Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»




НазваниеРабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
страница1/6
Дата публикации29.08.2014
Размер0.76 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОТАНИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от «___»___________________20___г.

УтверждЕНА Приказом № _____

от «___»_______________20___г.

Директор МОБУ «Потанинская ООШ»

_____________ Г.В. Ефремова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Литературное чтение

1, 3 классы


Составитель:

Быкова Галина Александровна

учитель начальных классов,

^ 2013

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» образовательной области «Филология» для 1 класса составлена на основе ФГОС НОО, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009) и авторской программы курса «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений О. В. Кубасовой (Кубасова О.В. –Смоленск: Издательство «Ассоциация XXI век, 2009г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:

Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010);

Учебник (Кубасова О.В. «Любимые страницы», 3 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012);

Рабочую тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 1 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012),

Рабочую тетрадь (Кубасова О.В. Рабочая тетрадь по литературному чтению для 3 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012),

Тестовые задания (Кубасова О.В. Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),

Тестовые задания (Кубасова О.В. Литературное чтение. Тестовые задания. 1 класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),

Методические рекомендации (Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),

Методические рекомендации (Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации по литературному чтению. 1класс. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012),

В авторскую программу изменений не внесено.

^ Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

^ Ценностные ориентиры учебного предмета

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование

  • всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

  • потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

  • читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

^ Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

^ Личностные, метапредметные и предметные задачи/результаты обучения чтению

Личностные задачи/результаты

  1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

  2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

  3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

  4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

  5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

  6. Формирование привычки к рефлексии.

  7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

  8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

  9. Развитие мышления, внимания, памяти.

  10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты

  1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

  2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

  3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

  4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

  5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

  6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

  7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

  8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве1.

  9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты

  1. Формирование положительной мотивации к чтению.

  2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

  3. Развитие воссоздающего воображения.

  4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

  5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

  6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

  7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

  8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

  9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

  10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

  11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

  12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

  13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

  14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

  15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

  16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

  17. Развитие литературных способностей.

Далее следует основная часть Программы – «Содержание курса «Литературное чтение» – которая состоит из следующих разделов для каждого года обучения: «Виды речевой деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)», «Внеурочная деятельность по литературному чтению». Завершается Программа перечнем ожидаемых результатов обучения.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает в себя описание работы над всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), и прежде всего – работы над разными видами текстов.

Раздел «Круг чтения» содержит:

а) общую характеристику учебного материала, который подобран в соответствии с критериями художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия;

б) тематическое планирование1 в виде перечня изучаемых произведений, структурированных по темам, и указания примерного количества учебного времени, отводимого на изучение каждой из тем.

В разделе «Литературоведческая пропедевтика» названы литературоведческие понятия, которые осваиваются обучающимися на практической основе с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» направлен на создание при обучении чтению условий для получения обучающимися опыта творческой деятельности, что обеспечивает перенос освоенных детьми компетенций в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: выразительное чтение, чтение по ролям, драматизацию, словесное, графическое и музыкальное рисование, разные формы творческого пересказа, создание собственных текстов.

Раздел «Внеурочная деятельность по литературному чтению» ориентирован на организацию продуктивного досуга обучающихся, связанного с их читательской деятельностью: на создание проектов по литературным темам; организацию кружковой работы, обеспечивающей развитие литературно-творческих способностей учащихся; расширение круга чтения младших школьников в связи с проведением книжных выставок, литературных викторин, конкурсов чтецов и др.

Третья, завершающая часть Программы (после Пояснительной записки и Содержания курса «Литературное чтение») – «Результаты обучения», где определен перечень результатов, к ко­торым должны и могут прийти дети ко времени окончания начальной школы.

Программа реализована в учебно-методическом комплекте, состоящем из учебника, рабочей тетради, сборников тестов, хрестоматии, фонохрестоматии и «Методических рекомендаций» для каждого года обучения.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

448 часов

1 класс (40 часов)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.

Чтение

Чтение вслух

Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.

Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.

Чтение «про себя»

Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).

Работа с разными видами текста

Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным чело­веком), т. е. преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.

Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.

Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст.

Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Ориентировка в Содержании (оглавлении) книги.

Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев1.

Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. ^ Схема, модель текста. Составление картинного плана.

Ключевые (опорные) слова.

Чтение по ролям, драматизация.

Библиографическая культура.

Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание (оглавление), иллюстрации.

Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке. Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.

^ Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения.

Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.

Круг чтения

Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.

Тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 3 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного курса по литературному чтению для 2 класса...
Рабочая программа «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями фгос ноо, на основе следующих документов

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconПрограмма «Литературное чтение» пояснительная записка рабочая программа...
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа курса «Литературное чтение» в 4 классе Учителя начальных классов
«Литературное чтение и начальное литературное образование» под редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой по образовательной системе...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconПояснительная записка Сведения о примерной программе, на основе которой...
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Э. Э. Каца «Литературное чтение»,...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс)
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (1 класс) составлена на основе авторской программы по литературному чтению Л....

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconПояснительная записка Раб
Рабочая программа" учебного предмета "Литературное чтение" разработана на осно­ве учебно-методического комплекта "Школа России",...

Рабочая программа Литературное чтение 1, 3 классы Составитель: Быкова Галина Александровна учитель начальных классов, 2013 Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница