Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим»




Скачать 261.18 Kb.
НазваниеУрок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим»
Дата публикации28.08.2014
Размер261.18 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 10 классе.
Тема урока: «Духовной жаждою томим»
Цель: 1) знакомство с духовной поэзией 19 века;

2)воспитание личности через эмоциональную сферу путём активизации лучших душевных качеств ребёнка;

3)развитие творческих способностей.

Тема урока объявляется за 7-10 дней. Для поиска материалов к уроку ребята объединяются в мини-группы по интересам (любители поэзии, живописи, музыки; чтецы, режиссёры и др.)

Учитель. Как часто мы употребляем в своей речи слово «дух»! «Русский дух», «вражий дух», «дух противоречия», «дух ненависти», «близкий по духу»...Очевидно, что эти слова восходят к единому корню, и всё же мы чувствуем, что в какой-то своей сущности они различны. Часто бывает довольно сложно объяснить, что понимается под духом в том или ином случае, так как дух мы ощущаем как некую нематериальную характеристику. Во все времена к понятию духа прибегали, как к необходимой реалии жизни: никто не сомневался, что дух мы ощущаем, но также не сомневались, что дух бывает разный.

Что же такое дух?

Спросим об этом у В.И.Даля. «Дух - высшая искра Божества, ум и воля, стремление к небесному». Ещё одно значение: «Дух - сила души, доблесть, крепость, самостоятельность, отважность, решимость, бодрость» («Толковый словарь русского языка» М.,Эксмо, 2004 г.).

А вот как на этот вопрос отвечает Евангелие: «...Пошлю Его к вам... Когда же придёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» («От Иоанна святое благовествование. Глава 16).

Многие русские писатели, классики и современники, задумывались над этим непростым вопросом.

Александр Сергеевич Пушкин. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Вы помните эти слова Н.В.Гоголя? А задумывались ли вы о том, что двести лет прошли, и это мы с вами оценены так высоко? Мне совестно, что я не достойна такой оценки «человек в конечном его развитии».

Сам Пушкин измерял человека совестью. «Совесть стучится у него под окном крестьянина, который не похоронил утопленника; она в чёрный день просыпается у разбойников; она когтистым зверем терзает Скупого рыцаря и окровавленной тенью стоит перед Онегиным; в тихую украинскую ночь обвинительными очами смотрит она в сумрачные помыслы Мазепы; жалобной песней русалки, бредом сумасшедшего мельника она тревожит изменническое сердце князя; тяжёлыми стопами Каменного гостя проходит она в греховную душу Дон Жуана и в звуках моцартовского «Реквиема» вольётся в чёрную душу отравителя Сальери», - писал об этой ключевой особенности пушкинского мироощущения критик Серебряного века Ю.Айхенвальд, который называл произведения Пушкина «художественным оправданием Творца»: «Его поэзия отзыв человека на создание Бога. Вот сотворён мир и Творец спросил о нём человечество, и Пушкин ответил на космический вопрос, на дело Божиих рук,- ответил признанием и восторженной хвалой вознёс «хвалебный гимн Отцу миров»

В творчестве Пушкина торжествует всякий раз триединство Добра, Правды и Красоты. Красота, Добро и Правда в представлении Пушкина предвечны, нити этого триединства в руках творца. На земле они не явлены во всей полноте, их можно лишь почувствовать как сокровенную тайну в минуты поэтических вдохновений. Поэтому Пушкин видел в искусстве поэзии не «самовыражение», а «служение», накладывающее на поэта нравственные обязательства.

В то же время Пушкин не был святым человеком. «Как сын времени, он должен был вобрать в себя отрицательные черты эпохи, соблазны, но не для того, чтобы их утвердить, а чтобы одолеть и показать русской интеллигенции, как их можно и должно победить»,- писал русский мыслитель Иван Ильин.

Пушкин тянулся к святости. Хотите послушать первую пушкинскую молитву?

Ученик.

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Учитель. Дай Бог любимой быть другим...

По высоте и чистоте нравственного чувства этому стихотворению трудно подобрать аналогию как в русской, так и мировой литературе. Пушкин поднимается в нём над эгоизмом любви, соприродном этому чувству, которое всегда сопровождается ревнивым отношением к любимому человеку. Пушкин поднимается над ревностью легко и свободно, без всякого самоотречения и самоподавления, демонстрируя здесь редчайшую щедрость своей поэтической души.

Белинский писал: «Никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великом таланте, поэта, как Пушкин».

А что же Пушкин просил у Бога для себя?

Ученик.

«Великопостная молитва».

Отцы-пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста –

И падшего свежит неведомою силой.

Владыка дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей;

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Это поэтическое прочтение великопостной молитвы. Она читается во время Великого поста, когда человек особенно старается очистить себя от всего грешного, особенно старается научиться любить людей.

Послушайте ещё одну молитву.

Ученик.

"Отче наш"

Я слышал - в келии простой

Старик молитвою чудесной

Молился тихо предо мной:

"Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами;

Да придет царствие Твое,

Твоя да будет воля с нами,

Как в небесах, так на земли.

Насущный хлеб нам ниспошли

Своею щедрою рукою;

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье,

И от лукавого прельщенья

Избави нас!.." Перед крестом

Так он молился. Свет лампады

Мерцал впотьмах издалека,

И сердце чуяло отраду

От той молитвы старика.

Учитель. Раньше каждый русский человек знал эту молитву, искал в ней спасенье в трудную минуту:

Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли, хлеб наш насущный даждь нам днесь и остави нам долги наши, яко и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Так читали молитву обычные люди, а поэты, как Пушкин, на своём поэтическом языке. Я предоставляю слово ребятам, которые вели поиск в этом направлении.

Ученик.

А. А. Фет «Чем доле я живу»

Чем доле я живу, чем больше пережил,

Чем повелительней стесняю сердца пыл,

Тем для меня ясней, что не было от века

Слов, озаряющих светлее человека:

«Всеобщий наш Отец, Который в небесах,

Да свято имя мы Твое блюдем в сердцах,

Да приидет царствие Твое, да будет воля

Твоя, как в небесах, так и в земной юдоли.

Пошли и ныне хлеб насущный от трудов,

Прости нам долг: и мы прощаем должников,

И не введи Ты нас, бессильных, в искушенье,

И от лукавого избави самомненья.

Ученик.

«Чертог Твой вижу» П. А. Вяземский

Чертог Твой вижу, Спасе мой!

Он блещет славою Твоею,

Но я войти в него не смею,

Но я одежды не имею,

Дабы предстать перед Тобой.

О Светодавче, просвети

Ты рубище души убогой.

Я нищим шел земной дорогой,

Любовью и щедротой многой

Меня к слугам своим причти.

Ученик.

«Спаси, спаси меня» Д. С. Мережковский

Спаси, спаси меня! Я жду,

Я верю, видишь, верю чуду.

Не замолчу, не отойду

И в дверь Твою стучаться буду.

Во мне горит желаньем кровь,

Во мне таится семя тленья.

О, дай мне чистую любовь,

О, дай мне слезы умиленья!

И окаянного прости,

Очисти душу мне страданьем —

И разум темный просвети

Ты немерцающим сияньем.

Учитель. Скорее всего, об этой молитве, к которой он обращался в трудную минуту своей жизни, написал замечательное стихотворение М.Ю.Лермонтов.

Ученик.

«Молитва» М.Ю.Лермонтов.

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть;

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Учитель. Отдельный, огромный пласт духовной поэзии составляют произведения, посвящённые Божьей Матери. Для своей заступницы талантливый русский народ нашёл изумительные по красоте имена: Богородица - Благоуханный цвет, Благодатное Небо, Взыскание погибших, Всех скорбящих Радость, Достойно есть или Милостивая, Живоносный Источник, Избавительница от бед, Нерушимая Стена, Неувядаемый Цвет, Нечаянная радость, Отрада и Утешение, Умиление, Утоление печали, Утешительница…

Знакомство с иконами (см. приложение 1)

Учитель. Разговор продолжают ребята, проводившие поиск произведений, посвящённых Пресвятой Богородице.

Ученик.

Максимилиан Волошин "ХВАЛА БОГОМАТЕРИ"

Тайна тайн непостижимая,

Глубь глубин необозримая,

Высота невосходимая,

Радость радости земной,

Торжество непобедимое.

Ангельски дориносимая

Над родимою землей

Купина Неопалимая.

Херувимов всех Честнейшая,

Без сравнения Славнейшая,

Огнезрачных Серафим,

Очистилище чистейшее.

Госпожа Всенепорочная

Без истленья Бога родшая,

Незакатная звезда.

Радуйся, о Благодатная,

Ты молитвы влага росная

Живоносная вода.

Ангелами охраняемый,

Цвет земли неувядаемый,

Персть сияньем растворенная,

Глина девством прокаленная -

Плоть рожденная сиять,

Тварь до Бога вознесенная,

Диском солнца облаченная

На серпе луны взнесенная,

Приснодевственная Мать.

Ты покров природы тварной,

Свет во мраке, пламень зарный

Путеводного столба!

Ученик.

Александр Солодовников.

О, Пречистая Матерь Божия,

Не отринь меня, как негожего,

Мать родимую огорчившего,

Материнства свет омрачившего,

Сына чёрствого, сердцем нищего,

Если мать моя Тебе жалится,

Всё кручинится и печалится,

Если жгут её слёзы скрытые,

Огорчения незабытые –

То простить меня помоги ты ей.

Ученик.

Ю.Жадовская «К Небесной заступнице»

Мира Заступница, Матерь всепетая,

Я пред тобою с мольбой:

Бедную грешницу, мраком одетую,

Ты благодатью прикрой.

Если постигнут меня испытания,

Скорби, утраты, враги,-

В трудный час жизни, в минуту страдания,

Ты мне, молю, помоги.

Радость духовную, жажду спасения

В сердце мое положи;

В царство небесное, в мир утешения

Путь мне прямой укажи.

Ученик. Вот эта икона живёт в нашем доме очень давно. Она называется «Нечаянная Радость». Стоит человек перед Пресвятой Богородицей и горячо просит её о чём-то своём. Может быть, вот так же опускался на колени перед святым образом и М.Ю.Лермонтов со своей молитвой:

Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

Пред Твоим образом, ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,

За душу странника в свете безродного,

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой Заступнице мира холодного.

Окружи счастьем счастья достойную,

Дай ей спутников полных внимания,

Молодость светлую, старость спокойную,

Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному,

В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

Ты восприять пошли к ложу печальному

Лучшего ангела - душу прекрасную.

Ученик. Евгению Смольянинову, исполнительницу духовных песен, называют золотым голосом России. Давайте послушаем в её исполнении лермонтовскую молитву.

Прослушивание аудиозаписи.

Учитель. Лучшего ангела... «Ангел Божий, Хранитель мой святой, данный мне с небес от Бога на сохранение, усердно молю тебя: ты меня ныне просвети и от всякого зла сохрани, к доброму делу наставь и на путь спасения направь».

Господь создал Ангелов по Своему образу и подобию, и поэтому они неизреченно прекрасны и бессмертны. Слово «Ангел» означает «посланник», и, если Бог посылает Ангела на землю, его нельзя остановить ни стенами, ни замками, ни дверями, и появляется он возле нас тогда, когда мы молим Господа о помощи.

Ученик.

В.А.Афанасьев «Добрый крылатый дух».

Добрый крылатый дух,

Данный мне Богом друг,

Ангел-хранитель мой,

Трудно тебе со мной.

Трудно с собой и мне,

Можно сойти с ума:

Чую — горю в огне...

Вижу — объемлет тьма...

Ты налетал как смерч,

Насмерть стоять готов,

— Твой беспощадный меч

Гнал от меня врагов.

Ныне я слеп и глух,

Сбился опять с пути...

Добрый крылатый дух,

Выведи! Защити!

Ученик.

П.Вяземский «Молитва Ангелу-хранителю»

Научи меня молиться,

Добрый ангел, научи:

Уст твоих благоуханьем

Чувства черствые смягчи!

Да во глубь души проникнут

Солнца вечного лучи,

Да в груди моей забьются

Благодатных слёз ключи!

Дай моей молитве крылья,

Дай полёт мне в высоту,

Дай мне веры безусловной

Высоту и теплоту!

Неповинных, безответных

Дай младенцев чистоту

И высокую, святую

Нищих духом простоту!

Дай, стряхнув земные узы

С прахом страннических ног,

Дай во мне угаснуть шуму

Битв житейских и тревог.

Да откроется Тобою

Мне молитвенный чертог,

Да в одну сольются думу

Смерть, бессмертие и Бог.

Ученик.

Давайте послушаем эту молитву в замечательном исполнении православной певицы Юлии Славянской.

Прослушивание аудиозаписи.

Ученик.

М.Ю.Лермонтов «Ангел»

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел:

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов,

О Боге великом он пел, — и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез,

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой,

И долго на свете томилась она

Желанием чудным полна,

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.
Ученик.

Я. Полонский

Любил я тихий свет лампады золотой,

Благоговейное вокруг нее молчанье,

И, тайного исполнен ожиданья,

Как часто я, откинув полог свой,

Не спал, на мягкий пух облокотясь рукою,

И думал: в эту ночь хранитель Ангел мой

Придет ли в тишине беседовать со мною?..

И мнилось мне: на ложе, близ меня,

В сиянье трепетном лампадного огня,

В бледно-серебряном сидел он одеянье...

И тихо, шепотом я поверял ему

И мысли, детскому доступные уму,

И сердцу детскому доступные желанья.

Мне сладок был покой в его лучах.

Я весь проникнут был божественною силой.

С улыбкою на пламенных устах

Задумчиво внимал мне светлокрылый;

Но очи кроткие его глядели вдаль,

Они грядущее в душе моей читали,

И отражалась в них какая-то печаль...

И Ангел говорил: «Дитя, тебя мне жаль!

Дитя, поймешь ли ты слова моей печали?»

Душой младенческой я их не понимал,

Края одежд его ловил и целовал,

И слезы радости в очах моих сверкали.

Ученик.

И. А. Бунин «АНГЕЛ»

В вечерний час, над степью мирной,

Когда закат над ней сиял,

Среди небес, стезей эфирной,

Вечерний ангел пролетал.

Он видел сумрак предзакатный,-

Уже синел вдали восток, -

И вдруг услышал он невнятный

Во ржах ребенка голосок.

Он шел, колосья собирая,

Сплетал венок и пел в тиши,

И были в песне звуки рая,-

Невинной, неземной души.

"Благослови меньшого брата,-

Сказал Господь.- Благослови

Младенца в тихий час заката

На путь и правды и любви!"

И ангел светлою улыбкой

Ребенка тихо осенил

И на закат лучисто-зыбкий

Поднялся в блеске нежных крыл.

И, точно крылья золотые,

Заря пылала в вышине.

И долго очи молодые

За ней следили в тишине!

Ученик. Моя мама собрала замечательную коллекцию открыток с изображением Ангела. Они очень трогательные: за плечами каждого человека стоит Ангел и охраняет его. Оружие Ангела – свеча, крест или меч. Гораздо реже Ангел изображён с цветами или музыкальными инструментами.

(См. приложение 2)

Ученик. На 19-ое столетие, вошедшее в историю как Золотой век русской культуры, приходятся вершинные явления в литературе, живописи, музыке. Ни одна эпоха не дала России столько бессмертных творений, как 19-ый век. В этом столетии русская культура достигает невиданной высоты и играет заметную роль в развитии всей мировой цивилизации. Крупный вклад в духовную жизнь человечества внесла русская живопись с её горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды.

Огромное полотно «Явление Христа народу» - главное произведение Александра Андреевича Иванова (1806-1858), дело всей его жизни. Над этой картиной он работал почти 20 лет.

Человечество в ожидании своего освобождения – вот что изобразил художник в знаменитой картине. В её основе евангельский сюжет: народ принимает крещение от Иоанна Крестителя и внемлет его словам. «Имеющий глаза,- говорит он,- увидит,- имеющий уши – услышит». Иисус впервые предстаёт перед людьми как явленное слово.

Одно из удивительных произведений Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) – «Богоматерь с младенцем». Богоматерь изображена художником шествующей по облаку; лицо её , вдумчивое и серьёзное, дышит всей прелестью молодости. Младенец, очень похожий на Матерь, слегка наклонившись вперёд, властным движением как бы хочет обнять вселенную. Во всей его фигуре чувствуется неземное откровение.

Картины Ивана Николаевича Крамского заставляют зрителей содрогнуться от стыда и боли за безучастность к тем, кто голодает, бедствует, терпит нужду. Идея великого служения людям воплощена в картине «Христос в пустыне». Иисус Христос изображён в момент раздумий о своём предназначении.

(См. приложение 3)

Учитель. Вы заметили одну очень важную особенность прочитанных стихотворений? Это стихотворения - просьбы, мольбы. Но что просит русский человек? Денег? Богатства? Власти? Славы? Нет. Ему нужен хлеб насущный, Отчизна, живая и здоровая, любовь нужна, терпение нужно и смирение. Давайте послушаем.

Ученик.

Яков Петрович Полонский «Молитва»

Отче наш! Сына моленью внемли!

Все-проникающую,

Все-созидающую,

Братскую дай нам любовь на земли!

Сыне, Распятый во имя любви!

Ожесточаемое

Оскудеваемое

Сердце Ты в нас освежи, обнови!

Дух Святый! Правды источник живой!

Дай силу страждущему!

Разуму жаждущему

Ты вожделенные тайны открой!

Боже! Спаси Ты от всяких цепей

Душу проснувшуюся

И ужаснувшуюся

Мрака и зла и неправды людей!

Вставших на глас Твой услыши мольбу,

И цепенеющую,

В лени коснеющую

Жизнь разбуди на святую борьбу.

Ученик.

А.Толстой «Я задремал, главу понуря...»

Я задремал, главу понуря,

И прежних сил не узнаю;

Дохни, Господь, живящей бурей

На душу сонную мою!

Как глас упрека, надо мною

Свой гром призывный прокати,

И выжги ржавчину покоя,

И прах бездействия смети!

Да вспряну я, Тобой подъятый,

И, вняв карающим словам,

Как камень от удара млата,

Огонь таившийся издам.

Ученик.

К.Романов «МОЛИТВА»

Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать

Лишь Твою милосердую волю,

Научи никогда не роптать

На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить

Ты Своею Пречистою Кровью –

Бескорыстной, глубокой любовью

Научи меня, Боже, любить!

Ученик.

А.Ахматова.

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей

Ученик.

Мне очень нравится «Молитва» Б.Окуджавы. Я хочу спеть её для вас.

«Молитва». Б.Окуджава (гитара).

Пока Земля еще вертится,

пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

чего у него нет:

мудрому дай голову,

трусливому дай коня,

дай счастливому денег,..

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится

Господи, твоя власть!~

дай рвущемуся к власти

навластвоваться всласть,

дай передышку щедрому,

хоть до исхода дня.

Каину дай раскаяние...

И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,

я верую в мудрость твою,

как верит солдат убитый,

что он проживает в раю,

как верит каждое ухо

тихим речам твоим,

как веруем и мы сами,

не ведая, что творим!

Господи мой Боже,

зеленоглазый мой!

Пока Земля еще вертится,

и это ей странно самой,

пока ей еще хватает

времени и огня,

дай же ты всем понемногу...

И не забудь про меня.

Учитель. А сейчас мы послушаем стихотворения- раздумья. Их авторы- ваши одноклассники.

Ученик.

-О, как тяжёл мой крест!

О, Боже, поменяй!

Другой, полегче, крест!

-Ну что же, выбирай.

-Не буду выбирать.

Возьму тот золотой.

Но… не могу поднять!

Нет, явно он не мой.

Не буду выбирать.

Возьму, что весь из роз.

Но как же его взять?!

Он колется до слёз.

Тот маленький возьму

(Свой крест он не узнал).

Бог не вменил в вину.

-Тебя он и спасал.

Ученик.

Шли люди мимо скал,

Неся в руках кресты.

Один из них отстал

И, спрятавшись в кусты,

Креста часть отпилил,

Товарищей догнал,

Доволен – обхитрил! –

Путь дальше продолжал.

Вдруг пропасть впереди.

Откуда здесь мосты?

-Господь, сам нас веди!

-Идите по кресты.

Всё кончилось добром,

И только лишь хитрец

С коротеньким крестом

Нашёл себе конец.

Всегда неверен жест –

Полегче сделать крест.

Учитель. Ещё одна замечательная составляющая духовной поэзии- стихи-благодарения. Толковый словарь определяет благодарность как признательность. А за что благодарны судьбе вы?.. .

Высказывания учеников.

Учитель. Давайте послушаем стихотворение И.А.Бунина «И цветы...».

Ученик.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Ученик.

Д.Мережковский «Вера»

О Боже мой! Благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир – Твой

вечный храм -

И землю, небо и зарю...

Пускай мученья мне грозят, -

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг,

О чем мне звезды говорят...

Везде я чувствую, везде

Тебя, Господь: в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала;

Тебя за полночь и зарю!

За жизнь и смерть –

благодарю!

Ученик.

К.Р.«Хвала Воскресшему»

Хвалите Господа с небес

И пойте непрестанно:

Исполнен мир Его чудес

И славой несказанной.

Хвалите сонм бесплотных сил

И ангельские лики:

Из мрака скорбного могил

Свет воссиял великий.

Хвалите Господа с небес,

Холмы, утесы, горы!

Осанна! Смерти страх исчез,

Светлеют наши взоры.

Хвалите Бога, моря даль

И океан безбрежный!

Да смолкнут всякая печаль

И ропот безнадежный!

Хвалите Господа с небес

И славьте, человеки!

Воскрес Христос! Христос Воскрес!

И смерть попрал навеки!

Учитель. Да, куда ни кинь взор, увидишь - за всё можно благодарить. Нам подарено тело, которое лучше и совершеннее всякого механизма и компьютера. Нам подарена душа. Нам подарен разум, который возвышает нас над животными. Нам подарены чувства - находить счастье и радость в жизни.

Мы порой не ценим это, воспринимаем как должное, само собой разумеющееся.

Я хочу рассказать вам о Григории Петрове, который в числе многих тысяч и тысяч ни в чём не повинных людей оказался в сталинских лагерях. Вспомните «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Далеко от Москвы» В. Ажаева.. .Голод, холод, непосильная работа, издевательства уголовников. Григорий Петров не вернулся из лагеря, умер там, но оставил такие слова, которые были бы гораздо естественней в устах свободной птицы:

Слава Тебе, призвавшему меня к Жизни; Слава Тебе, раскрывшему предо мною небо и землю как вечную книгу мудрости;

Слава твоей вечности среди мира временного; Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости!

Мы услышали умиротворяющий шум леса и сладкозвучную музыку вод, мы ели благоуханные и сладкие плоды и душистый мёд. Хорошо у Тебя на земле, радостно у Тебя в гостях. Мы увидели небо, как глубокую синюю чашу, в лазури которой звенят птицы;

Слава Тебе за благоухание ландышей и роз; Слава Тебе за сладостное разнообразие ягод и плодов; Слава Тебе за алмазное сияние утренней росы;

Слава Тебе за улыбку светлого пробуждения! Слава Тебе за непрестанные заботы обо мне; Слава Тебе за промыслительные встречи с людьми;

Слава Тебе за любовь родных, за преданность друзей, Слава Тебе за кротость животных, служащих мне; Слава Тебе за светлые минуты моей жизни;

Слава Тебе за ясные радости сердца; Слава Тебе за счастье жить, двигаться и созерцать!

Слава Тебе за гениальность человеческого ума; Слава Тебе за животворящую силу труда; Слава Тебе за огненные языки вдохновения!

А вот как заканчивается его благодарение:

«Что моя хвала перед тобой! Я не слыхал пения Херувимов, это удел высоких душ, но я знаю, как хвалит Тебя природа. Я созерцал зимой, как в лунном безмолвии вся земля тихо молилась Тебе, облечённая в белую ризу, сияя алмазами снега. Я видел, как радовалось о Тебе восходящее солнце и хоры птиц гремели славу. Я слышал, как таинственно о Тебе шумит лес, поют ветры, журчат воды, как проповедуют о Тебе хоры светил своим стройным движением в бесконечном пространстве. Слава Тебе, Душе Святый, Животворящее Солнце будущего века».

Удивителен русский человек, русский дух, правда? Когда мы оказываемся свидетелями такого могучего духовного проявления, и наша душа трепещет, отзывается, сопереживает, плачет.

Именно такой отклик рождает в душе фильм «Остров», который мы с вами недавно посмотрели. Давайте вспомним несколько эпизодов из этого фильма.

Просмотр эпизодов (см. приложение 4)

Первый эпизод - расстрел товарища. Малодушие и предательство. Но если задуматься, то за этим открывается Провидение Всемогущего Бога. Желая спасти обоих, Господь попустил это нравственное падение главного героя фильма.

Второй эпизод. Отец Анатолий тридцать лет переживает и кается за свой гнусный поступок, молится о прощении Богу.

Третий эпизод. Наконец по пламенной молитве грешника встретились лицом к лицу «убиенный воин Тихон» и его палач. Но вот что невероятно, мы уже любим их обоих, жалеем их обоих, как когда-то Господь пожалел всех нас, в том числе и собственных палачей. \

Фильм очень глубокий, заставляет задуматься о том, как и во имя чего нужно жить.

«В нём дух святой»,- говорят о хорошем человеке. «Он одержим нечистым духом»,- говорят о злобствующем и упорствующем во зле. Какой дух в нас с вами? Пока мы сами не откроем себя злу, не начнём ему служить, зло не может нас поглотить полностью, а только манит, искушает. Какая от этого защита? Идти навстречу Духу света и истины и не искать тьмы, даже если мы обнаруживаем тьму внутри нас самих. Мы содержим в себе и возможность духовного роста, и возможность духовной погибели, всё зависит от того, в каком направлении пойдём, кого будем призывать на помощь. А поучиться нам есть у кого. Учителя у нас хорошие: и Пушкин, и Лермонтов, и Бунин...

Ребята, благодарю вас за горячее, искреннее участие в работе. Я прошу вас самостоятельно определиться с домашним заданием: по теме урока можно продолжить поиск материала, написать сочинение- размышление, сочинить стихотворение, нарисовать картину, подумать, в каком направлении можно расширить рамки урока…Творите.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconПоложение духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился, и шестикрылый серафим
В российской Федерации 2012 год объявлен Годом российской истории, чтобы привлечь внимание общества к истории отечества и его пути...

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в 7 классе Тема
За разработку данного урока учительница награждена Дипломом призёра Всероссийского профессионального конкурса педагогического мастерства...

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в 8 классе Тема урока: «Поэтический образ зимы в...
Цель урока: сформировать представление о художественном произведении как о звене единой художественной системы

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрока литературы в 5в классе Урок-путешествие Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Тема «М. Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в 5 классе Тема урока «Путешествие в страну Стихландия»
Развивающая: продолжить формирование образного мышления, развивать навык выразительного чтения

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок во 2 – а классе по чтению. Тема урока
Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих...

Урок литературы в 10 классе. Тема урока: «Духовной жаждою томим» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница