. СПб.; Париж, 1994. N 1.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа педагога Тищенко Галины Александровны Первая квалификационная...
Планирование по учебнику Г. С. Меркина составлено в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для...

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа фио … квалификационная категория по учебному курсу «Английский язык»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа педагога Шимаевой Элизы Адамовны 1 квалификационная...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с. Алхан -кала Грозненского района чр им. Сатиной Е. П.»

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconМетодическое объединение учителей ручсского языка и литературы василишина Людмила Александровна
Родилась 19. 05. 1959 г. Образование высшее (мопи). Педагогический стаж 27,5 лет. Высшая квалификационная категория. Классный руководитель...

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа учителя русского языка и литературы Ломакиной Татьяны...
Данная рабочая программа по литературе разработана в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для...

Рабочая программа учителя русского языка и литературы Чуфистовой Елены Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Техника написания сочинений по литературе» iconРабочая программа учителя 1 квалификационной категории Рудаковой...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Москва, 2004 г.)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница