Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс




НазваниеРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
страница1/7
Дата публикации02.09.2014
Размер1.34 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа № 35»

Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

МБОУ СОШ № 35

Протокол от «__»___________ 2013 г. № ___

Руководитель МО ____________

В.Е. Безматерных

Согласовано.

Заместитель директора МБОУ СОШ № 35

____________ И.В.Голенищева

«__»_____________2013 г.


Утверждаю.

Директор МБОУ СОШ № 35

_____________А.В.Маслов

«__»_____________2013 г.




^

Рабочая программа

по учебному предмету «Литературное чтение»


1-4 класс.

УМК «Перспективная начальная школа»



ФГОС НОО 2009

Составитель: Миронова Светлана Васильевна,

Парфёнова Валентина Вячеславовна,

учителя начальных классов МБОУ СОШ № 35.

Сроки реализации программы: 2013-2017г.г.

Архангельск

2013

Структура документа

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание учебного предмета.

  3. Планируемые результаты освоения учебной программы по учебному предмету

«Литературное чтение».

4. Ожидаемые результаты формирования УУД по учебному предмету «Литературное чтение»

  1. Поурочное тематическое планирование (для каждого класса) с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  2. Критерии и нормы оценивания обучающихся по учебному предмету.

  3. Список литературы.



^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа.

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа»: Программа по предмету «Литературное чтение». Н.А. Чуракова, О.В.Малаховская (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.:Академкнига/Учебник, 2012. – Ч.1).

В рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» нашли отражение цели и задачи изучения литературного чтения на ступени начального образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Рабочая программа рассчитана на 4 года освоения обучающимися (1-4 классы) учебного предмета «Литературное чтение» образовательной области «Филология».
^ Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение».

Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из тех базовых предметов на­чальной школы, общекультурное и метапредметное значение, кото­рого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта пред­метная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного со­знания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функ­циональная грамотность школьника и достигается результатив­ность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладе­ние элементами коммуникативной культуры и, наконец, приоб­ретение опыта самостоятельной читательской деятельности — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и си­стемно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и за­канчивая ее интерпретацией и преобразованием.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами лите­ратурного чтения, связана с формированием грамотного читате­ля, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собствен­ные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной за­дачи, а также сможет использовать свою читательскую деятель­ность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

духовно-нравственная (от развития умения (на материале ху­дожественных произведений) понимать нравственный смысл цело­го до развития умения различать разные нравственные позиции);

духовно-эстетическая (от формирования умения видеть кра­соту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных про­изведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития по­нимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные

приемы));

библиографическая (от формирования умений ориентиро­ваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным ап­паратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литерату­ры для решения конкретной учебной задачи).

Особое место в рамках литературного чтения занимает нако­пление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развива­ется в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта твор­ческой деятельности при инсценировании, драматизации и соз­дании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художе­ственного произведения).

Специфика начального этапа изучения литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два учебных предмета представляют собой единую образовательную область «Филологию».
^ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА представлены следующим образом:

1) ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование

Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее со­держанию и задавать собственные вопросы.

^ Чтение вслух

Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать ] вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн — не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

^ Чтение про себя

Умение самостоятельно читать текст небольшого объема с разны­ми целями: для составления общего впечатления в рамках озна­комительного чтения; для составления общего представления о содержании отдельных глав учебника, детских книг и популяр­ных детских журналов в рамках просмотрового чтения; для при­влечения уже пройденного материала в новый контекст в рамках повторного просмотрового чтения; для выяснения существенных подробностей текста в рамках изучающего чтения. Умение нахо­дить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение исходить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

^ Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

Освоение разновидностей монологического высказывания: в фор­ме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; и форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Освоение особенностей диалогического общения: умение слу­шать высказывания собеседника и выражать к ним свое отноше­ние (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержа­ние текста, а не на собственные эмоции.

^ Этическая сторона диалогического общения — использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к про­игравшей в споре стороне рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

^ Письмо (культура письменной речи)

Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с на­учным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение само­стоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), исполь­зовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специаль­ные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

Накопление опыта предметной переписки: научиться реагиро­вать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюде­ниям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бы­товой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, си­нонимов, антонимов) — весь этот круг задач решается в комплек­те «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

^ Работа с текстом художественного произведения

Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) автор­ской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

В результате работы с текстом: умение выделять в тексте раз­ные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать автор­скую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научить­ся); выделять основную мысль текста {этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

^ Работа с учебными и научно-популярными текстами

Обучение структурированию научно-популярного и учебного текстов, выделению в тексте отдельных частей, ключевых слов, составле­нию плана пересказа ведется в комплекте «Перспективная началь­ная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи» (см. учебники «Русский язык» 2, 3, 4 классы, часть 2).

^ Формирование библиографической культуры

Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержа­ние» или «Оглавление», системой условных обозначений), на­выки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о перио­дической печати, о справочной литературе. Практическое уме­ние составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использова­ние словарной и справочной литературы на уроках и в домаш­них условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа», а именно в учеб­ник «Русский язык», часть 2, соответствующего года обучения). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практиче­ское использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных и методическом аппарате учебника.

Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изуче­ние ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации — все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».
^ 2).ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Общая характеристика

Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и быто­вые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, счи­талки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Раз­личение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни — авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины — фоль­клорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и пони­мание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основ­ное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения по­нятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюже­те и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вво­дится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

Практическое различение в текстах и уяснение смысла исполь­зования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

^ Работа с текстами разных видов и жанров литературы

Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примел до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей — коллективным или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, ко­лыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (на­личие волшебного мира, а также волшебных предметов и/или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замы­кающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принад­лежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаическо­го и поэтического текстов (от указания формальных примет — наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира - мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом сти­хотворении.

^ Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живо­пись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенно­стей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально тематически литератур­ных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

Представление о литературе как явлении художественной куль­туры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, при­кладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссоздан­ных в них картин мира.
3). ^ ЭЛЕМЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое мар­кирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных осо­бенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравни­вать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение соб­ственных текстов и инсценирование их с помощью выразитель­ных средств (мимики, жестов, интонации).

Способность устно и письменно (в виде высказываний и ко­ротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
^ 4). КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Произведения устного народного творчества.

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); посло­вицы и поговорки.

^ Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения.

Произведения классиков отечественной литературы XIX—XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

^ Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантасти­ческая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая лите­ратура; детские периодические издания (детские журналы).
^ В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их обще­культурного и литературного развития.

Выпускник:

• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

• накопит опыт понимания того, что литература — это искус­ство слова, один из видов искусства (наряду с другими вида­ми) и явление художественной культуры;

• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприя­тия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);

• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла.
Место учебного предмета в учебном плане образовательного учреждения.

В соответствии с ФГОС НОО 2009 г. и учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Литературное чтение» отведено 540 часов.

Из них: 1 класс – 132 ч.(92+40 ч.) из расчета 33 учебных недели, 2 класс – 136ч., 3 класс – 136ч., 4 класс – 136ч. (в каждом классе количество часов в неделю: 4 часа).
^ Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностными ориентирами содержания учебного предмета «Литературное чтение» являются:

  • Ценность патриотизма, гражданственности – любовь к Родине, своему народу, своему краю; служение Отечеству.

  • Ценность нравственных чувств – нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, уважение к старшим, ответственность, чувство долга, забота и помощь, забота о старших и младших, толерантность.

  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.

  • Ценность природы, окружающей среды – родная земля; экологическое сознание.

  • Ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Система ценностей дополняет друг друга и обеспечивает развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
^ Особенности изучения учебного предмета.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 1-м классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В рабочей программе его содержание представлено как в учебном предмете «Русский язык, так и в учебном предмете «Литературное чтение».

Овладение учебным предметом «Литературное чтение» в 1 классе осуществляется в 2 этапа:




Этапы

Периоды

^ 1. Обучение чтению

2. Литературное чтение

  • подготовительный

10 часов




  • основной

72 часов




  • заключительный

10 часов







92 часа

40 часов

Итого

132 часа



  1. этап - обучение чтению – 92 часа в год.

Реализация части «обучение чтению» осуществляется по авторской программе проекта «Перспективная начальная школа»: Программа по русскому языку. Обучение грамоте. Авторы Н.Г. Агаркова, Ю.А.Агарков, Н.М. Лаврова. (Программы по учебным предметам. Примерный учебный план: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012).



Цель: обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления обучающихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.

Задачи:

-овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;

-овладение графическим действием как основой обще учебных умений в период усвоения грамоты;

-формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);

-развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;

-развитие коммуникативных умений: ориентироваться в книге, участвовать в диалоге, строить монологические высказывания.

-воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.

^ Этап обучения чтению состоит из трех периодов:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (10 ч)

Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв (анализ поэлементного состава букв).
^ ОСНОВНОЙ ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (72 часа)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции.

^ Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

^ Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

^ Противопоставление сонорных1 (сноска: Термин «сонорные» детям не дается. Он заменяется словом «звонкие») согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твердые звонкие звуки.

^ Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил— ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
^ Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан]—баян, [р’исуй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.

^ Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков[д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима—Тима, Даня—Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

^ Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков «ь», «ъ», усвоение их форм.

^ Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, т. е. чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ. Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.
^ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (10 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

^ После овладения обучающимися 1 этапом – обучения чтению начинается изучение литературного чтения.

  1. этап - Литературное чтение - 40 часов.

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школь­ники совершенствуют начальные умения и навыки осознанно­го чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На матери­але фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, нахо­дящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звуко­пись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных ви­дов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и коротко­го устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произ­ведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1 классе — формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения — оста­ется актуальной и на протяжении второго года обучения.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе предусматривает дальнейшее накопление чи­тательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнару­жить использование в авторской детской поэзии жанровых особен­ностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей куму­лятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе предусматривается формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не огра­ничивается авторской поэзией — младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления обучающихся о сред­ствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа пред­усматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений лите­ратуры и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное по­нимание образного характера литературы, осознание особенно­стей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе познакомит школьников с такими древними жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, послови­ца. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики раз­ных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школь­ников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зару­бежная литература. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Продолжается знакомство младших школьников с живописны­ми произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, ко­торое разворачивается в литературном произведении. Школьники познакомятся с некоторыми важными особенностя­ми поэтической формы. Не пользуясь специальной терминологией, школьники будут иметь возможность оценить содержательную вы­разительность парной и перекрестной рифмы, познакомятся с по­нятием ритма, создающегося чередованием разного вида рифм.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях раз­вития литературы разных народов; переживание особенностей худо­жественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

Изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изуче­ния литературы как искусства и явления художественной культу­ры, поднимает учеников на новую ступень общего и эстетического развития. Она впервые знакомит школьников с понятием «миф», а сложная природа мифа, объединяющего обрядовую практику и собственно текст, участвующий в проведении обряда, вводит фольклор в более широкий контекст явлений культуры. Особен­ностью работы в 4 классе является формирование общего пред­ставления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказ­ка о животных и волшебная сказка, и с такими малыми жанрами фольклора, как загадка, считалка, дразнилка, закличка. На матери­але фольклорных текстов (волшебной сказки и былины) школьни­кам показывается проникновение в устное народное творчество фа­бульных элементов истории (т. е. географических и исторических названий, примет и особенностей быта людей письменной эпохи). Вместе с тем школьники убеждаются в том, что при этом жанро­вые особенности фольклора сохраняются. Выявление конкретно-исторических черт времени необходимо для формирования полноценных представлений о коренных отличиях народной литературы от авторской: время в народной литературе понимается как ПРИ­РОДА, как природный цикл, сезонный круг; время в авторской литературе — это ИСТОРИЯ, историческое движение событий и развитие характеров. Главной ценностью в народной литературе является сохранение или восстановление природного и социаль­ного порядка; главной ценностью в авторской литературе является конкретный человек с присущим ему миром переживаний.

В 4 классе продолжается знакомство младших школьни­ков с шедеврами отечественной и зарубежной живописи и музы­ки. Живописные произведения «Музейного Дома» и музыкальные шедевры позволяют обращаться к обсуждаемым эстетическим и этическим проблемам на материале разных видов искусства. Это делает все обсуждаемые проблемы общими проблемами художе­ственной культуры.

На разнообразном поэтическом материале школьникам демонстрируется простота и фольклорная укорененность пар­ной рифмы, ритмичность перекрестной и изысканная сложность охватной; энергичность мужских окончаний, спокойная уверен­ность женских окончаний и песенная протяжность дактилических окончаний. Школьники убеждаются в содержательности выбора поэтами длины строки; знакомятся с богатством возможностей онегинской строфы.

Развивается представление учащихся о разных типах пове­ствования: школьники продолжают знакомство с прозаическими и поэтическими текстами, с элементами драмы в крупных диа­логовых отрывках из прозаических текстов. Это является своео­бразной пропедевтикой грядущего (в основной школе) знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму.

В 4 классе предусматривается анализ объемных произ­ведений, сложных по композиции и художественному содержа­нию, передающих целую гамму разнообразных чувств, доступных детям. Выявление авторской точки зрения на изображаемые со­бытия завершает формирование представлений об особенностях авторской литературы.

Решение проблемы «автора» и «точки зрения» программа пред­усматривает как решение:

— проблемы выражения авторской точки зрения в прозе и по­эзии;

— проблемы выражения чувств лирического героя в лирике;

— проблемы несовпадения мировосприятия автора-рассказчика и героя.

Особенность четвертого года изучения литературы состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарно­го инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фоль­клора и разных родов и жанров авторской литературы.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умение устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочине­ние на свободную тему; сравнительный анализ двух произведе­ний в заданном аспекте, отзыв о произведении); умение работать с разными текстами, включая словари и справочники для реше­ния конкретных задач; умение выбирать книги в библиотеке; пер­вичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое пережи­вание ценности художественных произведений и выявление их нравственного смысла.
^ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

1 класс (40 ч)

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 3 «А»,...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе авторской программы Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 4 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету Литературное чтение для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» в соответствии с требованиями Федерального...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1 класс (базовый уровень)
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница