Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать,




Скачать 155.4 Kb.
НазваниеРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать,
Дата публикации05.09.2014
Размер155.4 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
УО администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»



СОГЛАСОВАНО:

Директор МОУ ДПО НМЦ

_______________ Г.Н.Попова

«____»_________2011 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Основная

общеобразовательная школа № 7»

_____________ Ю.В.Штальбаум

Приказ № ___ от «___»____ 2011 г



В МИРЕ СЛОВ
Рабочая программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

для обучающихся 1-4-х классов

Составитель:

Усевич Наталья Леонидовна,

учитель начальных классов

Ленинск-Кузнецкий

2011

^ Пояснительная записка
«…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»

Джон Хершел.
По замыслу данная программа должна стать дополнением к урокам литературного чтения в средней или основной общеобразовательной школе и воспитывать творческого думающего читателя.

Основными целями программы являются:

    1. привлечь младших школьников к книге, чтению;

    2. увлечь их процессом чтения;

    3. показать им, что чтение – это интересный, эмоциональный, творческий процесс;

    4. привить любовь к чтению;

    5. научить разбираться в тексте, уметь его анализировать;

    6. ввести читателя в мир художественной и научно-популярной литературы, развивая способность эстетического восприятия произведений искусства.

Стратегическая цель программы – закладывание основ воспитания образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.

Программа нацелена на совместную деятельность библиотекаря, учителя, ребенка, родителя по приобщению к чтению детской художественной и научно-популярной литературы для решения следующих задач:

- воспитание потребности в чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;

- воспитание эмоционально-образного восприятия содержания произведений фольклора, стихов, литературных сказок, произведений научно-популярной литературы;

- воспитание культуры чтения: развитие интереса к чтению, к литературе, к книге; формирование у детей представлений о жанрах художественной литературы;

- развитие фантазии, речи;

- побуждение детей к активному общению с книгой;

- создание положительного эмоционального фона и доброжелательной атмосферы чтения;

- формирование опыта социальных навыков поведения средствами литературных произведений.

Решение задач, поставленных в программе, предусматривает многоплановую работу по следующим основным направлениям. Это, во-первых, чтение, нацеленное на приобщение к книге, чтение художественной литературы, формирование литературного вкуса и читательских интересов.

В программе предусматривается разбивка по жанровому разнообразию литературы: чтение фольклорных произведений, стихов, сказок, рассказов, повестей – сказок различных авторов. Данная программа была дополнена материалами научно – познавательной литературы, так как опрос учителей, индивидуальные беседы со школьниками, изучение библиотечных формуляров подтвердили необходимость активного вовлечения младших школьников в работу с научно – популярной книгой, начиная с первого класса.
^ Содержание программы

1 класс ( 33 часа)

Одно занятие в неделю.

Знакомство с детской книгой.

Автор, название произведения. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, иллюстрациям.

^ Литература и фольклор.

Устное народное творчество и литература. Общие представления о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Образное знакомство с малыми фольклорными жанрами: потешка, прибаутка, колыбельная песня, скороговорка, считалка, дразнилка, загадка.

^ Стихи и проза.

Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель), персонажи (действующие лица), герои (главные действующие лица)

Стихи и рассказы о природе.

^ Герой и его характер.

Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов – определений для характеристики героев. Построение доказательного высказывания.

^ Эмоциональный тон произведения.

Общий характер произведения. Его тональность. Определение характера произведения: героический, лирический, юмористический. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, драматизации (театрализации). Использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движения, жеста. Инсценирование произведений со свободным использованием текста. Игра в театр.

^ Жанры литературы.

Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различение.

Рассказы о бабочках.
2 класс

( 34 часа)

Народное творчество.

Волшебная сказка. Бытовая сказка. Лесные загадки.

Сказки о животных.

Жанр рассказа ( Н. Носов, Е. Чарушин, М. Пришвин)

Поэзия. (А.С.Пушкин, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин).

Литература вокруг нас.

Созданий условий для того, чтобы дети читали сами, дома, другие книги, помимо тех книг, что прочитываются на занятии. Для этого использовать творческие мастерские, задания на дом, рекомендации книг своим одноклассникам.

^ Навыки чтения и слушания.

Дальнейшее формирование навыков свободного высказывания в устной и письменной форме. Развитие навыков чтения и говорения на основе эмоциональной передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту.
^ 3 класс

( 34 часа)

Устные и письменные формы словесности.

Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Умение видеть красоту слова, различать жанры устного народного творчества. Пословицы как жанр устного народного творчества, отличие от поговорок, происхождение, связь со сказками. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и в поговорке (открытое суждение). Сочинение сюжетов к пословицам.

^ Былина как эпический жанр.

Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества, отечества; человек, прославляющий своими деяниями – помощью людям, торговлей, ратными подвигами – свое Отечество. Былины об Илье Муромце. Илья как эпический герой.

^ Былинная сказка.

Сравнение с былиной, их различия. Показать с помощью видеосредств. Особенности былинной сказки.

Жанр басни.

Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной сказки о животных. Эзоп как мифическая фигура и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова : использование сходных сюжетов, сходного смысла, структуры, сходство и различие композиций.

^ Развитие представлений о жанре рассказа.

Герой рассказа: особенности характера персонажей. Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя. Выделение элементов сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Поэзия.

Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Показать красоту, яркость, своеобразие поэтического мира поэтов (Ю. Мориц, Э. Шим, В. Маяковский, Дж. Родари). Показать чудо такого жанра литературы, как стихотворение.

^ Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке.

Авторская сказка: сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и зарубежной литературы. Смысл сказки: победа с помощью магической силы, торжество ума, смекалки (в народной сказке); осознание ценности нравственного совершенства и силы любви (авторская сказка)
^ 4 класс

( 34 часа)

Устное народное творчество.

Былина, волшебная сказка как отражение определенного времени (предметы, названия, речь и т.д.), историческое повествование. Былины «Илья Муромец», «Садко». Гиперболы, олицетворения, другие средства выразительности. Волшебная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая».

^ Пословицы и поговорки.

Сходства и различия. Придумывание сюжетов по пословицам. Угадать, какая пословица подходит к той или иной сказке. Популярность пословиц в современной жизни.

^ Сказочная повесть.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой. Нравственные ценности, заложенные в сказочных повестях. Скрытый смысл.

Драма.

На примере произведения М. Метерлинка «Синяя птица». Композиционные особенности пьесы. Деление текста на действия, действий на картины; наличия списка действующих лиц, наличие авторских комментариев (ремарок). Внешняя отстраненность автора.

Поэзия.

Продолжить разговор о творчестве русских поэтов. Показать своеобразие поэтических оценок, наличие средств выразительности. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира.

^ Творческий портрет.

Нарисовать портрет (словесно) любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, характерные приемы изображения, особенности художественного языка его произведения).

Рассказ. Повторить то, что узнали об этом жанре в предыдущие годы, обобщить, самим сочинить рассказ.
К окончанию 4 класса дети должны:

- отличать произведения устного народного творчества от авторских произведений;

- различать следующие литературные жанры: сказку, сказочную повесть, рассказ, стихотворение;

- обнаруживать средства художественной выразительности текста (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма);

- знать и давать самую элементарную характеристику автору (прозаик, поэт, общие представления о времени жизни, о чем пишет);

- знать и давать элементарную характеристику литературным произведениям (народные или авторские), вид (проза, поэзия, драма) и жанр (сказка, сказочная повесть, былина, стихотворение, пьеса, рассказ), основная идея;

- производить элементарный анализ поступкам героев и персонажам литературного произведения;

- полюбить книгу и не представлять себе жизнь вне чтения;

- воспринимать художественное произведение как искусство слова;

- воспринимать чтение художественной литературы как индивидуальный процесс.
Развитие творческих способностей

К концу 4 класса ученики должны приобрести способности к творческому чтению и литературному творчеству.

- пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;

- участвовать в конкурсах чтецов;

Писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;

- устно высказываться на тему литературного произведения и свободную тему;

- придумывать рифмы, сочинять элементарные стихи;

- писать небольшие художественные рассказы и сказки;

- составлять библиографические пособия малых форм и небольшие книжки – сборники любимых произведений с собственными иллюстрациями.
^ Круг чтения

1 класс

Малые жанры фольклора:

Потешки, прибаутки, дразнилки, читалки, скороговорки, загадки.

Русские и зарубежные народные и авторские сказки:

«Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Петушок-золотой гребешок»,В. Берестов «Аист и соловей», В. Осеев «Добрая хозяюшка», В. Катаев «Цветик-семицветик», В. Одоевский «Городок в табакерке»,С. Аксаков «Аленький цветочек», Ш. Перро «Красная шапочка».

^ Русские писатели и поэты:

Л. Толстой «Косточка», «Два брата», «Лгун», М. Горький «Воробьишко», И. Суриков «Детство».

Современная русская и зарубежная литература:

Стихи К. Чуковского. С. Маршака, А. Барто, С.Михалкова, Б. Заходера, Ю. Тувима, Ю. Мориц.;

Рассказы: Н. Носова, В. Драгунского, Е. Чарушина, В. Бианки.
2 класс

^ Малые жанры фольклора.

Считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, скороговорки, басни.

Русские и зарубежные народные сказки.

Х.К. Андерсен, бр. Гримм, Э. Успенский, П. Бажов «Сказы»

^ Классики русской литературы.

И.А. Крылов, А.С. Пушкин, А.А Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин.

Современные русские и зарубежные писатели и поэты.

С. Маршак, К. Чуковский, Я. Аким, А. Блок, С. Михалков, Д. Родари, М. Пришвин, Е. Чарушин, Е. Благинина.
^ 3 класс

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Былины. Басни.

Классики русской литературы.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», П. Ершов «Конек – горбунок», Н. Гарин – Михайловский «Детство Темы».

^ Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

П. Бажов, Х.К. Андерсен, А. Милн, Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».

Современная русская и зарубежная литература.

Стихи Б. Заходера, В. Маяковского, С. Михалкова, С. Черного.

Рассказы и повести В. Бианки, Э. Шима,а, Н. Носова, Н. Сладкова, Л. Воронковой, А. Гайдара.

Сказки, сказочные повести А. Толстого «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сивка – бурка», «Приключения Буратино», А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».
^ 4 класс

Устное народное творчество.

Былины Новгородского цикла. Русские народные и бытовые сказки.

Классики русской литературы.

А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, К. Асеев, А.А. Фет, Н. Заболоцкий, К. Бальмонт, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов «Белолобый», «Ванька».

^ Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести.

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители», С. Михалков «Сон с продолжением», М. Метерлинк «Синяя птица», Р. Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе», О. Уайльд «Мальчик – звезда».

^ Современная русская и зарубежная литература.

В. Железняков «Чучело».
Произведения научно – популярной литературы.

Один раз в четверть.

1 класс

Первое полугодие.

Стихи и рассказы о природе. «Мой край родной»

Лесные загадки. Н. Сладков «В лес по загадки».

^ Второе полугодие.

Что, где, как и почему? (на вопросы отвечают стихи).В. Суслов «Колеса», В. Приходько «Дом зерна».

Чтение рассказов Н. Сладкова. «Дети радуги».

2 класс

Живая планета. «Обитатели моря».

Живая планета «Птицы».

Чтение рассказов Н. Сладкова «Лесные тайнички».

Чтение научно-познавательных произведений о птицах. В. Флинт «Птицы наших лугов и полей.», «Птицы в нашем лесу»


^ 3-4 классы

Рассказы о бабочках.

В. Мурзин «Синий махаон».

Чудеса в небесах. А. Гурнштейн «Люди и звезды».

Чтение научно - познавательных книг о том, чего мы пока не знаем.

Чудеса в небесах. В. Кащенко «Найди созвездия».

Чтение научно – популярных произведений о растениях.

Чтение научно – познавательной литературы о животных.


^ Тематическое планирование




п/п

Тема занятия

Часы

Дата

проведения

Примечание

1 класс 33 часа

1

^ Малые жанры фольклора:

Потешки, прибаутки, дразнилки, читалки, скороговорки, загадки.

2







2

^ Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Репка»

«Теремок»

«Заюшкина избушка»

«Три медведя»

«Маша и медведь»

«Гуси-лебеди»

«Лиса и журавль»

«Петушок-золотой гребешок»

В. Берестов «Аист и соловей»

В. Осеев «Добрая хозяюшка»

В. Катаев «Цветик-семицветик»

В. Одоевский «Городок в табакерке»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Ш. Перро «Красная шапочка»



14








3

^ Русские писатели и поэты:

Л. Толстой «Косточка», «Два брата», «Лгун»

М. Горький «Воробьишко»

И. Суриков «Детство»


3







4

^ Современная русская и зарубежная литература:

К. Чуковский

С. Маршак

А. Барто

С.Михалков

Б. Заходер

Ю. Тувим

Ю. Мориц



7







5

Рассказы:

Н. Носов

В. Драгунский

Е. Чарушин

В. Бианки


7







2 класс 34 часа

1

^ Малые жанры фольклора.

Считалки, дразнилки, пословицы, поговорки, скороговорки, басни.

7







2

^ Русские и зарубежные народные сказки.

Х.К. Андерсен

бр. Гримм

Э. Успенский

П. Бажов «Сказы»


7







4

^ Классики русской литературы.

И.А. Крылов

А.С. Пушкин

А.А Фет

Ф.И. Тютчев

С.А. Есенин


10







5

^ Современные русские и зарубежные писатели и поэты.

С. Маршак

К. Чуковский

Я. Аким

А. Блок

С. Михалков

Д. Родари

М. Пришвин

Е. Чарушин

Е. Благинина



10







^ 3 класс 34 часа

1

Устное народное творчество.

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки.

Былины.

Басни.

7







2

^ Классики русской литературы.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

П. Ершов «Конек – горбунок»

Н. Гарин – Михайловский «Детство Темы»


7







3

^ Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

П. Бажов

Х.К. Андерсен

А. Милн

Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»


8







4

^ Современная русская и зарубежная литература.

Б. Заходер

В. Маяковский

С. Михалков

С. Черный

Рассказы и повести

В. Бианки

Э. Шим

Н. Носов

Н. Сладков

Л. Воронкова

А. Гайдар

^ Сказки, сказочные повести А. Толстого

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сивка – бурка»,

«Приключения Буратино»

А. Линдгрен «Пеппи Длинный чулок»


12







^ 4 класс 34 часа

1

Устное народное творчество.

Былины Новгородского цикла.

Русские народные и бытовые сказки.

10







2

^ Классики русской литературы.

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Ф.И. Тютчев

К. Асеев

А.А. Фет

Н. Заболоцкий

К. Бальмонт

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов «Белолобый», «Ванька»


10







3

^ Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести.

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители»

С. Михалков «Сон с продолжением»

М. Метерлинк «Синяя птица»

Р. Киплинг «Кошка, которая гуляет сама по себе» О. Уайльд «Мальчик – звезда»



10







4

Современная русская литература.

В. Железняков «Чучело»

4













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа начала реализовываться в мкоу белоозёрской оош №9 в качестве программы организации внеурочной деятельности обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2013-2014...
Программа предназначена для учителей начальных классов, преподающих во 2 классе и внедряющих фгос ноо

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса на 2013-2014...
Программа предназначена для учителей начальных классов, преподающих в 1 классе и внедряющих фгос ноо

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному...
Программа «Полиглотик» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности уроки нравственности Автор-составитель:...
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «Мир книг»
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 1 год

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова...
«Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О. В. –Смоленск: Издательство...

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному...
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению «В мире книг»
Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для обучающихся 1-4-х классов Составитель: Усевич Наталья Леонидовна, учитель начальных классов Ленинск-Кузнецкий 2011 Пояснительная записка «…Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможности читать, iconРабочая программа по литературному чтению в 1 4 классе рабочая программа...
Васюкова Е. И., учитель начальных классов, руководитель мо учителей начальных классов



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница