Пояснительная записка Раб




Скачать 315.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка Раб
страница1/4
Дата публикации03.09.2014
Размер315.04 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве учебно-методического комплекта "Школа России", а именно авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой "Литературное чтение".

Программа рассчитана на 136 ч. в год. Согласно годовому календарному графику в 2010 - 2011 уч. году -132 ч.

Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение курса литературного чтения
обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

Курс литературного чтения для 1-4-х классов является первой ступенью единого не­прерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Курс призван продолжить обучение чтению, ввести детей в мир художественной литературы и по­мочь в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художе­ственное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. Литератур­ное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и чтению.

^ Изучение литературного чтения направлено на:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональ­ной отзывчивости, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности, умения вести диалог, выра­зительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базо­вым умением в системе образования младших школьников;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
    читательской деятельности;

  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,
    потребности в общении с миром художественной литературы;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представ­лений о добре и зле, справедливости и честности;

• воспитание уважения к культуре народов многонациональной России.
^ Курс литературного чтения призван решать следующие задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произ­ведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения
    и речевые умения;

  • учить детей понимать образный язык художественного произведения; выразительные
    средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление учащихся;

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произ­ведения, развивать у учащихся творческое и воссоздающее воображение, ассоциа­тивное мышление;

  • развивать поэтический слух, воспитывать художественный вкус обучающихся;

  • формировать потребность в постоянном чтении книг; развивать интерес к литера­турному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного
    искусства;

  • обогащать чувственный опыт ребенка, его представления об окружающем мире
    и природе;

  • формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщать к классике художественной литературы;

  • обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня
    сложности;

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по
    содержанию и тематике;

  • обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка учить работать с различными типами текстов;

  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать у детей читательскую самостоятельность.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литера­турного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к ге­роям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстети­ческого, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

^ Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо­жественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто по­знавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, кото­рые раскрывают читателю богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение ребенка к действительности.

^ Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план худо­жественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выра­жает свои мысли, чувства, идеи.

^ Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучаю­щихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко-речевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, про­текающее во внутреннем плане.

^ Развитие навыка чтения предполагает:

  • на первом году обучения - формирование целостных синтетических приемов чте­ния на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов
    в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение);

  • на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя;

  • на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости и овладение рациональными приемами чтения.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемо­го произведения, его жанре (особенностях малых фольклорных жанров, таких как за­гадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о "живопи­сании словом", о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
^ Содержание программы

"Самое великое чудо на свете" (1 ч)

Произведения Р.С. Сефа.

"Устное народное творчество" (13 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и волшебные: Ю.П. Мо-риц"Сказка по лесу идет..."/'Петушок и бобовое зернышко","У страха глаза велики","Лиса и тетерев", "Лиса и журавль", "Каша из топора", "Гуси-лебеди".

"Люблю природу русскую. Осень" (7 ч)

Ф.И. Тютчев "Есть в осени первоначальной..."; К.Д. Бальмонт "Поспевает брусника"; А.Н. Плещеев "Осень наступила..."; А.А. Фет "Ласточки пропали..."; А.Н. Толстой "Осень. Обсыпается весь наш бедный сад..."; С.А. Есенин "Закружилась листва золотая..."; В.Я. Брюсов "Сухие листья"; И.П. Токмакова "Опустел скворечник..."; В.Д. Берестов "Хи­трые грибы"; М.М. Пришвин "Осеннее утро".

"Русские писатели" (12 ч)

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый...", "Вот север, тучи нагоняя","Зима!.. Крестья­нин, торжествуя...""Сказка о рыбаке и рыбке"; И.А. Крылов"Лебедь, Щука и Рак","Стреко­за и Муравей"; Л.Н. Толстой "Старый дед и внучек".

"О братьях наших меньших" (7 ч)

Б.В. Заходер "Плачет киска в коридоре..." И.М. Пивоварова "Жила-была собака...", В.Д. Берестов "Кошкин дом", М.М. Пришвин "Ребята и утята", Е.И. Чарушин "Страшный рас­сказ", Б.С. Житков "Храбрый утенок".

"Из детских журналов" (6 ч)

Д.И. Хармс "Игра", "Вы знаете?..", "Что это было?"; Д.И. Хармс, С.Я. Маршак "Веселые чижи"; Н.В. Гернет, Д.И. Хармс "Очень-очень вкусный пирог"; Ю.Д. Владимиров "Чудаки"; А.И. Введенский "Ученый Петя".

"Люблю природу русскую. Зима" (7 ч)

И.А. Бунин "Зимним холодом..."; К.Д Бальмонт "Светло-пушистая..."; Я.Л. Аким "Утром кот..."; Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."; С.А. Есенин "Поет зима - аукает...""Береза".

"Писатели - детям"( 15 ч)

Произведения о детях, о природе. К.И. Чуковский "Путаница", "Радость"; С.Я. Маршак "Кот и лодыри"; СВ. Михалков "Мой секрет", "Сила воли", "Мой щенок"; А.Л. Барто"Вере-вочка", "Мы не заметили жука...", "В школу", "Вовка - добрая душа"; Н.Н. Носов "Затейни­ки", "Живая шляпа".

"Я и мои друзья" (11 ч)

В.Д. Берестов "За игрой", Э.Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду..." В.Д. Берестов "Гляжу с высоты...", В.В. Лунин "Я и Вовка", Н. Булгаков "Анна, не грусти!", Ю.И. Ермолаев "Два пирожных", В.А. Осеева "Хорошее".

"Люблю природу русскую. Весна" (5 ч)

Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится", "Весенние воды"; А.Н. Плещеев "Весна", "Сельская песенка"; А.А. Блок "На лугу"; С.Я. Маршак "Снег теперь уже не тот"; И.А. Бунин "Матери"; А.Н. Плещеев "В бурю"; Е.А. Благинина "Посидим в тишине"; Э.Э. Мошковская "Я маму мою обидел".
"И в шутку и всерьез" (8 ч)

Б.В. Заходер "Товарищам детям", "Что красивей всего?", "Песенки Винни Пуха"; Э.Н. Успенский "Чебурашка", "Если был бы я девчонкой...", "Над нашей квартирой", "Па­мять"; В.Д. Берестов "Знакомый", "Путешественники", "Кисточка"; И.П. Токмакова "Плим", "В чудной стране"; Г.Б. Остер "Будем знакомы".

"Литература зарубежных стран" (8 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков ("Бульдог по кличке Дог", "Перчатки", "Храбрецы", "Сюзон и мотылек", "Знают мамы, знают дети"). Ш. Перро "Кот в сапогах", "Красная Шапочка"; Г.-Х. Андерсен "Прин­цесса на горошине"; Э. Хогарт"Мафии и паук".

Внеклассное чтение (33 ч):

  • "На ярмарке", Малые фольклорные жанры (1 ч);

  • русские народные сказки (1 ч);

  • сказки А.С. Пушкина (1 ч);

  • сказки русских писателей (1 ч);

  • рассказы, сказки, басни Л.Н. Толстого и Д.К. Ушинского (1 ч);

  • стихи русских поэтов об осени (1 ч);

  • рассказы о животных В.В. Бианки, Н.И. Сладкова, Е.И. Чарушина (1 ч);

  • "Все наоборот", веселые стихи Д.И. Хармса, А.И. Введенского, Ю.Д. Владимирова
    и других поэтов (1 ч);

  • стихи о детях и для детей С.Я. Маршака, А.Л. Барто, СВ. Михалкова (1 ч);

  • сказки и стихи К.И. Чуковского (1 ч);

  • рассказы и сказки Н.Н. Носова (1 ч);

  • стихи русских поэтов о зиме (1 ч);

  • современные детские журналы (1 ч);

  • "Что? Где? Когда?". Энциклопедии и справочники (1 ч);

  • комиксы (1 ч);

  • "Все-все-все"А. Милна (1 ч);

  • творчество Э.Н. Успенского (1 ч);

  • творчество Г.Б. Остера (1 ч);

  • рассказы В.Ю. Драгунского (1 ч);

  • "Твои защитники" (1 ч);

  • "Былины - богатырские сказки" (1 ч);


Учебно-тематический план



Наименование разделов и тем

Количество часов

"Самое великое чудо на свете"

1

"Устное народное творчество"

13

"Люблю природу русскую. Осень"

7

"Русские писатели"

12

"0 братьях наших меньших"

7

"Из детских журналов"

6

"Люблю природу русскую. Зима"

7

"Писатели - детям"

15

"Я и мои друзья"

11

"Люблю природу русскую. Весна"

5

"И в шутку и всерьез"

8

"Литература зарубежных стран"

7

Внеклассное чтение

33

Выпали на праздничные дни

4

Итого

136
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка 3 Учебно-тематический план 7 Содержание изучаемого курса «Юный художник»
Пояснительная записка 3

Пояснительная записка Раб iconРабочая программа Литературное чтение I. Пояснительная записка рабочая...
С рекомендациями Примерной программы («Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» в 2 ч. Ч. – 4-е издание, пере-раб.,...

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка Раб icon1 Старый раб стал не нужен своему хозяину, и он выгнал раба из дома....
Старый раб стал не нужен своему хозяину, и он выгнал раба из дома. В поисках пропитания раб просил милостыню в соседнем имении, хозяин...

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка Данная программа составлена на основе «Обязательного...
Третья часть («Список литературы») отсылает абитуриента к основным учебникам, учебным пособиям, справочным изданиям и энциклопедиям,...

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню
Умк «Школа 2100». В программе имеется, пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню...

Пояснительная записка Раб iconЗаседание нашего клуба будет посвящено тайнам русского языка. «Мой...
...

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка основной образовательной программы начального...
Пояснительная записка основной образовательной программы начального общего образования

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Раб iconПояснительная записка стр. 104



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница