Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения
страница1/5
Дата публикации09.09.2014
Размер0.65 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
www.lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ДПП.ДС.1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения

(УД-04.13-011)
Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель: к.ф.н., профессор О.А. Москвина


Уссурийск, 2008

^ СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА


  1. Аннотация ………………………………………………………………………...




  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ……..….




  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) ………………………….…




  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….


а). Методические материалы к дисциплине (методические

рекомендации для преподавателя, методические указания

для студентов, практикум по дисциплине и т.п.) ……………………….….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. …………………………..…

1. АННОТАЦИЯ
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины специализации «Методология анализа и интерпретации художественного произведения», которая изучается студентами очного отделения в пятом и шестом семестрах. Установленный объем составляет 160 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа, где определяются основные направления лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы студентов. В лекциях даются основы теоретических знаний для постижения методов изучения литературных явлений.

Практические занятия, письменные задания и самостоятельная работа направлены на овладение современными принципами и приемами исследования художественного текста.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, а также методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям (тема, цель, план, список литературы, комментарий к предложенным вопросам).

Имеется Приложение, содержащее:

  1. образцы анализа художественных текстов (два вида);

  2. тексты художественных произведений для аналитического исследования на экзамене по курсу (второй вопрос билета).


^ 2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)
Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
^

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»



кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП.ДС.1 МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(УД-04.13-011)
Для специальности 050301 Русский язык и литература
ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………

2. Тематический план дисциплины…..…………………………………………………..

а) для очной формы обучения………………………………………………………..

3. Содержание учебного материала ………………………………………………………

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов………………………

5. Формы контроля ……………………………………………………………………….

а) рубежный (текущий) контроль …………………………………………………….

б) итоговый контроль ……………………………………………………………..….

6. Список литературы …………………………………………………………………….

^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина специализации «Методология анализа и интерпретации литературного произведения» является вводным курсом в науку «Литературоведение», в отличие от предмета «Введение в литературоведение», обозначающего необходимый объем терминов и понятий.

Всесторонняя подготовка филолога невозможна без изучения истории литературоведческой науки, постижения принципов и приемов исследования художественного текста. Поэтому предметом дисциплины становятся теории, объясняющие – на разных этапах развития литературоведческой науки – сущность словесного искусства и путей его изучения.

Материал о методах литературоведения учитывает как хронологию различных теорий, так и антитетичность их. На наш взгляд, это доказывает обоснованность неоднозначных подходов, неординарность решений теоретико-литературных проблем, а также убеждает в том, что художественный текст «защищает» себя от произвольного обращения с ним.

Важное место в предлагаемом лекционном курсе занимает аспект, связанный с изучением сущности словесного искусства, понятия «художественности»; с осмыслением эстетических отношений.

Дисциплина специализации «Методология анализа и интерпретации литературного произведения» ставит цель формирования навыков исследования литературного текста. В связи с этим большое внимание в лекционных и практических занятиях уделяется собственно анализу как подготовке и обоснованию научной интерпретации произведения.

Курс изучается в V и VI семестрах, состоит из 32 часов лекций, 48 часов практических занятий и 76 часов самостоятельной подготовки студентов. Завершается в V семестре зачетом, в VI семестре экзаменом.

^ 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
V семестр
а) для очной формы обучения




Наименование тем, разделов, модулей

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего часов

Всего


Лекции

Практич. занятия

1.

Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин.

2

2

0

6

8

2.

Из истории литературоведческой науки: концепции сущности искусства.

6

2

4

6

12

3.

Биографический и культурно-исторический методы изучения литературы.

8

4

4

6

14

4.

Сравнительно-исторический метод изучения литературы. Психологический подход.

6

2

4

6

12

5.

Социологический и формальный методы изучения литературы.

8

4

4

6

14

6.

Структурный метод изучения литературы.

6

2

4

6

12

^ Всего за V семестр

36

16

20

36

72


VI семестр





Наименование тем, разделов, модулей

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего часов

Всего


Лекции

Практич. занятия

1.

Целостно-системное понимание литературных произведений.

4

2

2

6

10

2.

Эстетическое и художественное. Художественный образ.

6

2

4

6

12

3.

Типологические соотношения содержания и формы

4

2

2

6

10

4.

Литературное произведение как целое. Рамочные компоненты. Сильные позиции текста.

6

2

4

4

10

5.

Произведение с точки зрения его жанровой природы

6

2

4

4

10

6.

Мир произведения: объект изображения, субъект изображения

6

2

4

6

12

7.

Мир произведения: лирический субъект

6

2

4

6

12

8.

Произведение как модель мира в словесно-образном выражении

6

2

4

6

12

^ Всего за VI семестр

44

16

28

44

88

Итого по дисциплине

80

32

48

80

160

^ 3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Содержание лекционного матриала


  1. Предмет и задачи курса. Место в ряду изучаемых дисциплин.

Лекция посвящена определению предмета курса, постановке задач и знакомству с планом работы в течение семестра. Здесь же дано толкование таких понятий, как «методология», «анализ», «интерпретация»; сделан обзор и подробный комментарий литературоведческих источников по всем темам.

Материал первой лекции содержит также определение того, что следует относить к методологическим вопросам. Это – научность и объективность при изучении литературы. Основной критерий научности формулируется так: чем в большей мере принципы и приемы исследования, применяемые той или иной наукой, соответствуют природе предмета этой науки, чем сильнее они опираются на объективные существенные и специфические особенности жизни и развития ее предмета, тем большей степенью научности могут обладать ее исследования.

Далее в лекции дана оценка исходных позиций тех учебных пособий, на которые предстоит опираться при толковании специфики предмета (литературы) и выбора путей анализа художественного произведения. Таковы источники: "Введение в литературоведение" (под ред. Л.В. Чернец) и "Теория литературы" (под ред. Н.Д. Тамарченко).


  1. ^ Из истории литературоведческой науки: постижение сущности искусства.

Концепции сущности искусства как подражания жизни. Концепция сущности искусства как субъективной творческой способности. Объективно-исторические концепции сущности искусства. Современные теории сущности художественного творчества.



  1. ^ Биографический и культурно-исторический методы изучения литературы.

Тема лекции начинает собой обширный материал о методах изучения литературы. Отправной точкой здесь является позиция, зафиксированная И.Ф. Волковым: возникающие в разное время методы соотнесены с объяснением литературы как вида искусства ("концепции сущности искусства как подражание … "; "концепции сущности искусства как субъективной творческой способности"; "объективно-исторические концепции сущности искусства").

На этой же лекции подробно рассматриваются биографический метод (идеи Сент-Бёва) и культурно-исторический метод (идеи Ипполита Тэна). Детальность изучения названных концепций оправдана тем, что во время изложения фактического материала, во-первых, проводится мысль о соотношении внутренних и внешних факторов, влияющих на художественное творчество; во-вторых, определяется положительное начало каждого метода, в-третьих, вводятся понятия "автор биографический" и "автор конценированный", что немаловажно для дальнейшего изучения предмета.


  1. ^ Сравнительно-исторический метод изучения литературы. Психологический подход.

Здесь рассматривается значение "Исторической поэтики" А.Н. Веселовского в формировании сравнительно-исторического метода; даются сведения о работе и личности этого выдающегося исследователя. Метод, разработанный А. Веселовским, осмысляется как – преодолевающий слабую сторону предшествующего, т.е. культурно-исторического (а именно – изучение повторяющихся явлений).

В лекции подчеркивается важность сравнительного литературоведения при изучении словесного творчества, начиная с фольклора; вводится понятие "диалогичность" текстов (М. Бахтин); определяется роль заимствования.

В связи с изучением сравнительного метода осмысляются проблема источников художественных произведений как одна из актуальнейших проблем, а также вопрос интертекстуального исследования.

Компаративистика рассматривается в лекции с двух позиций: широкого понимания (как тождество сравнительно-исторического метода) и узкого – начальное постижение сходных литературных фактов.

Психологическое направление в литературоведении как отвечающее потребности разгадать тайну художественного произведения, опираясь на психологию творца и читательское восприятие. Связь с культурно-исторической школой. Вклад А. А. Потебни, Д. Н. Овсянико-Куликовского.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы социологии и политологии...
Учебно-методический комплекс подготовлен преподавателем социальной психологии филиала Алтгу в г. Камень-на-Оби Кулик Л. Е

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Аф. 03. 4б Художественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине (Художественная типология северокавказской поэзии) составлен в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура...
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconВикторина. Учитель
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «Юриспруденция»
Конституционное (государственное) право России. Учебно–методический комплекс/ Сост.: Гущин В. З. М., Мэпи. 2004. – с

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс специальность: 021100 «юриспруденция»
Правовая информатика и информационные системы в юриспруденции: Учебно-методический комплекс/Сост.: Атаманюк В. М. – М.: Мэпи, 2004....

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс по теме: "Люби и знай родной свой край"
Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 1 Методология анализа и интерпретации литературного произведения iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница