Рабочая программа элективного курса «Написание эссе»




Скачать 95.52 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Написание эссе»
Дата публикации12.09.2014
Размер95.52 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы

средняя общеобразовательная школа №304

Утверждена

методическим объединением

ГБОУ СОШ №304

________________ Е.В.Чуфистова

« » 2013 г

.




«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ №304

________________ М. Ю. Точилкина

приказ № от « » 2013 г.










Рабочая программа элективного курса «Написание эссе»

для 10 кл.

(1,3 четверг мес.,17часов в году)

Составитель: учитель литературы

Климова Светлана Александровна.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

ГБОУ СОШ №304



________________ О. И. Шаханова

« » 2013 г.







Москва

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Написание эссе» для 10кл. составлена на основе программы учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ1380 Акоповой Н.Г. «Русская литература: классика и современность» и на основе программы

Н.Л. Карнауха ` «Эссе как жанр литературного произведения» и вид творческой работы` из сборника ` «Программы элективных курсов». Литература. 10-11 классы. Профильное обучение`.-М.: Дрофа, 20012 год.
^ Пояснительная записка

Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы.

В школьной практике используется более сорока видов письменных работ, в том числе сочинения-эссе.

Согласно современным жанровым подходам эссе относят к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных) текста дается в оригинальной форме» и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика, а по определению , к так называемым авторским текстам.

Эссе – жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат: развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре.

Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры школьника, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом и др.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметной областью являются литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной самостоятельной творческой деятельности школьников.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов и предназначен в первую очередь для учащихся 11 класса. Он также может найти применение в классах гуманитарной направленности общеобразовательных школ.

Основная цель курса – развитие коммуникативно-речевой культуры старшеклассников.

В процессе работы над эссе решаются следующие учебные задачи:

- актуализируются личностные качества старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей;

- осуществляются знакомство с комплексом близких жанров: очерком, словом, письмом, беседой, стихотворениями в прозе.;

- развивается ассоциативное мышление старшеклассников;

- формируется коммуникативное умение создавать собственные речевые произведения, используя возможности разных типов и стилей речи;

- формируются представления школьников о разных способах восприятия действительности;

- демонстрируются творческие поиски художников слова, уже известных учащимся.

Выделяются следующие этапы в обучении школьников написанию сочинения в жанре эссе:

- знакомство с эссе как жанром литературного произведения, разъяснение основных жанрообразующих признаков;

- узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);

- анализ ученических образцов и выполнение творческих заданий.

Этим этапам обучения соответствуют предлагаемые далее разделы программы данного элективного курса.

В программу включена таблица «Планирование работы», где выделены основные понятия курса, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, указано примерное распределение учебного времени. Творческие задания, сгруппированные в последнем разделе, могут выполняться школьниками постепенно, от этапа к этапу.

^ Содержание элективного курса

1. Введение. Теоретические сведения.

Эссе как жанр словесной литературы, его признаки, история развития. Разновидности и формы эссе. Интегративное свойство жанра.

^ 2. Работа с текстом

Нахождение жанрообразующих компонентов эссе на примерах конкретных текстов.

Сопоставление эссе разных авторов на одну и ту же тему.

Сравнение, аналогия, уподобление, ассоциация – излюбленные композиционные приемы эссеистических текстов.

Различные формы жанра.

Эссе в форме очерка.

Жанр слова и эссе в форме слова.

Жанр письма и эссе в форме письма.

Беседа и эссе в форме беседы.

Зависимость формы эссе, его языкового воплощения от задачи и адресата автора.

Эссеистическое и стихотворное воплощение одной и той же темы.

Стихотворение в прозе и эссе одного и того же автора.

^ 3. Анализ сочинений-эссе

Анализ тем сочинений, выявление тех из них, которые располагают к эссе.

Сопоставление стандартного школьного сочинения и отрывка из литературно- критического эссе.

Анализ литературно- критического эссе.

От этюда, зарисовки – к эссе.

Рецензирование по вопросам.

Рецензирование по плану.

Дополнение к комментариям к сочинению

Анализ эссе разных авторов на одну тему

Анализ отрывка из научно-исследовательской работы. Историческое эссе.

^ 4. Творческая мастерская (виды творческой деятельности учащихся)

Написание сочинения в различных формах эссе.

Фрагмент путевых заметок, воспоминание о встрече с различными уголками страны и мира с обоснованием жанра созданной творческой работы.

Эссе или сочинение в форме письма.

Эссе или сочинение в жанре слова.

Эссе в форме беседы. Беседа, интервью с человеком интересной судьбы, писателем, ученым или деятелем культуры.

Создание текста, основанного на приеме сравнения и сопоставления.

Художественная зарисовка, этюд, миниатюра, основанные на наблюдении и личных впечатлениях учащихся.

Размышление на заданную тему. Определение жанра творческой работы.

^ В процессе обучения по программе рассматриваемого элективного курса учащиеся должны:

- знать определение эссе, его основные признаки, формы и разновидности;

- определять «решающую идею» эссе;

- анализировать предложенный пример по вопросам и заданиям;

- находить средства художественной выразительности, используемые автором;

- видеть эстетическую функцию языка;

- рецензировать и анализировать сочинения разных жанров;

- создавать творческую работу в одной из жанровых форм: письма, страницы из дневника, путевого очерка, слова, художественной зарисовки, этюда, эссе.

^ Тематическое планирование элективного курса

«Написание эссе».




Наименование

модулей

Максимальная

нагрузка учащегося, ч.

1.

Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе

2

2.

Форма эссе и его языковое воплощение

7

3.

Эссе разных авторов

4

4.

Составление собственных эссе

4

5.

Итого

17



^ Календарно-тематическое планирование

элективного курса

«Написание эссе»

в 10классе

на 2013-2014 учебный год




^ Наименование разделов и тем

Форма организации

Кол-во

часов




Введение теоретического понятия и анализ текстов эссе




2

1.

Введение теоретического понятия и закрепление.Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.

Лекция с элементами беседы

1

2.

Как отличить эссе по жанровым признакам (анализ образцов эссе)

Лекция с элементами беседы

Практикум

1




^ Форма эссе и его языковое воплощение




7

3

Литературно-критическое эссе и школьное сочинение.

Лекция с элементами беседы

Практикум

1

4.

Зависимость формы эссе от адресата и задач автора.

Практикум.

1

5

Эссе и очерк.

Практикум

1

6

Слово и эссе в форме слова.

Практикум

1

7

Письмо и эссе в форме письма.

Практикум

1

8.

Эссе и стихотворения в прозе. Зарисовка.

Практикум

1

9

Текст, построенный на сравнении.

Практикум

1

10

^ Эссе разных авторов

Практикум

4

11.

Эссе разных авторов на одну тему.

Практикум

1

12.

Анализ исторического эссе..

Практикум

1

13.

Воплощение одной темы в вэссеистической и стихотворной форме.

Практикум

1

14

Анализ литературно-критического эссе.




1

15

Составление собственных эссе Обсуждение и анализ сочинений-эссе.


Практикум

1

16.

^ Составление собственных эссе

Обсуждение и анализ сочинений-эссе.

Практикум

1

17.

^ Составление собственных эссе

Обсуждение и анализ сочинений-эссе.

Практикум

1


Требования к уровню подготовки учащихся

По итогам спецкурса у учащихся формируются следующие компетенции:

Коммуникативная

  • Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо.

  • Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения.

  • Информационная переработка текста.


Языковая и лингвистическая компетенции

  • Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.

  • Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  • Литературный язык и язык художественной литературы.

  • Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.


Культуроведческая компетенция


  • Взаимосвязь языка и культуры.

  • Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

  • Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.


Ожидаемые результаты

  • Получение углубленных и расширенных сведений о языке как материале словесности

  • Сформированность навыков самостоятельного анализа текста художественного произведения

  • Восприятие произведений словесности в целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения

  • Отработанные навыки устной и письменной речи, выразительного чтения

  • Создание собственных текстов разных жанров


Литература (ресурсы)

    1. Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность». М., 2004.

    2. Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – 2-е изд., доп. / Н.Л. Карнаух. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.

    3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. Л., 1972

    4. http://www.msses.ru/win/study/how-to-write-good-essay.html

    5. http://law.edu.ru/stage/stage.asp?stageID=1202005

    6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.

7.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconСодержание программы элективного курса Учебно-тематический план элективного курса
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconРабочая программа элективного курса по литературному краеведению «В мире Н. Рубцова»
Данная программа элективного курса составлена в соответствии с региональным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconПояснительная записка рабочая программа профориентационного элективного...
Рабочая программа профориентационного элективного курса «Человек и профессия» составлен в рамках предпрофильной подготовки обучающихся...

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconПрограмма элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира»
Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconПлан работы элективного курса на 2011 2012 уч г
Работа элективного курса планируется по программе элективного курса «Подготовка к егэ». В связи с тем, что на занятия отводится один...

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconПрограмма элективного курса «Мир вокруг нас вместе с английским»
Программа элективного курса «Мир вокруг нас» предназначена для учащихся 5-6 классов. Объём курса 5 класс-34 ч., 6класс-34ч

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconОбразовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов...

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconРабочая учебная программа элективного курса по русской литературе «Зеленая лампа»
Рабочая учебная программа элективного курса по русской литературе «Зеленая лампа» в 9классе

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconУчебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...

Рабочая программа элективного курса «Написание эссе» iconАнализ текста. Теория и практика», рабочая программа элективного...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку«Анализ текста. Теория и практика»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница