Толерантность




Скачать 110.81 Kb.
НазваниеТолерантность
Дата публикации04.09.2014
Размер110.81 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

ГМО педагогов-психологов 25.11.2013 г.


ТОЛЕРАНТНОСТЬ

(16 ноября – День толерантности)

ОБНИНСК – 2013

1. Самопрезентация.

2. Правила и принципы работы в группе.


  1. Работать сообща и активно.

  2. Слушать и слышать друг друга ( не перебивать, когда кто-то говорит).

  3. Помогать друг другу.

  4. Не отвлекать других.

  5. С уважением выслушивать мнение другого – ведь каждый из нас имеет право высказать свое мнение.

  6. Не высмеивать и не унижать других.

  7. Не пользоваться мобильниками.

  8. «Здесь и теперь» . Главное – что происходит сейчас, какие чувства каждый из участников испытывает в данный момент. На занятии можно пользоваться только той информацией, которую участник предоставил о себе сам в ходе групповой работы. Прошлый опыт общения не обсуждается и не может предъявляться на занятиях в качестве аргумента.

  9. ^ Принцип эмоциональной открытости- если кто-то думает или чувствует что-то важное, то он может сказать об этом, выразить свои чувства.

  10. Правило «Стоп»- каждый имеет право сказать:»У меня есть чувство, но я не хочу о нем говорить, мне больно».

  11. Правило «Искренность» - говорить следует только о реальных чувствах, а не о тех, которые могли бы успокоить, оправдать, или унизить, обидеть.

  12. ^ Правило «Не давать советы»- совет, даже если он необходимый и правильный, трудно выполним, но не потому что он плохой или нереальный. Совет- это индивидуальный способ действия, не подходящий для другого человека, это ограничение свободы личности другого, что может вызвать неосознаваемую агрессию на советчика.

  13. ^ Правило «Я-высказывания»- говорить что-то нужно только от своего имени, т.к. говоря что-либо от своего имени, можно говорить о своих мыслях и чувствах.

  14. «Запреты на диагнозы и оценку» - оценка поступка- это ограничение личной свободы.

  15. ^ Принцип личной ответственности: все, что происходит или произойдет с данным человеком в процессе групповой работы – это следствие его личной активности. Говорить на занятиях можно все, но за свои слова нужно ОТВЕЧАТЬ ЛИЧНО. Что бы ты ни сделал – это твой выбор, за который ты первый несешь ответственность.

  16. ^ Принцип личного вклада: чем больше участник проявляет свою активность, тем больше обратной связи он получит, тем больше появится у него возможностей для личностного роста. Все действия, происходящие во время групповой работы, предполагают участие в них каждого участника на равных условиях со всеми.

  17. ^ Правило «Конфиденциальность»: рассказывать о том, что было на тренинге, как вел себя тот или иной член группы, какие проблемы решал, недопустимо с точки зрения этики. Групповые процессы должны обсуждаться только в группе, а не за ее пределами.

  18. Принцип инициативности участников.

  19. Принцип включенности- на занятии нет наблюдателей, «оценщиков». Все – активные участники единого процесса.

^ 3. Давным – давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право, а на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы их жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах, путем международных переговоров, и к сожалению в войнах и битвах, а также в обычных драках. В итоге людям удалось решить главные вопросы и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». если в точности соблюдать все, что в ней написано, то неразбериха на Земле прекратится. Но, если только соблюдать…(альбом с правами)

^ 4. Каждый из участников тренинга представится и расскажет о том, что в людях его раздражает, к каким явлениям он более всего нетерпим.

: национальности (стереотипы и анекдоты).

Мы все знаем, что в нашем окружении есть люди, которых мы не совсем принимаем, с которыми не стремимся общаться. Не исключены и отношения неприязни, даже враждебности. Чаще всего такое отношение к человеку мы объясняем его недостойными поступками и словами, которые нам были неприятны. Иногда наше нехорошее отношение к другому человеку мы никак не объясняем, даже не задумываемся над этим. Сегодня попробуем разобраться в своих антипатиях к другим людям.

^ Упражнение «Портрет нехорошего человека».

Нарисуйте, пожалуйста человека, к которому Вы относитесь плохо.

Почему Вы изобразили его именно таким?

Почему использовали именно эти цвета?(черно-серые- подавленное состояние автора, красно-оранжево-коричневые- агрессивность, розово-голубые- спокойные, добрые чувства)

Вывод: на картинках- не характер изображенного человека, а отношение автора к нему.

Упражнение «Характер нехорошего человека».

1) Напишите все качества, которые Вам не нравятся в человеке, к которому Вы относитесь плохо.

2) Выберите из этих качеств, которые ничем не мешают окружающим.

3) Обведите кружком те качества, которые трудно объяснить.

4) Выберите те качества, которые могут быть ошибочно истолкованы.

Вывод: у так называемого нехорошего человека нет по-настоящему плохих качеств или, если они все-таки есть, надо попытаться объяснить, по какой причине такие качества могут сформироваться.

«Сейчас мы начнем ролевую игру, направленную на ослабление предрассудков. Это сложное задание, так как ответ на предубежденное высказывание вызывает у собеседника враждебные чувства и заставляет защищать свою позицию. В нашей жизни мы довольно-таки часто слышим откровенно негативные высказывания о группе людей или ее представителе. Как быть в такой ситуации? Как лучше всего ответить предубежденному человеку? Согласно последним исследованиям в области предрассудков, даже одно высказывание против предубеждения может значительно повлиять на реакцию других людей. В то же время, принятие и равнодушие по отношению к предрассудкам увеличивает количество предубежденных мнений. Конечно, данные исследования не говорят нам о том, как нужно отвечать. Сегодня мы попробуем с Вами разные подходы и оценим их результативность. Сейчас мы сконцентрируемся на отработке навыков, позволяющих снизить эмоциональное напряжение и ослабить предрассудок. В этом упражнении есть три роли. Каждый из участников должен попробовать себя в разных ролях. Это роли коммуникатора, реципиента и наблюдателя. У каждой роли есть свое задание. Сейчас нам нужно разбиться на триады и разыграть сценарии, в которых один человек (коммуникатор) высказывает предрассудок, а другой человек (реципиент) отвечает на него».

Задания:

Задание коммуникатора: Выберите сценарий (или придумайте высказывание5) и выскажите предубеждение.

Задание реципиента: Отвечайте на высказанное предубеждение таким образом, чтобы ослабить предрассудок.

Задача наблюдателя: Предоставьте участникам обратную связь. Скажите о том, как в целом проходила беседа, что было эффективным, а что - менее эффективным в диалоге.

 ^ Примеры сценариев:

1. Высказывание: Не нравятся мне цыгане, потому что они грязные попрошайки и воры.

Коммуникатор: дядя

Реципиент: племянник

^ Место действия: дом, семейный праздник.

2. Высказывание: Кавказцы-мусульмане - террористы, они всегда распространяли свою веру огнем и мечом.

Коммуникатор: друг

Реципиент: друг

^ Место действия: одна из улиц города, рядом находится ресторан кавказской кухни

3. Высказывание: Евреи жадные: они захватили все банки и природные ресурсы (добычу нефти, газа, золота).

Коммуникатор: подруга

Реципиент: подруга

^ Место действия: дома при просмотре программы «Новости» по телевизору

4. Высказывание: Все водители маршруток - чурки, понаехали эти нахрапистые мигранты и отбирают у русских людей работу.

Коммуникатор: пожилая женщина

Реципиент: девушка

^ Место действия: маршрутное такси

Ход работы. После ознакомления с инструкцией каждой микрогруппе раздаются сценарии и задания для того, чтобы каждый из участников попробовал себя в разных ролях. Ведущему следует сказать о том, что после того, как реципиент ответил на предубежденное высказывание, у участников есть 5-10 минут на дальнейшее развитие диалога. Наблюдатель дает обратную связь после каждого разыгрывания ролей.

Далее группы разыгрывают роли (20-30 минут).

Затем следует дискуссия.

Вопросы для групповой дискуссии:

• Легко или трудно было высказываться против предрассудка?

• Удалось ли Вам избежать конфликта?

• Какое ответное высказывание более эффективно?

• Как лучше всего отвечать - немедленно или выдержать паузу?

• Когда более эффектно звучит ответ - в общественном месте или частной беседе?

• В каких ситуациях было легче переубедить человека?

• Сможете ли Вы теперь вмешаться в подобную ситуацию (с друзьями, членами семьи и незнакомцами)?

Примечание. Дискуссия на эту тему всегда носит эмоциональный характер. Многие участники осознают насколько трудно переубедить другого человека. Кроме того, результатом этого упражнения может быть список возможных коммуникативных стратегий, ослабляющих предрассудки.

Вот некоторые примеры стратегий:

  1. Вместо того чтобы открыто высказать свое мнение в форме утверждения, задайте коммуникатору вопрос. Используйте следующий вопрос: «Вы думаете таким образом обо всех представителях этой группы?»

  2. Можно использовать когнитивный диссонанс для изменения позиции коммуникатора. Пример подобной стратегии: «Мне удивительно слышать такое от тебя. Я всегда думал (а), что ты открытый (свободный от предрассудков) человек».

  3. Скажите коммуникатору о своих чувствах, а не о том, как он должен себя вести. Например, вместо фразы «Ты не должен говорить так» скажите «Меня очень огорчает (печалит, волнует) подобное высказывание». Другие примеры: «Мне неприятно слышать подобное», «Меня оскорбляет такое высказывание». Фразу «Ты не должен говорить так» можно оспорить, а Ваши чувства - никогда!

: молодые и пожилые

- ассоциации на слово «старость» (о ком вы думали, когда писали ассоциации?)

- ассоциации к этому же слову, но при этом представить себя в старости.

Вопросы:

  • Как вы думаете, почему ассоциации в первом и во втором случаях так сильно отличаются друг от друга?

  • Как по вашему мнению молодые люди относятся к пожилым?

  • Всегда ли молодые понимают стариков? Почему?

: здоровые и больные (инвалиды)

Упражнение «Неравные старты».

Материалы:

  1. бумажные жребии для участников (1, 2, 3, 4);

  2. непрозрачные повязки на глаза ( 1, 2, 3, 4);

  3. стакан сухой фасоли;

  4. бумага А4;

  5. карандаши.

Ход игры:

  1. Участники вытягивают жребий. Условия участия в соревнованиях будут отличаться в зависимости от цифры на жребии.

  2. Участники, на жребиях которых написана цифра «1», получают повязки на глаза. Они участвуют в соревнованиях с завязанными глазами.

  3. Участники, на жребиях которых написана цифра «2», должны сцепить руки на груди. Они не могут пользовать руками.

  4. Участники, на жребиях которых написана цифра «3», должны сесть на стулья. Они не могут передвигаться и вставать со стульев.

  5. Участники, на жребиях которых написана цифра «4», никаких ограничений не предусмотрено.

Задания:

  1. На полу лежат листы бумаги А4 так, чтобы они находились на расстоянии около 70 см друг от друга и образовывали извилистую линию – дорожку. Участники, по очереди перепрыгивая с листка на листок, должны пройти от начала до конца дорожки, как по кочкам. Если участник касается пола, он отстраняется от дальнейшего прохождения дорожки.

  2. На столе рассыпан стакан сухой фасоли. Участники должны за одну минуту собрать как можно больше фасолин. Побеждает тот, у кого больше фасолин.

  3. Участники получают листы бумаги и карандаши. За 1 минуту они должны нарисовать домик.качество рисунков оценивается по пятибалльной шкале.

ВАЖНО!!! Помогать друг другу в ходе выполнения заданий – НЕЛЬЗЯ!!!

Выявляются 3 победителя. Естественно, побеждают те участники, у которых на жребии цифра «4». Они заслужили награду!

Вопросы:

  1. Довольны ли тем, как прошли соревнования?

  2. Как чувствовали себя участники, чьи физические возможности были ограничены?

  3. Как чувствовали себя те, чьи возможности ограничены не были?

  4. Справедливо ли были распределены призы?

  5. Какие чувства и проблемы испытывают люди с ограниченными физическими возможностями в нашем обществе?

Притча «Напоминание».

^ 5. Экспресс-опросник «Индекс толерантности».

Отличие Толерантной личности от Интолерантной.

6. Упражнение «Российский экспресс».

7. Подводим итог: что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

  • Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь (англ. яз.)

  • Уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических, религиозных взглядов (франц. яз)

  • Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим (китайск.яз)

  • Прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим (арабс.яз)

  • Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению (перс.яз)

  • Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой- либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию (русск.яз)

  • Терпимость – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей (русск. яз)

^ Трудно ли быть толерантным человеком?

Стихотворение Фазу Алиева « Мне бабка мудрое сказала слово…»

Мне бабка мудрое сказала слово:

«Наука трудная - понять другого.

Другого если судишь без труда,

То от себя себе не жди суда!»

Чужую душу поняла я позже,

Теперь себя судить я стала строже,

Себе поблажек не хочу давать,

Зато других стараюсь оправдать.

Но сердце у меня от боли сжалось,

О, если б та наука всем давалась:

Себя судить на всем своем пути,

А другу оправдание найти.

^ Спасибо за внимание!

Также стереотипы лежат в основе анекдотов и шуток. Например, шутка о пиве и мухе:

  • Практичный немец выбросит муху и выпьет пиво.

  • Сентиментальный француз достанет муху, расправит ей крылышки и не станет пить пиво.

  • Всеядный китаец достанет муху, выпьет пиво, закусит мухой.

  • Прагматичный еврей выпьет пиво и продаст муху китайцу.

  • Американец, озабоченный правами потребителя, позовет официанта и потребует другой стакан пива.

  • Пьющий русский выпьет пиво и не заметит муху.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Толерантность iconКлассный час «что такое толерантность» 8 класс Классный руководитель...
Познакомить с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности

Толерантность iconСценарий классного часа «Толерантность спасёт мир»
Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения

Толерантность iconКлассный час. Тема: «Толерантность путь к миру»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного...

Толерантность iconСправка о проведении районного конкурса детских творческих работ «Религия и толерантность»
...

Толерантность iconВечер развлечений сопровождается показом слайдов
Ответствующие мероприятия. Что же такое толерантность? (Ответы родителей.) У меня в руках цветок, каждый лепесток которого – это...

Толерантность iconКлассный час «Толерантность путь к миру». Классный Малышева Л. С....
Муниципальное казённое образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3с углублённым изучением отдельных предметов...

Толерантность icon«Мои друзья» и подготовили газеты «Папа, мама, я многонациональная, дружная семья»
«Толерантность – это» и выпустили стенгазеты «Мой толерантный класс». На классных часах еще раз обратились к понятием «толерантность»,...

Толерантность iconМ. Л. Бутовская, Ю. Н. Феденок, В. Н. Буркова Взаимопонимание и толерантность...
Взаимопонимание и толерантность в поведении детей и подростков в условиях многоэтничных школьных коллективов

Толерантность iconВопросы
Воспитательная – воспитывать толерантность, аккуратность, точность при выполнении заданий

Толерантность iconКлассный час «Толерантность и мы»
Тогоу «Уваровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница