Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши




Скачать 398.77 Kb.
НазваниеПрограмма по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши
страница1/3
Дата публикации25.08.2014
Размер398.77 Kb.
ТипПрограмма
www.lit-yaz.ru > Литература > Программа
  1   2   3


Л. А. В А С И Л Ю К Н. В. НАБАТОВА
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

«Л И Т Е Р А Т У Р А Ю Г Р Ы

И К О Н Д И Н С К О Г О К Р А Я»
Программа

по внеклассному чтению

для учащихся начальной школы.

ЛЕУШИ .

2010




Содержание

стр

1.

Пояснительная записка

3-13

2.

Содержание программы

14-31

3.

Требования к ЗУН

32

4.

Список используемой литературы

33-35






























^ Пояснительная записка
Курс по внеклассному чтению «Литература Югры и Кондинского края» для учащихся 1-4 классов может быть составной частью предмета «Литературное чтение» (авторы Программы по предмету « Литературное чтение», реализуемой в процессе обучения в 1-4 классах: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова).

Программа этого курса составлена в соответствии с требованиями современной дидактики начальной школы на основе Программы этих авторов и Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Программа конкретизирует содержание учебных тем по классам ( 1- 4 ), дает распределение учебных часов, необходимых для изучения в каждом из них, рекомендуемую последовательность изучения тем внутри каждого класса, определяет обязательный минимум содержания образовательной программы по литературному краеведению, обозначает перечень текстов для заучивания наизусть и минимальный набор творческих работ учащихся под названием «Проба пера».

Данная программа несет в себе следующие функции:

1. информационно- педагогическую, так как дает участникам образовательного процесса представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета;

2. организационно-планирующую, так как предусматривает структурирование учебного материала, определение его качественных и количественных характеристик.

Место данной программы в Программе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. следующее: на внеклассное чтение по литературному краеведение в течение обучения учащихся в 1-4 классах отводится 34 часа: по 9 часов в 1 и 4 классах и по 8 часов во 2 и 3 классах. Право учителя менять как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения количество часов, отводимых и на курс внеклассного чтения по литературному краеведению в целом и на изучение этого предмета внутри каждого класса (но не более количества тех часов, которые отводятся Программой «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. на уроки по внеклассному чтению).


В структуре данной Программы выделяются следующие разделы:

1. пояснительная записка;

2. основное содержание;

3. требования к уровню подготовки;

4. список используемой литературы.
Кроме этого данная Программа «Литература Югры и Кондинского края» сопровождается следующими материалами:
*тематическим планированием курса, составленным на все четыре года

обучения;
* перечнем промежуточных и итоговых тестовых работ, разработанных как в бумажном варианте (тексты их размещены в Рабочих тетрадях №1-4) , так и на электронных носителях ( их электронный вариант дан на электронном диске) ;


  • перечнем творческих работ исследовательского или проектного

характера, которые учащиеся могут выполнить под руководством учителя и с помощью родителей на протяжении всех четырех лет начальной школы , обучаясь по Программе « Литература Югры и Кондинского края», (темы исследовательских работ и мини - проектов, указания к их содержанию и способы работы над ними помещены в рабочих тетрадях №1-4).

Этот курс является одним из средств воспитания любви к литературному наследию нашего края, патриотизма и гражданственности , формирования у учащихся личной ответственности за сохранение этой культуры и ее преумножение, что является весьма актуальным.

Именно начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания, нравственного отношения к культуре родного края, своего народа и подготовки к восприятию в старших классах сведений по краеведению Югры и Кондинского района на различных предметах: литературе, географии ХМАО, истории ХМАО и т.д.

Вот почему именно так определена в данной Программе
^ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА:
- формирование у учащихся читательского кругозора за счет изучения на уроках внеклассного чтения определенных сведений о литературе Югры и Кондинского края; приобретения опыта самостоятельной читательской

деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности и особенно первоначальных исследовательских и навыков проектирования;
- развитие художественно- творческих и познавательных способностей , эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений , формирование эстетического отношения к искусству слова;


- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы родного края и любви к этой литературе на основе познания ее ценности; формирование у школьников любви к родному краю, к его богатствам и красоте родной природы, описываемой в литературных произведениях, и личной ответственности за его экологию. Формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов ханты и манси.

В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи.
^ ЗАДАЧИ КУРСА:
-дать первоначальные ЗНАНИЯ о литературе родного края, о наиболее известных профессиональных и самодеятельных писателях и поэтах Югры и Кондинского края и их творчестве, об устном творчестве народов ханты и манси; первоначальные ЗНАНИЯ по литературоведению;
-формировать ^ УМЕНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ и КОМПЕТЕНЦИИ первичного анализа литературного произведения как прозаического, так и поэтического характера;
- РАЗВИВАТЬ устную и письменную речь, общий кругозор, читательскую культуру; обогащать нравственно - эстетический опыт ребенка;
- ^ НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ все полученные в процессе обучения знания, умения, навыки, компетенции и способы действия переносить в новую ситуацию и эффективно применять на практике и в обыденной жизни.
- ВОСПИТЫВАТЬ любовь и уважение к своей малой Родине, людям , ее населяющим. бережно относиться к родному краю, культуре и национальным народным традициям.

Данная программа предполагает такое содержание художественной литературы, которое строится на основе ведущих принципов

Ведущими принципами отбора содержания являются следующие :
-художественно-эстетический;

-литературоведческий;

-коммуникативно-речевой.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и базируется на обязательном минимуме круга чтения, изложенном в Федеральном компоненте государственного стандарта по литературному чтению в школе первой ступени.

Вот почему в круг чтения младших школьников вошли следующие произведения:

1.литературное наследие известных мансийских и хантыйских

писателей и поэтов Югры, чьё творчество стало классическим;

В содержание программы включены доступные детям начальной

школы произведения известных Югорских поэтов и писателе: Ювана Шесталова, Андрея Тарханова, Анны Коньково, Еремея Айпина, Юрия Вэллы, Романа Ругина, Микуля Шульгин, Марии Вагатовой.

2. произведения устного творчества народов манси и ханты : загадки, пословицы и поговорки, мифы, легенды, сказки о животных, бытовые и волшебные;

3. стихи самобытных и интересных самодеятельных поэтов Кондинского края, чьи имена и стихи уже достаточно известны широкому читателю, т.к. неоднократно были напечатаны и в средствах массовой информации, и в различных поэтических

сборниках в разные годы: Людмила Нагаева, Людмила Долгих и Яков

Истомин из п. Кондинское ; Людмила Соколкова из п. Ямки, Наталья Понамарева, Игорь Коркишко, Татьяна Демидов, Леонид Куренев, Игорь Щеглов из Междуреченского, Надежда Нагибина из Шугура, а также гордость Леушинской школы – ее бывшие ученики, наши односельчане Надежда Сысоева, Нина Сондыкова и Николай Смирных.

Отбор литературных текстов для изучения учитывает возрастные особенности учащихся и их интересы.

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные и интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии , красоты , учат понимать прекрасное в жизни , формируют в ребенке собственное отношение к действительности .Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется с учетом обязательного минимума к формированию читательского опыта детей. Этот минимум определяется Федеральным компонентом государственного стандарта по предмету «Литературное чтение».

Реализация литературоведческого принципа идет и с учетом особенностей начального этапа обучения при анализе литературного произведения и выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувств, идеи. Оно должно рассматриваться не изолированн, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Большое внимание в данной Программе уделено формированию у учащихся образной зоркости через умение видеть, находить в тексте и осмысливать основные и простейшие средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает многие ведущие литературные жанры: сказки, малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки), легенды мифы, рассказы, стихи, повести или отрывки из них.

При анализе произведений этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно - эстетической идее, художественной форме, композиции литературных произведений.

При обучении детей литературе родного края их знания должны пополниться и элементарными первоначальными представлениями о ритмичности и музыкальности стихотворной речи.

Вместе с тем курс внеклассного чтения по изучению литературы родного края, как и курс литературного чтения в начальной школ, не предполагает знакомства детей с детальными особенностями творчества какого-либо писателя, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.

Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классов , вводится постепенно: лишь в 3 классе для изучения частично представлены яркие, интересные и небольшие по объёму монографические темы: литературные сказки Ю. Шесталова, А. Тарханова, А. Коньковой .

В рамках этих монографических тем предполагается изучение интересных и значительных страничек из биографии писателя, при этом учителю, несомненно, необходимо учитывать возраст детей. Обязательно учитель дает яркий общий обзор творчества того или иного писателя, учителем сообщаются наиболее яркие и существенные особенности его творчества и предлагаются различные виды работ аналитического характера тех его произведений, которые предложены данной Программой для изучения в классе или для самостоятельного чтения и осмысления.
Коммуникативно-речевой принцип, как и в программе Л.Ф. Климановой и др., тоже основан на обязательном минимуме Федерального компонента государственного стандарта по литературному чтению. Этот принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения: от громко речевой формы чтения до чтения про себя. Параллельно с этим ведется целенаправленная работа по умению постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять главное, делить текст на части, озаглавливать его, составлять план, производить сжатый и полный пересказ почитанного, ведется систематическая работа по овладению учащимися приемами выразительного чтения.
Кроме вышеперечисленных умений и навыков учащиеся продолжают постепенно овладевать способами оформления письменной речи в форме небольших изложений, сочинений – описаний, сочинений- рассуждений, сочинений - повествований. Учащимся продвинутого уровня обучаемости по их выбору могут быть предложены для самостоятельной работы сообщения, небольшие рефераты или мини-проекты с элементами исследования.

Свои самостоятельные творческие работы школьники могут представить в виде написанных ими небольших личных стихотворений, сказок, легенд, мифов или произведений малых жанров (при сохранении мансийского, хантыйского или русского стиля написания)
Основа предложенной программы - вариативность.

Учитель вправе выбирать или менять, какие произведения, из предложенных в Программе, обсуждать и изучать с учащимися в классе, а какие давать для самостоятельного чтения и обдумывания; менять или определять количество и перечень тех произведений , которые он будет изучать и обсуждать с учащимися в классе .

Учитель вправе сам решать, какое количество времени он затратит на ознакомление с произведениями той или иной тематики.

Учитель вправе увеличить общее количество часов, отводимое на изучение литературы родного края в каждом классе за счет часов, выделенных в целом программой литературного чтения Л.Ф.Климановой и др. на уроки внеклассного чтения ( но не более того количества часов, которое определяет Программа Л.Ф. Климановой и др .).
Обращаем внимание тех, кто будет реализовывать данную Программу, на логику и принципы расположения содержательного материала в рамках четырехлетнего обучения литературному краеведению учащихся начальной школы.

Как мы уже отметили выше, все предложенные в данной программе темы созвучны темам, изучаемым в рамках программы по литературному чтению в начальной школе (авторы: Л.Ф.Климанова и др.) или, если изучается, программы по краеведению « Мы – дети природы» (авторы: Т.К. Орлова и др.). Они располагаются либо параллельно этим темам, то есть по ходу их изучения, либо после их изучения.

Вот почему предложенный нами курс литературного чтения открывается в первом классе общими сведениями о Ханты- Мансийском автономном округе – Югре и стихами профессиональных и самодеятельных поэтов Югры и Кондинского края, в которых наша малая Родина прославляется.

Именно поэтому во втором классе предлагаются стихи поэтов Югры и Кондинского края о всех четырех временах года как поэтические тетради с их прочтением и осмыслением не только на уровне темы и идеи, но и на уровне их первичного анализа с точки зрения наличия в них наиболее распространенных средств художественной выразительности.

А вот в четвертом классе программа внеклассного чтения по литературному краеведению Югры и Кондинского края ориентирована на поднятие нравственных проблем: проблем не только экологии природы, но и экологии души. Обращение к данному аспекту именно на выпуске из начальной школы нам видится не только полезным , но и значимым.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconРабочая программа по внеклассному чтению в 1 4 классах 2009 2013 г
Программа составлена на основе авторской программы по внеклассному чтению Н. Н. Светловской, О. В. Джежелей

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconЗанятие по внеклассному чтению для учащихся коррекционной школы VIII вида
Морозова О. Н., воспитатель мбс(К)оу «Большеусинская коррекционная школа-интернат»

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconВикторина по внеклассному чтению по произведениям Б. С. Житкова Автор:...
Сегодня на занятии мы вспомним о известном детском писателе Борисе Степановиче Житкове и «прогуляемся по волнам» его произведений....

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconТлизамова Мадина Ибрагимовна
Рабочая программа предназначена для учащихся 3 классов начальной школы и разработана в соответствии с основными положениями Федерального...

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconАвторская программа «Мое здоровье» для учащихся начальной школы Составители:...
Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий...

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconСписок книг по внеклассному чтению для учащихся начальных классов
Полная библиотека внеклассного чтения /Сост. Т. Давыдова, Е. Позина. – М.: Стрекоза, 2007. 301 с

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconРабочая программа по литературному чтению разработана для учащихся...
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», утвержденной...

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для начальной школы, 2 класс, базовый уровень

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconСписок книг по внеклассному чтению для учащихся среднего возраста
В мире русской литературы. Книга для внеклассного чтения. 5 класс /Сост. Т. Ф. Курдюмова, В. Я. Коровина, И. С. Збаровский. – М.:...

Программа по внеклассному чтению для учащихся начальной школы. Леуши iconКонкурс песни для учащихся 1-11 классов, актовый зал 14. 00. Торжественный...
«Литературное кафе», посвященное 150-летию Майрониса (будут прочитаны стихи учащихся школы)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница