Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов»




Скачать 78.59 Kb.
НазваниеУрок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов»
Дата публикации10.09.2014
Размер78.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Класс 5

IV четверть

Урок №7-8
Тема: «Согласье золотых колоколов»

Тип урока: обобщение темы «Музыка, литература и изобразительное искусство»

Педагогические технологии: творческая мастерская

Идея урока:

Что за звуки!

Неподвижен внемлю

Сладким звукам я:

Забываю вечность,

Небо, землю,

Самого себя…

М.Ю.Лермонтов

Линии:

  1. Через музыку, поэзию, произведения изобразительного искусства формировать духовный мир ребенка, его любовь к культуре предков, к человеческим ценностям.

  2. Через интегрированный подход способствовать более глубокому пониманию произведений разных видов искусства, между которыми, как известно, нет непереходимых границ, если речь идет об их общечеловеческом содержании.

  3. Помочь учащимся через собственную творческую деятельность осознать закономерности творчества и язык искусства.

  4. Развивать образно-художественное мышление и фантазию.

  5. Помочь почувствовать диапазон состояний человека, «зоны»: радости, покоя, тревоги, печали.


Оборудование:

  1. Зрительный ряд:

    • Колокольный звон Введенского храма г. Галича (видеозапись)

    • Колокольня Ивана Великого (видеозапись)

    • Царь-колокол (видеозапись)

    • Благовест, трезвон, набат (видеозаписи колокольных звонов, сделанных в Кижах)

    • стенд с картинами М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», С. Светославского «Вид из окна Московского училища живописи», И. Левитана «Над вечным покоем», «Вечерний звон», А. Лентулова «Колокольня Ивана Великого. Звон», К. Юона «Купола и ласточки», А. Васнецова

    • на доске: тема и идея урока. По ходу урока появляются слова-ассоциации со словосочетанием «колокольный звон», его признаки; рисунки, выражающие «Радугу чувств»; портрет С.В. Рахманинова, название симфонической поэмы «Колокола» и определения характеров частей поэмы.


  1. Музыкальный ряд:

    • С.В. Рахманинов «Колокола»

    • спокойная музыка




  1. Раздаточный материал:

    • Памятка с признаками определения характера музыки

    • Стихи поэтов С. Есенина, М.Ю. Лермонтова, К. Бальмонта, А. Толстого, Н. Лисового, П. Шаликова, И. Козлова, В. Бокова, проза А. Цветаевой

    • Поэма К. Бальмонта «Колокольчики и колокола»

    • Колокольчики, вырезанные из картона разных цветов (золотого, серебряного, коричневого, черного)

    • Колокольчики, вырезанные из бумаги, для написания отзывов-ответов

    • Альбомные листы

    • Краски

    • Стаканы с водой


Ход занятия:

(видеосюжет с записью колокольного звона)

- Здравствуйте! Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в живописи, литературе.

Вы знаете, сегодня в наш адрес пришло письмо, с которого я и хотела бы начать работу нашей мастерской. А вот в конце мы должны будем написать ответ на это послание. Итак, слушайте.

(читаю письмо – стих-е В. Семернина)
- Колокольный звон… С чем ассоциируется в вашем сознании колокольный звон?
(Работа в группах. Ребята пишут на листочках свои ассоциации, затем обговаривают их в группе, выбирают самые значительные и сообщают по 2-3 ассоциации от группы.)

+ Русская земля, прошлое, история, традиции…

(выписываю на доске)

- Когда же появились колокола на Руси? Почему мы не можем представить нашу страну без колокольных звонов?
(сообщения учащихся о колоколах)

- В церковном уставе различают два рода звучания: благовест, т.е. звук в один колокол, переходящий в перезвон, когда ударяют в несколько колоколов, но не сразу, а поочередно, и собственно Звон, когда ударяют сразу в несколько колоколов. Послушаем Благовест. Опишите все, что вы услышите и почувствуете.

(слушаем)

+ …..

- Вот послушайте, что почувствовала Анастасия Цветаева, отрывок из ее повести «Московский звонарь»:

«Тишина… Первый удар благовеста! Покорно его повторяет звонарь, удар гулкий, глухой, он кажется темного цвета!...падают с колокольни тяжелые гулы темного цвета в снежный принимающий двор.

И вдруг – град звуков! Голоса, ликованье разбившегося молчанья, светлый звон, почти что без цвета, один свет, побежавший богатством лучей. Над крышами вся окрестность горит птичьим гомоном Сиринов, стаей поднявшихся, - всполошились, поднялись, небо затмили! Дух захватило! Стоим, потерявшись в рухнувшей на нас красоте, упоенно пьем ее – не захлебнуться бы! Да что же это такое?! Это мы поднялись! Летим!..

…Пудовые колокольцы неистово гремели, раскалывая небо жарким пламенем праздничного звона.

Большой колокол - как гром; средние – как шум лесов, а самые малые – как громкий щебет птиц. Оживший голос природы! Стихии заговорили! И всем этим многоголосьем правит человек, держащий в руках струны голосов. Это была музыка сфер! Вселенская, теперь ба сказали – космическая!»

- Этот отрывок хорошо перекликается и дополняет ваши впечатления.

Иногда звон в несколько колоколов бывает в три приема, и тогда он называется Трезвоном. Послушайте и охарактеризуйте это звучание колоколов. Вам поможет словарь признаков характера звучания, лежащий у каждого на столах

(слушаем)

- А теперь по цепочке каждый охарактеризуйте этот звон, не повторяясь, по одному признаку.

+ …

- А сейчас работаем в группах. Внимательно просмотрите все выбранные вами признаки и выпишите 2-3 лучших, наиболее удачных, красивых, ярких.

(работа в группах, ответы ребят, я выписываю на доске самые яркие признаки)

- Удивительная музыка, удивительно и описание ее. Не случайно и русские композиторы так часто обращались в своем творчестве к колокольному звону. Вот первая русская опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Автор завершает ее праздничным колокольным звоном. А потом колокола зазвучали в произведениях М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и А.П. Бородина. С.В. Рахманинов создает симфоническую поэму на стихи Константина Бальмонта, которую называет «Колокола».

Летом 1912 года, живя на тамбовщине, в любимой Ивановке, Сергей Васильевич Рахманинов неожиданно получил письмо, никем не подписанное. В письмо был вложен отпечатанный на машинке русский перевод поэмы Эдгара По «Колокола». В короткой приписке неизвестный человек просил композитора ознакомиться со стихами; они казались автору письма очень музыкальными, словно созданными для Рахманинова.

Это предложение увлекло композитора. Будущее произведение поначалу виделось ему большой симфонией для хора и оркестра. Но, когда в 1913 году музыка была написана, она имела подзаголовок «Поэма для оркестра, хора, солистов».

- Почему поэма? Я думаю, что ответ вы получите в процессе слушания этой музыки.

Послушайте фрагмент одной из частей поэмы. Какое название вы могли бы дать ему?

(все ответы от группы)

- Какой части поэмы К. Бальмонта соответствует?

- Выберите из текста словосочетания характеризующие этот звон и его воздействие на человека.

(выписываю на доске)

Колокольчики звенят

^ Серебристый звон

Легкий звон

Сладостно томят

О забвенье говорят

Звучный смех

Смех ребенка

Волшебно наслажденье

- Какое душевное состояние испытывал автор, что оно вылилось в такую музыку?

+ Радость, ликование, праздник (выписываю на доске)

- А давайте совершим чудо, с помощью кисти и красок оживим это состояние души.

(Звучит музыка, рисуем, рисунки вывешиваем на доску)

- Наша мастерская ожила разноцветьем красок.

- А сейчас поговорим о звоне, который называется Набат. Как его характеризует К. Бальмонт, найдите в тексте.

(работаем в парах и по одному от пары произносим вслух по-порядку)

- Какие, по-вашему, чувства охватывают человека в этот момент. Какое состояние?

(видео - Набат)

+ Тревога, опасность, беда (выписываю на доске).

- Какими музыкальными интонациями можно передать это ощущение?

+ Короткими, резкими, повторяющимися, как эхо

(слушаем фрагмент из поэмы)

- Вернемся к удивительным судьбам колоколов и сначала отправимся в Новгород.

(сообщение учащихся о вечевом колоколе. Затем стихотворение К. Случевского «Новгородское предание» и другие истории о колоколах)

- Вновь обратимся к музыке С.В. Рахманинова. Послушайте фрагмент еще одной части произведения и ответьте на вопрос: какие чувства, настроения отражает эта музыка?

(слушаем 2 часть)

+ Тишина, покой, умиротворение (выписываю на доску)

- Попробуйте создать свою радугу, в которой отразилась бы цветовая гамма этих чувств, настроения, состояния души.

(рисуем в группах, вывешиваем на доску)

- Какие цвета преобладают в ваших радугах.

+ Желтый – вызывает радостное, бодрое чувство.

Оранжевый – вызывает ощущение тепла, блаженства, как цвет заходящего солнца.

Пурпурный – выражает серьезность и достоинство.

Розовый – привлекательность. Голубой – это небо, простор. Зеленый – спокойствие.

- А каким бы цветом вы передали настроение этого фрагмента? Выберите цвет колокольчиков, лежащих у вас на столах, созвучный этому настроению

(слушаем 4 часть)

(Учащиеся поднимают колокольчики)

+ Серым (темно-серый снег, серое небо, сгорбленные фигуры людей, провожающие в последний путь покойника)

- Какое настроение создал композитор в этом музыкальном фрагменте?

+ Скорбь, печаль, траур (выписываю на доске)

-Каждая из частей поэмы имеет свое название, это первая строчка в каждой части. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на слово, которое является своеобразным лейтмотивом в каждом из названий.

+ Слышишь…

- Везде ли это слово имеет одинаковый смысл?

+ В трех первых частях это обращение к живущему человеку, а в четвертой – ко всем, значит никому, в никуда, человека уже нет.

- Почему же С.В. Рахманинов дал название произведению «Поэма», отказавшись от симфонического жанра.

+ Слово поэма ближе литературному жанру, своеобразное повествование, рассказ о чем-то знакомом и близком каждому человеку.

- О чем же рассуждает Рахманинов в этом музыкальном произведении?

+ Это мысли о жизни и смерти понятные и близкие каждому.

- Может именно поэтому, написанная в начале 20 века, мы не забыли о ней, в этом ее современность.

- Сегодня мы слушали музыку С.В. Рахманинова, который обратился в своем творчестве к колокольному звону, слышали собственно колокольный звон, пробовали передать красками свои чувства, возникающие от колокольного звона. А вот как «звучат» звоны на картинах русских художников.

(представляю картины)

- Я предлагаю вам побыть в роли звукорежиссеров. Ваша задача – озвучить живописные полотна с помощью слова. В помощь предлагаются печатные тексты (проза и поэзия). Всмотритесь в эти картины, вчитайтесь в стихи, найдите строчки созвучные данным репродукциям.

(работа в группах)

(Делимся своими «находками»)

- Вот и вдохнули тайну поэтического слова (называю картины, их авторов, раскрываю авторский замысел)

- Проникнем в таинство слова «колокола». Закроем глаза, произнесем про себя слово «колокола», вслушаемся в его звучание, в стройное раскидистое, переливающееся звучание золотых колоколов. И напишем ответ на полученное в начале работы мастерской письмо, где постараемся передать неповторимость таинственных звуков колоколов, разнообразие красок, наполняющих эти звуки, свои ощущения, чувства. Назовем ниши послания «Согласье золотых колоколов»

(Раздаю колокольчики, пишем)

- Кто бы хотел прочитать свои ответы.

(ребята читают свои послания)

- Соберем свои колокола и колокольчики в собственную звонницу. Пусть зазвучат они иными голосами, небесными, истинными голосами нашего древнего края.

(видеозапись - колокольный звон Введенского храма г. Галича)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconУрок 74 Тема: «Изменение имен существительных по числам»
Русский язык – Тетрадь 1 часть, урок 77 Тема: «Повторяем правописание частей слова»

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconУрок №31. Тема: неповторимая планета. Что ни урок, то заповедь
Тема: неповторимая планета. Что ни урок, то заповедь. (интегрированный урок природоведение – французский язык)

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconМоу «сош с. Клинцовка» праздник «день птиц» проведён с учащимися...
...

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconИм не нужны лекарства! Почему?
Вегетарианец, поставил 20 мировых рекордов и выиграл 9 золотых Олимпийских медалей

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconУрок по литературе в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconКурс лекций по судебной психиатрии
Автор: Колоколов Георгий Рюрикович — доцент кафедры правовой психологии и судебной экспертизы, кандидат медицинских наук

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconУрок развития речи, закрепление. Тема: «Чудодейственная сила глагола»
Урок разработан для учащихся 6 «А» класса при прохождении темы «Глагол», предусмотренной учебной программой, на которую отводится...

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconА десять золотых монет; б билеты в кукольный театр
Задание 2: Прочитайте стихотворение Генриха Сапгира. Вставьте пропущенные глаголы

Урок №7-8 Тема: «Согласье золотых колоколов» iconПроект «Мне имя – Марина!» (Вечер поэзии)
Звон колоколов (Громко, затем тише, тише и звучит фоном для стихотворения. Выключить после прочтения стих я)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница