Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011




НазваниеМетодические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011
страница1/6
Дата публикации20.07.2013
Размер0.97 Mb.
ТипМетодические указания
www.lit-yaz.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



санкт-петербургский государственный университет сервиса и экономики

кафедра «менеджмент таможенного и страхового сервиса»

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

(ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

МЫСЛИ, ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ,

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ)

Методические указания

по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200.62 «Менеджмент»

Санкт-Петербург 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . ....,..,4

^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЬШОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ

И КУРСОВОЙ РАБОТ .......4

2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ....5

СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАДАНИЯ I. , ........5

3 ^ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ „23

СИТУАЦИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ,.25

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ „.34

ПРИЛОЖЕНИЯ ,.42
ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)» изучается в течение двух семестров.

Успешное овладение содержанием дисциплины предполагает интенсив­ную, систематическую самостоятельную работу

Основными видами самостоятельной работы являются:

  1. самостоятельная работа с литературой;

  2. подготовка к семинарам, практическим занятиям, зачетам и экзаменам;

  3. подготовка эссе, докладов (рефератов);

  4. подготовка контрольных и курсовых работ.

Для наиболее эффективного усвоения материала, с литературой, реко­мендуемой преподавателем, необходимо ознакомиться до занятия. К каждому занятию студент должен выполнить соответствующее домашнее задание (тес­товый материал и/или практические задания, конкретные ситуации, задачи) и подготовиться к контрольному тестированию.

В конце первого семестра студенты заочного отделения выполняют кон­трольную работ}7. Она дает представление и свидетельство об уровне знании учащихся в соответствующей области, способствует развитию их мыслитель­ной деятельности, учит анализировать и делать выводы.

Данная работа должна быть самостоятельным научно-практическим ис­следованием студента, имеющим целью закрепить и систематизировать знания, полученные в период обучения.

В конце всего курса изучения дисциплины учащимися очного и заочного отделения выполняется курсовая работа.

Курсовая работа позволяет студентам более глубоко ознакомиться с од­ной из тем изучаемой дисциплины, выявить сложность и многогранность управленческого процесса, взаимосвязанность различных направлений дея­тельности организации, а также сформировать умение предложить решение вы­явленных проблем.
^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ И КУРСОВОЙ РАБОТ

Целью выполнения контрольной и курсовой работ по дисциплине «Тео­рия менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, орга­низационное поведение)» является закрепление у бакалавров базового ком­плекса теоретических знании и формирование практических навыков области управления организацией по самостоятельному решению проблемы, по приня­тию на себя ответственности, по нахождению конструктивных решений, по вы­ходу из кризисной ситуации и т.д.

Сроки выполнения письменных самостоятельных работ определяются учебным графиком по направлению 080200.62.

Оформление курсовой работы осуществляется согласно «Требованиям к оформлению письменных работ студентов (рефераты, контрольные, курсовые и дипломные работы)» - СПб.: Изд-во СП6ТАСЭ, 2004.
^ 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические советы по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения:

Она должна содержать:

— Титульный лист;

  • Содержание;

  • Введение;

— Основная часть: задание I и II;

  • Заключение;

  • Список использованных источников.

При выполнении контрольной работы необходимо изучить не менее 10 литературных источников и в тексте сделать ссылку на каждый из них. Совер­шенно исключается дословное заимствование текста из учебных пособий и ли­тературы. Литературные источники должны обязательно включать статьи из периодических издании (журналы, газеты и т.д.). Могут использоваться статьи, представленные на официальных сайтах Интернет.

Оформление списка литературы -- согласно ГОСТ 7.1-2003. (образец оформления см, приложение Е).

Общий объем контрольной работы составляет не менее 20 страниц маши­нописного текста.

Задание I. Анализ предложенной ситуации. Необходимо дать письмен­ный ответ на поставленные вопросы. Выбор ситуации, делается согласно по­следней цифре в зачетной книжке студента.

Задание П. Информационно-аналитическая часть

Требуется провести системный анализ организации и ее функциональ­ных подразделений, системы управления, элементов внутренней и внешней среды. Выбор организации - объекта исследования - осуществляется по пара­метрам предложенным преподавателем кафедры.
^ СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА ЗАДАНИЯ I.

Ситуация 1

Свод законов царя ВавилонииХаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.)1 Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков, Согласно одному из них родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. Если замужнюю женщину обнаруживали с лю­бовником, то ее бросали в воду, а на неверного мужа можно было только жа­ловаться в суд. За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстригавшем височных волос. За убийство мужа виновницу сажали на кол. За злословие на родителей отрезали язык, за побои — отрубали руку. Муж ничего не получал из приданого покойной жены — оно принадлежало детям. Напро­тив, вдове возвращали ее приданое и подарки мужа, она пользовалась остав­ленным имуществом совместно с детьми.

Начальники за притеснение солдат подвергались смертной казни. За во­ровство полагалась смертная казнь, за кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. К вору приравнивался продавший потерян­ную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купил не заведомо краденое. Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому — 5, но за неудачную — лишался рук.

Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки, по мерке за каждую единицу пространства. Если дом обрушился и задавил хозяина, архи­тектор подвергался казни; если погибал сын хозяина, казнили сына архитекто­ра, В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производился архи­тектором. Те же принципы действовали по отношению к корабельщикам и представителям других профессий.

Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исключительно с учетом материального вреда для личности или опасности для государства и общества, Он гарантировал права всем замужним женщинам на личную безо­пасность, в нем полностью отсутствовало правило родовой мести. Поэтому считается, что законы Хаммурапи впервые создали правильно организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам,

Вопросы:

Можно ли считать данный документ свидетельством зарождения челове­ческой гуманности. Какие позитивные и негативные стороны наблюдаются у этого явления?

Чьи интересы защищали эти законы?

Признаки возникновения каких современных функций менеджмента можно заметить на данном этапе развития науки управления?

Ситуация 2

Из книги китайского реформатора Шан Яна (390 - 338 гг. до н. э,)2

Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью... Если правитель выпустит из своих рук власть, ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель, он внушает трепет...

Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо

1 См.: Хачатурян В. М. История мировых цивилизац только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного — из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И то­гда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные...

Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нель­зя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником... или простолюдином...

Вопросы:

Учитывая тот факт, что в рассматриваемый исторический период в Китае возникло первое могучее рабовладельческое государство и начало развиваться крупное строительство, как оценить значение проводимых реформ?

К какому стилю руководства можно отнести законы Шан Яна?

Как осуществлялось стимулирование деятельности подчиненных?

Ситуация 3

Основоположники менеджмента3

Классиками менеджмента сегодня принято считать новаторов и пропа­гандистов опыта управления начала XX в., который приобрел универсальное значение. Глава администрации французского горнометаллургического комби­ната А. Файоль создал синтезированную концепцию управления фирмой, аме­риканские инженеры Ф. У. Тейлор и Г. Эмерсон разработали соответственно основы рационального управления производством и общие принципы эффек­тивной хозяйственной деятельности. В связи с этим А. Файоля называют осно­воположником классического, или административного, менеджмента, а Ф. У, Тейлора и Г. Эмерсона относят к основателям научного (рационального) ме­неджмента. Предпринимателя Г. Форда причисляют либо к той, либо к другой школе.

Причисляя Г. Форда к основоположникам науки управления, авторы не находят у него ничего, что относилось бы непосредственно к менеджменту, и излагают, по существу, производственную и социальную философию (фор­дизм), а это разные вещи. В авторитетной зарубежной литературе по управле­нию этот миф отсутствует.

В западную экономическую науку имя Г. Форда вошло прежде всего в связи с внедрением поточного (конвейерного) метода сборки автомобилей. Сделав его основой производственного процесса, компания «Форд Мотор» со­вершила грандиозный прорыв в будущее, в чем и состоит главная историческая заслуга Г. Форда. Сам же по себе конвейер не гарантировал успеха на рынке. Давая оценку Г. Форду как руководителю компании, который единолично вы­рабатывал ее стратегию, распределял ресурсы и принимал все важнейшие ре­шения, и его современники, и теперешние американские специалисты единодушно подчеркивали те черты его стиля управления, которые шли вразрез с наиболее эффективными для того времени приемами управления. Рыночная же стратегия Г. Форда стала хрестоматийным примером ошибочного решения превратить автомобиль в объект массового маркетинга и действовать с помо­щью «цен проникновения».

Секрет коммерческого взлета Г. Форда достаточно прост и определялся не столько его «гением», сколько удачными решениями, принятыми им (но за­родившимися у его менеджеров) в тот момент, когда автомобильный рынок только формировался, когда простой, дешевый, выносливый, хотя и однотип­ный автомобиль (модель «Т» образца 1908 г.) стал самым популярным в США средством передвижения. Однако во второй половине 20-х гг. неизменная и ка­завшаяся Г, Форду неуязвимой стратегия потерпела фиаско, а место лидера за­няла корпорация «Дженерал Моторс», развернувшая выпуск более совершен­ных, комфортабельных и элегантных автомобилей различных моделей и разной Цены.

Для Г. Форда это стало не временной неудачей, а крахом концепции биз­неса, изначально ориентированной на удешевление продукта за счет наращи­вания объема выпуска и жесткой экономии на всем, кроме затрат на рациона­лизацию и интеграцию производства. Г. Форд не допускал потерь времени, пе­рерасхода энергии и материалов, свел к минимуму ручной труд, но до конца 20-х гг., пока его не вынудила к этому конкуренция «Дженерал Моторс», счи­тал лишними издержки на модификацию и диверсификацию продукта, новые конструкторские разработки, испытательный полигон, на изучение спроса и совершенствование аппарата управления, который все более отставал от разви­тия и усложнения организационной структуры компании. Иными словами % это было поражение предпринимательского руководства под напором наби­равшего силу менеджеризма.

Если Ф. У. Тейлор делал упор на такие факторы рационального управле­ния, как выдача индивидуальных производственных заданий, учет и контроль, установление производственных нормативов, координация работы отдельных участков и звеньев и т. п., что требовало значительного управленческого пер­сонала и иерархии менеджеров, то Г. Форд доказывал их ненужность. По его представлению, налаженный производственный цикл сам задает направление, ритм и нормативы работ, автоматически расставляя все по своим местам. Бла­годаря этому менеджеры не превращаются в контролеров, учетчиков и «произ­водителей» ненужных бумаг. Следовало учитывать лишь общую выработку, а высшему руководству - следить за тем, чтобы все отделы работали согласован­но, в одном направлении. Вот и вся «наука» управления по Форду.

Подменив высшее звено менеджмента своим интуитивно-волевым руко­водством, Г. Форд уверовал в то, что расширение поточного производства не­сменяемого продукта автоматически решает все текущие задачи управления. Он гордился отсутствием каких-либо организационных схем, четкого распре­деления обязанностей, производственных совещаний (кроме тех, которые сам считал нужным проводить), минимальными горизонтальными связями между отделами, работой без «лишней документации» и «лишних людей», полагая,

что его воли и интуиции вполне достаточно, чтобы отлаженный исполинский механизм работал сам собой.

Фордовские технологические приемы отнюдь не были принципиально новыми: экономика массового производства и «научное» управление развива­лись на протяжении второй половины XIX в. Устройства типа конвейера, по­зволявшие сделать процесс непрерывным, использовались и раньше, например на мясокомбинатах, а ленточные транспортеры применялись на зерновых эле­ваторах, в литейных цехах и других производствах. Способ экономики средств благодаря перевозке автомобилей в разобранном виде (чтобы лучше использо­вать площадь железнодорожных платформ) подсказал Г. Форду строитель ав­тозавода в Хайленд-парке американский архитектор А, Кан. Интеграцию про­изводства и добычи сырья задолго до Г. Форда применяли Дж. Рокфеллер, Э, Карнеги и ряд других крупных промьппленников. Сбыт продукции через ди­лерскую сеть практиковался еще в 80-е гг. XIX в. компанией С. Маккормика по выпуску сельскохозяйственных машин.

Опыт творцов фабричного менеджмента распространился достаточно широко, и инженеры, и менеджеры, служившие у Г. Форда, были, безусловно, знакомы с этим опытом. Многие крупные предприниматели самостоятельно внедряли аналогичные методы и добивались повышения эффективности произ­водства. Так, «стальной король» Э. Карнеги, выработавший привычку к рацио­нализации и измерению затрат за время работы в железнодорожной компании, в конце ХЕК в. добился снижения издержек во всех звеньях сталеплавильного процесса. Первыми менеджериальными корпорациями в США еще в середине XIX в. стали железные дороги, а затем телефонные компании и коммунальные предприятия.

Нет оснований причислять к первым организаторам массового капитало­емкого производства именно Г. Форда, а не того же Э. Карнеги или Д. Рокфел­лера. Так, «Стандард Ойл» в 1882 г. стала первой промьппленной компанией с высшим звеном менеджмента. С учетом организационного построения лучший, чем у Г. Форда, менеджмент имела на рубеже столетии объединенная компания «Дженерал Электрик», у истоков которой стоял Т. Эдисон, и особенно компа­ния «Дюпон де Немур». Все они из семейного бизнеса превратились в корпо­рации менеджериального типа, тогда как компания Г. Форда эволюционирова­ла в обратном направлении, что роковым образом отразилось на качестве управления.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания по выполнению контрольной и курсовой работ...
Теория менеджмента (история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение)

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания к выполнению курсовой работы (на примере создания...
В соответствии с учебным планом по дисциплине «Автоматизация технологических процессов и производств» студенты специальности 220301....

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания по курсовой работы для студентов заочной формы обучения
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной формы обучения. Содержат рекомендации по написанию курсовой работы...

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания по контрольной работе для студентов направления 100100. 62 «Сервис»
Одобрены на заседании кафедры «Прикладная физика», протокол №4 / 10-11 от 20. 04. 2011 г

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconПрограмма дисциплины «Этика бизнеса» для направления 080200. 62 «Менеджмент»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания к лабораторным наборам предназначены для студентов,...
Металлургическая гидроаппаратура: Методические указания к лабораторным работам / Санкт-Петербургский государственный горный институт...

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconПрограмма дисциплины Отечественная история для направления 080200...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические рекомендации и указания к выполнению контрольной работы...
Написание контрольной работы, наряду с зачетом, является завершающим этапом изучения и освоения курса «Креативный менеджмент» и важным...

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания по контрольной и курсовой работам для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» Санкт-Петербург 2011 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы Содержание контрольной работы
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности: 080507. 65 " Менеджмент организации" заочной формы обучения,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница