Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа)




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа)
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее – рабочая программа) и составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (Приказ МО РФ от 06.10.2009 г. №373).

  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования по литературному чтению. М.: Просвещение,2011.

  • Базисный и примерные учебные планы для I-II классов школ Республики Татарстан, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО (Приказ МОиН РТ от 29 августа 2011г. №9282/11).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010 г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год».




  • Планета Знаний. Литературное чтение. Э.Э. Кац. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2009г.

  • Учебный план МБОУ «Новотимошкинская средняя школа» с родным языком обучения для 1 класса 2011-2012 учебный год в соответствии с ФГОС (Приказ от 06.09.2011г. № 132).

  • Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Новотимошкинская СОШ» Аксубаевского муниципального района РТ (Приказ от 01.09.2011г. №97).


Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Т.М.Андрианова. «Букварь». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

Э.Э.Кац. «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

^ Методические пособия для учителя: Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Букварю» и «Прописям». - М.: АСТ, «Астрель». 2010г.

Э.Э.Кац. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение». - М.: АСТ, «Астрель». 2011г

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.

Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Содержание и построение этого курса определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы. Их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им.В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствует формированию у обучающихся разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

Цели, задачи курса:

  • формирование потребности чтения художественной литературы;

  • развитие навыков чтения вслух и про себя;

  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;

  • развитие устной и письменной речи;

  • формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;

  • развитие воображения, творческих способностей ребёнка;

  • формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;

  • формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

  • обогащение представлений ребёнка об окружающем мире.

Общая характеристика курса

Курс «Литературное чтение» начинается с периода обучения грамоте (51 часов – 25 учебные недели).

Период обучения грамоте включает три этапа:

1)добукварный – 7 часов;

2) букварный – 44 часов;
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

  • «Страна Вообразилия» - 8 часов

  • «Сказки о животных» - 4 часа

  • «Природа и мы» - 3 часа

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 15 ч (2 ч в неделю, 8 учебных недель).


^ Содержание программы

Круг чтения

Страна Вообразилия

С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом дожде», «Обыкновенная история»; К.Чуковский «Храбрецы». «Тараканище (отрывок), «Скрюченная песня»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И. токмакова «пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю. Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б.Заходер (из Я. Бжехвы) «На Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин «Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».

Песенки, считалки, загадки разных народов мира.

^ Сказки

Народные сказки о животных.

«Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»; «Конь и лиса»; «как кролик взял кайота на испуг»; «Гиена и черепаха».

^ Авторские сказки о животных.

К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Смоляное чучелко», «как Братец Кролик перехитрил Братца Лиса»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет «Лягушка в зеркале»; А. Усачев «Пятно»; Б. Сергуненков «Сладкая трава».

Природа и мы

Г. Балл «Кружавинка»; М. Пришвин «Осеннее утро», «Черёмуха»; А. Блок «Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве; Е. чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский «Жаворонок».

Семейное чтение.

К. Чуковский «Тараканище», «Федорино горе»; русские народные сказки «Петушок –золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л. Толстой «Слон», «котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».

^ Навык и культура чтения

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному правильному чтению целыми словами, преодоление возможных пропусков и замены слогов, искажения и повторения слов, развитие внимания к верной постановке ударений, точному прочтению окончаний слов. Изменению силы голоса, выдерживанию пауз

^ Работа с текстом и книгой

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике (в учебнике).

Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам.

Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира. Внимания к личному жизненному опыту.

Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному. Давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт.

Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

^ Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам.

Под руководством учителя ученики 1 класса учатся выразительно читать стихотворения. Учить их наизусть, участвовать в «живых2 картинках, коротких инсценировках.

^ Литературоведческая пропедевтика

Знакомятся со сказкой (народной и авторской); стихотворением; рассказом; малыми фольклорными жанрами, стихотворной рифмой.

Учатся находить рифмы в конце стихотворных строк, получают представление о ритме на уровне прохлопывания в ладоши двусложных размеров, знакомятся с понятиями «автор» и «герой произведения», учатся включать их в свою речь.

^ К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  • сознательно, плавно, правильно читать целыми словами;

  • выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять

силу голоса (скорость чтения вслух примерно 40 слов в минуту);

  • объяснять смысл названия произведения;

  • пересказывать фрагменты текста под руководством учителя;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  • высказывать своё отношение к героям произведения с помощью педагога, опираясь на личный опыт;

  • выразительно читать и учить наизусть стихотворения;

  • сочинять рассказы по рисункам, короткие истории на заданную

тему по вопросам педагога.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное...
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 3 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе учебно-методического комплекса «Школа 2100», а именно:...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение»,...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа педагога
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 1 класса разработана на основе

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 3 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Данная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» создана для учащихся 2 класса общеобразовательной массовой школы мкоу...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа по предмету литературное чтение (умк «Школа 2100») 1 класса
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение" разработана на основе учебно-методического комплекта "Школа-2100", а именно:...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» предназначена для 1-го класса (далее рабочая программа) iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница